ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1162/2022 от 16.05.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-1162/2022

76RS0014-01-2022-000373-07

Изготовлено 16 мая 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 6 мая 2022 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Воробьевой В.В.,

при секретаре Тимофеевской О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля к ФИО1 о взыскании денежных средств, встречному иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля об оспаривании приказов,

установил:

Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просит взыскать полученное обманным путем пособие по безработице за период с 15 апреля 2020 года по 10 июля 2020 года в размере СУММА рублей СУММА копейки, почтовые расходы в размере СУММА рублей СУММА копеек.

В обоснование исковых требований указано, что 15 апреля 2020 года в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» ФИО1 заполнила и представила в электронной форме в Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, зарегистрированное за . Приказом от 25 апреля 2020 года ФИО1 признана безработной с даты подачи заявления, назначено пособие по безработице. 6 августа 2020 года в Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля поступила информация об отсутствии у ФИО1 постоянной регистрации по месту жительства в г. Ярославле. Согласно представленному паспорту гражданина Российской Федерации ФИО1 имеет постоянную регистрацию по <адрес>. При заполнении в электронной форме заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, ФИО1 предоставила недостоверные сведения, указав адрес: Ярославская область, <адрес>. В информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий «Работа в России» в инструкции по подаче заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы обращено внимание граждан, что все указанные гражданами сведения будут проверены и если окажутся ложными или недостоверными, в постановке на учет будет отказано, и они могут быть привлечены к ответственности. В Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля ФИО1 вправе была обратиться с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы (без назначения пособия по безработице). Приказом от 06 августа 2020 года выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с имевшим место получением пособия по безработице обманным путём с 15 апреля 2020 года; приказом от 06 августа 2020 года ФИО1 снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) в связи с получением пособия обманным путем с 15 апреля 2020 года. ФИО1 выплачено пособие по безработице за период с 15 апреля 2020 года по 10 июля 2020 года. ФИО1 в указанный период незаконно получила пособие по безработице в размере в размере 11 251 рублей 61 копейки. ФИО1 заказным письмом направлено уведомление о необходимости возврата незаконно полученного пособия. Вышеуказанная сумма в двухнедельный срок не возвращена. С решением суда об установлении факта постоянного проживания в г. Ярославле ФИО1 в центр занятости не обращалась. Истец ссылается на положения ст. 3, пп. 7 п. 1 статьи 7.1-1, абз. 5 п. 2 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения граждан в Российской Федерации», п.п. 2, 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.04.2020 № 192н.

ФИО1 обратилась в суд со встречным иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля признании незаконными и отмене приказа «О прекращении выплаты пособия по безработице» от 6 августа 2020 года, приказа «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» от 6 августа 2020 года.

В обоснование исковых требований указано, что 15 апреля 2020 года в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» ФИО1 заполнила и представила в электронной форме в Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, зарегистрированное. Приказом от 25 апреля 2020 года ФИО1 признана безработной с даты подачи заявления, назначено пособие по безработице. Согласно паспорту гражданина Российской Федерации ФИО1 имеет постоянную регистрацию по <адрес>. В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания ФИО1 зарегистрирована по <адрес>, на срок с 20 мая 2017 года по 11 мая 2022 года. Адрес по месту пребывания был указан ФИО1 при заполнении в электронной форме заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Приказом от 6 августа 2020 года выплата пособия по безработице прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с имевшим место получением пособия по безработице обманным путём с 15 апреля 2020 года. Также ФИО1 снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) в связи с получением пособия обманным путем. ФИО1, не соглашаясь с приказами от 6 августа 2020 года, исходит из положений ст. 7, ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, п. 1 ст. 20 ГК РФ, п.п.. 1 и 2 ст. 3, п.п.. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения граждан в Российской Федерации», ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы". Указывает, что исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных стороной истца в материалы дела, в том числе свидетельства о регистрации по месту пребывания, которое при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о поставке гражданина на регистрационный учет в качестве безработного, подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право ФИО1 на труд и социальную защиту от безработицы. На момент обращения в центр занятости ФИО1, имея регистрацию по месту пребывания, расположенному по <адрес>, предоставила необходимый пакет документов, поименованных в ч. 2 ст. 3 Закона от 19.04.1991 N 1032-1, п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891. ФИО1 представлены все необходимые документы, подтверждающие ее проживание по месту нахождения центра занятости, к полномочиям которого отнесены признание гражданина безработным и постановка на регистрационный учет в качестве безработного, в то время как, регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Представители Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля по доверенности ФИО2, ФИО3 исковое заявление поддержали по доводам, изложенным в нем, возражали против удовлетворения встречного иска. Обратили внимание, что на время пандемии были утверждены правила регистрации заявлений и выплат пособий по безработице. В соответствии с данными правилами, граждане обращались в Центра занятости населения путем подачи электронного заявления. Подача возможна была через портал «Госуслуги». Было возможно подать 2 вида заявления: заявление о поиске подходящей работы с назначением пособия по безработице и такое же заявление без назначения пособия по безработице. 15 апреля 2020 года ФИО4 заполнила и представила заявление о содействии в поиске подходящей работы через портал «Работа в России». Данный портал не предусматривает технической возможности приложить какие-либо документы. При заполнении заявления в электронной форме, ответчик представила не достоверные сведения, указала адрес места пребывания <адрес>. в информационно-аналитической системе, через которую было подано заявление, размещена подробная инструкция, в которой указано, что гражданин должен обращаться по месту своей постоянной регистрации указанной в паспорте. Также указано, что все сведения будут проверены, и если они будут не достоверны, то в признании будет отказано, и гражданин может быть привлечен к ответственности. Место жительства - это место, где человек зарегистрирован. Форма заявления подразумевает, что гражданин должен указать место своего постоянного жительства, а если имеет регистрацию по месту пребывания, то указать должен и ее. Такая техническая возможность есть.

