ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1174/2021 от 26.11.2021 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

дело № 2-1174/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воронеж 26 ноября 2021 года

Левобережный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Костылевой Т.Б., при секретаре Пантышиной В.В.,

с участием:

представителя истца – адвоката Филипцова А.В., представившего удостоверение

№ 2204 и ордер № 50 от 14.05.2021,

представителя ответчика по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО5 к Областному государственному бюджетному учреждению «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» об обязании заключить трудовой договор, взыскании заработной платы за фактически отработанные дни и за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО5 обратилась в суд с иском к ответчику Областному государственному бюджетному учреждению «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» (далее – ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам») об обязании заключить трудовой договор, взыскании заработной платы за фактически отработанные дни и за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав, что в период с 09.02.2021 по 12.02.2021 она работала у ответчика в должности менеджера по персоналу и с ней был заключен трудовой договор в письменном виде. Она выполняла трудовые функции в виде сбора рекомендаций о кандидатах с предыдущих мест работы, писала Правила внутреннего трудового распорядка учреждения, выполняла другие указания. У истца было рабочее место с персональным компьютером, выдан логин и пароль от «Консультант+», предоставлены документы для проведения кадрового аудита, напротив нее в кабинете работала ФИО6. 12.02.2021 в 17:40 часов совместно с и.о. директора учреждения проводила очное собеседование с ФИО7 на должность главного бухгалтера. На работу к ответчику она пришла после неоднократных приглашений, уволившись 08.02.2021 с предыдущего места работы. Ответчиком ей был установлен восьмичасовой рабочий день с 09:00 до 18:00 часов с перерывом на питание 45 минут с 13:00 до 13:45 часов. Факт трудовых отношений с ответчиком подтверждается подписанным ею Соглашением о неразглашении тайны от 09.02.2021. На протяжении четырех рабочих дней она выполняла поручения и.о. директора ФИО9, проводила собеседования на вакантные должности. При приеме ФИО5 на работу с ее стороны ответчику был предоставлен только паспорт, других документов у нее не истребовали, обещали оформить позже. На вопрос оплаты труда и.о. директора ФИО9 ответил, что не знает, как оплатить (л.д. 4-8).

В ходе рассмотрения дела истцом были уточнены исковые требования, окончательно просит обязать ответчика ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» заключить трудовой договор с ФИО5 от 09.02.2021, взыскать с ответчика в пользу ФИО5 заработную плату за фактически отработанные рабочие дни с 09.02.2021 по 12.02.2021 в размере 7 400 руб.. средний заработок за время вынужденного прогула с 13.02.2021 по день вынесения судом решения из расчета 35 150 руб. в месяц, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. (л.д. 152-154).

В судебное заседание истец ФИО5 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом (л.д. 178), судебное извещение возращено в адрес суда за истечением срока хранения.

Ранее в судебном заседании истец ФИО5 свои уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточненном исковом заявлении (л.д. 4-8, 152-154), также суду пояснила, что ее неоднократно приглашал на работу заместитель и.о. директора ФИО10, стажировку она не проходила, соглашение о неразглашении тайны подписала будучи трудоустроенной к ответчику на должность менеджера по персоналу, ей были разъяснены трудовые обязанности, сообщили размер заработной платы в размере 45 000 рублей. Заявления о приеме на работу она не писала, предоставила только паспорт, трудовую книжку не предоставляла, она была у нее на руках. Ее ознакомили с документами по работе менеджера по персоналу, с другими внутренними документами ответчика ее не знакомили. Она была ознакомлена с правилами внутреннего трудового распорядка, но подпись не ставила об ознакомлении. Считает, что это обязанность работодателя ознакомить работника с внутренними документами организации. Соискателем она не является, поскольку была трудоустроена к ответчику. В ходе своей трудовой деятельности у ответчика она проводила собеседования с кандидатами на должность, последнее собеседование проходило в кабинете и.о. директора ФИО11 в ее присутствии с кандидатом на должность главного бухгалтера. Также она готовила ряд документов по поручению руководства. 08.02.2021 она уволилась с предыдущей работы с целью трудоустройства в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам». 12.02.2021 ФИО11 устно ей пояснил, что завтра она может не выходить на работу, ей позвонят.

