Дело № 2-1145/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Минаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Элисты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Элисты, ФИО1 о признании разрешения на строительство незаконным, обязании демонтировать объект,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Элисты обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском, мотивируя его следующим. Прокуратурой г. Элисты по результатам проверки исполнения требований федерального законодательства при выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства установлено, что на основании постановления Администрации г. Элисты № 117 от 27 февраля 2015 г. по договору аренды земельного участка № 257/2015 от 27 февраля 2015 г. Администрацией г. Элисты предоставлен ФИО2 в аренду земельный участок из земель населённых пунктов, государственная собственность на которые не разграничена с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., предназначенный для строительства магазина-офиса, расположенный по адресу: <адрес>, на срок с 27 февраля 2015 г. по 26 февраля 2025 г. Дополнительным соглашением от 23 сентября 2016 г. к указанному договору изменено назначение земельного участка на «спорт». 10 июня 2017 г. ФИО2 заключён договор уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды № 257/2015 от 27 февраля 2015 г. с ФИО3, согласно которому последнему перешли все права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка. Дополнительным соглашением от 23 августа 2017 г. к указанному договору уточнён адрес нахождения земельного участка: <адрес>. 17 ноября 2017 г. ФИО3 заключён договора уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды № 257/2015 г. от 27 февраля 2015 г. с ФИО1, согласно которому последнему перешли все права и обязанности по указанному договору аренды земельного участка. 16 апреля 2019 г. ФИО4, действующая в интересах ФИО1, обратилась в Администрацию г. Элисты с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Спорткомплекс», расположенного по адресу: <адрес>. 23 апреля 2019 г. Администрацией г. Элисты выдано разрешение № 08-RU08301000-28-2019 на строительство указанного объекта. Данное разрешение на строительство выдано с нарушением установленного законом порядка, поскольку согласно документам территориального планирования муниципального образования г. Элисты указанный земельный участок находится к рекреационной зоне зеленых насаждений, на данной территории проектируется размещение парка районного значения. Поскольку одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства является несоответствие разрешённому использованию земельного участка, то разрешение на строительство выдано незаконно. Неправомерная выдача разрешения на строительство Администрацией г. Элисты привела к нарушениям требований земельного, градостроительного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и конституционных прав неопределенного круга лиц на пользование зелёной зоной. Учитывая, что ФИО1 ведутся строительные работы и возведён лоточный объект в рекреационной зоне зелёных насаждений, производство работ нельзя признать законным и объект подлежит демонтажу. Просит признать разрешение № 08-RU08301000-28-2019, выданное 23 апреля 2019 г. Администрацией г. Элисты ФИО1 на строительство объекта капитального строительства «Спорткомплекс», расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; обязать ФИО1 демонтировать объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., по адресу: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела прокурор г. Элисты уточнил исковые требования, просил признать разрешение № 08-RU08301000-28-2019, выданное 23 апреля 2019 г. Администрацией г. Элисты ФИО1 на строительство объекта капитального строительства «Спорткомплекс», расположенного по адресу: <адрес>, незаконным; обязать ФИО1 демонтировать объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., по адресу: <адрес>. Указал, что дополнительными соглашениями от 30 апреля 2015 г., 23 сентября 2016 г. к договору аренды земельного участка № 257/2015 от 27 февраля 2015 г. кадастровый номер земельного участка площадью 900 кв.м., по адресу: <адрес>, изменён с № на №.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Элисты Буринова А.М. уточнённые исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом, уточнённом исковом заявлениях.
Представитель ответчика Администрации г. Элисты ФИО5 в соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнённые исковые требования признал в полном объёме.
Ответчик ФИО1, извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не представлял. В предыдущем судебном заседании уточнённые исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель ответчика ФИО1 - ФИО6 в судебном заседании указал, что ФИО1 по семейным обстоятельством выехал за пределы Республики Калмыкия, не возражал о рассмотрении дела в его отсутствии. По существу заявленных прокурором г. Элисты исковых требований представитель ФИО1 ФИО6 просил в удовлетворении уточнённых исковых требований отказать, указав на законность выданного ФИО1 разрешения на строительство № 08-RU08301000-28-2019 от 23 апреля 2019 г., сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях, приобщённых к материалам дела.
