ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1173/20 от 26.05.2020 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело

27RS0-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2020 года <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Сурнина Е.В.,

при секретаре ФИО3,

с участием: помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона ФИО5, представителя ФИО1 «ФИО1» ФИО2 РФ по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского гарнизона обратился в суд с указанным выше исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что Военной прокуратурой Хабаровского гарнизона по информации о ненадлежащем техническом состоянии многоквартирных домов военного городка (<адрес>-1) проведена проверка исполнения должностными лицами ФИО2 России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о сохранности, федеральной собственности. ФГУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» ФИО2 России передан соответствующий объект недвижимости в соответствии с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, балансодержателем указанного многоквартирного жилого лома в настоящее время является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» ФИО2 России (далее - ФГКУ ДТУИО» ФИО2 России). Согласно акту общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, ДОС (инв. ) (1969 года постройки), военный городок установлено, что в результате осмотра комиссией сделан вывод, что данный жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте, а именно, требуется: 1) подвал: замена одной двери; замена розлива центрального отопления - 100 м.; замена розлива холодного водоснабжения - 120 м.; замена канализации - 60 м.; 2) наличие общедомовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; 3) общедомовые инженерные сети: замена стояков холодного водоснабжения - 100 м.; замена стояков горячего водоснабжения - 100 м.; замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб - 160 м.; замена электрооборудования - 100 м.; замена чугунного трубопровода водоотведения на трубы ППР с фасонными частями - 35 м.; 4) стены: ремонт козырька над входом в подъезд - 4 шт.; ремонт цоколя -60,5 м2.; 5) отмостка: ремонт отмостки - 100 м2.; 6) внутренние стены: ремонт подъезда - 310 м2.; 7) лестницы: ремонт лестничных маршей - 12 м2.; 8) кровля: ремонт мягкой кровли - 150 м2.; 9) вентиляция: восстановить систему вентиляции; 10) окна: замена окон на лестничных клетках - 10 шт.; 11) двери: замена входных дверей – 4шт.; замена люков на чердак - 2 шт.; 12) благоустройство и озеленение: осыпка, укладка асфальтового покрытия подходов, подъездов. При этом капитальный ремонт данного дома не производился с момента его постройки, что в свою очередь создает опасность к причинению вреда жизни и здоровья военнослужащим и гражданскому персоналу ФИО2 России, а также причинению вреда имуществу ФИО2 России. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России, в соответствии с назначением (подп. 68 п. 7 Положения). Указанный МКД относится к государственному жилищному фонду Российской Федерации, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Также приказом ФИО2 России от ДД.ММ.ГГГГ создано ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России (далее также - Учреждение) для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства, её основными целями является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. На территории Восточного военного округа исполнение указанных целей деятельности и задач в интересах ФИО2 России возложено на филиал ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России по Восточному военному округу (далее -Филиал), расположенный по адресу: <адрес>, проспект 60-летия Октября, <адрес>. В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений ФИО2 России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России, согласно которому Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, а также настоящим уставом. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 России и ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации № З-УЖФ/ВВО-1 (далее - Договор), в соответствии с которым последние приняли на себя обязательства по управлению с ДД.ММ.ГГГГ жилыми домами ФИО2 России, в том числе и вышеуказанным многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (военный городок ), ДОС . По смыслу п. 1.3 Договора, ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества жилищного фонда, решать вопросы пользования указанного имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде. В тоже время Уставом Учреждения предусмотрено, что оно осуществляет приносящие доход виды деятельности, в том числе капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах. Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации (в том числе капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков). На основании изложенного и руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ч. 2 ст. 29, ст. ст. 45, 131 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд : Обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, ДОС (инв. ), (военный городок ). Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФИО1 «Центральное жилищно-коммунальное управление» ФИО2 России организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, ДОС (инв. ), (военный городок ) в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца прокурор ФИО5 исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

В судебное заседание представитель Министерства обороны РФ, не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представил письменный отзыв.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО4 возражала против заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила суд в их удовлетворении к ФИО1 «ФИО1» отказать.

При таких обстоятельствах дела, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства обороны РФ.

Выслушав военного прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, учитывая письменные возражения не явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, обращение военного прокурора с данным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, является правом прокурора, соответствует его полномочиям.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человекам и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительности власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса.

