Дело № 2 - 11828 / 2016 год
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи: ДОЛЖИКОВОЙ О.А.
при секретаре: ТЕРЕХИНОЙ М.В.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по городу Стерлитамак и Стерлитамакскому району об обязании предоставления справки о размерах заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику Отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по городу Стерлитамак и Стерлитамакскому район, в котором просит обязать ответчика о предоставлении истцу справки о размерах заработной платы истца за период работы с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., мотивируя свои исковые требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ. обратилась в Управление Пенсионного фонда в <адрес> для оформления пенсии по старости. Для начисления пенсии истцом был выбран период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в военном представительстве 2908 Министерства обороны, прикомандированного к Отделу военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес>. При запросе справки с Отдела военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес> о заработной плате за указанные выше период истцу была предоставлена справка, в которой отсутствуют размеры заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года, за ДД.ММ.ГГГГ года. При повторном обращении в отдел военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес> с заявлением дать полную справку со всеми месяцами о размере зарплаты истца, был дан ответ, что на хранении отсутствуют расчетные ведомости военного представительства 2908 Министерства обороны за указанные выше период, а также лицевой счет истца за весь период работы в военном представительстве, т.е. Отдел военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес> не обеспечил сохранность документов истца. В период работы за указанное время истец ежемесячно получала зарплату в кассе Отдела военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес>. После обращения истца отдел военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес> направил запрос в Центральный архив Министерства обороны РФ о подтверждении факта работы и размера заработной платы. Ответ пришел, в котором указано, что документы 2908 военного представительства МО на хранение в Центральный архив МО РФ не поступали, по вопросу получения сведений о зарплате истца рекомендовано обратиться в военный комиссариат, где истец стояла на финансовом довольствии и получала зарплату. Полностью исчерпаны все возможности самостоятельно подтвердить размер заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ года, за ДД.ММ.ГГГГ года, за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года, невозможно восстановить ведомости по зарплате в связи с тем, что Отдел военного комиссариата по <адрес> и <адрес> не обеспечил сохранность документов истца, а военное представительство 2908 МО ликвидировано.
В судебном заседании истец ФИО1 свои исковые требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. При обсуждении вопроса о замене ответчика возражала против замены ответчика Отдел военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес> на ответчика Военный Комиссариат Республики Башкортостан.
Представитель ответчика, действующая ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала и пояснила суду, что Приказом военного комиссара РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об отделе военного комиссариата РБ, согласно которого Отдел военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес> является основным структурным подразделением Военного комиссариата РБ. Отдел ВК РБ существует в данной организационной правовой форме с ДД.ММ.ГГГГ, образован путем реорганизации в форме присоединения военного комиссариата <адрес> и <адрес> к военному комиссариату РБ. Истец ФИО1 не состояла в трудовых отношениях с отделом ВК РБ по <адрес> и <адрес>, поэтому ее доводы относительно обязанностей отдела ВК РБ как работодателя ФИО1 не состоятельны. Военное представительство 2908 МО РФ в штатную структуру военного комиссариата РБ либо отдела военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес> не входило и не входит. Комплектование штатных должностей военных представительств военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой. В архиве Отдела Военного комиссариата по <адрес> и <адрес> РБ находится на хранении требование военного комиссара Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении на финансовое довольствие вновь открывшегося 2908 военного представительства МО РФ на основании распоряжения финансовой службы Приволжского военного округа, а также доклад военного комиссара <адрес> о снятии 2908 военного представительства МО РФ с финансового довольствия в связи с расформированием с ДД.ММ.ГГГГ. При реорганизации городского военного комиссариата, ликвидации 2908 военного представительства МО РФ обязанности по хранению архивного фонда 2908 военного представительства МО РФ на отдел Военного Комиссариата РБ не возлагались. Ликвидационные документы и распоряжения 2908 военного представительства МО РФ на хранение также не поступали. В архиве отдела ВК РБ имеется акт приема передачи финансовых документов от ДД.ММ.