ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1172/2017 от 29.05.2017 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело № 2- 1172/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 мая 2017 года город Орел

Заводской районный суд города Орла в составе:

председательствующего судьи Второвой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Щукиной К.А.

рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла гражданское дело по иску Администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация города Орла обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований указала, что вступившим в законную силу (дата обезличена). решением Советского районного суда города Орла от (дата обезличена). на истца возложена обязанность предоставить К.М.В. из специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение в г.Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м.

На основании судебного решения 10.09.2015г. судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 было возбуждено исполнительное производство (номер обезличен) – ИП, которое поступило в администрацию г. Орла (дата обезличена)

(дата обезличена). Советский районный суд г. Орла удовлетворил заявление должника от (дата обезличена). о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до (дата обезличена)

(дата обезличена). Советский районный суд г. Орла удовлетворил заявление должника от (дата обезличена). о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01.12.2016г.

(дата обезличена). Советский районный суд г.Орла оставил без удовлетворения заявление должника от (дата обезличена). о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда. На указанное определение суда была принесена частная жалоба, которая судом апелляционной инстанции оставлена без удовлетворения

(дата обезличена) судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с которым с администрации города Орла был взыскан исполнительский сбор в размере (информация скрыта) рублей, так как должником в срок, установленный для добровольного исполнения, решение суда не исполнено.

Администрация города Орла как орган местного самоуправления действует в рамках переданных государственных полномочий на основании Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

(дата обезличена). уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2015 год доведены лимиты бюджетных обязательств для муниципального образования «Город Орёл» в размере (информация скрыта) рубля. С учетом предусмотренного из бюджета области финансирования администрацией города Орла принято постановление от (дата обезличена)(номер обезличен) «О приобретении жилья для детей-сирот».

В соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств администрацией города Орла заключены: 1) (дата обезличена). с МКУ «(информация скрыта)» муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья (номер обезличен) на строительство 1 квартиры по адресу: (адрес обезличен)А; 2) (дата обезличена). с ОАО «(информация скрыта)» заключен муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья (номер обезличен) на строительство 27 квартир по адресу: (адрес обезличен), согласно которым во исполнение 28 судебных решений Советского районного суда города Орла, принятых в (дата обезличена) году.

Однако решения (дата обезличена) в том числе решение по иску К.М.В., в их число не вошли ввиду отсутствия финансирования из бюджета Орловской области на исполнение переданных администрации г.Орла государственных полномочий, в связи с чем, администрацией города Орла 16(дата обезличена). направлены обращения Губернатору Орловской области П.В.В. о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для исполнения решений вынесенных Советским районным судом города Орла в 2015 году, в том числе решения по иску К.М.В.

(дата обезличена) до муниципального образования «Город Орёл» доведены лимиты бюджетных обязательств на (дата обезличена) на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в размере (информация скрыта) тыс. руб.

Согласно письму Департамента стоительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от (дата обезличена). (номер обезличен) Орловской областью бьло осуществлено погашение кредиторской задолженности для исполнения муниципального контракта 2015г. на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот за счет лимитов, доведенных на 2016г.

Поскольку выделенных денежных средств из бюджета Орловской области в 2015 году оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией города Орла переданных государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, администрацией г.Орла (дата обезличена) направлены обращения Губернатору Орловской области П.В.В. о выделении и дополнительном финансировании на приобретение жилых помещений для исполнения решений (дата обезличена)

На оставшиеся денежные средства в размере (информация скрыта) руб. (дата обезличена). на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 29 жилых помещений (квартир) для детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся.

(дата обезличена) на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла повторно были размещены электронные аукционы: (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир), (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир), (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 20 жилых помещений (квартир) для детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые также были признаны несостоявшимися.

(дата обезличена). на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла в пятый раз размещены 40 электронных аукционов на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по результатам которых заключен муниципальный контракт, оставшиеся 39 аукционов признаны не состоявшимися.

(дата обезличена). по результатам 39 электронных аукционов той же категории заключены 2 муниципальных контракта, оставшиеся 37 аукционов признаны не состоявшимися.

