Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска в составе
председательствующего судьи Терехина А.А.
при секретаре судебного заседания Саблиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 25 марта 2016 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, неопределенного круга лиц, к Кочубею ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, возложении обязанности передать земельный участок, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1
В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки прокуратурой города Омска законности предоставления департаментом имущественных отношений Администрации города Омска земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4511 установлены нарушения земельного законодательства. Распоряжением департамента имущественных отношений администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении схемы положения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, в Омск, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:130126, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3415, площадью 1 319 641 кв. м, находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, площадью 212 300 кв. м, под благоустройство и организацию зоны отдыха. Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 212 300 кв. м, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р в собственность ООО «КРОНА» за плату передан земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212 300 кв. м, под благоустройство и организацию зоны отдыха (из которого впоследствии образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4511). Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>.
На основании указанного распоряжения департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> с ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи №. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ООО «КРОНА» на земельный участок с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № разделен на земельные участки с кадастровыми номерами № на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного представителям по доверенности ООО «РЦЗУН» ФИО2 и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН». Заказчиком кадастровых работ являлось ООО «КРОНА».
В последующем, земельный участок с кадастровым номером № ООО «КРОНА» по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ продан ФИО3, ФИО4, ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ из земельных участков с кадастровыми номерами № на основании заявления №, поданного представителям по доверенности ООО «РЦЗУН» ФИО2 и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН». Заказчиком кадастровых работ являлся ФИО5
25.04.2011 на основании договора купли-продажи ФИО5, ФИО4 продали ФИО1 земельный участок с кадастровым номером №. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, образованный из земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено в 1060 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, Кировский административный округ <адрес>, зарегистрировано за ФИО1 (номер регистрационной записи № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, земельный участок, предоставленный ООО «КРОНА», расположен в территориальной зоне Ж5-19 (зоне жилой застройки смешанного типа). В соответствии с п. 5 ст. 46 Правил землепользования и застройки зона жилой застройки смешанного типа включает в себя участки территории <адрес>, предназначенные для размещения жилых домов, следующих типов: высотных многоквартирных жилых домов, многоквартирных жилых домов средней этажности, индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов малой этажности.
Организация зоны отдыха в данной территориальной зоне не предусмотрена. Зона отдыха как основной вид разрешенного использования предусмотрена только в территориальной зоне Р-4 (прибрежная зона отдыха).
Таким образом, предоставляя земельный участок земельный участок с кадастровым номером №, департамент имущественных отношений Администрации <адрес> не принял во внимание требования территориального зонирования.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес>№-р в связи с удовлетворением протеста прокурора <адрес> утратившими силу признаны распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего кодекса (п. 2 ст. 30 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 мог быть продан исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), что свидетельствует о том, что указанный земельный участок выбыл из владения с нарушением закона.
По факту превышения полномочий должностными лицами департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в связи с предоставлением земельного участка ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ СУ СК России по <адрес> возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ, предметом преступного посягательства по которому является земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449.
Принимая во внимание изложенное, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, из которого в последующем образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4511, выбыл из владения противоправно, помимо воли и вопреки интересам муниципального образования городской округ <адрес>.
Просит истребовать из чужого незаконного владения Кочубея ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4511, местоположение которого установлено в 1060 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>; возложить на Кочубея ФИО1 обязанность передать в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес> земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4511, местоположение которого установлено в 1060 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, местоположение которого установлено в 1060 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес> (запись № от ДД.ММ.ГГГГ); взыскать с ФИО1 государственную пошлину в установленном законом порядке.
