ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1168/2022 от 05.10.2022 Яковлевского районного суда (Белгородская область)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2022 года г. Строитель

Яковлевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Загинайловой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Проскуриной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску управления социальной защиты населения администрации Яковлевского городского округа к ФИО1 о взыскании денежных средств, выплаченных в рамках социального контракта,

установил:

Управление социальной защиты населения администрации Яковлевского городского округа обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании денежных средств, выплаченных в рамках социального контракта, мотивируя свои требования следующим. 22.11.2021 года между УСЗН администрации Яковлевского городского округа и ФИО1 заключен Социальный контракт № <номер> по осуществлению мероприятий для начала индивидуальной предпринимательской деятельности, перечислив 07.12.2021 года 250 000 рублей ответчику. По условиям соцконтракта получатель обязан был открыть магазин продуктов формата «У <адрес>. ФИО1 зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 12.10.2021 года в ЕГРИП внесена соответствующая запись. В нарушение условий Социального контракта ответчик с 12.10.2021 года не предоставил истцу ни одного ежемесячного отчета, в связи с чем, истцом 28.02.2022 года ответчику направлено уведомление (исх. № <номер>) об отсутствии документов, подтверждающих выполнение ответчиком мероприятий программы социальной адаптации и документов о целевом освоении полученных по Социальному контракту денежных средств, предупредил об обращении в суд с исковым заявлением о взыскании денежных использованных ответчиком не по целевому назначению, и расторжении социального контракта в одностороннем порядке.

Ответчик представил объяснительную от 25.03.2022 года, в которой объяснил непредставление ежемесячных отчетов длительностью процедур продажи помещения в <адрес>, поиска нового помещения, его покупки, что не является уважительными причинами, и уведомила, что с 14.03.2022 начала деятельность своего ИП по новому адресу <адрес>

По запросу ответчика управление социальной защиты населения администрации города Белгорода 05.05.2022 года провела выездную проверку факта ведения ответчиком индивидуальной предпринимательской деятельности по адресу <адрес>, по результатам которой факт ведения ответчиком предпринимательской деятельности не подтвердился, по данному адресу находится строительный офис, продуктовый магазин отсутствует, связаться с ответчиком по телефону не удалось, телефон не отвечал.

До настоящего времени денежные средства, выплаченные в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, возвращены не были. Просит взыскать с ответчика в пользу УСЗН администрации Яковлевского городского округа 250 000 рублей.

В судебное заседание представитель истца не явилась, в письменном ходатайстве заявленные требования поддержала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была уведомлена надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в ее отсутствие, об отложении судебного заседания не поступало.

Как следует из ст.113 ГПК РФ лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении.

В соответствии со ст.115 ГПК РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.

Таким образом, судом и почтовой организацией были приняты все исчерпывающие меры для извещения ответчика о дате, времени и месте судебного заседания, однако ответчик для получения заказного почтового отправления не явился, в связи с чем, суд находит ее действия, как отказ от принятия судебной повестки.

Согласно ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку, или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах, суд учетом мнения представителя истца, положений ст.ст.233-237 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав представленные доказательства, суд находит правовые основания для удовлетворения иска.

Согласно статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. (п.1)

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. (п.2)

Согласно статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Бремя доказывания этого юридически значимого по делу обстоятельства в силу п. 4 статьи 1109 ГК РФ возлагается на приобретателя имущества, то есть ответчика по делу.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Постановлением Правительства Белгородской области от 22 июня 2020 года № 273-пп «О предоставлении мер социальной защиты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, а также назначения и выплаты пособий малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, а также назначения и выплаты пособий малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, определяет условия и последовательность оказания мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предусмотренных главой 11 Социального кодекса Белгородской области.

В соответствии с п.7.3. Социальный контракт может быть расторгнут досрочно в случаях, установленных Порядком.

Согласно п. 2.2.4. Порядка денежная выплата, полученная гражданами, заключившими социальный контракт, имеет целевой характер и может быть использована исключительно на мероприятия, связанные с выполнением обязанностей по социальному контракту.

В соответствии с п. 3.1.2. Порядка источником финансового обеспечения государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с Порядком оказания помощи на основании социального контракта являются средства областного бюджета и субсидии из федерального бюджета, предоставляемые бюджетом Белгородской области в целях софинансирования расходных обязательств Белгородской области по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению жизненной ситуации.