ФИО1 и ее представитель по ордеру ФИО5 возражали против удовлетворения иска, поддержали встречный иск по доводам, изложенным в нем.

ФИО1 указала, что заявление подала в Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля через портал «Работа в России», на который вошла через портал «Госуслуги». Была возможность внести данные места жительства по паспорту или по свидетельству о регистрации по месту пребывания. Сфотографировала справку и предоставила паспорт, где есть постоянная регистрация. В заявлении указала оба адреса. Подавала через «Госуслуги», поэтом в заявлении автоматически все данные были внесены в заявлении. В августе приходила в Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля, представила паспорт и справку о регистрации по месту пребывания. Сказали, что имеет место обман, справку не взяли. Сказали, что нужна постоянная регистрация. Работу хотела искать в г. Ярославля, так как на территории Ярославля постоянно проживает с 2016 года. На портале «Работа в России» была кнопочка image, на нее нажимаешь, фотографируешь и появляется там фото. Все это прикрепила. В данный момент сайт изменился. В заявлении встали все данные ФИО1, паспортные данные у истца были, в том числе постоянная регистрация указана. Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля могло перенаправить документы, например в г. Гаврилов-Ям. Вставала только 1 раз на биржу, обращение было только одно. Регистрация временная в г. Ярославле с 2017 года, постоянная регистрация у родителей, а временная в квартире мужа. Ребенок посещает школу в г. Ярославле. У мужа постоянная прописка в г. Ярославле. Паспорт прикладывался к заявлению, вход был через «Госуслуги», ФИО1 ничего там не вводила, вход был автоматическим. Все данные встали автоматически в заявлении, и справку прикладывала к заявлению.

Представитель ФИО5 пояснила суду, что ФИО1 проживает с мужем и ребенком с 2016 года в городе <адрес>. ребенок ранее посещал детский сад, теперь посещает школу. Она работала ранее в г. Ярославле. ФИО1 обращалась в Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля по месту своего жительства.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля, об удовлетворении встречного иска ФИО1

Суд установил, что 15 апреля 2020 года ФИО1 через ИАС ОБВ "Работа в России" заполнила и подала в Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, зарегистрированное за номером 212306. В указанную информационно-аналитическую систему ФИО1 вошла через личный кабинет на портале «Госуслуги». Заполнила заявление в полном объеме, указав строке «Адрес места жительства (пребывания)»: <адрес>. У суда отсутствуют основания ставить под сомнение изложенное.

Приказом от 25 апреля 2020 года ФИО1 признана с 15 апреля 2020 года безработной, ей назначено пособие по безработице с 15 апреля 2020 года. За период с 15 апреля 2020 года по 10 июля 2020 года ФИО1 получила пособие в размере 11 251 рубль 61 копейки.

Приказом от 6 августа 2020 года прекращена выплата ФИО1 пособия по безработице, приказом от 6 августа 2020 года ФИО1 снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного). Основанием послужил п. 2 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем).

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

При этом закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации мер социальной поддержки, в том числе в связи с потерей работы.В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1).

Главой III Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится социальная поддержка безработных граждан.

В соответствии с абз. 6 п. 2 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), в соответствии с п. 1 которых в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно п. 2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Пунктом 4(1) Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения с 1 июня 2020 года запрашивают в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы сведения о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина.

В случае выявления противоречия между сведениями, указанными гражданами в заявлении в электронной форме, и сведениями, полученными в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, центры занятости населения с 1 июня 2020 года осуществляют перерасчет ранее назначенного пособия по безработице на основании данных Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В случае подтверждения недостоверности сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, центр занятости населения отказывает гражданину в постановке его на регистрационный учет в качестве безработного и уведомляет о принятом решении в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала (п. 9 Временных правил).

Исходя из п. 19 Временных правил в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

В силу подп. "д" п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891, снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.

Анализ представленных суду доказательств не позволяет сделать вывод, что ФИО1 действовала недобросовестно.

