ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1195/2022760022-01-2019-001619-81 от 06.06.2022 Заволжского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-1195/2022 76RS0022-01-2019-001619-81

Мотивированное решение изготовлено 06.06.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2022 г. г. Ярославль

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.,

при секретаре Дыдыкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1, Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод «Ярославка», Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании действий незаконными, признании договора ничтожным, взыскании денежных средств,

У С Т А Н О В И Л:

Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка ЯО обратился в суд с иском, с учетом уточнения, к ФИО1, АО «Племзавод «Ярославка». В обоснование сослался на то, что 15.03.2017г. между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка ЯО (далее – Департамент), АО «Племзавод Ярославка», ФИО1 заключен трехсторонний договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты. Договором были определены взаимоотношения сторон, возникающие в связи с обеспечением жильем молодого специалиста с использованием на эти цели средств федерального и областного бюджетов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598, и областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства ЯО от 17.03.2014г. №222-п. В соответствии с указанным договором платежным поручением от 17.04.2017г. №441 ФИО1 предоставлена выплата на строительство жилья в Ярославском муниципальном районе ЯО в размере 1562400 руб. на семью из четырех человек (ФИО1, его супруга ФИО2, несовершеннолетние дети ФИО3, ФИО4). В рамках контрольной проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой ЯО, оформленной актом от 12.04.2019г., установлено, что включение ФИО1 в Списки участников мероприятий-получателей социальных выплат, произведенное в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», имело место с нарушением п. 1.4 раздела III приложения 2 (Правила предоставления социальных выплат…) областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства ЯО от 17.03.2014г. №222-п. Данный пункт не предусматривает возникновение права на получение социальной выплаты в случае переезда в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа) из городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района Ярославской области. ФИО1 с семьей осуществил переезд в сельскую местность Ярославского муниципального района ЯО из города Ярославль, в котором находится административный центр данного муниципального района. Вышеизложенное свидетельствует о заключении договора с нарушением закона, предусматривает необходимость применения последствий его недействительности путем возврата ответчиком ФИО1 полученных по данной сделке средств. Ссылаясь на указанные обстоятельства, окончательно определив объем требований в уточненном иске от 30.08.2019г., Департамент просил: признать недействительным договор №10 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты от 15.03.2017г., заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод Ярославка» и ФИО1, взыскать с ФИО1 в счет возврата социальной выплаты денежные средства в сумме 1562400 руб. /т. 1 л.д. 2-4, 145, 146/.

Прокурор Ярославского района ЯО в интересах РФ, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1, Департаменту, АО «Племзавод «Ярославка», Администрации Ярославского муниципального района ЯО, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района ЯО. В иске изложил основания, приведенные Департаментом, дополнительно указав, что ФИО1 был неправомерно включен администрацией Ярославского муниципального района ЯО в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Ярославскому муниципальному району на 2017 год, направленный в адрес Департамента, что и послужило основанием для незаконного заключения договора от 15.03.2017г. и предоставления ФИО1 по данному договору социальной выплаты. Сослался на то, что неправомерное расходование бюджетных средств имело место в результате незаконных действий Администрации Ярославского муниципального района ЯО по включению ФИО1 в указанные списки. В связи с этим, окончательно определив объем требований в уточненном иске от 30.01.2020г., прокурор просил: признать действия Администрации Ярославского муниципального района ЯО по включению ФИО1 в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат от 28.08.2016г. в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» незаконными, признать действия Администрации Ярославского муниципального района ЯО по включению ФИО1 в сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат от 14.11.2016г. в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» незаконными, признать договор №10 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты от 15.03.2017г., заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод Ярославка» и ФИО1, ничтожным, взыскать с Администрации Ярославского муниципального района ЯО неправомерно израсходованные денежные средства в бюджет РФ в размере 548714 руб. 88 коп., в бюджет Ярославской области в размере 1013685 руб. 12 коп. /т. 1 л.д. 44-47, 168-173, 239-250, т. 2 л.д. 91, 92/.

Решением Заволжского районного суда г.Ярославля от 31.01.2020 постановлено: «Иск Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области удовлетворить. Иск прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать недействительным договор №10 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты от 15.03.2017г., заключенный между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод Ярославка» и ФИО1.

Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в счет возврата социальной выплаты денежные средства в сумме 1562400 (один миллион пятьсот шестьдесят две тысячи четыреста) рублей.

