ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1171/18 от 30.10.2018 Вязниковского городского суда (Владимирская область)

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30.10.2018.

Дело № 2-1171/2018

УИД 33RS0006-01-2018-001428-39

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 октября 2018 года г. Вязники

Вязниковский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Степановой Л.В.

с участием представителя истца ФИО1

представителя ответчиков ФИО2

при секретаре Крайновой Н.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г. Вязники гражданское дело по иску Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Владимирской области и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Владимирский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области и УФСИН России по Владимирской области об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства. С учетом уточнения исковых требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области по устранению нарушений закона, регламентирующего порядок и условия отбывания наказания осужденных на участке колонии-поселения, непринятию мер к выделению и оборудованию объектов коммунально-бытового назначения; обязать ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области в срок до 01.04.2019 выделить и оборудовать на участке колонии-поселения следующие помещения: комнату отдыха, кладовую для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнату быта, комнату для умывания, постирочную и сушилку; обязать УФСИН России по Владимирской области обеспечить финансирование мероприятий по выделению и оборудованию на участке колонии-поселения ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области указанных помещений.

В обоснование заявленных требований указано, что Владимирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области в истекшем периоде 2018 года проводились проверки состояния законности в деятельности ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, в результате которых выявлено, что, в нарушение требований ст.ст. 12, 99 УИК РФ и ведомственных нормативных актов осужденным, отбывающим наказание на участке колонии-поселения при исправительном учреждении не созданы надлежащие коммунально-бытовые условия, а именно отсутствуют комната отдыха, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комната быта, комната для умывания, постирочная и сушилка. По результатам проверок в адрес руководства ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области вносился акт прокурорского реагировании - представление, между тем, результаты последующих проверок свидетельствуют о том, что ответчиками достаточных мер к устранению нарушений не принято. Считает, что бездействие ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области влечет неисполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части соблюдения прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение.

В судебном заседании представитель Владимирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по доверенности ФИО1 исковые требования, с учетом их уточнений, поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области и УФСИН России по Владимирской области, доверили представлять свои интересы ФИО2, которая в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований и, указав на отсутствие со стороны ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области признаков незаконного бездействия, пояснила, что после проведенной прокуратурой проверки и внесения представления об устранении нарушений от 21.03.2018, в адрес УФСИН России по Владимирской области дважды направлялся запрос с приложением дефектных ведомостей о выделении денежных средств в размере 5 820 874 руб. на производство ряда ремонтных работ для устранения выявленных нарушений, в том числе на проведение работ по выделению и оборудованию на участке колонии-поселения помещений комнаты отдыха, кладовой для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнаты быта, комнаты для умывания, постирочной и сушилки. Однако, денежных средств было выделено только в размере 800 000 руб., что недостаточно для устранения всех выявленных в ходе проверки нарушений. Собственные средства в указанном объеме в ФКУ ИК-4 отсутствуют. Ппосле поступления денежных средств была начата работа по проведению анализа рынка для подготовки документации на проведение электронного аукциона для закупки строительных материалов, в сентябре 2018 г. такой аукцион проведен. В настоящее время государственный контракт находится в стадии согласования с поставщиком и его подписания, проводится перепланировка объекта, возведен фундамент. Исправительное учреждение сможет оборудовать в испрашиваемый прокурором срок на участке колонии-поселения объекты коммунально-бытового назначения, но только после выделения денежных средств на финансирование указанных работ. В настоящее время такие средства учреждению в полном объеме не выделены. Кроме того, полагает, что нормы, установленные Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства юстиции России № 130-дсп от 2 июня 2003 года, на которую ссылается прокурор, распространяются при проектировании, строительстве и оборудовании учреждений уголовно-исполнительной системы только вновь возводимых зданий. Однако, здания ФКУ ИК-4 построены в 60-е годы, в связи с чем нормы, установленные данной Инструкцией, к ним не применимы. Также отметила, что по мере поступления финансирования из средств бюджета Управлением ФСИН России по Владимирской области все денежные средства распределяются пропорционально между учреждениями области.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что права и свободы граждан являются высшей ценностью государства.

В соответствии с требованиями статей 10 и 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденными обеспечивается законность применения средств их исправления, правовая защита и личная безопасность; гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации. Кроме того, права и обязанности осужденных определяются уголовно-исполнительным законодательством, исходя из условий и порядка отбывания конкретного вида наказания. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания.

В части первой статьи 10 УИК РФ провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и их личную безопасность при исполнении наказаний.

Таким образом, государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных. Обязанность реализации этого права осужденных возлагается на администрацию исправительного учреждения, где они отбывают наказание.

В соответствии с требованиями статей 1 и 3 Федерального закона Российской Федерации № 5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федеральный закон РФ № 5473-1 от 21.07.1993) деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека, правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Обязанностью учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, согласно статье 13 названного Закона, является обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Собственником имущества ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области является Российская Федерация в лице ФСИН России.