ФИО1 в порядке, предусмотренном п. 2 Временных правил, обратилась в Учреждение с заявлением, поданным в электронной форме с использованием ИАС ОБВ "Работа в России", о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В данном заявлении в графе "Адрес места жительства (пребывания)" она указала адрес, по которому ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания.

На момент подачи заявления место жительство ФИО1 согласно паспорта: <адрес>, адрес места пребывания с 20 мая 2017 года по 11 мая 2022 года: <адрес> (свидетельство о регистрации по месту пребывания).

Суд учитывает, что с объективной степенью достоверностью невозможно установить факт прикрепления копии паспорта и свидетельства при подаче заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в ИАС ОБВ "Работа в России" через портал «Госуслуги». Однако ФИО1 в ходе рассмотрения дела указывала на то, что в августе 2020 года представляла в Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля паспорт и свидетельство о регистрации по месту пребывания, последний документ у нее не приняли. Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля не представило доказательств в опровержение изложенного.

Также суд принимает во внимание, что на портале «Работа в России» содержатся условия получения пособия по безработице через портал «Работа в России» и инструкция по постановке на учет в качестве безработного онлайн через Портал «Работа в России», где указано, что «В соответствии с законом Российской Федерации о занятости населения признание граждан безработными и назначение им пособия по безработице осуществляется центром занятости населения по месту постоянной регистрации гражданина». Также указано, что пособие назначается по месту жительства гражданина. В самом заявлении соответствующая строка поименована «Адрес места жительства (пребывания)». Изложенное указывает на то, что заявитель при оформлении через ИАС ОБВ "Работа в России" может указать свое место жительство: по месту постоянной регистрации и/или по месту пребывания. Содержание условий, инструкции не соответствует содержанию заявления, что вводит заявителей в заблуждение относительно того, какие данные им требуется внести в строку «Адрес места жительства (пребывания)». Кроме того, приравнивание понятия «место жительства» к понятию «место регистрации» противоречит действующему законодательству.

Также из представленных суду доказательств, а именно: пояснений ФИО1, ответа на запрос из Отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Ярославской области, копии паспорта ФИО6, свидетельства о регистрации по месту пребывания несовершеннолетнего ФИО7, свидетельства о регистрации по месту пребывания несовершеннолетнего ФИО1, справки из МДОУ «Детский сад №16», справки из МДОУ «Детский сад №94», справки МОУ Средняя школа №26, следует, что с 2017 года по настоящее время ФИО1 вместе со своей семьей постоянно проживает на территории <адрес>.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства (нахождения) гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как указано в ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также абзаце 2 пункта 1 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 ноября 2013 года N 1868-О, федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (определения от 21 декабря 1998 года N 189-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 февраля 2003 года N 105-О и др.).

Кроме того, оспариваемое законоположение не связывает определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Из приведенных выше правовых норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что регистрация не входит в понятие места жительства и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления фактического места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Закон предусматривает, что признание гражданина безработным производится по месту жительства, но не устанавливает документы о регистрации по месту жительства в числе обязательных для этого.

Суд полагает, что наличие у ФИО1 постоянной регистрации в г. Гаврилов-Ям при наличии регистрации по месту пребывания и длительном фактическом проживании в г. Ярославле не является достаточным основанием для снятия с регистрационного учета в качестве безработной на основании абз. 6 п. 2 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1.

Таким образом, вопреки доводам Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля законодательная норма о регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства не исключает того, что место жительства гражданина может быть подтверждено различными доказательствами, а регистрация не входит в понятие места жительства.

Суд на основании изложенного выше приходит к выводу, что на момент обращения за получением мер государственной поддержки в области содействия занятости ФИО1 сообщила достоверные данные относительно места своего фактического проживания, указав в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы адрес, по которому она в установленном порядке зарегистрирована по месту пребывания, а потому ФИО1 имела право на постановку на учет в качестве безработной на территории г. Ярославля и на получение пособия по безработице.

Сведений о том, что наряду с обращением в Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы ФИО1 также обращалась, либо имела намерение обратиться за предоставлением указанных мер социальной поддержки в какое-либо иное государственное учреждение службы занятости населения, расположенное вне места своего фактического проживания, материалы дела не содержат. Доказательств наличия в действиях ФИО1 злоупотребления правом иного рода Государственным казенным учреждением Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля также не представлено.

Таким образом, приказ «О прекращении выплаты пособия по безработице» от 6 августа 2020 года, приказ «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» от 6 августа 2020 года, вынесенные Государственным казенным учреждением Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля в отношении ФИО1, подлежат отмене. Исковое заявление Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля оставить без удовлетворения.

Отменить приказ «О прекращении выплаты пособия по безработице» от 6 августа 2020 года, приказ «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» от 6 августа 2020 года, вынесенные Государственным казенным учреждением Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля в отношении ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья В.В. Воробьева