В остальной части иска прокурора Ярославского района Ярославской области отказать.».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданском делам Ярославского областного суда от 13.07.2020 решение Заволжского районного суда от 31.01.2020 оставлено без изменений, апелляционные жалобы ФИО1, АО «Племзавод Ярославка», апелляционное представление прокурора Ярославского района Ярославской области - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданском делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2020 решение Заволжского районного суда г.Ярославля от 31.01.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданском делам Ярославского областного суда от 13.07.2020 оставлены без изменения, кассационная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.03.2022 решение Заволжского районного суда г.Ярославля от 31.01.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданском делам Ярославского областного суда от 13.07.2020 и определение судебной коллегии по гражданском делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26.11.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Заволжский районный суд г.Ярославля в ином составе суда.

От истца Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области до даты судебного заседания поступило ходатайство об отказе от исковых требований в связи с выполнением обязательств, предусмотренных договором от 15.03.2017 № 10 об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты.

Определением Заволжского районного суда г. Ярославля от 26.05.2022 производство по делу по иску Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области к ФИО1, АО «Племзавод «Ярославка» прекращено в связи с отказом истца от иска.

Представитель администрации Ярославского муниципального района по доверенности ФИО5, представитель ответчика ФИО1 по доверенности, третье лицо ФИО2, представитель третьего лица ФИО2 ФИО6 не возражали против прекращения производства по делу в связи с отказом истца Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области от иска.

Истцы Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, Прокурор Ярославского района Ярославской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.

Прокурор Ярославского района заявил письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела и истребовании наследственного дела. Между тем, указанный иск прокурора не связан с наследственными отношениями, в связи с чем суд не усматривает оснований дл отложения рассмотрения данного дела.

Ответчики: представители ФИО1 по ордеру ФИО6, ФИО2, представитель Администрации Ярославского района ФИО5 по заявленным требованиям возражали, указали, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку выплаченные ФИО1 суммы не являются неосновательным обогащением, все сроки для обжалования сделок прошли.

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района, АО "Племзавод Ярославка", третье лицо Контрольно-счетная палата ЯО в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещались судом надлежаще.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав представителей ответчиков, представителей третьих лиц, третье лицо, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживал и зарегистрирован по месту жительства в Ярославле по адресу: /т. 2, л.д. 15/.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работает в АО «Племзавод Ярославка», находящемся по адресу: , в должности машиниста фронтального погрузчика /т. 2, л.д. 46/.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован с членами его семьи (супругой ФИО2 и дочерью ФИО7) по месту пребывания в сельской местности : /т. 2, /.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию Ярославского муниципального района с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, доживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы на период до 2020 года» по категории «молодой специалист». В заявлении ФИО1 ссылался на то, что он планирует улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома в Кузнечихинском сельском поселении. В качестве членов семьи ФИО1 указал супругу ФИО2 и дочь ФИО7 /т. 2, л.д. 5/.

В этот же день (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 подал главе Ярославского муниципального района заявление с просьбой признать его и членов его семьи не имеющими жилья в сельской местности Ярославского муниципального района (нуждающимися в жилых помещениях) для участия в областной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области» на 2014 - 2020 годы /т. 2, л.д.6 – 7/. К поданным заявлениям ФИО1 приложил требуемый пакет документов.

По результатам рассмотрения заявлений ФИО1 он был включен в два сводных списка участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы по Ярославскому муниципальному району на 2017 год, утвержденных главой Ярославского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, по категории «молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание переехать в Ярославский муниципальный район, работающие в сфере агропромышленного комплекса» (сельское поселение, выбранное для жительства (приобретения) жилья - Кузнечихинское сельское поселение, способ улучшения жилищных условий – индивидуальное жилищное строительство) /т. 2, л.д. 81 - 85, 86 – 90/.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомил Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района об изменении ранее представленных им в Администрацию Ярославского муниципального района сведений в рамках реализации федеральной целевой программы, а именно: об увеличении состава семьи - о рождении ДД.ММ.ГГГГ сына ФИО4 /т. 2, л.д. 2, 33/.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области выдал ФИО1 свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 1 562 400 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета - 548 714,88 руб., за счет областного бюджета- 1 013 685,12 руб. /т. 1, л.д. 9/.