На (дата обезличена) до Муниципального образования «Город Орёл» доведены лимиты бюджетных обязательств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в размере (информация скрыта) руб., в связи с чем, администрацией города Орла (дата обезличена). размещен электронный аукцион (номер обезличен) на закупку жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по результатам аукциона заключен муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья с застройщиком – акционерным обществом «(информация скрыта) г. Орла» на строительство 5 жилых помещений, расположенных в (адрес обезличен).

Кроме того, в (дата обезличена) планируется проведение процедуры по приобретению жилых помещений (объявление торгов) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе для К.М.В.

Указанные обстоятельства не позволяют ответчику в установленный для добровольного исполнения срок, исполнить решение суда о предоставлении К.М.В. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного помещения.

Истец полагает, что администрацией города Орла предпринимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в связи с чем, просил суд освободить администрацию города Орла от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от (дата обезличена) в размере (информация скрыта) рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области ФИО1

В судебном заседании представитель администрации г. Орла по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что администрацией предпринимаются все необходимые и возможные меры для исполнения решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) в интересах К.М.В. после доведения лимитов бюджетных обязательств на (дата обезличена) по итогам проведенного (дата обезличена) очередного электронного аукциона (дата обезличена) заключен муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья с застройщиком – акционерным обществом «(информация скрыта)» на строительство 5 квартир. (дата обезличена). администрацией (адрес обезличен) на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией (адрес обезличен) размещено извещение о проведении очередного электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение 30 благоустроенных квартир в г. Орле для указанной категории лиц. (дата обезличена). подача заявок на электронный аукцион окончена, единственная заявка на участие в аукционе поступила от Публично акционерного общества «(информация скрыта)», с которым планируется подписание муниципального контракта, в стадии согласования.

Вместе с тем, поскольку приобретение жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», соблюдение предусмотренной указанным законом процедуры объективно исключает возможность предоставления взыскателю, в данном случае К.М.В., жилого помещения в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. Соответственно, исполнение решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок невозможно по независящим от администрации обстоятельствам.

Представитель ответчика УФССП России по Орловской области и одновременно третьего лица – судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области ФИО1– по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование, указывая, что те обстоятельства, на которые ссылается администрация г. Орла, не могут быть признаны достаточным основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Должником не было исполнено в установленный законом срок решение суда, ввиду чего в отношении него вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Истец не совершил своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора, что свидетельствует о наличии в его действиях вины, неосмотрительности.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1996 N 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 9 Закона Орловской области от 06.12.2007 года № 727-ОЗ финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Как установлено в судебном заседании, решением Советского районного суда г.Орла от (дата обезличена) на администрацию г.Орла возложена обязанность предоставить К.М.В. благоустроенное жилое помещение в г.Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от (дата обезличена) данное решение было оставлено без изменения и вступило в законную силу.

В соответствии со вступившим (дата обезличена). в законную силу решением Советского районного суда г.Орла по делу (номер обезличен) выписан исполнительный лист серии ФС (номер обезличен) от (дата обезличена), на основании которого судебным приставом -исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области ФИО1 10.09.2015г. возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию г.Орла предоставить К.М.В. благоустроенное жилое помещение в г.Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения в отношении должника: администрации города Орла в пользу взыскателя: К.М.В. с установлением должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней.

Постановление о возбуждении исполнительного производства за (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена). администрацией г.Орла было получено (дата обезличена)., что подтверждается отметкой на данном постановлении.

(дата обезличена). (в течение пяти рабочих дней после получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства) администрация г. Орла обратилась в Советский районный суд г. Орла с заявлением (исх. (номер обезличен) от (дата обезличена).) об отсрочке исполнения решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена). по иску К.М.В. к администрации г. Орла и др. о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

Требования о предоставлении отсрочки были мотивированы существованием объективных причин, препятствующих исполнению судебного акта в установленный срок, а именно, тем, что исполнение данного решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность, тогда как выделенных на 2015 год денежных средств из бюджета Орловской области оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме судебного акта.

(дата обезличена). определением Советского районного суда г. Орла администрации города Орла предоставлена отсрочка исполнения решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) по гражданскому делу по иску К.М.В. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения по установленным социальным нормам на срок до (дата обезличена). включительно.