Представитель истца адвокат Филипцов А.В. уточненные исковые требования ФИО5 поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточненном иске, суду пояснил, что возражения ответчика подтверждают те факты на которые ссылается истец. ФИО5 являлась в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам», проводила там время, соблюдала правила внутреннего трудового распорядка. Тестирование она не проходила, так как не имеется регламента о его прохождении. ФИО5 ранее работала менеджером по персоналу, уволилась с предыдущего места работы, будучи уверенной, что ее примут на работу к ответчику. Истица находилась на рабочем месте у ответчика, была ознакомлена с локальными актами организации, с правилами внутреннего трудового распорядка, работодатель должен был с ней заключить трудовой договор. С ней провели собеседование, она выполняла задания руководителя, проводила собеседования, имела доступ к рабочему компьютеру, работала с локальными актами ответчика. Заявление о приеме на работу не является обязательным документом, обязанность по оформлению на работу лежит на работодателе. На каком основании истца допускали к работе не известно. Имеет факт возникновения трудовых отношений в силу фактического допуска истца к работе. Стажировка не была возможна, так как она может быть только в силу закона либо при повышении квалификации. Таким образом, между истцом и ответчиком сложились трудовые отношения.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО3 возражал против заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном возражении на исковое заявление (л.д. 59-62), суду пояснил, что трудовых отношений между сторонами не возникало, ФИО5 не принималась на работу в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» в установленном законом порядке, трудовую книжку и другие документы для приема на работу не представляла. Соглашение о неразглашении тайны, подписанное истцом 09.02.2021, именуется соискатель, то есть лицо, только ищущее работу. Указанное соглашение не является регламентом стажировки. При этом оно заключалось и с другими лицами ищущими работу, а также со студентами, направляемыми вузами на практику. ФИО5 было сообщено, что проводится предварительный отбор кандидатов во вновь создаваемую организацию. С истцом было проведено собеседование для проверки навыков и ее профессиональных качеств. В ходе тестирования истцом использовались внутренние документы ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам», а именно Положение об оплате труда, Правила внутреннего трудового распорядка и другие. Ответчик никогда не предлагал истцу уволиться с предыдущего места работы. Истцом не предоставлены доказательства приема ее на работу к ответчику или фактического выполнения трудовых функций.

Суд, выслушав мнение сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Изучив материалы дела, выслушав стороны и допросив свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

В силу части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим кодексом.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации к основаниям возникновения трудовых отношений между работником и работодателем относит фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Данная норма представляет собой дополнительную гарантию для работников, приступивших к работе с разрешения уполномоченного должностного лица без заключения трудового договора в письменной форме, и призвана устранить неопределенность правового положения таких работников (пункт 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 597-О-О).

В статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами (часть 1 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

Если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу) (часть 1 статьи 67.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 68 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце втором пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.

При разрешении споров работников, с которыми не оформлен трудовой договор в письменной форме, следует исходить из того, что, если такой работник приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель.

Из приведенных выше нормативных положений трудового законодательства следует, что к характерным признакам трудового правоотношения относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер трудового отношения (оплата производится за труд).

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании трудового договора, заключаемого в письменной форме. Обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником (заключение в письменной форме трудового договора, издание приказа (распоряжения) о приеме на работу) нормами Трудового кодекса Российской Федерации возлагается на работодателя.

Вместе с тем само по себе отсутствие оформленного надлежащим образом, то есть в письменной форме, трудового договора не исключает возможности признания сложившихся между сторонами отношений трудовыми, а трудового договора - заключенным при наличии в этих отношениях признаков трудового правоотношения, поскольку к основаниям возникновения трудовых отношений между работником и работодателем закон (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации) относит также фактическое допущение работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Цель указанной нормы - устранение неопределенности правового положения таких работников и неблагоприятных последствий отсутствия трудового договора в письменной форме, защита их прав и законных интересов как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, в том числе путем признания в судебном порядке факта трудовых отношений между сторонами, формально не связанными трудовым договором. При этом неисполнение работодателем, фактически допустившим работника к работе, обязанности не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе оформить в письменной форме с ним трудовой договор может быть расценено как злоупотребление правом со стороны работодателя на заключение трудового договора вопреки намерению работника заключить трудовой договор.

Таким образом, по смыслу статей 15, 16, 56, части 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации в их системном единстве, если работник, с которым не оформлен трудовой договор в письменной форме, приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным. В связи с этим доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель.