На основании ч.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу ч.3 ст.125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно ч.4 ст.125 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии со ст.ст.294, 296 ГК РФ.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004г. , а также Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Приказом Министра обороны РФ от 30.04.2009г. «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, предназначенный для реализации прав ФИО2 России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах РФ.

Представителем собственника объектов недвижимого имущества, расположенных в <адрес>, выступает ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» ФИО2 России.

Судом установлено и следует из материалов дела, что собственником закрепленного за Вооруженными Силами РФ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ДОС (инв. ), (военный городок ), 1969 года постройки, является Министерство обороны РФ. Балансодержателем данного многоквартирного жилого дома является ФГКУ «ДТУИО» ФИО2 России в соответствии с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017г. создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п.3 приказа). А также созданы филиалы Учреждения, перечень которых по военным округам содержится в Приложении к данному приказу.

В соответствии с Уставом ФИО1 «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 03.03.2017г. , учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны РФ (п.2). Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное Учредителем в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности (п.6). Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.12).

Согласно п.13 Устава ФИО1 «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.

Для достижения целей, указанных в п.13 Устава, Учреждение в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет основные виды деятельности, перечисленные в п.14 Устава.

В соответствии с Положением о Филиале ФИО1 «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ (по Восточному военному округу), утвержденным начальником ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России 04.05.2017г., Филиал выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

26.09.2017г. между Министерством обороны России в лице Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа и ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России заключен договор -УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, на основании которого ответчик ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России осуществляет обслуживание многоквартирных жилых домов военного городка , расположенного в <адрес>, в том числе многоквартирным жилым домом ДОС .

В соответствии со ст.8 ФЗ «Об обороне» должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В силу положений ч.ч.1, 5 ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), и в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

Согласно п.1 ст.36 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно акту общего сезонного осмотра объекта жилищного фонда многоквартирного дома от 19.09.2019г. по адресу: <адрес>, ДОС (инв. ) (1969 года постройки), военный городок комиссия в составе представителей ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России по ВВО по результатам осмотра здания установила, что данный жилой дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и нуждается в капитальном ремонте, а именно, требуется: 1) подвал: замена одной двери; замена розлива центрального отопления - 100 м.; замена розлива холодного водоснабжения - 120 м.; замена канализации - 60 м.; 2) наличие общедомовых приборов учета энергоресурсов: установка общедомовых приборов учета холодного водоснабжения после проведения капитального ремонта системы холодного водоснабжения; установка общедомовых приборов учета горячего водоснабжения после проведения капитального ремонта системы горячего водоснабжения; установка общедомовых приборов учета отопления после проведения капитального ремонта системы отопления; 3) общедомовые инженерные сети: замена стояков холодного водоснабжения - 100 м.; замена стояков горячего водоснабжения - 100 м.; замена трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб - 160 м.; замена электрооборудования - 100 м.; замена чугунного трубопровода водоотведения на трубы ППР с фасонными частями - 35 м.; 4) стены: ремонт козырька над входом в подъезд - 4 шт.; ремонт цоколя -60,5 м2.; 5) отмостка: ремонт отмостки - 100 м2.; 6) внутренние стены: ремонт подъезда - 310 м2.; 7) лестницы: ремонт лестничных маршей - 12 м2.; 8) кровля: ремонт мягкой кровли - 150 м2.; 9) вентиляция: восстановить систему вентиляции; 10) окна: замена окон на лестничных клетках - 10 шт.; 11) двери: замена входных дверей – 4шт.; замена люков на чердак - 2 шт.; 12) благоустройство и озеленение: осыпка, укладка асфальтового покрытия подходов, подъездов. При этом капитальный ремонт данного дома не производился с момента его постройки.

В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьей 55.24 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий и капитальный ремонт.

В соответствии с ч.1 ст.55.25 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

В п.14 Устава ФИО1 «Центральное жилищно-коммунальное управление» ФИО2 РФ перечислены основные виды деятельности, которые осуществляет Учреждение для достижения основных целей его деятельности, указанных в п.13 Устава, к которым не отнесено проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома в составе жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, находящегося у Учреждения на обслуживании.

Пунктом 16 Устава ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России, на который ссылается истец в обоснование исковых требований, предоставлено право ответчику ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России сверх установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату, в том числе проводить капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах. Таким образом, данным пунктом ответчик наделен правом в качестве осуществлять в качестве приносящей доход деятельности капитальный ремонт многоквартирных жилых домов, которые не относятся к жилищному фонду, закрепленному за Вооруженными Силами РФ.