Представитель истца прокурора <адрес> Сосковец И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Ответчик ФИО1, представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, в том числе по изложенным в возражениях на исковое заявление доводам (т. 2, л.д. 10-11). Пояснили суду, что определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлено, что договор между ООО «КРОНА» и департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> по продаже исходного земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3449 является ничтожной сделкой. Наличие у истца возможности предъявить требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки исключает возможность требовать имущество из чужого незаконного владения. Поэтому истцом выбран ненадлежащий способ защиты права. Ссылались на истечение срока исковой давности. Полагали, что срок исковой давности следует исчислять с момента государственной регистрации перехода права собственности ООО «КРОНА» по договору от ДД.ММ.ГГГГ, а не с момента, когда о нарушенном праве узнал прокурор. Муниципальному образованию <адрес> стало известно о выбытии исходного земельного участка с кадастровым номером № с момента заключения последним договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «КРОНА». Указали, что отчуждение спорного имущества в 2009 году было произведено собственником с соблюдением всех правовых процедур. Границы территориальной зоны Ж5-19 не были установлены в момент заключения сделки между департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> и ООО «КРОНА», не установлены в настоящее время в соответствии с требованиями закона, сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости. Карта зонирования была утверждена и опубликована на основании решения Омского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ. Считали, что истец необоснованно ссылается на факт, что распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ по протесту прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ год признаны утратившими силу распоряжение департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р и от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> органов местного самоуправления, на основании которых возникло зарегистрированное право аренды земельного участка или право собственности могут быть отменены только в судебном порядке. Истцом не приняты во внимание те обстоятельства, что на спорном земельном участке расположены многочисленные линейные объекты жизнеобеспечения. В связи с этим, удовлетворение требований истца причинит ответчику несоразмерный ущерб как добросовестному участнику гражданского оборота. Полагали, что истец злоупотребляет правом.
Представитель третьего лица ФИО5 – ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления по доводам, изложенным в письменных возражениях (т. 1, л.д. 228-229). Указала, что заявителем пропущен срок для обращения в суд. Течение срока исковой давности начинается, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился в суд за его защитой. Согласно исковому заявлению прокурор <адрес> обратился в суд в защиту интересов муниципального образования городской округ <адрес>. Предоставление земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3449 оформлено распоряжением департамента имущественных отношений администрации <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, муниципальному образованию городской округ <адрес> (лицо, право которого, по мнению заявителя, нарушено), в интересах которого прокурор <адрес> обратился в суд, стало об этом известно ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, предусмотренный ст. 195 ГК РФ срок следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. Пояснила, что прокурором не представлено доказательств того, что на момент принятия решения о предоставлении земельного участка ООО «КРОНА» в ГКН были внесены сведения о границах территориальной зоны Ж5-19. Если сведения о границах данной территориальной зоны в ГКН отсутствовали, то определить земельный участок, как относящийся к территориальной зоне жилой застройки смешанного типа, не представлялось возможным. Согласно ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в государственном кадастре недвижимости сведения о территориальной зоны Ж5-19 отсутствуют. Данное обстоятельство подтверждает отсутствие нарушений правил территориального зонирования со стороны департамента имущественных отношений администрации <адрес> при предоставлении ООО «КРОНА» земельного участка с кадастровым номером № Полагала, что выбывший из владения муниципального образования городской округ <адрес> земельный участок в результате добровольной передачи (издание распорядительного акта, заключение договора купли-продажи, подписание передаточного акта), осуществленной им самим в лице уполномоченного органа, свидетельствует о наличии воли собственника на распоряжение данным объектом недвижимого имущества. Вследствие чего подлежит применению ч. 1 ст. 302 ГК РФ о невозможности истребования имущества у добросовестного приобретателя. Кроме того, вынесение решения по данному делу до принятия судебного акта в уголовном процессе будет преждевременным.
Третье лицо - Управление Росреестра по <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Представило отзыв на исковое заявление (т. 1, л.д. 223-224), согласно которому на момент проведения регистрационных действий на спорный земельный участок основания для приостановления или отказа в их проведении отсутствовали.