Между Департаментом, АО «Племзавод «Ярославка» и молодым специалистом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем в сельской местности с использованием социальной выплаты (далее также - договор об обеспечении молодого специалиста жильем от ДД.ММ.ГГГГ) /т. 1, л.д. 6 -8/.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Медиа Хаус» заключен договор подряда на строительство индивидуального жилого дома по адресу: /т. 1, л.д. 10 – 12/. ФИО1 также взял на себя письменное обязательство, удостоверенное нотариусом, оформить в общую долевую собственность ему, его супруге и детям объект жилищного строительства (расположенный по адресу: ) в течение шести месяцев после ввода этого объекта в эксплуатацию /т. 2, л.д. 80/.

В 2019 году Контрольно-счетной палатой Ярославской области в Департаменте агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области проводилась проверка целевого и эффективного использования средств, направленных на реализацию мероприятий областной целевой программы по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ составлен акт /т. 1, л.д. 81-99/.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ по результатам встречной проверки в Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района установлены факты неправомерного включения в списки участников мероприятий - получателей социальных выплат Администрацией Ярославского муниципального района 12 молодых семей и молодых специалистов, в том числе ФИО1, как не соответствующего условиям Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской раздела III данных Правил), то есть переехавшего в сельскую местность в муниципальный район, переезд в который не дает право на получение социальной выплаты (переезд из г. Ярославля, являющегося административным центром Ярославского района, в Ярославский район), ввиду чего были неправомерно использованы средства на предоставление ФИО1 социальной выплаты в размере 1 562 400 руб. /т. 1, л.д. 90, 92,95/.

Для принятия мер по выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ Контрольно-счетная палата Ярославской области обратилась к прокурору Ярославской области /т. 1, л.д. 74 – 80/.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки ФИО8").

В силу пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, являются основными целями государственной аграрной политики.

Согласно положениям статей 8 и 9 названного федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.

В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 15 июля 2013 г. N 598 утвердило федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к федеральной целевой программе, далее также - Типовое положение).

Согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 (приложение N 3 к федеральной целевой программе), социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 признано утратившим силу с 1 января 2018 г. в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1544, однако мероприятия утвержденной им федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 продолжаются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Положения федеральной целевой программы подлежали учету органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598).

В соответствии с федеральной целевой программой в Ярославской области разработана областная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением правительства Ярославской области от 17 марта 2014 г. N 222-п, в рамках которой для улучшения жилищных условий сельских жителей, привлечения в сельское хозяйство молодых семей и молодых специалистов предусматривалась социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, осуществляемая в соответствии с Правилами предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, за счет средств областного бюджета и субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований области по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения (приложение N 2 к областной целевой программе, далее также – областная целевая программа).

Постановлением правительства Ярославской области от 3 марта 2020 N 179-п утверждена программы Ярославской области "Комплексное развитие сельских территорий Ярославской области" на 2020 - 2025 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений правительства области".

При утверждении названных правил были учтены нормативные предписания Типового положения к федеральной целевой программе, в том числе об условиях, необходимых для предоставления социальной выплаты, и о порядке обращения за ней граждан, включая молодые семьи и молодых специалистов.

Подпунктом 1.4 пункта 1 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области (в редакции на день обращения ФИО1 в Администрацию Ярославского муниципального района с заявлением о предоставлении социальной выплаты - 18 июля 2016 г.), установлено, что право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, а именно:

молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:

- переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);

