ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-115/2021 от 08.12.2021 Конышевского районного суда (Курская область)

УИД 46RS0009-01-2021-000194-07

Дело №2-115/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 08 декабря 2021 года

Конышевский районный суд Курской области, в составе председательствующего судьи Батуро С.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Клюевой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Конышевского района Курской области, администрации Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области о возложении обязанности по рекультивации земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Конышевского района Курской области о возложении обязанности по рекультивации земельного участка. С учетом уточнений в обосновании иска указано, что в соответствии с заданием прокуратуры Курской области от <дата>, в ходе проведенной <дата> Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям совместно с прокуратурой Конышевского района Курской области проверки исполнения законодательства о недрах, об охране земель и почв, проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области. С <дата> на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального образования «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области. С <дата> Управлением Федеральной службы государственной регистраци, кадастра и картографии по Курской области на основании обращения администрации <адрес> в ЕГРН в качестве собственника вышеуказанного земельного участка внесено муниципальное образование «<данные изъяты> сельсовет» <данные изъяты> района <данные изъяты> области. С <дата> на указанный земельный участок зарегистрировано обременение в виде аренды на основании договора от <дата>, заключенного между администрацией <данные изъяты> района и ООО «<данные изъяты>», сроком до <дата>. В ходе осмотра, на земельном участке с кадастровым , обнаружен несанкционированный карьер по добыче песка. Глубина карьерной выемки составила около 3 метров. Толщина плодородного слоя почвы составила 5 см. Снятый плодородный слой почвы рядом с карьерной выемкой не обнаружен. Согласно результатам проведенных измерений ФГБУ ЦНМВЛ, снятие плодородного слоя почвы на указанном земельном участке без разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова и проекта рекультивации, произошло на площади 782,8 кв.м.

В соответствии с приказом Минприроды России от 08 июля 2010 № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», причиненный ущерб составил <данные изъяты> рублей. Таким образом, в ходе проведения проверки установлен факт нанесения вреда почве вследствие проведения неустановленными лицами земляных работ при осуществлении добычи песка на земельном участке с кадастровым , что привело к техногенной деградации земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, администрацией <данные изъяты> района <данные изъяты> области, администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области надлежащим образом обязанности по содержанию в должном состоянии земельного участка с кадастровым не исполнены, что привело к нанесению вреда, порче и уничтожению плодородного слоя на данном земельном участке.

Также указывает, что изложенные обстоятельства препятствуют нормальной финансово-хозяйственной деятельности ООО «<данные изъяты>», к видам деятельности которого относится выращивание зерновых, зернобобовых культур и семян масличных культур. Кроме того, в последующем, после прекращения действия договора аренды земельного участка, выявленные нарушения могут воспрепятствовать финансово-хозяйственной деятельности неопределенного круга лиц. Кроме того, указывают, что постановлением Губернатора Курской области от 24.12.2020 №1363-па, создан памятник природы регионального значения «Урочище Медвежье болото». Данный памятник природы состоит из одного участка площадью <данные изъяты> га, расположен в кадастровом квартале , и в границы памятника входит, в том числе земельный участок с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м. В связи с изложенными выше обстоятельствами, эффективной мерой, направленной на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, является проведение рекультивации земельного участка. На основании изложенного, просит обязать администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> области, администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области обеспечить разработку проекта рекультивации нарушенного земельного участка сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на территории указанного земельного участка, за счет его средств, согласно проекту рекультивации, в срок, соответствующий проектным материалам.

Определением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОКУ «Дирекция по управлению особо охраняемыми природными территориями, парками, скверами и лесами Курской области» (ОКУ «Дирекция ООПТ»).