Третьи лица - Администрация <адрес>, департамент имущественных отношений Администрации <адрес>, департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, ФИО3, ФИО4 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденном Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений), Департамент управлял и распоряжался земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования <адрес>, за исключением земельных участков, предоставляемых: для строительства; для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, огородов в аренду; а также распоряжался земельными участками, расположенными на территории <адрес>, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, предоставляемыми, в том числе, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Департамент выполнял функции продавца земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования <адрес>, заключал договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования <адрес> и (или) находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в пределах своей компетенции (п. 21 Положения).
Таким образом, на момент возникновения спорных отношений предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлял департамент имущественных отношений Администрации <адрес>.
В соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела следует, что распоряжением первого заместителя директора департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:130126, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха (т. 1, л.д. 12-18).
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:13:01:26:3415, площадью 1319641 кв. м, находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212 300 кв. м, под благоустройство и организацию зоны отдыха.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-р в собственность ООО «КРОНА» за плату предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212 300 кв. м, под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес> (т. 2, л.д. 2-3).
На основании данного распоряжения №-р между департаментом имущественных отношений администрации <адрес> и ООО «КРОНА» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№ купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 212 300 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов – под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес> (т. 2, л.д. 4-10). Цена договора составила 2 371 403 рубля.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> зарегистрировано право муниципального образования городской округ <адрес> на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212 300 кв. м (т. 1, л.д. 62).
Данное право прокурором в судебном заседании не оспаривалось.
Право собственности ООО «КРОНА» на названный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 28).
Решением единственного участника ООО «КРОНА» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 разделен на два участка с кадастровыми номерами №, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1, л.д. 143).
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРОНА» заключило договор купли-продажи № земельного участка с покупателями ФИО7, ФИО9, ФИО10, согласно которому продавец продает, а покупатели приобретают в общую долевую собственность по 1/3 доли каждый на земельный участок, площадью 58 358 кв. м с кадастровым номером 55:36:130126:3884, местоположение которого установлено в 870 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>, с разрешенным использованием земельного участка – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей). В п. 1.3 настоящего договора содержится информация о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3884 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212 300 кв. м, отнесенного к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «под благоустройство и организацию зоны отдыха». Цена договора составила 252 000 рублей (т. 1, л.д. 33-35).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «КРОНА» заключило договор купли-продажи № земельного участка с покупателями ФИО3, ФИО4, ФИО5, согласно которому продавец продает, а покупатели приобретают в общую долевую собственность по 1/3 доли каждый на земельный участок, площадью 123 941 кв. м с кадастровым номером 55:36:130126:3885, местоположение которого установлено в 870 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>, с разрешенным использованием земельного участка – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей). В п. 1.3 настоящего договора содержится информация о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3885 образован из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212 300 кв. м, отнесенного к землям населенных пунктов с разрешенным использованием «под благоустройство и организацию зоны отдыха». Цена договора составила 348 000 рублей (т. 1, л.д. 29-32).
ДД.ММ.ГГГГ из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:130126:3884, 55:36:130126:3885 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:130126:4169, 55:36:130126:4170, 55:36:130126:4171, 55:36:130126:4172, 55:36:130126:4173, 55:36:130126:4174, 55:36:130126:4175, 55:36:130126:4176, 55:36:130126:4177, 55:36:130126:4178, 55:36:130126:4179, 55:36:130126:4180, что следует из кадастровых выписок о земельных участках от ДД.ММ.ГГГГ№, № (т. 1, л.д. 144-145).
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков с определением долей, заключенным между ФИО5, ФИО3 и ФИО4, установлено, что у ФИО5, ФИО4 возникает право собственности среди прочих на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4172.
Данный земельный участок продан ФИО5, ФИО4 по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 за 5 215 000 рублей (т. 1, л.д. 214-216).
В результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером № из него образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4511, площадью 3248 кв. м, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей), улицы и дороги местного значения, внутриквартальные проезды, пешеходные коммуникации, что следует из кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№, кадастрового дела объекта недвижимости (т. 1, л.д. 146-207).