ГГГГ, в котором среди переданных и принятых на хранение документов финансовых документов Военного представительства 2908 МО РФ не значится. При реорганизации в 2010 г. основной документальный фонд военного комиссариата <адрес> и <адрес> передан юридическому лицу – ФКУ «Военный комиссариат РБ». Неучтенные документы 2908 военного представительства МО РФ, находящиеся на хранении в отделе ВК РБ являются косвенными документами, которые могут подтвердить заработок ФИО1 в период ее работы в 2908 военном представительстве МО РФ. Ранее истцу справка о заработной плате выдавалась исключительно на основании имеющихся вторых экземпляров расчетно-платежных ведомостей, находящихся в отделе ВК РБ на хранении. Иных сведений, кроме имеющихся, Отдел Военного комиссариата РБ по г. Стерлитамак и Стерлитамакскому району предоставить истцу не имеет возможности ввиду отсутствия таковых платежных документов, просит в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Представитель третьего лица ГУ – Управления Пенсионного фонда России в г. Стерлитамак в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Представили суду письменный отзыв на исковое заявление ФИО1, в котором просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя и отказать в удовлетворении иска по тем основаниям, что на основании закона «Об архивном деле» документы по личному составу, созданные до 2003 г. хранятся 75 лет со дня создания. Следовательно, работодатель обязан был сохранить документы до настоящего времени. Размер получаемой заработной платы не может устанавливаться свидетельскими показаниями. Данный факт может устанавливаться только на основании документов.
Допрошенный свидетель ФИО6 в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ показал суду, что с ДД.ММ.ГГГГ года является супругом истца ФИО2 В ДД.ММ.ГГГГ супруга работала в военном представительстве 2908 МО РФ и состояла в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ. Получать заработную плату всегда подвозил супругу до Военкомата. Видел в Отделе Военного комиссариата по <адрес> и <адрес> РБ сохраненные ведомости заработной платы с подписью супруги, однако ответчик необоснованно отказывает супруге выдать справку о заработной плате за весь период работы.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО7 показала суду, что знает истца ФИО1 по совместной работе в военном представительстве № МО РФ, заработную плату им начислял Военный комиссариат <адрес> и выплачивала финансовая часть военкомата. Весь офицерский состав представительства в период их работы финансировался из финн. части военкомата <адрес>.
Допрошенный свидетель ФИО8 в судебном заседании показала суду, что знает истца ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ г., вместе работали в военном представительстве №, рабочее место находилось на месте дислокации представительства на территории Машзавода. Вместе ездили получать заработную плату в Военкомат города, где по ведомости получали зарплату.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, показания допрошенных свидетелей, изучив и оценив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования ФИО1, предъявленные к Отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по городу Стерлитамак и Стерлитамакскому району являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует усматривать в контексте с пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно положений статьи 15 Трудового Кодекса РФ трудовыми признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 Трудового Кодекса РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Положениями ст. 20 Трудового Кодекса РФ установлено, что работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Из представленной суду трудовой книжки на имя ФИО1, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснений истца, а также показаний свидетелей следует, что истец ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с военном представительством 2908 Министерства обороны РФ, куда была принята на работу на основании Приказа № лс от ДД.ММ.ГГГГ переводом со Стерлитамакского машзавода.
На основании Приказа № л.с. от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволена в связи с ликвидацией военного представительства 2908 по ст. 33 п.1 КЗОТ РФ, о чем свидетельствует запись № в ее трудовой книжке.
Согласно п. 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются - военные представительства) создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются - организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов). Военные представительства и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Комплектование штатных должностей военных представительств военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.
Пунктом 2 вышеуказанного Положения предусмотрено, что руководство деятельностью военных представительств осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через уполномоченные им органы военного управления.
Представителем ответчика суду представлено требование военного комиссара Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении на финансовое довольствие вновь сформированного 2908 военного представительства МО РФ. ДД.ММ.ГГГГ 2908 военное представительство МО РФ снято с финансового довольствия в связи с расформированием.