Следовательно, следует исходить из наличия (или отсутствия) тех или иных формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и т.п.), но и устанавить, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, указанные в статьях 15 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации, был ли фактически осуществлен допуск работника к выполнению трудовой функции.

Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ, конкретизирующей положения статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В развитие указанных принципов статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).

По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований ФИО5, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись следующие обстоятельства: было ли достигнуто соглашение между ФИО5 и и.о. директора ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» ФИО9 о личном выполнении ФИО5 работы менеджера по персоналу в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам»; была ли допущена ФИО5 к выполнению этой работы; передавала ли ФИО5 документы для оформления трудовых отношений в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» или уполномоченному лицу ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам»; выполняла ли ФИО5 работу менеджера по персоналу, под контролем и управлением руководителя ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам»; подчинялась ли ФИО5 действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка; каков был режим рабочего времени ФИО5 при выполнении работы по должности менеджера по персоналу; выплачивалась ли ей заработная плата и в каком размере.

Из материалов дела усматривается, что ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с 20.01.2003 (ОГРН <***>). Исполняющим обязанности руководителя является ФИО9 Учредителем указанного юридического лица является Департамент экономического развития Воронежской области (л.д. 55-57).

В соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 26.11.2010 №1033 «Об утверждении Порядка создания (в том числе путем изменения типа), реорганизации и ликвидации казенных, бюджетных, автономных учреждений Воронежской области, Порядка утверждения устава казенного, бюджетного, автономного учреждения Воронежской области и внесения в него изменений, Порядка осуществления контроля за деятельностью казенных, бюджетных, автономных учреждений по Воронежской области» правительство Воронежской области 25.05.2021 постановило (постановление № 125) создать государственное казенное учреждение Воронежской области «Агенство по привлечению инвестиций и региональному развитию» путем изменения типа и наименования существующего ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» с сохранением основных целей и деятельности учреждения. Утвердило предельную штатную численность ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» 60 единиц (л.д. 63-65).

Приказом Департамента экономического развития Воронежской области от 14.03.2017 № 51-13-09/45-О утвержден Устав ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» (далее – Учреждение), согласно которому Учреждение является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества Учреждения является Воронежская область. Полномочия учредителя от имени Воронежской области осуществляет департамент экономического развития Воронежской области (п.п. 1.1 и 1.2. Устава).

Предметом деятельности Учреждения является содействие в привлечении инвестиций в экономику Воронежской области, в реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области с целью развития инвестиционного развития Воронежской области и экономики в целом. Предмет деятельности Учреждения направлен на достижение целей его создания (п.п. 2.2. Устава).

Учреждение возглавляет директор, который назначается по согласованию с администрацией городского округа город Воронеж Учредителем (п.п. 5.2 Устава).

Приказом Департамента экономического развития Воронежской области от 01.04.2021 № 51-13-10/10-к поручено ФИО9, заместителю директора ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» с 01.04.2021 до назначения в установленном порядке директора ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» исполнять обязанности по должности директора в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором от 17.02.2014 № 06/14 (л.д. 23).

Приказом Департамента экономического развития Воронежской области от 16.11.2021 № 51-13-10/32-к поручено ФИО9, заместителю директора ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» с 16.11.2021 до назначения в установленном порядке директора ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» исполнять обязанности по должности директора в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором от 17.02.2014 № 06/14 (л.д. 24).

10.04.2014 ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» поставлено на учет в налоговом органе (ИНН <***>, КПП 366401001), 07.03.2013 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН <***>) (л.д. 25, 26, 40-41).

Согласно представленному стороной ответчика штатному расписанию ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» от 08.12.2020, согласованному с Департаментом экономического развития Воронежской области 15.12.2020 и утвержденному приказом временно исполняющим обязанности директора ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» от 15.12.2020 № 51/1-06-13-67 количество штатных единиц учреждения - 32, из которых 1 единица менеджер по персоналу (л.д. 66-67, 68, 69).

Приказом директора ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» от 28.04.2013 № 15/Б утверждены и введены в действие внутренние локальные акты, должностные инструкции ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» (далее – ОГБУ «АИСП»), а именно: Правила внутреннего трудового распорядка для работников ОГБУ «АИСП»; Положение о порядке прохождения испытания при приёме на работу ОГБУ «АИСП»; Инструкция о пожарной безопасности; Положение об охране труда ОГБУ «АИСП»; Положение о защите персональных данных работников ОГБУ «АИСП»; Инструкция об охране труда в ОГБУ «АИСП»; Положение об особенностях направления работников ОГБУ «АИСП» в служебные командировки (л.д. 100, 101-104).