Право собственности на земельный участок с кадастровый № зарегистрировано за ФИО1, номер регистрационной записи 55-55-01/153/2011-121 от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 152).
Из пояснений ответчика следует, что земельный участок с кадастровый № используется в качестве внутриквартального проезда, на нем расположены коммуникации.
В соответствии с топографической съемкой, выполненной ООО «ГеоСиб» в июне 2015 года, на земельном участке с кадастровый № расположены линейные объекты жизнеобеспечения: линии электропередач, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения (т. 2, л.д. 1).
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Исходя из буквального толкования положений пунктов 4, 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется с обязательным учетом зонирования территорий.
Согласно п. 1 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (п. 5 ст. 85 ЗК РФ).
Статьей 35 Градостроительного кодекса РФ также установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав жилых зон включаются зоны застройки жилыми домами.
В силу ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.п. 6 п. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п.п. 7 п. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.п. 8 п. 2 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ).
В указанный период времени действовали Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденные Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 5 статьи 2 указанных Правил данные Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории <адрес>.
Согласно п.п. 1 п.1 ст. 1 названных Правил, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в таблице № (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.
В соответствии со ст. 13 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес> изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования на территории <адрес> осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п.1).
Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями может осуществляться при наличии дополнительного разрешения и согласования уполномоченных исполнительных органов Российской Федерации, <адрес> и органов местного самоуправления <адрес> (п. 3).
В случаях, если земельный участок и объект капитального строительства расположен на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, то решения о возможности изменения вида его разрешенного использования принимается уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, <адрес>, уполномоченными органами местного самоуправления <адрес> в соответствии с федеральными законами (п. 5).
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, пункт 2 и пункт 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> включают в себя карту градостроительного зонирования территорий <адрес> (ст. 38), а также градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капительного строительства.
Согласно ст. 38 названных Правил зона индивидуальной жилой застройки смешанного типа (Ж5-19) включает в себя участки территории <адрес>, предназначенные для размещения жилых домов, следующих типов: высотных многоквартирных жилых домов, многоквартирных жилых домов средней этажности, индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов малой этажности.
В случае нахождения земельного участка в конкретной территориальной зоне, вид его разрешенного использования предопределяется и теми требованиями, которые предъявляются Правила землепользования и застройки муниципального образования <адрес> к территориальным зонам, в пределах которых находится спорный земельный участок.
При этом зона Ж5-19 согласно данным положениям закона не допускает размещение земельных участков для организации зоны отдыха, данный вид использования является запрещенным.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется по основаниям, установленным законом, для последующего предоставления земельных участков для использования в определенных целях.
Соответственно, изменение категории земельного участка до совершения с ним распорядительных действий является обязательным, данные действия рассматриваются в качестве управления и распоряжения земельными участками.
В ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
При таком положении дел и поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 и образованный от него земельный участок с кадастровым номером № отнесены к категории земель населенного пункта, расположены в территориальной зоне Ж5-131 (зоне жилой застройки смешанного типа), границы территориальной зоны не изменялись, данные земельные участки в силу прямого указания закона не могли быть предоставлены ООО «КРОНА» в иных, чем было предусмотрено целях.
Отклоняя доводы ответчика и представителя третьего лица ФИО5 о том, что границы территориальной зоны Ж5-19 не были установлены в момент заключения сделки между департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> и ООО «КРОНА», суд полагает необходимым указать, что согласно информации департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> на период нахождения земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3449 в государственном кадастре недвижимости, согласно Карте градостроительного зонирования территорий <адрес>, содержащейся в Правилах землепользования и застройки муниципального образования <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 расположен в территориальной зоне Ж5-131.