- проживание на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- регистрация по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;- отсутствие в собственности жилого помещения (жилого дома) в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой 1 из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере. Пунктом 4 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, определено, что молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявление с приложением необходимых документов, в частности, подтверждающих соответствие условиям, установленным в подпункте 1.4 пункта 1 этого раздела Правил (для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности). Пунктом 6 раздела III Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, закреплено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 4 данного раздела Правил, достоверность содержащихся в них сведений и формируют списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях областной целевой программы по муниципальному району. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в указанных документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата в течение 5 календарных дней с момента выявления недостоверной информации. Сформированные списки направляются в Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области для формирования сводного списка на очередной финансовый год и на плановый период. В соответствии с пунктами 1 и 3 раздела IV Правил право граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, на получение социальной выплаты подтверждается свидетельством о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, оформляемое Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области в соответствии с утвержденными сводными списками. Пунктом 1.6 раздела II Правил предусмотрено, что Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области перечисляет средства социальных выплат на банковские счета получателей социальной выплаты в пределах средств, предусмотренных в федеральном и областном бюджетах на текущий финансовый год. Из приведенных нормативных положений следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание постоянно проживать и работать по трудовому договору в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы и не имеющих в собственности жилого помещения в сельской местности в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Одним из условий предоставления социальной выплаты названной категории граждан является их переезд в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района. Для реализации права на социальную выплату молодые семьи и молодые специалисты предоставляют в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы, в частности, подтверждающие их соответствие в совокупности условиям, установленным для лиц, изъявивших желание постоянно проживать в сельской местности. Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления поданных молодой семьей или молодым специалистом документов, достоверность содержащихся в них сведений, при выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных гражданином документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. По результатам проверки документов органы местного самоуправления формируют списки граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятиях областной целевой программы по муниципальному району, и направляют эти списки в орган исполнительной власти (в Ярославской области - это Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области), который формирует, утверждает сводные списки участников и в соответствии с этими списками перечисляет средства социальных выплат на банковские счета получателей социальной выплаты. Обращаясь в суд исковым требованием о признании ничтожным (недействительным) договора об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем от 15 марта 2017 г. прокурор ссылался на то, что ФИО1 неправомерно включен Администрацией Ярославского муниципального района в сводные списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по Ярославскому муниципальному району на 2017 год, так как он не отвечал одному из обязательных условий, содержащихся в подпункте 1.4 пункта 1 раздела III Правил, а именно: ФИО1 совершен переезд в район Ярославской области из административного центра этого района - г. Ярославля, который не дает право на получение социальной выплаты.Пунктом 1 статьи 168 ГК РФ определено, что, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. В пункте 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (пункт 1 статьи 168 ГК РФ). В данном пункте постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечислены в качестве примера некоторые сделки, которые в силу прямого указания закона отнесены к ничтожным сделкам. Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Из изложенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что по общему правилу сделка, не соответствующая требованиям закона, является оспоримой, ничтожной такая сделка является тогда, когда она еще и посягает на публичные интересы (интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды, нарушен явно выраженный запрет, установленный законом) либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Исходя из положений Правил предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности на территории Ярославской области, лица, имеющие право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, определяются соответствующим сводным списком, в который включаются не все желающие получить социальную выплату, а только граждане, в том числе молодые специалисты, отвечающие в совокупности условиям, предусмотренным указанными правилами, то есть круг лиц определен названным списком. Таким образом, оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 168 ГК РФ, для признания договора об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем от 15 марта 2017 г. ничтожным нет, поскольку заключение данного договора с ФИО1 не посягало на публичные интересы, а именно не создавало препятствий для участия в областной целевой программе неопределенному кругу лиц и не нарушало их права. Данных о том, что каким-либо лицам отказали во включении в сводные списки на получение социальной выплаты из-за заключения указанного договора с ФИО1, прокурором и Департаментом в суд представлено не было.Следовательно, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 168 ГК РФ по общему правилу сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, а со стороны ФИО1 никаких недобросовестных, противоправных действий при реализации права на социальную выплату допущено не было, решение о признании за ним права на указанную выплату и о заключении с ним договора об обеспечении молодого специалиста (молодой семьи) жильем от 15 марта 2017 г. принималось Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, которому был известен факт проживания ФИО1 ранее на территории г. Ярославля, - все документы (в том числе и регистрация по постоянному месту жительства в г. Ярославле) были представлены ФИО1 и в Администрацию Ярославского муниципального района и в Департамент при подаче 18 июля 2016 г. заявлений о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" по категории "молодой специалист" и признании его и членов его семьи не имеющими жилья в сельской местности Ярославского муниципального района (нуждающимися в жилых помещениях) для участия в областной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий Ярославской области" на 2014 - 2020 годы.Пунктом 2 статьи 167 ГК РФ установлено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. В силу статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ "Обязательства вследствие неосновательного обогащения", подлежат применению также к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке. В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса. Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 ГК РФ). Из изложенного следует, что в случае применения к сделке последствий ее недействительности, в частности в виде возврата стороной сделки другой стороне всего полученного по сделке, по смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Одним из основных мероприятий, проводимых в рамках федеральной целевой программы для реализации заявленных задач, являлось улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях удовлетворения потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечения и закрепления в сельской местности квалифицированных молодых специалистов (раздел III федеральной целевой программы).Принимая во внимание социально значимый характер полученной ФИО1 в рамках реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" социальной выплаты, а также отсутствие, как следует из обжалуемых судебных постановлений, недобросовестного, противоправного поведения со стороны ФИО1 в спорных правоотношениях.Правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П). Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац пятый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П). Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что осуществляемая в рамках федеральной и региональных целевых программ социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых специалистов, изъявивших желание переехать на постоянное место жительство в сельскую местность и работать там в агропромышленном комплексе, не имеющих жилья в сельской местности там, где они работают, а также не имеющих достаточных собственных средств для его приобретения. Данная мера социальной поддержки предназначена для создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, привлечения в сельскую местность молодых специалистов, обеспечения достойного существования, надлежащего уровня жизни и необходимого достатка граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, то есть для выполнения конституционно значимых целей.