Согласно п.25 Устава, ответчик ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков) закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Многоквартирный жилой дом ДОС (военный городок ) за ответчиком ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России не закреплен, находится у ответчика на обслуживании. Наличие каких-либо договоров (соглашений), заключенных между ответчиками ФИО2 РФ и ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России, которые бы возлагали на последнего обязанность по проведению капитального ремонта данного жилого дома судом не установлено, и такие доказательства истцом суду не представлены.

Таким образом, обязанность по организации проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома ДОС (военный городок ) по вышеуказанному адресу лежит на собственнике – ответчике Министерстве обороны РФ, поскольку уставная деятельность ФИО1 «ФИО1» ФИО2 России данный вид работ предусматривает, в установленном порядке, связи с чем законных оснований для возложения обязанности проведения капитального ремонта данного жилого дома на ответчика ФИО1 «ФИО1» ФИО2 РФ не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу удовлетворить требования возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта вышеуказанного дома в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ – к Министерству обороны РФ и отказать в их удовлетворении к ФИО1 «ФИО1».

Рассматривая требования о возложении обязанности на ФИО2 России выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома ДОС (военный городок ), суд приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 25.12.2012г. № 271-ФЗ Жилищный кодекс РФ дополнен разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме».

В соответствии с ч.1 ст.166 Жилищного кодекса РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

В силу положений ч.2 ст.166 Жилищного кодекса РФ капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.

В соответствии с ч.1 ст.168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Согласно ч.1 ст.169 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 данного Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного данным Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч.8.1 ст.156 ЖК РФ).

В соответствии с ч.5 ст.170 Жилищного кодекса РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Согласно ч.1 ст.171 Жилищного кодекса РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что жилые дома военного городка (<адрес>), в том числе ДОС , включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в МКД <адрес> на 2014 – 2043 г.г., утвержденную постановлением <адрес> от 30.12.2013г. -<адрес> программа размещена в общем доступе на сайте некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в <адрес>».

Приказом Министра обороны РФ от 14.06.2018г. «Об утверждении Порядка взаимодействия органов военного управления и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации при уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов» определен порядок внесения взносов на капитальный ремонт, определено, что плательщиком взносов является Департамент финансового планирования ФИО2 России. Оплата взносов производится непосредственно в региональные фонды капитального ремонта.

На территории <адрес> таким региональным фондом капитального ремонта является некоммерческая организация «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в <адрес>». На основании вышеизложенного, исковые требования военного прокурора о возложении на ответчика ФИО2 России обязанности по выделению лимитов бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома ДОС военного городка в <адрес> не основаны на законе, поскольку установлен иной порядок финансирования проведения капитального ремонта данного жилого дома.

При этом, удовлетворение исковых требований военного прокурора о возложении на ответчика ФИО2 России обязанности организовать проведение капитального ремонта указанного многоквартирного дома предполагает необходимость погашения задолженности перед региональным фондом капитального ремонта, который вправе самостоятельно потребовать ее погашения также в судебном порядке.

Кроме того, заявленная редакция исковых требований к ФИО2 России о возложении обязанности выделит лимиты для проведения капитального ремонта указанного дома является избыточно детализированной.

В ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указано, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Так, бюджетные полномочия главных распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, порядок формирования и исполнения бюджетов, принятия бюджетных обязательств определен главами 18, 19, 24 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, судебное решение может лишь содержать основание для возникновения бюджетных обязательств и суд не может указывать ответчику, как участнику бюджетного процесса, последовательность действий по исполнению судебного акта, тем самым вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность органа государственной власти.

При этом, сама по себе организация капитального ремонта многоквартирного дома предполагает и выделение средств (лимитов) при необходимости и выполнение иных организационных действий в целях осуществления такого ремонта.

При таких обстоятельствах дела, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу отказать военному прокурору в удовлетворении требований о возложении на МО РФ обязанности выделить лимиты бюджетных обязательств для проведения капитального ремонта вышеуказанного многоквартирного жилого дома.

Принимая во внимание, что организация проведении капитального ремонта требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая также, что ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный срок.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, ДОС (инв. ) (военный городок ) в соответствии с актом общего сезонного осеннего осмотра объекта жилищного фонда данного дома от 19.09.2019г.

В удовлетворении остальной части исковых требований военного прокурора Хабаровского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации и в удовлетворении иска к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

В окончательной форме мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ0 г.

Судья Сурнин Е.В.