В соответствии с п. 3.1.5. Порядка целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является выход малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Белгородской области, на более высокий уровень жизни за счет собственных активных действий для получения постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение таких граждан (семьи граждан).

В соответствии с п. 3.2.17. Порядка социальный контракт расторгается органом социальной защиты населения в одностороннем порядке досрочно в случаях, не являющихся уважительными причинами (перечислены в п. 3.2.16. Порядка), в том числе, для - заключивших социальный контракт на реализацию мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в случаях (в том числе):

- если была прекращена индивидуальная предпринимательская деятельность (снятие с учета в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход) в период социального контракта;

- если полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта быта использована на мероприятия, не предусмотренные программой социальной адаптации

- если заявителем не был представлен ежемесячный отчет до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, без уважительных причин (перечислены в п. 3.2.16. Порядка)

В соответствии с п. 3.2.18. Порядка социальный контракт расторгается, решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня, следующего за днем, когда органу социальной защиты населения стало известно о наступлении обстоятельств, являющихся основаниями для расторжения социального контракта, прекращения государственной социальной помощи на основании социального контракта; гражданин уведомляется органом социальной защиты населения о расторжении социального контракта и прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение 5 дней со дня, следующего за днем принятия решения.

Судом установлено, что 22.11.2021 года между УСЗН администрации Яковлевского городского округа и ФИО1 заключен Социальный контракт № <номер> по осуществлению мероприятий для начала индивидуальной предпринимательской деятельности.

Денежные средства перечислены ответчику 07.12.2021 года в сумме 250 000 рублей. Таким образом УСЗН администрации Яковлевского городского округа выполнило перед ответчиком свои обязательства.

По условиям соцконтракта получатель обязан был открыть магазин продуктов формата «<адрес>. ФИО1 12.10.2021 года зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП внесена соответствующая запись. В нарушение условий Социального контракта ответчик с 12.10.2021 года не предоставил истцу ни одного ежемесячного отчета, в связи с чем, истцом 28.02.2022 года ответчику направлено уведомление (исх. № <номер>) об отсутствии документов, подтверждающих выполнение ответчиком мероприятий программы социальной адаптации и документов о целевом освоении полученных по Социальному контракту денежных средств, предупредил об обращении в суд с исковым заявлением о взыскании денежных использованных ответчиком не по целевому назначению, и расторжении социального контракта в одностороннем порядке.

Ответчик представил объяснительную от 25.03.2022 года, в которой объяснил непредставление ежемесячных отчетов длительностью процедур продажи помещения в <адрес> поиска нового помещения, его покупки, что не является уважительными причинами, и уведомила, что с 14.03.2022 начала деятельность своего ИП по новому адресу в <адрес>.

По запросу ответчика управление социальной защиты населения администрации города Белгорода 05.05.2022 года провела выездную проверку факта ведения ответчиком индивидуальной предпринимательской деятельности по адресу <адрес>, по результатам которой факт ведения ответчиком предпринимательской деятельности не подтвердился, по данному адресу находится строительный офис, продуктовый магазин отсутствует, связаться с ответчиком по телефону не удалось, телефон не отвечал.

До настоящего времени денежные средства, выплаченные в рамках социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, возвращены не были. Просит взыскать с ответчика в пользу УСЗН администрации Яковлевского городского округа 250 000 рублей.

Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии Яковлевсого городского округа по предоставлению мер социальной защиты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации № <номер> от 13.07.2022 года, заключенный между УСЗН администрации Яковлевского городского округа и ФИО1 социальный контракт расторгнут.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что денежные средства в размере 250 000 рублей подлежат взысканию с ответчика, не выполнившего возложенных на него обязательств.

Согласно ч. 1 ст. 98 ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 5 700 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-244 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженки <адрес> в пользу МКУ «Управление социальной защиты населения администрации Яковлевского городского округа государственную социальную помощь в размере 250 000 рублей.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженки <адрес> в доход бюджета Яковлевского городского округа государственную пошлину в размере 5700 рублей.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Белгородском областном суде в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи жалобы в Яковлевский районный суд Белгородской области.

Решение11.10.2022