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, возражений, ходатайств об отложении судебного заседания не представлял.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд находит заявленные исковые уточнённые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений является правила землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки городского округа и внесение в них изменений относятся к вопросам местного значения городского округа.
Город Элиста является муниципальным образованием, наделённым статусом городского округа (статья 3 Закона Республики Калмыкия от 23 ноября 2011 г. № 308-IV-З «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Калмыкия», статья 2 Устава города Элисты Республики Калмыкия, принятого решением Элистинского городского Собрания от 16 июня 2004 г. № 1).
Правила землепользования и застройки города Элисты утверждены решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 г. № 1.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Элисты в Перечень основных видов разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков для зоны общественно-деловой застройки входят спортивные площадки без установки трибун для зрителей, раздевальные и душевые помещения для посетителей спортивных объектов, здания и сооружения технологически связанные с проведением спортивных соревнований и физкультурных мероприятий, площадки для сбора мусора.
Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учётом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такой план, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны (пункты 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, ч. 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений является основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Согласно пункту 2 части 3, подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план должен содержать, в частности, карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа.
В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, спорный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером № (ранее №), по адресу: <адрес>, поставленным на кадастровый учет 11 февраля 2014 г., площадью 900 кв.м., вид разрешенного использования: спорт, имеющем ограничение прав – аренды сроком действия с 21 ноября 2017 г. по 26 февраля 2025 г. в пользу ФИО1 Указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на 2 марта 2020 г.
Так, постановлением Администрации г. Элисты № 5723 от 24 декабря 2013 г. Администрацией г. Элисты предоставлен в аренду ФИО2 земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предназначенный для строительства магазина-офиса сроком на 1 год, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
На основании указанного постановления 27 февраля 2015 г. между Администрацией г. Элисты и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты Республики Калмыкия для строительства магазина-офиса № 257/2015, в соответствии с которым ФИО2 приняла на условиях аренды сроком на 10 лет с 27 февраля 2015 г. по 26 февраля 2025 г. вышеуказанный земельный участок для строительства магазина-офиса. Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В соответствии с дополнительным соглашением от 30 апреля 2015 г. в связи с изменением кадастрового номера земельного участка в договор аренды земельного участка № 257/2015 от 27 февраля 2015 г. внесены изменения в части указания кадастрового номера земельного участка, заменены слова «№» на «№».
Дополнительным соглашением от 23 сентября 2016 г. в указанный договор аренды земельного участка внесены изменения в части вида разрешённого использования с «магазина-офиса» на «спорт».
Согласно договору уступки права аренды земельного участка от 10 июня 2017 г., заключенному между ФИО2 и ФИО3, последнему перешли права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым номером № с видом разрешённого использования «спорт», площадью 900 кв.м.
Постановлением Администрации г. Элисты № 2007 от 14 августа 2017 г. спорному земельному участку присвоен адрес: <адрес> вместо адресного ориентира: <адрес>.
Постановлением Администрации г. Элисты № 2008 от 14 августа 2017 г. утвержден градостроительный план земельного участка из земель населённых пунктов, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Элисты, с кадастровым номером № площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешённого использования «спорт».
Из представленного градостроительного плана земельного участка № RU08301000-03/17-61 следует, что на земельном участке с кадастровым номером 08:14:030657:323 объекты капитального строительства отсутствуют, данный земельный участок на основании Правил землепользования и застройки г. Элисты, утвержденных решением № 1 от 27 декабря 2010 г. Элистинского городского Собрания, расположен в территориальной зоне – зоне общественно-деловой застройки (ОД-18).
Дополнительным соглашением от 23 августа 2017 г., заключённым между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и ФИО3, внесены изменения в договор аренды спорного земельного участка в части его адреса «<адрес>».
На основании договора уступки права аренды земельного участка от 17 ноября 2017 г., заключённого между ФИО3 и ФИО1, последний приобрел права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка № 257/2015 от 27 февраля 2015 г. Указанный договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия 21 ноября 2017 г.
Таким образом, ФИО1 приобрел права и обязанности арендатора в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешённого использования «спорт», по договору аренды земельного участка № 257/2015 от 27 февраля 2015 г. При этом срок договора аренды земельного участка с кадастровым номером № по договору № 257/2015 от 27 февраля 2015 г. составил 10 лет, что не соответствует сроку (1 год), указанному в постановлении Администрации г. Элисты № 5723 от 24 декабря 2013 г., на основании которого и был заключен данный договор.