В судебном заседании истец – помощник прокурора Конышевского района Курской области Кириченко Ю.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в уточненном исковом заявлении и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации <адрес>ФИО2, действующая на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании полагала, что исковые требования прокурора к администрации <адрес> и администрации Беляевского сельсовета <адрес> не подлежат удовлетворению. Пояснила, что земельный участок с кадастровым номером 46:09:020003:12, площадью 1 706 819 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, Беляевский сельсовет, принадлежит на праве собственности Беляевскому сельсовету <адрес> (государственная регистрация права от <дата>), что подтверждается сведениями выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Полагает, что на дату подачи искового заявления в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН) имелись недостоверные сведения о правообладателе спорного земельного участка. При внесении сведений о земельном участке в ЕГРН, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> была допущена реестровая ошибка и правообладателем спорного земельного участка указано МО «<адрес>». В настоящее время, допущенная реестровая ошибка исправлена и правообладателем земельного участка является МО «Беляевский сельсовет» <адрес>. В связи с чем, полагает, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Также указала, что земельный участок вошел в границы памятника природы регионального значения «Урочище Медвежье болото». Из материалов проверки, приобщенным к материалам дела, следует, что котлован зарос кустарниковой и древесной многолетней растительностью, что свидетельствует о том, что никаких работ по разработке котлована и добыче песка не велось, как минимум, 3-4 года. Охранная зона установлена уже с имеющимся котлованом в том виде, в котором он был обнаружен органами прокуратуры. Режим особой охраны и порядок использования особо охраняемых природных территорий (далее по тексту ООПТ) запрещает всякую деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятника природы, в том числе: нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира; нарушение почвенного покрова, распашка земель (за исключением мер противопожарного обустройства территории) и т.п. В связи с чем, указала, что рекультивация невозможна без вмешательства и нарушения условий обитания растительного и животного мира, привлечения механизмов, а также невозможно использовать земельный участок в целях сельскохозяйственного производства.

Представитель ответчика администрации Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области в судебное заседание не явился, представил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации. Ранее в судебном заседании представитель ответчика администрации Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области – глава Администрации Бинюков С.Е. заявленные исковые требования признал и не возражал против их удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора – Управление по Орловской и Курской областям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без участия их представителя, о чем представлено соответствующее ходатайство, исковые требования прокурора полагают обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора ООО «<данные изъяты>» директор ФИО1 в судебном заседании поддержал позицию представителя администрации Конышевского района Курской области, также указал, что между ООО «<данные изъяты>» и администрацией <адрес><дата> был заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 1 706 819 кв.м., кадастровый с целью выращивания на данном участке сельскохозяйственных культур. Постановлением администрации <адрес> от <дата>-па «О памятнике природы регионального значения «Урочище «Медвежье болото»» - урочище «Медвежье болото» объявлено природным парком регионального значения, а его территория - особо охраняемой природной территорий регионального значения, и поскольку арендованный ООО «ХПА-АВТО» земельный участок входит в границы указанного памятника природы ООО «ХПА-АВТО» в период с <дата> по <дата> была произведена только лишь противопожарная опашка земельного участка, никаких иных работ не производилось.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора – ОКУ «Дирекция ООПТ», в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без участия их представителя. Согласно представленного отзыва на исковое заявление указывают, что факт уничтожения плодородного слоя почвы на части земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., произошел в результате нарушения земельного законодательства РФ вследствие несанкционированной добычи песка, в связи с чем, администрация <данные изъяты> района <данные изъяты> области и администрация <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> области, как собственники указанного земельного участка, должны восстановить почву, как объект окружающей среды. Также указывают, что наличие статуса особо охраняемой территории накладывает ограничения в использовании вышеуказанного земельного участка, связанные с запрещением всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятника природы, и возлагает на собственников участка обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

С учётом положений ст. 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Статьей 12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Частью 5 статьи 13 ЗК РФ установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с ч.3 ст.76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или при самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В силу ч.1 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 2 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года №800 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее Правила).

Из содержания Правил следует, что «рекультивация земель» - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений (п.2 Правил); разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п.3 Правил); рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий (п.5 Правил); рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (п.8 Правил).

Исходя из п. 6 Правил проведения рекультивации и консервации земель, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (абз. 1 п. 8 Правил).

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий (абз. 2 п. 8 Правил).

В силу пп."в" п. 4 Правил в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с <дата> на праве собственности принадлежит муниципальному образованию «<данные изъяты> сельсовет» <данные изъяты> района <данные изъяты> области, на основании записи о регистрации что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН). Зарегистрировано ограничение прав на земельный участок в виде аренды на основании договора от <дата> заключенного между ООО «<данные изъяты>» и администрацией <данные изъяты> района <данные изъяты> области, срок действия договора с <дата> по <дата>, что подтверждается записью о регистрации .