(дата обезличена)., в связи с невозможностью исполнения решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена). по иску К.М.В. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда истец повторно обратился в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, ссылаясь на наличие обстоятельств, препятствующих добровольному его исполнению в установленный срок, в том числе указывая, что выделенных денежных средств из бюджета Орловской области в 2015 году оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией г. Орла переданных государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, решение по иску К.М.В. в их число не вошло ввиду отсутствия финансирования из бюджета Орловской области на исполнение переданных администрацией г.Орла государственных полномочий, в связи с чем, были направлены обращения к Губернатору Орловской области о выделении дополнительного финансирования, в связи с доведенными лимитами бюджетных обязательств на (дата обезличена) о начатой процедуре приобретения жилого помещения (объявление торгов, оформление сделки и т.д.), о размещении (дата обезличена). электронного аукциона на определение поставщика для осуществления закупки «долевое участие» в строительстве 29 жилых помещений (квартир) для детей – сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Определением Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) администрации города Орла предоставлена отсрочка исполнения решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) по гражданскому делу по иску К.М.В. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда на срок до (дата обезличена). включительно.

Впоследствии, в связи с невозможностью исполнения решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) по иску К.М.В. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, администрация города Орла (дата обезличена) в третий обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в удовлетворении которого определением Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена). было отказано.

При этом, в день формирования первого заявления об отсрочке решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена) по иску К.М.В., то есть (дата обезличена)., начальник правового управления администрации г.Орла Г.Ж.А. уведомила судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 об обращении в Советский районный суд г.Орла с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения и просила об отложении исполнительных действий до принятия судебного акта Советским районным судом г.Орла, что следует из представленного в материалы дела заявления об отложении исполнительных действий от (дата обезличена). исх. (номер обезличен).

Практически одновременно с обращением администрации г. Орла с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, вынесенного в пользу К.М.В., письмом от (дата обезличена). заместитель главы администрации г. Орла И.Р.В. уведомил судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 о невозможности исполнить решение суда в установленный срок, в обоснование указывая, что в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств администрацией г. Орла заключены муниципальные контракты участия в долевом строительстве жилья во исполнение 28 судебных решений Советского районного суда г. Орла, принятых в (дата обезличена), решения (дата обезличена), в том числе решение по иску К.М.В. в их число не вошли ввиду отсутствия достаточного финансирования из бюджета Орловской области. В соответствии с дополнительно выделенными Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла лимитами бюджетных обязательств в размере 6915,3 т.р. были размещены муниципальные заказы на приобретение пяти однокомнатных квартир. Однако, электронные аукционы по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размещенные в соответствии с планом-графиком от (дата обезличена). из-за отсутствия заявок (дата обезличена). не состоялись. Управлению были дополнительно доведены денежные средства в размере (информация скрыта), в (дата обезличена) планировалось размещение муниципальных заказов, но и их недостаточно для исполнения решений в интересах вышеуказанных лиц.

Однако, (дата обезличена). судебный пристав-исполнитель МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 вынес в адрес должника предупреждение о последствиях злостного неисполнения вступившего в законную силу судебного акта, а в запросе от (дата обезличена). обязал предоставить сведения о принятых мерах, направленных на исполнение требований исполнительного документа за период с (дата обезличена) по дату исполнения судебного запроса, в связи с истечением срока предоставления отсрочки исполнения решения суда ((дата обезличена).), предупредив о последствиях невыполнения требования судебного пристава.