16 апреля 2019 г. ФИО1 в лице своего представителя ФИО4 обратился в Администрацию г. Элисты с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «Спорткомплекса», расположенного по адресу: <...>, к которому приложил проектную документацию, выполненную ООО «Гео-Граф».
23 апреля 2019 г. Администрацией г. Элисты выдано ФИО1 разрешение на строительство № 08-RU08301000-28-2019 сроком действия до 30 апреля 2020 г. объекта капитального строительства «Спорткомплекс» площадью застройки 531,27 кв.м.
Данные обстоятельства подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО12 Также данный свидетель указал, что за выдачей разрешения на строительство объекта они обращались в Администрацию ранее (март и ноябрь 2019 г.). Между тем Администрация г. Элисты дважды им отказывала в выдаче разрешения на строительство объекта недвижимости с указанием причин, которые в последующем были ФИО1 устранены. В своих отказах Администрация г. Элисты вопрос о нахождении земельного участка в рекреационной зоне зелёных насаждений не поднимала как правовое основание для отказа в получении разрешения на строительство.
У суда не имеется основания для сомнений в достоверности показаний свидетеля ФИО12, поскольку её показания не противоречат установленным обстоятельствам дела.
Из акта осмотра от 6 марта 2020 г., фотоснимков видно, что земельный участок с кадастровым номером № огорожен металлическим забором, который установлен по границе земельного участка. На земельном участке ведутся строительные работы по возведению объекта капитального строительства, на момент осмотра объект представляет собой ленточный бетонный объект прямоугольной формы, длина которого составляет 29,8 м., ширина – 18 м.
Из выкопировки Правил землепользования и застройки г. Элисты земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относится территориальной зоне – зоне общественно-деловой застройки, на которой допустимо размещение физкультурно-спортивных комплексов.
Вместе с тем согласно выкопировке Генерального плана г. Элисты данный земельный участок, а также возведённый объект недвижимости находятся в рекреационной зоне – зоне зелёных насаждений общего пользования.
Отнесение земельных участков в составе рекреационных зон к землям населённых пунктов прямо предусмотрено подпунктом 5 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Такие земельные участки в силу пункта 9 этой статьи Кодекса используются для отдыха граждан.
Статьёй 98 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (части 9 и 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство даёт застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пунктов 4, 10 статьи 2 и части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, на котором находится возводимый ответчиком ФИО1 объект недвижимости, относится к зоне зелёных насаждений, на котором согласно Генеральному плану города Элисты не запланировано возведение объекта капитального строительства «Спорткомплекс» и на основании вышеуказанных норм недопустимо возведение объекта капитального строительства спорткомплекса. При установленных в судебном заседании обстоятельствах, выданное Администрацией г. Элисты ФИО7 разрешение на строительство № 08-RU08301000-28-2019 от 23 апреля 2019 г. нельзя признать законным, в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Довод представителя ответчика ФИО1 ФИО6 о законности выданного разрешения на строительство в рекреационной зоне спорткомплекса, со ссылкой на статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании правовых норм.
Статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся, в том числе объекты физической культуры и спорта.
Между тем генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом суд отмечает, что генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании на момент подачи заявления о выдачи разрешения на строительство, на момент выдачи ФИО1 разрешения на строительство (23 апреля 2019 г.) и на момент рассмотрения данного гражданского дела по существу в квартале №, где находится предоставленный ФИО1 в аренду земельный участок, в установленном законном порядке не было запланировано в целях стратегического градостроительного развития и планирования территории города Элисты строительства каких-либо объектов физической культуры и спорта. Земельный участок с кадастровым номером 08:14:030657:323 находится в рекреационной зоне зелёных насаждений и как следует из экспликации Генерального плана города Элисты на данной территории планируется размещение парка районного значения. Доказательств, подтверждающих внесения изменений в Генеральный план города Элисты в части указанной территории, суду представлено не было.