В соответствии с заданием прокуратуры Курской области от <дата>, в ходе проведенной <дата> Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям совместно с прокуратурой Конышевского района Курской области проверки исполнения законодательства о недрах, об охране земель и почв проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, собственником которого является администрация <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области (л.д.).Согласно акта осмотра, обследования территории от <дата> на основании приказа от <дата> произведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, где был обнаружен несанкционированный карьер по добыче песка, снятый плодородный слой почвы рядом с карьерной выемкой не обнаружен. Площадь снятия плодородного слоя почвы составила <данные изъяты> кв.м. Глубина карьерной выемки составила около 3 метров. Толщина плодородного слоя почвы составила 5 см. Также, в ходе осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначения установлено, что он в полном объеме зарос сорной травянистой (пырей ползучий, осот полевой и др.) и древесно-кустарниковой (береза, сосна, шиповник и др.) растительностью, на участке имеются прошлогодние остатки сорных растений (сухостой). Выявленное зарастание многолетней сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью свидетельствует о непринятии всех возможных мер по организации и проведению обязательных агротехнических, фитосанитарных и культуртехнических мероприятий, направленных на сохранение плодородия почв на земельном участке сельскохозяйственного назначения.

Из акта также следует, что для проведения осмотра земельного участка были привлечены специалисты Орловского филиала ФГБУ ЦНМВЛ: главный специалист отдела земельных правоотношений и обеззараживания ФИО4, главный специалист отдела земельных правоотношений и обеззараживания ФИО5, которые при помощи спутникового геодезического оборудования Leica, провели определение местоположения, границ, конфигурации осматриваемого участка и площади нарушения. При проведении осмотра земельного участка с кадастровым , на нарушенной его части (карьерная выемка), был проведен отбор проб почвы (Протокол отбор почвы от <дата>, образцы в количестве 15 шт.). В результате лабораторных испытаний, проведенных специалистами ФГБУ ЦНМВЛ Орловская испытательная лаборатория (Протоколы испытаний от <дата> ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ, ОВ) было выявлено существенное снижение агрохимических показателей почвы.

В соответствии с приказом Минприроды России от 08 июля 2010 № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», причиненный ущерб составил <данные изъяты> рублей.

Таким образом, в ходе проведения проверки установлен факт нанесения вреда почве вследствие проведения неустановленными лицами земляных работ на земельном участке с кадастровым номером 46:09:020003:12, что привело к техногенной деградации земель сельскохозяйственного назначения.

С <дата> на указанный земельный участок зарегистрировано обременение в виде аренды на основании договора от <дата>, заключенного между администрацией <данные изъяты> района и ООО «<данные изъяты>», сроком до <дата>.

Из вышеуказанного договора аренды следует, что арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, при этом изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в течение всего срока действия договора.

В рамках полномочий, предусмотренных ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», постановлением администрации Курской области от 24.12.2020 №1363-па «О памятнике природы регионального значения «Урочище Медвежье болото»» - урочище Медвежье болото в границах муниципального образования "<данные изъяты> сельсовет" <данные изъяты> района <данные изъяты> области и муниципального образования "<данные изъяты> сельсовет" <данные изъяты> района <данные изъяты> области объявлено памятником природы регионального значения "Урочище Медвежье болото", а территория, занятая им, особо охраняемой природной территорией регионального значения.

Вышеуказанным постановлением утверждены: Положение о памятнике природы регионального значения "Урочище Медвежье болото", паспорт памятника природы регионального значения "Урочище Медвежье болото", а также границы территории памятника природы регионального значения "Урочище Медвежье болото".

В границы памятника природы "Урочище Медвежье болото" входит, в том числе и земельный участок с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м.

Согласно п. 5.1 Положения о памятнике природы регионального значения "Урочище Медвежье болото", на особо охраняемой природной территории (далее по тексту ООПТ) запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы, в том числе: деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, распашка земель (за исключением мер противопожарного обустройства территории).

В судебном заседании установлено, что с даты заключения договора аренды земельного участка ООО «<данные изъяты>» на данном земельном участке никаких работ не проводилось, за исключением мер противопожарного обустройства территории – была проведена противопожарная опашка. Помимо пояснений директора ООО «<данные изъяты>», данные обстоятельства подтверждаются, в том числе, протоколом осмотра места происшествия от <дата>, согласно которого осмотром установлено, что следов недавней добычи ископаемых не обнаружено, поверхность выемки покрыта многолетней травянистой растительностью и порослью древесно-кустарниковой растительности, при осмотре прилегающей к карьеру территории не обнаружено следов подъезда какой-либо техники или следов автомобилей.