В связи с чем, письмом от (дата обезличена). заместитель главы администрации г. Орла И.Р.В. уведомил судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1 о принятых мерах, направленных на исполнение решения суда в интересах К.М.В. и одновременно о невозможности исполнить решение суда в установленный срок, сообщив о подаче (дата обезличена). в Советский районный суд (адрес обезличен) заявления об отсрочке исполнения решений суда по иску К.М.В. до (дата обезличена). Также довел до судебного пристава-исполнителя информацию о том, что (дата обезличена) до муниципального образования «(адрес обезличен)» были доведены лимиты бюджетных обязательств на 2016 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в размере (информация скрыта), в связи с чем, администрацией г. Орла проводится процедура приобретения жилых помещений (объявление торгов, оформление сделки, регистрация прав), которая является длительной и осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрольной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с соблюдением сроков, установленных законом. (дата обезличена) г. администрацией г. Орла размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение 29 квартир, (дата обезличена). администрацией г. Орла заявлялось о проведении аукционов на закупку 40 квартир для данной категории лиц на денежные средства в размере (информация скрыта), которые признаны несосостоявшимися, также так и аукцион, объявленный (дата обезличена) размещены 40 аукционов на приобретение жилых помещений на вторичном рынке, по результатам которых закуплена одна однокомнатная квартира для В.Е.А. во исполнение решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена)(дата обезличена). объявлено 39 электронных аукционов, срок проведения аукционов истекает (дата обезличена)

(дата обезличена) судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области ФИО1, в связи с не исполнением должником администрацией города Орла исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП от (дата обезличена) вынесено постановление в отношении администрации г. Орла о взыскании исполнительского сбора в размере (информация скрыта).

В тот же день, (дата обезличена). постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО1 администрации г. Орла установлен новый срок исполнения требования исполнительного документа до (дата обезличена).

В силу п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Обращаясь с настоящим иском в суд и заявляя требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация города Орла ссылается на то, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием вины должника, поскольку администрацией г.Орла были предприняты все зависящие от них меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и решение суда не было исполнено в связи с тем, что администрация города Орла является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Орел», собственного свободного жилищного фонда и финансовых средств не имеет, предоставление жилых помещений осуществляется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, на основании муниципального контракта, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, то есть требует существенных временных затрат, истцом предприняты все зависящие от администрации меры для надлежащего исполнения обязательства.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что администрация города Орла как орган местного самоуправления действует в рамках переданных государственных полномочий на основании закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».

Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий администрацией города Орла осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, общий объем которых и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливается законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно пункту 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом (пункт 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что с 01 января 2014 года приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.

Из материалов дела следует, что в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств для муниципального образования «Город Орёл» на (дата обезличена) в размере (информация скрыта) администрацией г. Орла во исполнение принятых в 2014 году судебных решений были предоставлены 28 квартир лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тем самым, выделенные муниципальным образованием «Город Орёл» в (дата обезличена) бюджетные средства были освоены на исполнение 28 судебных решений Советского районного суда г. Орла, принятых в (дата обезличена), в связи с чем, главой администрацией г. Орла ФИО4 (дата обезличена), (дата обезличена) и (дата обезличена)., то есть после вынесения решения Советского районного суда г. Орла от (дата обезличена). в интересах К.М.В., были направлены обращения Губернатору Орловской области П.В.В. о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для исполнения решений, вынесенных Советским районным судом г. Орла в (дата обезличена), в том числе по иску К.М.В.

На (дата обезличена) до муниципального образования «Город Орёл» на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот доведены лимиты бюджетных обязательств в размере (информация скрыта).

Согласно письму Департамента от (дата обезличена)(номер обезличен) за счет части этих денежных средств осуществлено погашение кредиторской задолженности по муниципальному контракту от (дата обезличена) с ОАО «(информация скрыта)» за закупку 27 квартир.

На оставшиеся денежные средства в размере (информация скрыта)(дата обезличена) администрацией города Орла заявлено о проведении электронного аукциона на определение поставщика для осуществления закупки 29 квартир по договору участия в долевом строительстве жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, который, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки, признан несостоявшимся, что подтверждается сообщением о проведении электронного аукциона от (дата обезличена). (номер обезличен), а также сведениями о состоянии протокола закупки (номер обезличен) по состоянию на (дата обезличена)

(дата обезличена) и (дата обезличена) администрацией города Орла повторно заявлено о проведении аукционов на закупку 40 квартир для данной категории лиц на денежные средства в размере (информация скрыта) (закупки №(номер обезличен), 0(номер обезличен)), которые признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок застройщиков на участие в них, что подтверждается протоколом (номер обезличен) рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от (дата обезличена), а также извещением о проведении электронного аукциона от (дата обезличена). (номер обезличен) и сообщением о результатах определения поставщика, сформированном на основании размещенного протокола (дата обезличена). по закупке (номер обезличен).