Довод представителя ответчика ФИО1 ФИО6 о том, что рядом с арендуемым земельным участком находится земельный участок с расположенным на нём объекте недвижимости, используемого как продовольственный магазин, значения для рассмотрения настоящего дела не имеет. Законность предоставления близлежащих земельных участков предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
Ссылка представителя ответчика ФИО1 ФИО6 на письмо Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия № 64-10/7167 от 23 августа 2017 г., согласно которому решение о резервировании земельного участка с кадастровым номером № в целях изъятия для государственных нужд не принималось, не свидетельствует о законности разрешения на строительство № 08-RU08301000-28-2019 от 23 апреля 2019 г.
Разрешая требования прокурора г. Элисты о возложении на ФИО1 обязанности демонтировать объект недвижимости, суд приходит к следующему.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что у Администрации г. Элисты отсутствовало право на выдачу ФИО1 разрешения на строительство, а последний возвёл частично объект, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ФИО1 за свой счёт демонтировать объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., по адресу: <адрес>
Не состоятелен довод представителя ответчика ФИО1 ФИО6 о том, что заявленные прокурором требование о признании разрешения на строительство должно быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства, установленного Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, по мнению представителя ответчика, прокурором избран неверный способ правовой защиты.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определены способы защиты гражданских прав.
Подсудность гражданских дел закреплена в ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Из искового заявления следует, что прокурором г. Элисты оспаривается не только выданное Администрацией г. Элисты ФИО1 разрешение на строительство объекта недвижимости, но заявлены требования к гражданину ФИО1 о демонтаже возведенного частично на земельном участке, предоставленном в аренду, объекта недвижимости. В данном случае спорные отношения возникли в сфере земельных правоотношений, имеется материально-правовой спор, при этом заявлены требования материального характера, что свидетельствует о том, что требования носят гражданско-правовой характер и вытекают также из публичных правоотношений.
Поскольку требования прокурора г. Элисты, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности демонтировать объект недвижимости связаны с требованиями о признании незаконным разрешения на строительство, в связи с выдачей которого начались строительные работы, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, они подлежат рассмотрению судом в одном исковом производстве по правилам гражданского судопроизводства.
С учетом указанных положений закона доводы представителя ответчика в данной части являются несостоятельными, поскольку при указанных обстоятельствах законодателем закреплена приоритетность рассмотрения дела по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод представителя ответчика ФИО1 ФИО6 о пропуске прокурором г. Элисты срока обращения в суд с указанным иском является несостоятельным.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из материалов дела на основании решения расширенного заседания коллегии прокуратуры Республики Калмыкия от 25 мая 2019 г. была проведена прокурорская проверка исполнения требований федерального законодательства при выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, в том числе в городе Элисте. По результатам проверки и получения 6 марта 2020 г. необходимых документов по земельному участку, расположенному по адресу: <адрес>, прокурор г. Элисты обратился в суд 26 марта 2020 г. с иском, направив его и приложенные к нему документы посредством почтовой службы, которые поступили в Элистинский городской суд Республики Калмыкия 27 марта 2020 г.
Поскольку оспариваемое разрешение на строительство от 23 апреля 2019 г. не является нормативным актом и в связи с этим не подлежало официальному опубликованию, то оснований для утверждения о том, что прокурор узнал о наличии выданного Администрацией г. Элисты ФИО1 разрешения на строительство ранее указанного прокурором времени, не имеется и доказательств обратного представителем ответчика в суд также не предоставлено.
При таких данных прокурор г. Элисты обратился в суд в установленный законом срок.
На основании вышеизложенного, суд, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства, представленные сторонами в их совокупности, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором г. Элисты требования являются обоснованными, в связи с чем удовлетворяет уточнённый иск прокурора г. Элисты, действующего в интересах неопределённого круга лиц, в полном объёме.
Принимая во внимания положения статей 333.16, 333.19, подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в бюджет г. Элисты государственная пошлина судом не взыскивается.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора города Элисты в интересах неопределённого круга лиц к Администрации города Элисты, ФИО1 о признании разрешения на строительство незаконным, обязании демонтировать объект - удовлетворить.
Признать незаконным разрешение на строительство № 08-RU08301000-28-2019, выданное 23 апреля 2019 года Администрацией города Элисты Республики Калмыкия ФИО1 на строительство объекта капитального строительства «Спорткомплекс», расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., по адресу: <адрес>
Обязать ФИО1 демонтировать объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 900 кв.м., по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.А. Цыкалова
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21 мая 2020 г. изготовлено в окончательной форме 28 мая 2020 г.