ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1157/14 от 21.03.2014 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

 К делу №2-1157/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 21 марта 2014 года

 Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

 председательствующего судьи Афонькиной А.И.

 при секретаре судебного заседания Плиевой Ф.И.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хецуриани С. М. к ОАО «Кубаньэнерго» о понуждении к заключению соглашения о сервитуте

 УСТАНОВИЛ :

 Согласно постановления Главы администрации Центрального района г. Сочи № от 16.01.1996 года истцу было предоставлено право частной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.

 На основании указанного выше постановления на имя Хецуриани С.М. было выдано свидетельство о праве собственности па указанный участок серии № № с планом участка, содержащим описание участка и его геоданные, о чем 18 января 1996 года в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству была сделана регистрационная запись №. Земельный участок постоянно использовался истцом с момента его предоставления, огорожен, на нем находится хозяйственное строение, имеются плодовые деревья и кустарники.

 В виду того, что изменилось земельное законодательство, истец в феврале 2013 года обратилась в межевую организацию, и согласно представленного межевого плана орган кадастрового учета произвел кадастровый учет изменений земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего Хецуриани С.М. на праве собственности.

 Впоследствии указанное выше право собственности Хецуриани С.М. на земельный участок общей площадью 700 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, садоводство было зарегистрировано в УФРС о чем в ЕГРП 05.04.2013 года сделана регистрационная запись №.

 В январе 2013 года без уведомления собственника сотрудники строительной организации вошли на земельный участок, принадлежащий истцу, убрали часть плодоносных деревьев и посредине участка вырыли огромную канаву для прокладки подземного кабеля. На возмущенные требования собственника рабочие сказали, что они работают для нужд олимпиады по договору с «Кубаньэнерго» и все вопросы следует задавать им. Истец неоднократно обращалась в «Кубаньэнерго» за разъяснениями, но вразумительного ответа не получила. Тогда она обратилась в управление государственного строительного надзора Краснодарского края и 21.10.2013 года ей пояснили, что действительно застройщиком объекта «Воздушные линии (110 кв) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Пасечная» и от подстанции «Пасечная» до подстанции «Дагомыс» застройщиком является ОАО «Кубаньэнерго» и что если истец считает, что при прокладке подземных кабельных линий через земельный участок нарушены ее права, она может обратиться в суд.

 Истец обратилась к специалисту с заявлением в Центр экономических и инженерных экспертиз «Стандарт» дать заключение о возможности использования своего земельного участка согласно его целевого назначения.

 В своем заключении № от 26.12.2013 года специалист Корнейчук А.К., отвечая на вопрос «Является ли земельный участок с кадастровым номером № площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Хецуриани С.М. пригодным для его использования по назначению, после прокладки подземного кабеля и включения части земельного участка в зону «Охранная зона электросетевого комплекса «ПС-110 кВ. «Родниковая и зону «Охранная зона электросетевого комплекса №ПС-110 кВ. «Пасечная»9 сделал вывод что в результате изучения кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером № площадью 700 кв.м.. и нормативной документации, а также произведенного осмотра установлено, что согласно п. 2.3.13 Правил устройства электроустановок (ПУЭ) Глава 2.3. Кабельные линии напряжением до 220 кВ. (Издание шестое): Над подземными кабельными линиями в соответствии с действующими правилами охраны электрических сетей должны устанавливаться охранные зоны в размере площадки над кабелями: для кабельных линий выше 1 кВ по 1 м с каждой стороны от крайних кабелей.

 Проложенный подземный кабель разделяет земельный участок на две (примерно ровные) части. С учетом требований установления охранных зон над подземными кабельными линиями, исследованный земельный участок не пригоден для дальнейшего использования по целевому назначению.

 Согласно ст. 49 изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения.

 В силу п. 3 указанной статьи условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд устанавливаются статьей 55 настоящего Кодекса.

 В соответствии со ст.55 изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.

 Как усматривается из ответа ОАО «Кубаньэнерго» от 02.10.2013 года изъятие земельного участка принадлежащего истцу не предполагалось.

 Истец, не согласившись с ответом ответчика, 26.11. 2013 года направила ответчику претензию, потребовав заключить с ней соглашение об установлении сервитута, на которую никакого ответа не последовало.