(дата обезличена). администрацией города Орла размещено извещение о проведении электронного аукциона № (номер обезличен) на право заключения муниципального контракта на приобретение 20 благоустроенных квартир в г. Орле для указанной категории лиц, который также признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки.

(дата обезличена). размещены электронные аукционы на заключение муниципальных контрактов на приобретение поштучно 40 и 39 жилых помещений на вторичном рынке жилья для лиц данной категории, по результатам которых для данной категории лиц в 2016г. закуплено 3 квартиры. Приобретенные жилые помещения переведены в специализированный жилищный фонд и предоставлены лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых приняты судебные решения согласно списку неисполненных администрацией города решений суда, что следует из информации от (дата обезличена)., предоставленной начальником управления муниципального имущества и землепользования Л.М.А. начальнику правового управления администрации г.Орла Г.Ж.А., с приложением перечней аукционов на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления закупки: «Приобретение одной однокомнатной благоустроенной квартиры в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.»

Кроме того, в связи с увеличением количества нуждающихся в обеспечении жильем за счет вновь принятых на учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за счет принятых судебных решений в интересах указанных граждан, в связи с необходимостью решения вопроса о выделении денежных средств для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, приобретших на это право, и на исполнение судебных решений, принятых в их интересах, главой администрации г. Орла А.И.У(дата обезличена). было вновь направлено письмо Губернатору и Председателю Правительства Орловской области, из которого следует, что Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла проведено 4 электронных аукциона по закупке жилых помещений, на которых предполагалась закупка 40 новых благоустроенных однокомнатных квартир. Объявленные аукционы не состоялись по причине отсутствия заявок. Однако, по состоянию на (дата обезличена) не исполнено 74 решения суда, вступивших в законную силу (2 решения принято в (дата обезличена) г., 45 – в (дата обезличена) г. и 27 – в (дата обезличена) г.), в том числе решение по иску К.М.В. Кроме этого, еще 90 лиц этой категории, состоящих на учете в администрации (адрес обезличен), должны быть обеспечены жильем в (дата обезличена) приобретут право на предоставление специализированного жилого помещения еще 54 человека, в связи с чем, администрация г.Орла просит решить вопрос о выделении денежных средств для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, приобретших на это право, и на исполнение судебных решений, принятых в их интересах.

Также, в соответствии с законом Орловской области от 06.12.2016 N 2054-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» бюджетом Орловской области на (дата обезличена) г. для муниципального образования «Город Орёл» предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. (дата обезличена) до администрации города Орла (дата обезличена) г. были доведены лимиты бюджетных средств в размере (информация скрыта).

Однако, (дата обезличена). главой администрации г. Орла У.А.И. было вновь направлено письмо Губернатору и Председателю Правительства Орловской области П.В.В. с просьбой рассмотрения возможности дополнительного финансирования на обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретших на это право, и на исполнение судебных решений, принятых в их интересах, из которого следует, что в настоящее время в муниципальном образовании «Город Орел» на учете нуждающихся в обеспечении специализированными жилыми помещениями состоит 345 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на доведенные лимиты бюджетных средств в размере (информация скрыта) администрацией г. Орла планируется приобрести 47 однокомнатных квартир, однако, по состоянию на (дата обезличена). остаются неисполненными 96 решений суда, вступивших в законную силу ( 44 решения приняты в (дата обезличена), 48 - в (дата обезличена) 4 - в (дата обезличена)), в том числе в интересах К.М.В. Кроме этого, еще 143 лица этой категории, состоящих на учете в администрации г. Орла, должны быть обеспечены жильем в (дата обезличена). Таким образом, только на исполнение судебных решений необходимы денежные средства в размере (информация скрыта) 96 х 33 кв.м. х (информация скрыта)) и (информация скрыта) (143Х 33 кв.м. х (информация скрыта)) – для обеспечения лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в муниципальном образовании «Город Орел» и имеющих право на предоставление жилого помещения в (дата обезличена)

О вышеуказанных принятых должником мерах в обоснование причин невозможности исполнить решение суда в установленный срок письмом от (дата обезличена). заместитель главы администрации г. Орла И.Р.В. вновь уведомил судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО1