Согласно должностной инструкции менеджера по персоналу, утвержденному приказом временно исполняющим обязанности директора ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» от 15.12.2020 № 51/1-06-13-68 менеджер по персоналу (далее – менеджер) назначается на должность и освобождается от должности в установленном трудовым законодательством РФ порядке приказом директора учреждения (п.п. 1.1. раздела 1 должностной инструкции) (л.д. 75-79, 81).

Менеджер подчиняется директору учреждения, главному бухгалтеру или лицу, исполняющему их обязанности (п.п. 1.2. должностной инструкции).

Должность менеджера замещается без ограничения срока полномочий (п.п. 1.3 должностной инструкции).

На должность менеджера по персоналу назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (менеджмент) образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет (п.п. 2.1 должностной инструкции).

Согласно указанной должностной инструкции в обязанности менеджера входят в том числе: организация работы с персоналом в соответствии с общими целями развития учреждения и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников (п.п. 3.1. должностной инструкции), определять потребности в персонале, изучать рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами (п.п. 3.2. должностной инструкции), обеспечивать укомплектование учреждения работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации (п.п. 3.3. должностной инструкции), осуществлять подбор кадров, проводить собеседования с нанимающимися на работу кандидатами с целью комплектования штата (п.п. 3.4. должностной инструкции), доводить информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям руководства до всех работников учреждения (п.п. 3.6. должностной инструкции), участвовать совместно с руководителями структурных подразделений в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения дисциплинарных взысканий, а также увольнения с работы (п.п. 3.9. должностной инструкции), выполнять качественно и в срок письменные и устные указания и поручения директора, заместителя директора, главного бухгалтера по всем вопросам, связанным с деятельность учреждения (л.д. 3.19. должностной инструкции), подготавливать проекты локальных нормативных актов учреждения, содержащих нормы трудового права (п.п. 3.20. должностной инструкции) и другие обязанности.

Менеджер по персоналу вправе знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей (п.п. 4.3 должностной инструкции).

Однако из представленного суду листа ознакомления с должностной инструкцией менеджера по персоналу усматривается, что истица ФИО5 не была с ней ознакомлена, ее фамилия и подпись в листе ознакомления отсутствуют (л.д. 80).

Приказом директора ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» от 29.03.2014 № 10 были утверждены правила внутреннего распорядка (далее – Правила), согласно которым работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора (контракта) (п.п. 3. Правил) (л.д. 82, 83-91).

В силу п.п. 4 Правил при приеме на работу администрация учреждения обязана потребовать от поступающего: а) представление трудовой книжки, оформленной в установленном порядке, а увольнение из рядов Вооруженных СИЛ РФ обязаны предъявлять администрации военный билет; б) предъявления паспорта; в) при приеме на работу, требующую специальных знаний, предъявления диплома или иного документа о полученном образовании или профессиональной подготовке; г) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; д) свидетельство постановке на учет в налоговом органе физического лица; е) справку с места прежней работы о полученных доходах. В установленном законодательством случаях, от принимаемых на работу должны быть потребованы и иные документы. Прием на работу оформляется приказом директора Учреждения, который объявляется работнику под расписку. В приказе должно быть указано наименование работы (должности) в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или штатным расписанием и условия оплаты труда.

Согласно пункта 5 Правил при поступлении на работу или при переводе работника в установленном порядке на другую работу администрация Учреждения обязана: а) ознакомить работника с порученной работой, условиями и оплатой труда, разъяснить его права и конкретные обязанности, ознакомить его с должностными обязанностями; б) ознакомить его с Правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате, положением об отделе и должностной инструкцией, действующими в учреждении; в) проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной охране и другими правилами по охране труда.

В силу пункта 6 Правил на всех работников Учреждения ведутся трудовые книжки в порядке, установленном действующим законодательством о труде в РФ.

Прекращение трудового договора может иметь место только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Прекращение трудового договора оформляется приказом администрации Учреждения. Работники имеют право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно не менее чем за 14 календарных дней. По истечении указанных сроков предупреждения работник вправе прекратить работу, а администрация обязана выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет. По договоренности между работником и администрацией трудовой договор может быть расторгнуть и до истечении срока предупреждения об увольнении (пункт 7 Правил).

