ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1176/2018 от 13.03.2018 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

дело № 2-1176/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 13 марта 2018 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Кравченко О.Е.

при секретаре Краузе А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Волкова Александра Николаевича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Волков А.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения органа местного самоуправления. Требования мотивирует тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером У площадью 1 130 кв.м., расположенного по адресу: Х, садовое общество «Гелиос-2», дополнительно фактически использует земельный участок большей площадью, в связи с чем обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении данного земельного участка с землями неразграниченной государственной собственности на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако письмом ДМИЗО администрации г. Красноярска от 11.07.2016 г. № В-10383, а также в повторном обращении от 18.12.2017 года № В-20410 ему отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок представлен единым лесным массивом, образующим зеленый фонд города, вследствие чего использование указанного земельного участка для ведения садоводства повлечет к уменьшению площади озелененных территорий города. Кроме того, согласно документам испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов садоводства и дачного хозяйства, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100490:9 имеет вид разрешенного использования – размещение усадебных и блокированных жилых домов, в связи с чем, в такой территориальной зоне не предусмотрено размещение земельных участков для размещения усадебных и блокированных жилых домов.

Считает отказ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне СХ-2, не относится к землям лесного фонда, городским лесам и рекреации, испрашиваемый им участок фактически составляет площадь 370 кв.м. по схеме подготовленной ООО «ЗемКом», следовательно иным лицам не может быть предоставлен как самостоятельно используемый участок, каких-либо обременений в отношении него не установлено, не зарезервирован, иным лицам не предоставлен, а применение административным ответчиком аналогии закона при определении предельных размеров земельного участка не основано на законе. В связи с чем, просит признать отказ незаконным и возложить на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанность в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного акта по настоящему заявлению утвердить схему перераспределения земельного участка с кадастровым номером У.

В судебное заседание административный истец Волков А.Н. и его представители не явились о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении иска в их отсутствие.

Представитель административного ответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска Аксаментов Д.М. (по доверенности, предъявивший диплом о высшем юридическом образовании) в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, вместе с тем не оспаривал то факт, что испрашиваемый дополнительный земельный участок площадью 370 кв.м. не может быть сформирован как самостоятельный земельный участок, и следовательно предоставлен иным лицам, поскольку в данной территориальной зоне минимальный размер составляет - 600 кв.м., кроме того, в настоящее время пересечение территориальных зон фактически устранено.

Суд, выслушав представителя административного отвчетика, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч. 1. ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В силу ч. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Частью 12 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.

Частью 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрены основания для принятия решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Судом установлено, что Волков А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100490:9, категория земель – земли населенных пунктов разрешенное использование: для ведения садоводства, площадью 1 130 кв.м., расположенного по адресу: Х а, садовое общество «Гелиос-2» (л.д. 10).

Истец Волков А.Н. обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о перераспределении данного земельного участка с землями неразграниченной государственной (муниципальной) собственности на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако письмом ДМИЗО администрации г. Красноярска от 11.07.2016 года № В-10383 и при последующем обращении от 18.12.2017 № В-20410 ему отказано по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен земельный участок представлен единым лесным массивом, образующим зеленый фонд города, вследствие чего использование указанного земельного участка для ведения садоводства повлечет к уменьшению площади озелененных территорий города. Кроме того, в качестве оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земли указано, что согласно правилам землепользования и застройки городского округа г. Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, испрашиваемый земельный участок расположен в территории зоны объектов садоводства и дачного хозяйства (СХ-2), земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100490:9 имеет вид разрешенного использования – размещение усадебных и блокированных домов, что в испрашиваемой территориальной зоне не предусмотрено (л.д. 15-16).

Частью 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Рассматривая требования Волкова А.Н. о признании незаконным решения ДМИЗО администрации г. Красноярска об отказе в заключении соглашения о перераспределения земельного участка, суд считает необходимым заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Исходя из положений статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны, выполняющие те же функции, но признаваемые таковыми в установленном порядке.

Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

По смыслу данных норм, создание и охрана зеленых зон, лесопарковых зон и других озелененных территорий городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 ГрК РФ).

Статьей 35 ГрК РФ установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункт 11); а также зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (пункт 12).

Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 15).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.

