Дело № 2-1183/2022
УИД: 89RS0002-01-2022-001870-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года г. Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Когаева Г.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Доржеевой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Почта России» (далее – АО «Почта России») о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб., и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 2 500 руб. В обоснование требований иска указал, 13.02.2020 он направил простым почтовым отправлением ходатайство в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, которое было зарегистрировано в канцелярии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО за исходящим № 81/то/4/8-823 от 13.02.2020. Однако указанное почтовое отправление не было доставлено в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, что было подтверждено письменным ответом заместителя руководителя секретариата председателя суда Седьмого кассационного суда общей юрисдикции ФИО4 от 11.07.2022 на его заявление. 28.07.2020 ответчику направлена претензия, но его требования, как потребителя удовлетворены не были. В этой связи имело место нарушение ответчиком его прав, как потребителя.
В судебном заседании истец ФИО1, участие которого обеспечено посредством видеоконференцсвязи с ПФРСИ при ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО, настаивал на удовлетворении заявленных им исковых требований.
Ответчик АО «Почта России» в лице УФПС ЯНАО, будучи извещенным надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило.
Представитель Управления Роспотребнадзора по ЯНАО в судебное заседание для дачи заключения по делу в интересах потребителя ФИО1 не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела. В заключении по делу указано, что имеются основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав истца, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на судебную защиту.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО1 содержится в учреждении ПФРСИ при ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО в качестве потерпевшего и имеет кроме того правовой статус осужденного.
Материалами дела подтверждено, что истец при указанных в иске обстоятельствах являлся стороной правоотношений, регулируемых как Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», так и Федеральным законом от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи».
Согласно ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.
Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.
Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.
Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.
Видно, что для целей досудебного урегулирования спора истцом в адрес АО «Почта России» направлялась претензия по почтовому отправлению.
Согласно п. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительными иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 91 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В соответствии со ст.14 Закона о почтовой связи к основным гарантиям доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования относится обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Согласно п. 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила), настоящие Правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
В соответствии с подп. «а», «б» п. 46 Правил, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов.
Как следует из материалов дела, и было установлено судом ФИО1, через учреждение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЯНАО (ПФРСИ при ФКУ ИК-8 УФСИН России по ЯНАО), направил ходатайство в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, которое было зарегистрировано в канцелярии учреждения за исходящим № 81/то/4/8-823 от 13.02.2020 и принято 13.02.2020 в почтовом отделении г. Лабытнанги 629400, как простое почтовое отправление (л.д. 7).
Из ответа заместителя руководителя секретариата председателя суда Седьмого кассационного суда общей юрисдикции ФИО4 от 11.07.2022 следует, что ходатайство ФИО1 от 15.09.2020 в адрес суда не поступало (л.д. 8).
Как предусмотрено ст. 34 Закона о почтовой связи за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает, в том числе за недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений.В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в том числе пользователю услуг почтовой связи предоставлено право на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения исполнителем, в данном случае оператором почтовой связи, прав потребителей (пользователей), предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации. Размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу пользователя услуг почтовой связи определяется судом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 16 Закона о почтовой связи, услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Отправление и получение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых. Переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре. Цензура осуществляется администрацией места содержания под стражей, а в случае необходимости лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело.
Пунктами 80, 83 и 89 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что подозреваемым и обвиняемым разрешается отправлять и получать телеграммы и письма без ограничения их количества. Письма и заполненные бланки телеграмм от подозреваемых и обвиняемых принимаются представителем администрации ежедневно. Письма принимаются только в незапечатанных конвертах с указанием на них фамилии, имени, отчества отправителя и почтового адреса СИЗО. Вся корреспонденция подозреваемых и обвиняемых подлежит регистрации в специальном журнале с указанием даты ее поступления и отправления.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 28 постановления от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (п. 14 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», ст. 1098 ГК РФ).
Согласно копии списка внутренних почтовых отправлений от 13.02.2020 № 29, зарегистрированное почтовое отправление за исходящим № 81/то/4/8-823 ходатайство ФИО1 в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, было передано в числе прочих 10 пакетов и принято 13.02.2020 в почтовом отделении Лабытнанги ЯНАО 629400, что подтверждается соответствующим почтовым штемпелем, имеющимся на списке (л.д. 7).
Таким образом, анализируя имеющиеся по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ суд приходит к выводу о доказанности факта недоставки и утери ответчиком вышеуказанной письменной корреспонденции.
Исходя из п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», согласно которого при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
С учетом того, что факт недоставки и утери ответчиком почтовой корреспонденции судом установлен, то имеются основания для возложения на АО «Почта России» обязанности по возмещению морального вреда истцу в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Видно, что ФИО1 нес расходы на отправку корреспонденции, являлся отправителем простого письма, с учетом характера причиненных потребителю неудобств, вызванных недоставкой и утерей его почтового отправления, исходя из принципа разумности и справедливости, размер подлежащей возмещению компенсации морального вреда суд определяет в сумме 500 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона при удовлетворении судом требований потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Таким образом, размер штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в данном случае определятся как сумма 250 рублей.
В силу ст. 198 ГПК РФ в решении суда должно быть указано на распределение судебных расходов.
Истец, при обращении в суд с иском в защиту прав потребителя в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины.
В связи с удовлетворением заявленного иска неимущественного характера к АО «Почта России» с данного ответчика на основании ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 к акционерному обществу «Почта России» о возмещении морального вреда и взыскании штрафа за нарушение прав потребителя – удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу ФИО1, ДД/ММ/ГГ г.р., уроженца ... (паспорт ...) компенсацию морального вреда в размере 500 рублей и штраф за нарушение прав потребителя в размере 250 рублей, а всего 750 (семьсот пятьдесят) рублей.
Взыскать с акционерного общества «Почта России» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (трёхсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья...
...
...
...