В силу пункта 8 Правил в день увольнения администрация обязана выдать работнику его трудовую книжку с внесенной в нее записью об увольнении и произвести расчет с ним окончательный расчет. Записи о причинах увольнения в трудовую книжку должны производиться в точном соответствии с формулировками действующего законодательства и со ссылкой на соответствующую статью, пункт закона. Днем увольнения считается последний день работы.

Согласно пункта 12 Правил время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания устанавливается следующее: начало работы – 9.00; перерыв – 13.00 – 13.45. Перерыв продолжительностью 45 минут, устанавливается в период с 12.15 до 14.45 для сотрудников, которые, в соответствии с локальными нормативными актами учреждения, уполномочены выполнять функции администратора офиса при отсутствии инспектора по контролю за исполнением поручений; окончание работы – 18.00, в пятницу – 16.45, выходные дни: суббота, воскресенье.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (пункт 13 Правил).

Из представленного суду листа ознакомления работников ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» с приказом об утверждении правил внутреннего трудового распорядка усматривается, что истица ФИО5 не была с ним ознакомлена, ее фамилия и подпись в листе ознакомления отсутствуют (л.д. 91).

Приказом директора ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» от 10.11.2017 №35 было утверждено Положение о коммерческой тайне (далее – Положение), которое регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам (подпункт 1.1. Положения) (л.д. 92, 93-97).

В силу подпункта 3.1. пункта 3 Положения лица, разгласившие информацию, составляющую коммерческую тайну, несут уголовную (ст. 183 УК РФ), гражданскую (ст. 139 ГК РФ), дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 01.12.2008 №1044 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Воронежской области, приказом департамента экономического развития Воронежской области от 03.07.2018 № 51-13-09/99-О «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых департаментом экономического развития Воронежской области исполняются функции и полномочия учредителя» (л.д. 107-108, 109) ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» было утверждено и введено в действие Положение об оплате труда работников ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам», в отношении которого департаментом экономического развития Воронежской области исполняются функции и полномочия учредителя (приказ от 12.12.2018 № 51/1-06-13-62, согласованное приказом департамента экономического развития Воронежской области от 12.12.2018 № 51-13-09/196-О (л.д. 110, 111-131).

Исходя из названного Положения об оплате труда оно включает в себя порядок и условия оплаты труда директора Учреждения, его заместителей и главного бухгалтера, работников, занимающих должности служащих и осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, исходя из отнесения к соответствующим профессиональным квалификационным группам (раздел 1 Положения).

Заработная плата работника включает в себя оклад (должностной оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты (подпункт 1.3. Положения).

Заработная плата перечисляется на указанный работником счет в банке либо выплачивается непосредственно работнику в месте выполнения им работы, не реже двух раз в месяц в дни, установленные в п. 19 раздела 1 Положения. За первую половину месяца (с 1-го по 15-е число месяца включительно) – до 22 числа каждого месяца – работнику выплачивается аванс в размере не более 40 процентов от размера ежемесячной заработной платы (без учета премий и иных выплат. Расчет с работником по результатам работы за месяц производится в срок до 7-го числа следующего месяца (подпункты 1.7., 1.8., 1.9. Положения).

Согласно подпункту 1.10 Положения об оплате труда при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитавшихся работнику от Учреждения, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Размер оклада должностей руководителей, специалистов и служащих установлен на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 №247 и согласно Приложению №1 к настоящему Положению (подпункт 2.1. раздела 2 Положения об оплате труда).

Согласно Приложению №1 Положения об оплате труда работников ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» менеджер по персоналу установлен квалификационный уровень – 1, минимальный размер заработной платы 14 872 руб. (л.д. 129).

В соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

ФИО5 в обоснование своих исковых требований о признании сложившихся с ответчиком отношений трудовыми ссылалась на то, что с 09.02.2021 по 12.02.2021 она работала в должности менеджера по персоналу в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам», была допущена к работе и приступила к исполнению трудовых обязанностей с ведома работодателя без оформления письменного трудового договора, ей был предоставлен кабинет, рабочий стол и компьютер, на котором она готовила проекты локальных документов учреждения, она проводила собеседования и подбирала кадры.