 С учетом изложенного, просит понудить ОАО «Кубаньэнерго» определить площадь части земельного участка с кадастровым номером №, которая обременена проложенным электрокабелем с последующей постановкой на кадастровый учет; обязать ОАО «Кубаньэнерго» заключить с Хецуриани С.М. соглашение о сервитуте в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

 В судебном заседании представитель истца исковые требования поддерживала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика исковые требования не признал, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 156 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991, ОАО «Кубаньэнерго» является Ответственным исполнителем олимпийского объекта федерального значения «Воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции «Сочи», от подстанции «Сочи» до подстанции «Пасечная», от подстанции «Пасечная до подстанции «Дагомыс» (проектные и изыскательские работы, реконструкция).

 Для размещения олимпийского объекта по заказу ГК «Олимпстрой» была разработана документация планировки территории (далее документация). Указанная документация согласована ГК «Олимпстрой», Администрацией Краснодарского края и утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 3 0.11.2011 № 169-ОИ. _В соответствии с утвержденной документацией оформлены земельные участки под фактическое размещение олимпийского объекта, а так же определен ряд земельных участков, попадающих в зону строительства олимпийского объекта.

 На основании утвержденной документации, Распоряжением главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 01.08.2012 № в интересах ОАО «Кубаньэнерго» установлены сервитуты в отношении земель площадью 2072 кв.м., находящихся в кадастровом квартале №, в границах, установленных проектом межевания.

 В этих целях на период реконструкции олимпийского объекта между ОАО «Кубаньэнерго» и Муниципальным образованием город-курорт Сочи 28.09.2012 заключено соглашение об установлении сервитута № на земли, общей площадью 2072 кв.м., находящимися в кадастровом квартале № Центрального района города Сочи.

 Для размещения опор линии электропередачи (ПО кВ) между ГК «Олимпстрой» и ОАО «Кубаньэнерго» заключен договор № о переуступке прав и обязанностей по договору о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды (договор) аренды от 18 июня 2012 года №, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0202006:1316, площадью 17 кв.м.

 В силу ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ сервитуты устанавливаются для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений, в том числе линий электропередачи, соглашения об установлении сервитута заключаются лицами, в интересах которых устанавливается сервитут на основании принятого администрацией Краснодарского края решения об установлении сервитута.

 Таким образом, действующее законодательство РФ четко регламентирует порядок установления сервитута с целью строительства олимпийского объекта.

 Заключение сервитута в отношении земельного участка Истца с кадастровым номером № документацией по планировке территории олимпийского объекта не предусмотрено и в настоящее время не требуется.

 Одной из основных задач функционирования энергетической системы Российской Федерации является обеспечение энергетической безопасности и бесперебойного и надежного функционирования объектов электроэнергетики.

 В соответствии с ч. 2 ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктами 5, 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

 Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

 Охранная зона в отношении части земельного участка с кадастровым
номером №, земли населенных пунктов, садоводство,
площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> не приводит к затруднению в использовании
земельного участка.   

 Сам по себе факт прохождения линий электропередач под земельным участком Истца не исключает возможность его использования в соответствии с основным целевым назначением и разрешенным использованием, не ограничивает прав на данное имущество и существенно не обременяет его.

 Частью 3 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 2 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 №, воздушная линия электропередачи линия связи, обслуживающая электрическую сеть, размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.

 После ввода в эксплуатацию объектов энергетики земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты энергетики, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов электросетевого хозяйства в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

 Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о необходимости заключения соглашения о сервитуте на земельный участок с кадастровым номером № у ОАО «Кубаньэнерго» не имеется.

 Представитель администрации города Сочи, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, поддержал мнение представителя ОАО «Кубаньэнерго» и просил в удовлетворении исковых требований отказать.

 Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, пояснение третьего лица, суд в удовлетворении исковых требований отказывает по следующим основаниям.

 Как следует из материалов дела, Хецуриани С.М. является собственником земельного участка, категории земель – земли населенных пунктов – садоводство, площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, право собственности на который зарегистрировано 05.04.2013 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

 Для размещения олимпийского объекта по заказу ГК «Олимпстрой» была разработана документация планировки территории, согласованная ГК «Олимпстрой», Администрацией Краснодарского края и утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 3 0.11.2011 № 169-ОИ.

 В соответствии с Распоряжением от 01 августа 2012 года №635-р Главы администрации (губернатора) Краснодарского края «Об установлении сервитутов в целях реконструкции олимпийского объекта федерального значения» в интересах ОАО «Кубаньэнерго» установлены сервитуты в отношении земель площадью 2072 кв.м., находящихся в кадастровом квартале №, в границах, установленных проектом межевания, куда вошел и земельный участок истца.

 В соответствии со ст.23 ч.2 Земельного Кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления или местного поселения, без изъятия земельных участков.