С учетом изложенного, учитывая, что в списке вынесенных Советским районным судом г. Орла решений для обеспечения лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, приобретших на это право, и не исполненных администрацией г. Орла, ФИО5 значится под № 19, суд соглашается с доводами истца о том, что денежные средства, предусмотренные в бюджете Орловской области на (дата обезличена) недостаточны для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией г.Орла переданных государственных полномочий по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

Вместе с тем, в целях освоения предусмотренных на (дата обезличена). финансовых средств администрацией г.Орла были подготовлены документы для проведения электронных торгов по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Так, из представленной в материалы дела аукционной документации (общей информации и результатах определениях поставщика по извещению о проведении электронного аукциона от (дата обезличена). (номер обезличен)) следует, что по итогам проведенного (дата обезличена) очередного электронного аукциона (дата обезличена) заключен муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья с застройщиком – акционерным обществом «Управление капитальным строительством г. Орла» на строительство 5 квартир.

Также, (дата обезличена). на официальном сайте для размещения заказов администрацией г. Орла размещено очередное извещение о проведении электронного аукциона для закупки (номер обезличен) на приобретение для детей - сирот, и лиц из их числа благоустроенных квартир у застройщика путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, на строительство 30 квартир.

Как следует из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе (номер обезличен) от (дата обезличена) участником аукциона, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, которая соответствует требованиям Закона и документации об аукционе, является Публичное акционерное общество «Орелстрой».

В настоящее время администрацией г. Орла подготовлены документы для подписания муниципального контракта с Публичным акционерным обществом «(информация скрыта)», что позволит приобрести для детей - сирот, и лиц из их числа благоустроенные квартиры (в количестве 30 штук) у застройщика путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, к числу которых относится и К.М.В., с учетом номера его очереди (19) в списке вынесенных Советским районным судом г. Орла решений для обеспечения лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, приобретших на это право, и не исполненных администрацией г. Орла.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

На основании п. 12 ст. 30 указанного закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из п. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно п. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (п. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.

Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», положения статьи 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд исходит из того, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, исполнение решения Советского районного суда г.Орла от (дата обезличена). носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления и органа власти субъекта. Сам по себе процесс приобретения квартиры в муниципальную собственность для предоставления К.М.В. по договору найма специализированного жилого помещения не может находиться вне процедуры исполнения решения и являться основанием для взыскания исполнительского сбора. С учетом того, что администрацией предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда, не предоставление жилого помещения администрацией в данном случае нельзя признать виновным уклонением от исполнения решения суда.

Поскольку по рассматриваемому делу необходимо учитывать и объем работ, фактически подлежащих исполнению, и объем работ, которые администрация г.Орла обязана исполнять и помимо судебного решения, в том числе и по проведению закупок (электронных аукционов) по приобретению жилья и оформлению в соответствии с порядком приобретения жилья, установленным Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает, что истцом доказано отсутствие вины в нарушении установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства пятидневного срока в связи с наличием объективных уважительных причин - процедуры и порядка предоставления квартир детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

Кроме того, администрация г.Орла своевременно принимала меры по надлежащему исполнения решения Советского районного суда г.Орла от (дата обезличена)., в числе которых меры по выделению необходимых денежных средств для исполнения решения суда как до возбуждения исполнительного производства, так и после, а также своевременно проводила конкурсные процедуры по приобретению жилого помещения, кроме того, администрация г.Орла своевременно информировала судебного пристава-исполнителя о принятых мерах, причинах невозможности исполнить решение суда путем направления писем, а также обращалась за рассрочкой исполнения решения суда при отсутствии вины, по независящим от должника обстоятельствам.

При указанных выше обстоятельствах, меры штрафного характера - исполнительский сбор в размере (информация скрыта) применены не обоснованно.

В связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что истец не совершил своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора, являются несостоятельными.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации г.Орла в неисполнении решения суда в установленный 5-дневный срок, в связи с чем исковые требования администрации г.Орла об освобождении ее от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Администрацию города Орла от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от (дата обезличена) в рамках исполнительного производства от (дата обезличена). (номер обезличен), в размере (информация скрыта).

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 03 июня 2017 года.

Судья Н.Н.Второва