Для подтверждения заявленных требований о том, что между ФИО5 и ответчиком имели место трудовые отношения, и обстоятельств, имеющих значение для дела, истец обеспечила явку в судебное заседание свидетеля ФИО2, которая суду пояснила, что ФИО5 пригласила ее на собеседование в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам», так как ранее они вместе работали, она пришла 11.02.2021 к 18:00 часам. Вместе с ФИО5 она зашла в кабинет к директору. Он с ФИО5 по очереди задавали ей вопросы, пояснили, что им нужен бухгалтер. По поводу размера заработной платы ей ничего не сказали. Она поняла, что ФИО5 «кадровик» и у нее рабочий день до 18:00 часов, однако сам процесс ее работы в указанной организации она не видела.

Кроме того, в обоснование доводов о наличии между истцом и ответчиком трудовых отношений ФИО5 были представлены копия приказа ООО «Егар Девелопмент» от 08.02.2021 о прекращении трудового договора от 01.02.2021 № 19 и увольнении ФИО5 с должности менеджера по персоналу с 08.02.2021 в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании заявления ФИО5 от 08.02.2021 (л.д. 156), копия объявления ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» на замещение должности менеджера по персоналу с указанием заработка от 45 000 руб. и скриншот с сайта ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» о размещении указанного объявления (л.д. 10-11, 19), копия Соглашения о неразглашении тайны от 09.02.2021 заключенного между истцом и ответчиком (л.д. 12-14), копия свидетельства о рождении ребенка – ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 15); копия свидетельства о смерти ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).

Учитывая выше изложенные нормы права, исследовав все обстоятельства дела, суд считает, что представленные ФИО5 доказательства не подтверждают наличие факта трудовых отношений между сторонами, в связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО5 следует отказать по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что ФИО5 была приглашена в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» с целью дальнейшего ее трудоустройства на должность менеджера по персоналу. С ней было проведено собеседование, 09.02.2021 она была ознакомлена с Соглашением о неразглашении тайны.

При этом с заявлением о приеме на работу и заключении с ней трудового договора ФИО5 к ответчику не обращалась, документы, необходимые для приема на работу и заключении трудового договора, предусмотренные подпунктом 4 Правил внутреннего трудового распорядка ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» и статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации, ответчику не представляла.

Также ФИО5 не была ознакомлена под роспись с локальными документами ответчика, а именно Должностной инструкцией менеджера по персоналу, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников ОГБУ «АИСП», Положением о порядке прохождения испытания при приёме на работу ОГБУ «АИСП», Инструкцией о пожарной безопасности, Положение об охране труда ОГБУ «АИСП» и другими, что не отрицает сама истец. Данные обстоятельства кроме того, подтверждаются листами ознакомления с указанными локальными актами, в которых отсутствуют фамилия и подпись истца (л.д. 80, 91, 98-99).

Возражая относительно заявленных исковых требований сторона ответчика ссылается на то, что с ФИО5 у ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» трудовых отношений не было, она проходила тестирование с целью выяснения ее деловых качеств, квалификации, компетенции и знаний по должности менеджера по персоналу, умении составлять локальные документы, оформлять приказы. Со стороны руководства организации ей никаких поручений не давалось. С заявления о приеме на работу ФИО5 не обращалась, трудовую книжку и другие документы для трудоустройства не предоставляла, заработная плата ей не устанавливалась. Не было потребности в приеме на работу менеджера по персоналу, так как указанную должность на тот период по совместительству замещала экономист ФИО12 Объявление о вакансии на должность менеджера по персоналу было размещено в связи с планированием создания другой организации, в связи чем формировался кадровый резерв. Однако было принято решение о реорганизации ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» и в дальнейшем штат был увеличен с 32 до 60. ФИО5 была ознакомлена только с Соглашением о неразглашении тайны, с которым также знакомятся студенты проходящие практику в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам».

Данные обстоятельства были подтверждены свидетелями ФИО8, ФИО12, ФИО1 и ФИО13, допрошенным в судебном заседании по ходатайству представителя ответчика. Оснований недоверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и представленными стороной ответчика доказательствами.