Из имеющихся в материалах дела документов, а также с учетом того обстоятельства, что вид разрешенного использования – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками был определен ООО «КРОНА» при разделе земельного участка, участки поставлены на кадастровый учет с подобным видом разрешенного использования, следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 координируется в границах территориальной зоны Ж5-19.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о территориальной зоне Ж5-19 не свидетельствует об отсутствии границ данной зоны в Карте градостроительного зонирования территорий <адрес>. Каких-либо доказательств отсутствия границ территориальной зоны Ж5-19 в момент заключения сделки между департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> и ООО «КРОНА» ответчиком не представлено.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 30 ЗК РФ).
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) органы местного самоуправления <адрес> в сфере регулирования земельных отношений осуществляют в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
Органы местного самоуправления <адрес> вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах (п. 1.1).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 мог быть продан исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), что свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае указанный земельный участок выбыл из владения собственника помимо его воли. Доводы ответчика и представителя третьего лица ФИО5 об обратном подлежат отклонению.
Согласно п. 1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли.
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» судам разъяснено, что если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 ГК РФ.
Добросовестность приобретения по смыслу ст. 302 ГК РФ возможно только тогда, когда имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело право отчуждать это имущество.
Следовательно, права лица, считающего себя собственником имущества, могут быть восстановлены путем удовлетворения виндикационного иска, если для этого имеются предусмотренные ст. 302 ГК РФ основания, которые дают право истребовать имущество у добросовестного приобретателя (в том числе, при выбытии имущества из владения собственника помимо его воли).
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственности «КРОНА» в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира – жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, Кировский АО, <адрес> признаны утратившими силу (т. 1, л.д. 108).
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 выбыл из владения законного владельца помимо его подлинной воли, отчужден в нарушение предусмотренного законом порядка и без соблюдения его целевого назначения, имеются правовые основания для истребования спорного имущества, входившего в состав указанного выше земельного участка, у ФИО1
В данной связи доводы ответчика о неправомерности избранного истцом способа защиты права обоснованными не являются. При этом факт нахождения на спорном земельном участке линейных объектов жизнеобеспечения не имеет правового значения для истребования земельного участка из чужого незаконного владения.
Из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № следует, что исходя из недействительности (ничтожности) сделки, совершенной между ООО «КРОНА» и департаментом имущественных отношений Администрации <адрес>, у последующих продавцов не возникло право на распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В связи с тем, что последствия недействительности ничтожной сделки, совершенной между ООО «КРОНА» и департаментом имущественных отношений Администрации <адрес>, судом не применялись, а земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 был реализован ООО «КРОНА» иным лицам, суд не усматривает препятствий для истребования спорного земельного участка из чужого незаконного владения.
Ответчиком и представителем третьего лица ФИО5 заявлено о пропуске прокурором <адрес> исковой давности.
В силу статьи 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 ГК РФ составляет три года.
Как следует из материалов дела, по факту превышения полномочий должностными лицами департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в связи с предоставлением земельного участка ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ СУ СК России по <адрес> возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ, предметом преступного посягательства по которому является земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 (т. 1, л.д. 97).
Таким образом, муниципальное образование узнало о возможном нарушении прав на участки земель населенного пункта после возбуждения уголовного дела, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, после чего предприняты меры для устранения нарушений, последовало обращение прокурора в суд с настоящим иском в интересах муниципального образования.
С учетом изложенного, согласиться с доводами ответчика и представителя третьего лица ФИО10 о пропуске муниципальным образованием срока исковой давности не представляется возможным, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Факт рассмотрения судом указанного уголовного дела не препятствует рассмотрению искового заявления прокурора <адрес> об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения в гражданском порядке.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В порядке ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 900 руб., за каждое из требований неимущественного характера по 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к Кочубею ФИО1 удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Кочубея ФИО1 земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого установлено в 1060 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>.
Возложить на ФИО1 обязанность передать в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес> земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4511, местоположение которого установлено в 1060 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности ФИО1 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4511, местоположение которого установлено в 1060 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес> (запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 900 руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья п/п А.А. Терехин
Мотивированное решение суда изготовлено 29.03.2016 г. Вступило в законную силу 07.05.2016 года.