Вышеизложенное подтверждает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 состояла в трудовых отношениях с работодателем в л ице военного представительства 2908 МО РФ.
В соответствии со ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
На основании ст. 62 Трудового Кодекса РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).
Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ - О также определено, что в целях обеспечения максимально полного учета стажа, необходимого для назначения пенсии и исчисления ее размера, часть первая статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает на работодателя обязанность по выдаче работнику копий документов, связанных с работой, к числу которых в силу прямого указания пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» относятся также те, которыми подтверждаются периоды работы или иной деятельности до регистрации в качестве застрахованного лица.
В ходе судебного разбирательства установлено и не является спорным, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по апрель 1995 года истец ФИО1 не состояла в трудовых отношениях с Отделом Военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес>, следовательно, требования истца о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу справки о размерах заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ до декабря 1992 года, за май 1993 года, за декабрь 1994 года, за апрель 1995 года, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Доводы истца ФИО1, а также показания допрошенных свидетелей о получении заработной платы в финансовой части Военного комиссариата по <адрес> суд признает несостоятельными, поскольку не порождают для ответчика в лице Отдела Военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес> обязанности выдавать справки о размерах заработной платы ФИО1, которая не является и не являлась работником указанной организации.
На основании части 1 ст. 53 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ в отношении Военного комиссариата <адрес> и <адрес> РБ была внесена запись о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения.
В соответствии с п. 6 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации
Пунктом 8 вышеуказанного Положения предусмотрено, что военные комиссариаты не имеют филиалов и представительств.
Согласно п. 9 вышеуказанного Положения в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Отделы (муниципальные) могут создаваться в муниципальных образованиях, имеющих статус городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района. Каждый отдел (муниципальный) имеет печать с указанием номера отдела, которая передается начальнику этого отдела военным комиссаром.
Приказом военного комиссара РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об отделе (военного комиссариата Республики Башкортостан, муниципальном).
Пунктом 2 Положения об отделе (военного комиссариата Республики Башкортостан, муниципальном) предусмотрено, что отдел (военного комиссариата Республики Башкортостан, муниципальный) является основным структурным подразделением военного комиссариата Республики Башкортостан.
Пунктом 3 Положения об отделе (военного комиссариата Республики Башкортостан, муниципальном) предусмотрено, что решение о создании, реорганизации и ликвидации отдела принимает Министр обороны Российской Федерации. Отдел содержится и комплектуется личным составом в соответствии с организационно-штатной структурой и штатной численностью.
В соответствии со ст. 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
В ходе судебного разбирательства суд обсудил вопрос о замене ненадлежащего ответчика по делу – Отдел военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес>, являющегося структурным подразделением юридического лица, на надлежащего ответчика – Военный комиссариат Республики Башкортостан.
Истец ФИО1 на замену ответчика не согласилась, просила рассмотреть дело по иску, предъявленному к Отделу военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес>, о чем собственноручно подтвердила в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с вышеуказанным, судом настоящий спор рассмотрен по предъявленному ФИО1 иску, поэтому в соответствии с положениями ст. 41 ГПК РФ суд принимает решение об отказе в иске, т.к. требования предъявлены истцом к ненадлежащему ответчику - Отделу военного комиссариата РБ по <адрес> и <адрес>. Предъявление требований к ненадлежащему ответчику является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 8, 53, 309 Гражданского Кодекса РФ, ст.ст. 15, 16, 22, 62 Трудового Кодекса РФ, ст. ст. 41, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Отделу военного комиссариата Республики Башкортостан по городу Стерлитамак и Стерлитамакскому району об обязании предоставления справки о размерах заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ до декабря 1992 года, за май 1993 года, за декабрь 1994 года, за апрель 1995 года, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ через Стерлитамакский городской суд РБ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Судья: ( подпись) О.А.ДОЛЖИКОВА
Копия верна: Судья: О.А.ДОЛЖИКОВА
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>