Также в обоснование своих возражений относительно заявленных исковых требований и в подтверждение позиции ответчика о том, что подписывая Соглашение о неразглашении тайны, истец являлась соискателем, т.е. лицом ищущим работу, представителем истца были представлены копии договора о практической подготовке обучающихся №159 от 01.02.2021, заключенного между ФГБУ ВО «ВГУ» и ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» об организации практической подготовки обучающихся и Соглашений о неразглашении тайны от 26.03.2021, от 26.03.2021, от 28.01.2021, заключенных между ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» и практикантами ФИО14, ФИО15, ФИО16 (л.д. 132-138, 139-141, 142-144, 145-147).

По условиям указанного Соглашения о неразглашении тайны соискатель принимает на себя обязательства не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну и персональные данные сотрудников работодателя, ставшими известными ему в связи со стажировкой в учреждении (п.п. 1.1. раздела 1 Соглашения) (л.д. 12-14).

При этом соискатель – это лицо, являющееся кандидатом на свободную вакансию на том или ином предприятии либо человек ищущий работу.

Каких либо существенных условий трудового договора указанное Соглашение не содержит и не может свидетельствовать о факте трудовых отношений между истцом и ответчиком.

Учитывая изложенные обстоятельства дела, суд считает, что между сторонами не было достигнуто соглашение о личном выполнении ФИО5 работы по должности менеджера по персоналу в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам», оснований полагать, что ФИО5 была допущена к выполнению работы по указанной специальности, не имеется. При этом документов для оформления трудовых отношений с ответчиком в ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» или уполномоченному лицу ответчика ФИО5 не предоставила.

Доводы ФИО5 о том, что с 09.02.2021 по 12.02.2021 она находилась в трудовых отношениях с ответчиком и ею соблюдался внутренний трудовой распорядок учреждения, суд считает необоснованными, так как они опровергаются показаниями свидетелей ФИО12, ФИО1, ФИО13, допрошенных в ходе судебного разбирательства, а также имеющимся в материалах дела Правилами внутреннего трудового распорядка, с которыми истица не была ознакомлена. Из показаний свидетелей усматривается, что истица приходила в учреждение в удобное для нее время, находилась там на протяжении нескольких часов и не подчинялась режиму рабочего времени.

Доказательств выполнения ФИО5 работы менеджера по персоналу, под контролем и управлением руководителя ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» суду не представлено. Таким образом не доказано, что истица с ведома и по поручению работодателя была допущена к выполнению определенной трудовой функции в интересах ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам», а значит, факт возникновения трудовых отношений между сторонами не нашел своего подтверждения.

Кроме того, суд, рассмотрев доводы представителя ответчика о том, что в период трудовой деятельности ФИО5 у ответчика имелась возможность для принятия истца на должность менеджера по персоналу и указанная должность была вакантна, суд находит безосновательными, поскольку они опровергаются представленным стороной ответчика приказом ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» от 18.01.2021 №2/1-л, согласно которому с 18.01.2021 экономисту отдела общественных связей ФИО12 поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором №19/19 от 14.08.2019, дополнительной работы по должности менеджера по персоналу за дополнительную плату на период до назначения менеджера по персоналу. При этом следует учесть, что приказом ОГБУ «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» от 14.08.2019 № 61-л ФИО12 с 14.08.2019 по 14.11.2019 была принята на должность менеджера по персоналу, приказам от

09.12.2020 № 68-л ФИО12 с 09.12.2020 была переведена на должность экономиста отдела общественных связей и претензионно-выставочной деятельности, с 26.02.2021 приказом от 26.02.2021 № 18-л была переведена на должность экономиста отдела по привлечению инвесторов и размещению производственных сил. С 01.04.2021 ФИО18 приказом от 01.04.2021 №35-л была переведена с должности экономиста отдела по привлечению инвесторов и размещению производительных сил на должность менеджера по персоналу (л.д. 70, 71, 72, 73, 74).

Суд также не усматривает факт злоупотребления правом со стороны работодателя на заключение трудового договора вопреки намерению работника заключить трудовой договор.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе ФИО5 в удовлетворении исковых требований.

Поскольку исковые требования о компенсации морального вреда являются производными от основных исковых требований, то они также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к Областному государственному бюджетному учреждению «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам» об обязании заключить трудовой договор, взыскании заработной платы за фактически отработанные дни и за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Левобережный районный суд г. Воронежа.

Председательствующий Т.Б. Костылева

Решение изготовлено в окончательной форме 03 декабря 2021 года.

дело № 2-1174/2021