На основании п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, который, в том числе, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.Исходя из положений ст. 5 Федерального закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Согласно ст. 7 вышеуказанного Закона территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном ст. 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

В силу ст. 9 Федерального закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

В связи с тем, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе УФСИН России по Владимирской области.

В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 № 1314, ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно- исполнительной системы.

Согласно Положению об УФСИН по Владимирской области последнее является распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Как установлено п. 5.8 Устава ФКУ ИК-4 источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета.

В соответствии с п. 5.12 Устава ФКУ ИК-4 при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение зданий общественного и административно-бытового, производственного назначения, осуществляется за счет средств ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России, представленной на территории Владимирской области УФСИН России по Владимирской области.

В соответствии со ст. 99 УИК РФ для осужденных должны обеспечиваться минимальные нормы материально-бытового обеспечения.

Согласно Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России, утвержденной Приказом Министерства юстиции России от 1 июня 2003 года № 130-дсп, при исправительном учреждении оборудуются общежития для осужденных.

Приказом ФСИН РФ от 27 июля 2006 года № 512 утверждены, в том числе, нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2).

Разделом I данного Приложения установлены нормы оснащения предметами быта и инвентарем общежитий для осужденных. Из данного раздела следует, что указанное помещение должно состоять, в том числе из соответствующим образом оборудованных комнаты отдыха, кладовой для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнаты быта, комнаты для умывания, постирочной и сушилки.

Таким образом, осужденные проживают в специально создаваемых для этих целей помещениях, расположенных на территории исправительных учреждений.

Как установлено судом, в ходе проверок, проведенных Владимирской прокуратурой по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях установлено, что, в нарушение требований статьей 12, 99 УИК РФ и ведомственных нормативных актов – приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 (приложение № 2 «Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы»), а также Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, осужденным, отбывающим наказание на участке колонии-поселения при исправительном учреждении ФКУ ИК-4 не созданы надлежащие коммунально-бытовые условия, а именно отсутствуют комната отдыха, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комната быта, комната для умывания, постирочная и сушилка.

По результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений закона.

В ответе на представление руководитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области признал обоснованными требования прокурора, однако до настоящего времени исчерпывающих мер, направленных на создание осужденным, отбывающим наказание на участке колонии-поселения при исправительном учреждении надлежащих коммунально-бытовых условий, принято не было. Ссылаясь на отсутствие достаточного финансирования для создания таких условий, до проведенной прокуратурой проверки каких-либо мер ФКУ ИК-4 для этого не предпринималось, что подтвердил в ходе рассмотрения дела и представитель Учреждения.

Доказательств обратного суду не представлено.

Совокупность представленных суду доказательств позволяет сделать вывод о том, что ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области не выполняет возложенные на него обязанности, определенные ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в результате чего нарушаются права осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения при исправительном учреждении, на надлежащие коммунально-бытовые условия в соответствии с положениями статьи 99 УИК РФ.

Принимая во внимание то, что ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области на протяжении длительного периода времени осуществляет свою деятельность без создания надлежащих коммунально-бытовых условий для осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения, что нарушает их права и законные интересы, суд признает доводы прокурора о незаконном бездействии ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области обоснованными.

Что же касается доводов представителя ответчиков о том, что нормы, установленные Инструкцией № 130-дсп, должны соблюдаться при проектировании, строительстве и оборудовании только вновь возводимых зданий учреждений уголовно-исполнительной системы и не распространяют свое действие на здания ФКУ ИК-4, возведенные до утверждения данной Инструкции, то суд признает их несостоятельными, поскольку применение данной Инструкции исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав осужденных, находящихся исправительных учреждениях, здания которых введены в эксплуатацию ранее.

С учетом изложенного, требования прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом компенсационного характера участия УФСИН России по Владимирской области в финансировании деятельности ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области по созданию осужденным надлежащих условий отбывания наказания. Отсутствие или недостаточность финансирования не являются основанием для несоблюдения установленных правил в области материально-бытового обеспечения осужденных.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая мотивированные доводы представителя ответчиков о сроках выделения финансовых средств и выполнения комплекса работ по оснащению на участке колонии-поселения помещений материально-бытового обеспечения осужденных, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда для ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области до 01.04.2019.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Владимирской области по выполнению возложенных на него законом обязанностей по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, устранению нарушений закона, регламентирующего порядок и условия отбывания наказания осужденных на участке колонии-поселения, непринятию мер к выделению и оборудованию объектов коммунально-бытового назначения.

Обязать федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Владимирской области в срок до 01 апреля 2019 г. обеспечить финансирование, выделить и оборудовать на участке колонии-поселения следующие помещения: комнату отдыха, кладовую для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнату быта, комнату для умывания, постирочную и сушилку.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Владимирской области обеспечить дополнительное финансирование мероприятий по выделению и оборудованию в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области следующих помещений: комнаты отдыха, кладовой для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комнаты быта, комнаты для умывания, постирочной и сушилки, в случае недостаточности у ФКУ ИК-4 УФСИН России по Владимирской области собственных средств.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Вязниковский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Л.В. Степанова