ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1194/19 от 05.02.2019 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2-1194/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2019 года Первомайский районный суд города Краснодара в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Нижегородовой М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к ФИО1 о взыскании излишне полученных средств ежемесячной денежной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Краевое государственное казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании излишне полученных средств ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование требований указано на то, что ФИО1 был получателем ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ) и ежемесячной денежной компенсации по плате за жилое помещение и коммунальные услуги (далее - ЕДК) по социальной категории «Ветеран труда» в Краевом государственном казенном учреждении «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее - КГКУ «Центр выплат» по регистрационному учету места жительства в Камчатском крае по адресу: <адрес>.

Меры социальной поддержки ответчику предоставлены по данномуместу жительства по 30.06.2015.

Меры социальной поддержки ответчику предоставлялись согласноЗакону Камчатского края от 26.05.2009 № 267 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 23.08.2012 № 385-Шг «Об установлении расходных обязательств Камчатского края по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Камчатском крае», в порядке, определенном приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 05.07.2012 № 358-П «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (далее - Регламент ЕДВ).

Меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или)коммунальные услуги предоставлялись в соответствии с постановлениемПравительства Камчатского края от 18.12.2012 № 565-П «О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (далее - Постановление), в порядке, определенном приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 19.07.2012 № 404-П «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае» (далее - Регламент ЕДК).

Согласно части 2.2.2. Регламента ЕДВ и Регламента ЕДК,при предоставлении государственной услуги в целях получения сведений,необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляетсявзаимодействие КГКУ «Центр выплат» и его филиалов в соответствиис заключенными Соглашениями с государственными органами, в том числе, органами регистрационного учета граждан по месту жительства (в части получения сведений о регистрации (о снятии с регистрационного учета) граждан по месту жительства (пребывания) в Камчатском крае.

На основании предоставленных отделом регистрации и учетанаселения Департамента управления жилищным фондом Петропавловск-Камчатского городского округа копии поквартирной карточки местажительства ответчика в Камчатском крае от 08.06.2015 и уведомления о межведомственном запросе сведений о регистрации по месту жительства, было установлено, что ответчик 18.12.2009 был снят с регистрационного учета по месту жительства в Камчатском крае по адресу: <адрес> и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 2.12 Регламента ЕДВ и п. 2.13 Регламента ЕДКпредоставление социальных выплат прекращается в случае снятия с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) в Камчатском крае.

Решениями КГКУ «Центр выплат» от 02.07.2015 выплаты ЕДК и ЕДВответчику были прекращены в связи со снятием с регистрационного учета по месту жительства в Камчатском крае.

В соответствии с частью 2.6.9. Регламента ЕДВ и частью 2.4.14Регламента ЕДК, граждане обязаны уведомлять КГКУ «Центр выплат» илиего филиалы о случаях изменения их статуса, адреса регистрации по местужительства (месту пребывания) на территории Камчатского края в течение 10 дней со дня возникновения случаев, повлекших указанные изменения. Однако ответчик не уведомил КГКУ «Центр выплат» об изменении места жительства в установленном порядке.

В связи с несвоевременным поступлением сведений, влияющих на право предоставления государственных услуг, установлены излишне выплаченные и полученные ответчиком за период с 01.01.2010 по 31.06.2015ЕДВ в сумме 25 483,20 рублей и ЕДК в сумме 132 603 рублей. Сложение указанных сумм составляет сумму переплаты социальных выплат в размере 158 086,20 рублей.

Согласно части 2.4.4.5. Регламента ЕДВ и части 2.4.6. Регламента ЕДК,в случае прекращения выплаты ЕДВ и ЕДК и невозможности дальнейшего ихудержания из последующих излишне выплаченных средств ЕДВ и ЕДК,возникших в результате несвоевременного поступления в КГКУ «Центрвыплат» информации о возникновении случаев, повлекших утрату права на предоставление ЕДВ и ЕДК либо изменение их размера, излишне выплаченные суммы возмещаются заявителем в добровольном порядке либо в судебном порядке.

Учитывая факт образовавшейся переплаты денежных средств ЕДКи ЕДВ по вине ответчика и оставленные ответчиком без внимания письменное обращение для вопроса возмещения излишне полученной суммы ЕДВ и ЕДК, истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

В судебное заседание представитель Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» не явился, уведомлен надлежащим образом и своевременно, директор ФИО4 согласно исковому заявлению просила рассмотреть настоящее гражданское дела в отсутствие представителя КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (л.д. 5).

Ответчик ФИО1 лично и через своих представителей – ФИО2, действующую на основании доверенности, ФИО3, действующую в рамках ст. 53 ГПК РФ, против удовлетворения заявленных исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просил в иске КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» отказать, так как истцом пропущен срок исковой давности.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду следующего.

Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» обратилось в суд с настоящим иском после истечения срока исковой давности, а истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ № 43 от 29.09.2015 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением норм ГК РФ об исковой давности» подчёркнуто, что истечение срока исковой давности являетсясамостоятельным основанием для отказа в иске; если будет установлено,что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица,право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 196 и п. 1. ст. 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицоузнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Истец узнал о том, что ответчик утратил основания для получениярегиональной (выплачиваемой Камчатским краем жителям данного субъектаРФ) ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсацииза жилое помещение и коммунальные услуги 02 июля 2015 г.

Истец указывает на данный факт в исковом заявлении, а именно Отдел регистрации и учёта населения Департамента управления жилищным фондом Петропавловск-Камчатского городского округа представил копии поквартирной карточки места жительства ответчика в Камчатском крае от 08.06.2015 г. и уведомления от 02.07.2015 г. о межведомственном запросе сведений о регистрации по месту жительства (копия уведомления имеется в материалах дела), в которых было указано, что ответчик снят с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.

На основании этих документов в тот же день были приняты решенияКГКУ «Центр выплат» от 02.07.2015 г. о прекращении социальных выплатответчику.

Итак, истец узнал о том, что у ответчика прекратились основания для получения указанных выше социальных 02 июля 2015 г., когда были принятырешения о прекращении выплат в связи с утратой оснований для ихполучения.

Исходя из этого, трёхлетний срок исковой давности истёк 2 июля 2018г.

Днем обращения в суд в силу п. 17 упомянутого Постановления Пленума ВС РФ считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд.

Согласно почтовому штемпелю на конверте, в котором истец отправил в Первомайский суд г. Краснодара исковое заявление, оно было сдано ворганизацию почтовой связи 23 ноября 2018 г., то есть спустя четыре споловиной месяца после истечения срока исковой давности.

Исходя из буквального толкования установленных обстоятельств по делу, настоящее исковое заявление подано после истечения срока исковой давности.

В ходе судебного разбирательства ответчиком заявлено о применении последствий истечения срока исковой давности, что является в силу п. 2 ст. 199 ГК РФ основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Из пояснений ответчика, данных в судебном процессе, Колга не мог знать о своей обязанности сообщать о перемене места регистрации по двум причинам.

Более того, решения КГКУ «Центр выплат» о назначении ответчикуежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации зажилое помещение и коммунальные услуги принимались истцом 17 апреля2009 г. (за №№ 24 и 193), а Административные регламенты, на которые ссылается истец, были утверждены спустя три с лишним года - в июле 2012 года.

Следовательно, ссылка истца на ч. 2.6.9. Регламента ЕДВ и ч. 2.4.14.Регламента ЕДК об обязанности граждан уведомлять КГКУ «Цент выплат» в случае изменения адреса регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории Камчатского края в течение 10 дней со дня возникновения этих изменений не состоятельна, так как в 2009 году ответчик не мог знать об обязанности, которая будет установлена в 2012 году.

Административные регламенты официально не опубликованы на сайте КГКУ «Центр выплат». Доказательством данного факта служит скрин-шот страницы официального сайта КГКУ «Центр выплат» с результатом поиска по словам «административный регламент». Находится только один документ, не регулирующий отношения сторон.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщегосведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовыеакты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие всилу. Официальное опубликование является конституционной гарантиейправ граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдениязаконов, содержание которых не доведено до их сведения.

Таким образом, ответчик не знал и не мог знать о необходимостисообщать о перемене места регистрации, следовательно, с его стороныотсутствует недобросовестность в получении ежемесячной денежнойвыплаты и ежемесячной денежной компенсации за жилое помещение иКоммунальные услуги после снятия с регистрационного учёта по местужительства в Камчатском крае.

Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качественеосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Ежемесячная денежная выплата и ежемесячная денежная компенсация за жилое помещение и коммунальные услуги, назначенные ответчику, являются мерами социальной поддержки отдельных категорий населения, то есть предоставляются гражданину в качестве средства к существованию.

Со стороны ответчика отсутствует недобросовестность в получении ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации за жилое помещение и коммунальные услуги после снятия с регистрационного учёта по месту жительства в Камчатском крае.

Таким образом, согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ ежемесячная денежнаявыплата и ежемесячная денежная компенсация за жилое помещение и коммунальные услуги не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу в удовлетворении исковых требований Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» отказать, так как такие требования являются необоснованными, противоречащими материалам дела.

Как указано в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст. 56 ГПК РФ.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в иске Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» к ФИО1 о взыскании излишне полученных средств ежемесячной денежной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья -п

Решение изготовлено 05 февраля 2019 года.