Данным Положением установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

Как видно из материалов дела, в обоснование отказа в перераспределении испрашиваемого земельного участка в оспариваемом ответе Департамент ссылается на то, что данный земельный участок в соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" входит в зеленый фонд города, поскольку все зеленые насаждения, как естественного происхождения, так и искусственные посадки, образуют единый муниципальный зеленый фонд. По мнению Департамента, размещение земельного участка для садоводства на данной территории без вырубки зеленых насаждений невозможно, приведет к уменьшению площади озелененных территорий города.

Однако материалы дела не содержат сведений, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к рекреационной зоне либо к зоне особо охраняемых территорий, или входят в состав городских лесов. Не представлена информация из государственного кадастра недвижимости о наличии сведений о зонах с особыми условиями использования территории.

По утверждению заявителя, согласно основной карте градостроительного зонирования территорий г. Красноярска, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122, испрашиваемый земельный участок относится к зонам садоводства и дачного хозяйства (зона СХ-2). Таким образом, предоставление земельного участка для садоводства в указанной зоне соответствует основным разрешенным видам использования.

Кроме того, Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации регламентируют производство работ по строительству объектов озеленения, посадке деревьев и кустарников, устройству газона, цветников, содержанию зеленых насаждений, систему оценки состояния озелененных территорий, устанавливают обязанности землепользователей озелененных территорий.

Работы на участке не могут начаться без получения согласований в установленном порядке вырубки и пересадки от специально на то уполномоченного органа власти. Все работы по новому строительству, реконструкции и капитальному ремонту, связанные с разрытиями, могут производиться только после получения разрешения.

Дав оценку оспариваемому решению, суд с учетом вышеизложенных обстоятельств находит отказ по вышеуказанным основаниям незаконным.

При этом доводы ответчика, изложенные оспариваемом решении от 16.05.2017 года № К-7525, о наличии также иного основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а именно предусмотренного п. 9 ч. 9 ст. 39.29 ЗК, несостоятельны по следующим основаниям.

Так, доводы о том, что из испрашиваемого земельного участка возможно образование самостоятельного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства несостоятельны, поскольку в данном случае самостоятельный участок не соответствует ч. 1 ст. 11.9 ЗК РФ.

Как следует, из представленных документов площадь вновь образуемого земельного участка (т.е. участка, который будет образован вследствие перераспределения земель), будет составлять 1079 кв.м., при площади исходного земельного участка – 709 кв.м., испрашиваемого участка 370 кв.м.

Следовательно, площадь испрашиваемого земельного участка составляет менее 600 кв.м., что не соответствует минимальным размерам земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, испрашиваемый земельный участок не может быть образован в качестве самостоятельного участка в виду не соответствия его размеров требованиям земельного законодательства.

Кроме того, при перераспределении земельных участков требования о минимальном размере участка не установлены. Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета от 07.07.2015 № В-122, максимальные размеры земельных участков в зоне объектов садоводства и дачного хозяйства (СХ-2) не установлены. В то же время согласно п.п. 2.2.1, 2.2.4 градостроительного плана земельного участка установлена возможность строительства усадебного жилого дома, где предусмотрены предельные размеры земельного участка от 600 до 2000 кв.м.

Испрашиваемый земельный участок не превышает указанных предельных максимальных размеров.

В том числе как следует из представленных в суд материалов, в настоящее время испрашиваемый земельный участок площадью 370 кв.м., на который претендует истец, находится в единой территориальной градостроительной зоне, фактически пересечение территориальных зон устранено, что ответчиком не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах отказ ДМИиЗО администрации г. Красноярска является незаконным, нарушающим права истца, в силу чего требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Волкова Александра Николаевича – удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска № В-10383 от 11.07.2016 и от 18.12.2017 № В-20410 года об отказе Волкова Александра Николаевича в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером У.

Возложить на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска обязанность утвердить схему перераспределения земельного участка с кадастровым номером У по адресу: Х а, СО «Гелиос-2» и земель государственной и (или муниципальной) собственности заключив соответствующее соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером У категория земель земли населенных пунктов, площадью 1130 кв.м. расположенного по адресу: Х а, СО «Гелиос-2» и земель государственной и (или) муниципальной собственности согласно заявлению вх. № В-20410.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: (подписано).

Копия верна.

Судья Кравченко О.Е.