ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1144/18 от 26.09.2018 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2-1144/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кандалакша 26 сентября 2018 года

Кандалакшский районный суд Мурманской области

в составе:

судьи Лебедевой И.В.,

при секретаре Захаровой Е.Г.,

с участием

представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в Кандалакшском районном суде Мурманской области исковое заявление государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» к ФИО2 о взыскании неправомерно полученных денежных средств,

установил:

Государственное областное казенное учреждение «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании неправомерно полученных денежных средств. В обоснование заявленных требований указало, что решением от 12 июня 2010 года № 1320 ФИО2 с 01 апреля 2010 года установлена ЕЖКВ по оплате жилого помещения: <адрес>, по основанию «семьи, имеющие детей-инвалидов». ФИО4, <дата> года рождения, являлся ребенком-инвалидом. На основании заявлений ФИО2 и справок МСЭ выплата ЕЖКВ продлевалась на следующий период. С 01 июня 2013 года ФИО4 инвалидность установлена на срок до <дата>. Также в соответствии с положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ЗМО № 1116-1-ЗМО «О реализации переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий по реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг» ФИО2 была предоставлена компенсация расходов на капитальный ремонт решением от <дата><номер>. В сентябре 2017 года в ГОКУ «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» поступили сведения о смерти ФИО4 Выяснилось, что ФИО4 умер <дата>. В связи с не извещением учреждения об обстоятельствах, влияющих на право получения выплат, ФИО2 неправомерно получены ЕЖКВ в размере 93307 руб. 73 коп. за период с 30 октября 2013 года по 31 августа 2017 года, ККР в размере 480 рублей за период с 01 января 2016 года по 30 апреля 2016 года. После обнаружения переплат учреждение обратилось к ФИО2 с требованием о возврате денежных средств. На счет учреждения 13 марта 2018 года поступили денежные средства в размере 24553 руб. 63 коп. в качестве возврата ЕЖКВ. Учреждение повторно направило ФИО2 24 мая 2018 года требование о возврате денежных сумм. До настоящего времени денежные суммы не возвращены. Просит взыскать с ФИО2 неправомерно полученные денежные средства в размере 69234 руб. 10 коп., из которых ЕЖКВ – 68754 руб. 10 коп., ККР 480 руб. 00 коп.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что о том, что ФИО4 умер учреждение узнало только в сентябре 2017 года.

Ответчик в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями, указала, что поскольку банковская карта, на которую перечислялись денежные средства, находилась у дочери, обучающейся в <адрес>, она не знала о том, что выплаты денежных средств продолжаются.

Суд, заслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса. Правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (часть 2 статьи 1102 указанного Кодекса).

Частью 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Закон Мурманской области от 29 июня 2009 года N 1116-01-ЗМО "О реализации переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг" предусматривает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг, являющихся полномочием Российской Федерации и переданных для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В силу статьи 1 ЗМО инвалиды обладают правом на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг.

Статьей 3 ЗМО установлены, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются в денежной форме согласно правилам, установленным Правительством Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 21 апреля 2010 года N 171-ПП утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и(или) коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан в Мурманской области, а также Порядок определения размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее Правила).

Постановлением Правительства Мурманской области от 22.03.2016 N 118-ПП утверждены Правила компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан, определенным федеральным законодательством.

Согласно пунктам 1.2, 1.3 Правил под компенсацией расходов понимается - мера социальной поддержки, предоставляемая в виде ежемесячной денежной выплаты на уплату взноса на капитальный ремонт

Взнос на капитальный ремонт - расходы собственника (собственников) жилого помещения на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанные исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области, на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством Мурманской области, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Правом на предоставление компенсации расходов обладают инвалиды I и II групп, дети-инвалиды, граждане, имеющие детей-инвалидов, являющиеся собственниками жилых помещений, расположенных на территории Мурманской области (далее - граждане).

Судом установлено, что ФИО4, <дата> года рождения, являлся ребенком-инвалидом.

Решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» № 1320 от 12 июня 2010 года ФИО2 установлена ЕЖКВ с 01 апреля 2010 года 31 мая 2011 года по <адрес>, с указанием категории льготников: семьи, имеющие детей-инвалидов.

Решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от 21 июня 2011 года № 1320/2 ЕЖКВ продлена с 01 июня 2011 года по 31 мая 2013 года в связи с продлением инвалидности на основании заявления ФИО2

Решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» от 05 сентября 2013 года № 1320/3 на основании заявления ФИО2 ФИО4 установлена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата в размере 3669 руб. 81 коп. с 01 июня 2013 года по 01 марта 2026 года. Категория льготника: ребенок-инвалид до 18 лет.

Решением ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» № 252 от 22 марта 2016 года ФИО2 установлена компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, как гражданину, имеющему ребенка-инвалида с 01 января 2016 года по 01 марта 2026 года.

Согласно сообщению Отдела записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования г. Мончегорск с подведомственной территорией от <дата>, ФИО4, <дата> года рождения, умер <дата>, актовая запись о смерти <номер> от <дата>.

Согласно расчетам, переплата ЕЖКВ за период с октября 2013 года по август 2017 года составила 93307 руб. 73 коп., переплата ККР составила 480 рублей.

11 декабря 2017 года в адрес ФИО2 направлено требование о возврате необоснованно полученных денежных средств.

Платежным поручением № 5 от 13 марта 2018 года ФИО2 на счет ГОКУ «Кандалакшский межрайонный ЦСПН» перечислены денежные средства в размере 24553 руб. 63 коп. в счет возврата ЕЖКВ.

Остаток задолженности составил: ЕЖКВ - 68754 руб. 10 коп., ККР - 480 рублей.

24 мая 2018 года в адрес ответчика направлено требование о возврате денежных средств, которое до настоящего времени не исполнено.

Пунктом 4.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 21 апреля 2010 года N 171-ПП установлено, что в случае возникновения у граждан обстоятельств, влекущих изменение объема или прекращение предоставления ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, граждане обязаны в течение 14 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств известить об этом учреждение.

При представлении гражданами сведений об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты или ее прекращение, соответствующее решение принимается учреждением в течение 10 дней со дня поступления заявления и необходимых документов.

В случае если получатель ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты в установленный срок не представил учреждению сведения об обстоятельствах, изложенных в настоящем пункте, необоснованно полученные денежные средства независимо от периода их предоставления и общей суммы засчитываются в счет будущей ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты. При отсутствии права на получение гражданином ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты денежные средства возвращаются гражданином, а при отказе от возвращения взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из приведенной выше нормы следует, что необоснованное получение денежных средств влечет за собой принудительное взыскание.

Расчеты, представленные истцом, ответчиком не оспорены, иного расчета суду не представлено, в связи с чем, с ФИО2 в пользу истца подлежат взысканию необоснованно полученные денежные средства в размере 69234 руб. 10 коп., из которых ЕЖКВ- 68754 руб. 10 коп., ККР – 480 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход соответствующего бюджета пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что исковые требования удовлетворены, от уплаты государственной пошлины истец освобожден, с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2277 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» к ФИО2 о взыскании неправомерно полученных денежных средств удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу государственного областного казенного учреждения «Кандалакшский межрайонный центр социальной поддержки населения» денежные средства в размере 69234 руб. 10 коп.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере 2277 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья И.В.Лебедева