Из постановления следователя Курчатовского МСО СУ СК России по <данные изъяты> области от <дата> об отказе в возбуждении уголовного дела, следует, что в период с <дата> по <дата> главой администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области являлся ФИО3, которому было достоверно известно о нахождении на земельном участке с кадастровым карьерной выемки, но вместе с тем администрацией <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области не было принято мер, связанных с выполнением обязанностей по рекультивации указанного земельного участка.

В силу пп. «б» п.9 ст.4 Закона Курской области от 21.10.2004 года №48-ЗКО «О муниципальных образованиях Курской области», Беляевский сельсовет, территория которого входит в состав Конышевского района Курской области, наделен статусом сельского поселения, в обязанности которого, в соответствии с уставом МО «Беляевский сельсовет» Конышевского района Курской области входит организация благоустройства и озеленение территории Беляевского сельсовета Конышевского района, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, осуществление земельного контроля за использованием земель, расположенных в границах населенных пунктов Беляевского сельсовета Конышевского района.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот муниципальный район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м. является администрация <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области. Границы данного земельного участка определены, земельный участок поставлен на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается сведениями ЕГРН.

Таким образом, в силу приведенных выше требований федеральных законов, принимая во внимание, что уничтожению плодородного слоя произведено на земельном участке, принадлежащем администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области, ответственность за его надлежащее содержание не может быть возложена на органы местного самоуправления муниципального района – администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> области.

Требования истца в части возложения обязанности по разработке проекта рекультивации земельного участка и её проведения на администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> области, суд находит несостоятельными и неподлежащим удовлетворению.

В силу ст. 210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в связи с чем обязанность восстановить земельные участки может быть возложена только на собственника, который в силу закона несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Ненадлежащее исполнение собственником земельного участка с кадастровым , вышеуказанных обязанностей привело к нанесению вреда почве и уничтожению плодородного слоя на данном земельном участке, следовательно, обязанность обеспечить разработку проекта рекультивации и произвести рекультивацию карьера в границах указанного земельного участка должна быть возложена на собственника земельного участка – администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области.

Доводы представителя ответчика администрации Конышевского района Курской области в судебном заседании о том, что земельный участок вошел в границы памятника природы «Урочище Медвежье болото» с уже имеющимся котлованом, и о том, что на данный земельный участок распространяется режим ООПТ, что исключает возможность проведения рекультивации данного земельного участка, суд находит несостоятельными в силу следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1).

Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны определяться таким образом, чтобы через реализацию указанной конституционной обязанности, имеющей всеобщий характер, при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан; этим предопределяются возложение на государство в лице его органов соответствующих координирующих, контрольных и нормативно-регулятивных функций и конституционно-правовая ответственность за их выполнение (Постановление от 14 мая 2009 года N 8-П и Определение от 5 октября 2011 года N 1419-О-О).

Согласно п. 81 Указа Президента РФ от 02.07.2021 №400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Российская Федерация рассматривает свою территорию, её ландшафтное и биологическое разнообразие, уникальный эколого-ресурсный потенциал в качестве национального достояния, сохранение и защита которого необходимы для обеспечения жизни будущих поколений, гармоничного развития человека и реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Сохранение отвечающими экологическим стандартам качества атмосферного воздуха и воды, рекультивация нарушенных земель, экологическая реабилитация территорий и водных объектов, увеличение площади лесовосстановления, ликвидация накопленного вреда окружающей среде являются обязательными условиями для улучшения качества жизни в Российской Федерации.

Достижение целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение задач, в том числе: предотвращение деградации земель и снижения плодородия почв, рекультивация нарушенных земель, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, экологическая реабилитация территорий; сохранение биологического разнообразия природных экосистем и развитие системы особо охраняемых природных территорий, охрана и воспроизводство лесов, а также объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов (п. 83 Указа Президента РФ от 02.07.2021 №400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации").

С учетом изложенного, установленный в судебном заседании факт снятия на части земельного участка с кадастровым номером 46:09:020003:12 плодородного слоя почвы на площади 782,8 кв.м. глубиной около 3 м, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, ставит под угрозу экологическую безопасность общества и идет вразрез с национальной политикой государства по охране природных богатств, как основы жизни населения.