 Могут устанавливаться публичные сервитуты, в том числе, для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры (ч.3 п.2 ст.23 ЗК РФ).

 В этих целях на период реконструкции олимпийского объекта между ОАО «Кубаньэнерго» и Муниципальным образованием город-курорт Сочи 28.09.2012 было заключено соглашение об установлении сервитута № на земли, общей площадью 2072 кв.м., находящимися в кадастровом квартале № Центрального района города Сочи.

 Для размещения опор линии электропередачи (ПО кВ) между ГК «Олимпстрой» и ОАО «Кубаньэнерго» заключен договор № о переуступке прав и обязанностей по договору о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды (договор) от 18 июня 2012 года №.

 В силу ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ сервитуты устанавливаются для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений, в том числе линий электропередачи, соглашения об установлении сервитута заключаются лицами, в интересах которых устанавливается сервитут на основании принятого администрацией Краснодарского края решения об установлении сервитута.

 Истица просит заключить с ней соглашение о сервитуте (частном), поскольку по ее земельному участку проложен подземный кабель и установлена «Охранная зона электросетевого комплекса «ПС-110 кВ.

 В соответствии с ч.1 ст.23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

 Согласно ст.274 ч.1 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать
от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком
(сервитута).

 Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

 Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

 Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

 В соответствии со ст. 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков, правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, отнесены к полномочиям Правительства Российской Федерации. Правительством РФ утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, а также Правила осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства. Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, охватываются, в частности, вопросы о проведении сетевыми организациями как плановых работ по техническому обслуживанию объектов электросетевого хозяйства, так и работ по предотвращению или ликвидации аварий, причем последние осуществляются без предварительного уведомления собственников (землевладельцев, землепользователей, арендаторов) земельных участков.

 Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.

 Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.

 Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган, (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2013 N 476)

 После согласования границ охранной зоны сетевая организация в течение 3 месяцев обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны, (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 736)

 Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах, в том числе, вдоль подземных кабельных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий
электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий
напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы).

 После ввода в эксплуатацию объектов энергетики земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты энергетики, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов электросетевого хозяйства в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.

 Таким образом, несмотря на то, что линейные сооружения могут находиться в частной собственности, имеется наличие публичного интереса в их строительстве, эксплуатации, ремонте, реконструкции и охране.

 Обременение частным сервитутом охранных зон таких объектов действующим законодательством не предусмотрено. Законом предусматривается установление в целях обслуживания и ремонта электрических сетей, а также соблюдения режима использования охранной зоны публичного сервитута.

 Однако заключение сервитута в отношении земельного участка Истца с кадастровым номером № документацией по планировке территории олимпийского объекта не предусмотрено и в настоящее время не требуется, поскольку все работы по реконструкции объекта завершены.

 Что касается установления охранной зоны, то согласно кадастрового паспорта земельного участка истца сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости.

 Истица указывает на непригодность для дальнейшего использования своего земельного участка по целевому назначению, при этом ссылается на заключение специалиста № от 26.12.2013 года, в котором указано что с учетом требований установления охранных зон над подземными кабельными линиями, исследуемый земельный участок не пригоден для дальнейшего использования по целевому назначению.

 Однако суд не может признать данное заключение как допустимое доказательство, поскольку получено оно во внесудебном порядке; кроме того, специалист безапелляционно утверждает о необходимости наложения сервитута на полосу земельного участка под подземным кабелем, указывая на непригодность для дальнейшего использования земельного участка по целевому назначению, при этом не мотивируя в связи с чем он пришел к такому выводу, поскольку охранные зоны ограничивают права на землю, а не делают земельный участок не пригодным для использования по целевому назначению. Земельный участок истца имеет вид разрешенного использования – садоводство. Под ограничениями прав на землю в земельном законодательстве понимаются запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, которые предусмотрены законодательством. Установление охранной зоны не исключает возможность использования земельного участка с основным целевым назначением и разрешенным видом использования.

 С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

 Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ :

 В удовлетворении исковых требований Хецуриани С. М. к ОАО «Кубаньэнерго» о понуждении ОАО «Кубаньэнерго» определить площадь части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202006:1086, которая обременена проложенным электрокабелем с последующей постановкой на кадастровый учет; обязании ОАО «Кубаньэнерго» заключить с Хецуриани С. М. соглашение о сервитуте в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>– отказать.

 Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 26 марта 2014 года.

 Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

 Председательствующий: А.И.Афонькина