Следовательно, исходя из характера и предназначения предоставленной ФИО9 меры социальной поддержки - социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, эта социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 ГК РФ и не подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны гражданина или счетной ошибки.

Лишение в сложившейся ситуации молодого специалиста ФИО1 права на социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на территории Ярославской области, не допустившего недобросовестных, противоправных действий при обращении в уполномоченные органы за реализацией права на социальную выплату, использовавшего данную выплату по ее целевому назначению, работающего в организации агропромышленного комплекса и не имеющего иного жилья в сельской местности там, где он работает, не будет отвечать целям государственной аграрной политики, направленным в том числе на привлечение молодых специалистов для работы в сельскую местность в агропромышленном комплексе, не имеющих там жилья и достаточных собственных средств для его приобретения. При подобном подходе предоставление выплаты на строительство (приобретение) жилья, по сути, утрачивает характер меры социальной поддержки граждан, избравших местом жительства сельскую местность, что противоречит целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни граждан.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, лицо, требующее его возмещения, должно доказать факт нарушения его права действиями (бездействием) причинителя вреда, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками, наличие вины причинителя вреда. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходимо наличие всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.

В рассматриваемом случае, при разрешении исковых требований прокурора Ярославского района ЯО о взыскании с администрации Ярославского муниципального района ЯО денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты, суд приходит к выводу об отсутствии указанных оснований наступления гражданско-правовой ответственности.

Как указано ранее, в силу положений областной целевой программы ответственным исполнителем данной программы, главным распорядителем бюджетных средств в отношении субсидии является Департамент. Департамент при формировании сводного списка, перед выдачей гражданину свидетельства о предоставлении социальной выплаты, а также при заключении трехстороннего договора проверяет необходимые для участия в программе документы и самостоятельно принимает решение о предоставлении социальной выплаты и обеспечивает перечисление средств государственной поддержки на банковский счет получателя социальной выплаты. Включение в списки, которые первоначально формирует орган местного самоуправления и направляет в Департамент, не является безусловным основанием для предоставления социальной выплаты. Департамент вправе принять решения об исключении участников мероприятий из сводного списка (в том числе, в случае несоответствия участника мероприятий условиям Правил, в случае выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах участника мероприятий, послуживших основанием для включения его в сводный список в целях получения социальной выплаты), об отказе в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты (п.10 раздела III, п. 7 раздела IV приложения 2 к Программе).

Таким образом, учитывая отсутствие прямой причинной связи между действиями Администрации Ярославского муниципального района ЯО и возникшими негативными последствиями, правовых оснований для взыскания с указанного ответчика по требованию прокурора денежных средств в сумме 1562400 руб. не имеется.

Суд также принимает во внимание, что исковые требования прокурора о признании незаконным действий Администрации Ярославского муниципального района ЯО по включению ФИО1 в списки применительно к ст.ст. 11, 12 ГК РФ сами по себе не относятся к способам судебной защиты гражданских прав. Указанные требования не подлежат признанию в качестве самостоятельного материально-правового требования, а фактически относятся к основанию (юридически значимым обстоятельствам) требования о взыскании с Администрации Ярославского муниципального района ЯО денежных средств в размере выплаченной ФИО1 субсидии. В этой связи, отказ в данном взыскании не предусматривает удовлетворение требований о признании незаконными действий по включению в списки применительно к ст. 3 ГПК РФ, ст.ст. 11, 12 ГК РФ.

В связи с этим, рассматривая исковые требования во взаимосвязи, суд считает иск прокурора Ярославского района ЯО не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 61, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО1, Департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, АО «Племзавод «Ярославка», Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании действий незаконными, признании договора ничтожным, взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Т.В.Пивоварова