Кроме того наличие уничтоженного плодородного слоя почвы в границах земельного участка ООПТ регионального значения "Урочище Медвежье болото" не соответствует целям его создания – охране природных комплексов урочища Медвежье болото, пойменных экосистем левобережья реки Свапы и прилегающих территорий, являющихся местами обитания и произрастания видов флоры и фауны, включенных в Красные книги Российской Федерации и Курской области (п. 1.3 Положения о памятнике природы регионального значения "Урочище Медвежье болото").

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее по тексту Федеральный закон №33-ФЗ) имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения (п.2, п.4 ст. 2 Федерального закона №33-ФЗ).

На территориях государственных природных заповедников, которые, как указано выше, отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, допускаются мероприятия и деятельность, направленные, в том числе, на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия (п.2 ст. 9 Федерального закона №33-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона №33-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Постановлением Администрации Курской области от 24.12.2020 №1363-па "О памятнике природы регионального значения "Урочище Медвежье болото" утверждено Положение о памятнике природы регионального значения "Урочище Медвежье болото", разделом 5 которого, определен режим особой охраны и порядок использования ООПТ.

Пунктом 5.2 Положения о памятнике природы регионального значения "Урочище Медвежье болото", установлены допустимые виды использования территории, в частности, проведение противопожарных, санитарно-оздоровительных и иных профилактических мероприятий, необходимых для обеспечения противопожарной безопасности и поддержания санитарных свойств территории памятника природы.

Из анализа проведенных норм, следует, что отсутствие в Положении о памятнике природы регионального значения "Урочище Медвежье болото" прямого указания на возможность осуществления на ООПТ мероприятий и деятельности, направленных на восстановление природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия, не может служить основанием к тому, что причиненный в результате антропогенного воздействия ущерб не подлежит возмещению.

Таким образом, проведение рекультивации – восстановления плодородного слоя почвы, уничтоженного на части земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв. м., категории земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, возможно с соблюдением требований законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях.

Выбор способа защиты нарушенного права и выбор способа возмещения причиненного вреда (ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды») при обращении в суд осуществляет истец (ст.12 ГК РФ).

При этом в силу ст.1082 ГК РФ при разрешении требований о возмещении вреда в натуре или путем возмещения причиненных убытков надлежит учитывать порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, который установлен ст.78 ФЗ-7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», с учетом правовой позиции изложенной в п.п.13-15,18,22,26-27 постановления Пленума Верховного Суда РФ №49 от 30.11.2017г. «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии с п. 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Также ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ предусматривает возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. По смыслу данной нормы принятие такого решения возможно только при наличии проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Возложение обязанности по рекультивации, не исполненной в добровольном порядке, является, по сути, способом компенсации вреда, причиненного окружающей среде, а также суд учитывает, что ответчик по делу не лишен возможности обращения в суд с требованием о взыскании понесенных расходов по рекультивации принадлежащего ему земельного участка с виновных лиц.

Как следует из пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивации подлежат земли нарушенные, в том числе ввиду снятия плодородного слоя.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования прокурора Конышевского района Курской области подлежат частичному удовлетворению, а именно возложению обязанности по разработке проекта рекультивации земельного участка и проведению работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на данном земельном участке, за счет его средств, согласно проекта рекультивации – на собственника участка – администрацию Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области.

Определяя срок исполнения решения суда, суд находит заявленный истцом шестимесячный срок для разработки проекта рекультивации нарушенного земельного участка разумным, и, принимая во внимание, что определить конкретный срок исполнения требований по рекультивации земельного участка, без разработки и согласования проекта не представляется возможным, суд находит целесообразным установить срок, соответствующий проектным материалам, исходя из этапов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 "О проведении рекультивации и консервации земель".

Разрешая в порядке статьи 98 ГПК РФ вопрос о возмещении судебных расходов, суд принимает во внимание, что согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Конышевского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Беляевского сельсовета Конышевского района Курской области, о возложении обязанности по рекультивации земельного участка, удовлетворить.

Возложить на администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области обязанность обеспечить разработку проекта рекультивации земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв. м., категории земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области обязанность провести работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на территории земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв. м., категории земель сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> за счет его средств, согласно проекту рекультивации, в срок, соответствующий проектным материалам.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> области в течение месяца со дня окончания срока проведения рекультивационных работ, сообщить об исполнении решения в Конышевский районный суд Курской области.

В удовлетворении исковых требований прокурора Конышевского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Конышевского района Курской области о возложении обязанности по рекультивации земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суд через Конышевский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено – <дата>.

Судья: подпись Батуро С.В.