ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1197/17 от 11.04.2018 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2-34/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Туапсе 11 апреля 2018 года

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:

Судьи Щербак Н.А.

При секретаре Кузнецовой С.Н.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО1- М.Н.Г.

представителя Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района Р.Е.Н., действующего на основании доверенности от 19.02.2018г.

третьего лица ФИО2,

представителя третьего лица ФИО2- М.В.А., действующего на основании доверенности от 20.03.2015г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о признании недействительной схему расположения земельного участка, снятии с кадастрового учета, признании недействительными и незаконными постановлений, признании незаконным образования земельных участков и публичных сервитутов, обязании утвердить схему расположения земельного участка и заключить соглашение о перераспределении земель,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района об устранении препятствий в формировании земельного участка и снятии с кадастрового учета, мотивировав свои требования тем, что  ей на праве собственности принадлежит земельной участок площадью 600 кв.м., с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. В целях образования земельного участка путем перераспределения принадлежащего ей на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представив при этом схему расположения земельного участка площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, формируемого в территориальной зоне «ЖМ» - жилая малоэтажная зона, образуемого путем перераспределения принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Ответчик с марта 2017 года и по сей день, то есть уже 8 месяцев, рассматривает заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка. Принимая неоднократные неправомерные решение, незаконно отказав в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ответчиком было существенно нарушено право истца на приобретение земельного участка для ИЖС, нарушено право на образование земельного участка путем перераспределения земельного участка и земель, предоставленное ему п. 3 части 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также созданы препятствия осуществлению его законных прав. При этом, в ходе рассмотрения заявления истца об утверждении схемы расположения земельного участка и не предоставлении ответа на указанное заявление, на спорном земельном участке ответчиком формируется и ставится на кадастровый учет иной земельный участок с КН , право на который не зарегистрировано. Наличие сведений о спорном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости препятствуют истцу в образовании земельного участка путем перераспределения земель. Также считает, что спорный земельный участок с кадастровым номером был образован и поставлен на кадастровый учет в нарушении законодательства по следующим основаниям: Исходя из общих принципов земельного законодательства, при образовании земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, в обязательном порядке должен быть обеспечен доступ в виде прохода и проезда. Однако, к спорному земельному участку с КН , сформированному ответчиком для ИЖС, невозможно обеспечить доступ.

В порядке ст. 39 ГПК РФ истец ФИО1 уточнила исковые требования, полагает, что земельный участок с кадастровым номером , формирование которого она оспаривает, сформирован ответчиком незаконно и препятствует образованию и приобретению ею в собственность за плату земельного участка площадью 800 кв.м., образуемого путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок , и земель государственной или муниципальной (неразграниченной) собственности площадью 200 кв.м. Незаконность формирования земельного участка с кадастровым номером истица обосновывает теми обстоятельствами, что при формировании указанного земельного участка, этот земельный участок в нарушение требований пункта 26 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости», пункта 4.2.3 свода правил «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» СП 30-1-2-99 от 01.01.2000 года и пункта 8.6 свода правил «Системы противопожарной защиты» СП 4.13130.2013 от 2.4 июня 2013 года не был обеспечен надлежащими проходом и проездом от земель общего пользования. В процессе судебного разбирательства в материалы гражданского дела ответчиком были представлены копия постановления администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года «Об утверждении схемы расположения сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, мыс Кадош» и копия постановления администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года № 62 «Об утверждении схемы расположения сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, мыс Кадош», на основании которых на земельные участки с кадастровыми номерами и были установлены сервитуты, предназначенные для прохода и проезда на земельный участок с кадастровым номером и . Истец полагает, что указанные сервитуты также были установлены ответчиком с нарушением закона, что подтверждается следующими обстоятельствами. Указанные сервитуты установлены для прохода и проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами и , т.е. предназначены для пользования неограниченным кругом лиц, следовательно, являются публичными сервитутами. Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Однако, постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года были утверждены схемы расположения публичных сервитутов без проведения общественных слушаний и без учета результатов таких общественных слушаний. Как видно, сервитуты, установленные на земельные участки с кадастровыми номерами и и предназначенные для прохода и проезда на земельные участки с кадастровыми номерами и , были установлены ответчиком с нарушением закона. Кроме того, установлением указанных сервитутов дополнительно подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером в момент его образования не был обеспечен проходом и проездом от земель общего пользования, т.е. был образован с нарушением закона. Также в процессе судебного разбирательства было установлено, что земельный участок с кадастровым номером был предоставлен в аренду сроком на 20 лет ФИО2, как многодетной семье, на основании постановления администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 10 января 2018 года , в результате чего между ФИО2 и ответчиком был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно части 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Кроме того, истица полагает, что земельный участок с кадастровым номером был предоставлен в аренду ответчиком также с нарушением закона, что подтверждается следующими обстоятельствами. В соответствии с частью 9 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Однако, постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 10 января 2018 года , являющееся решением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду, было принято ответчиком при отсутствии технических условий подключения этого земельного участка к сетям инженерно-технического обеспечения, чем подтверждается его незаконность. Истица просила: схему расположения земельного участка земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории площадью 600 кв.м, с кадастровым номером 23:51:0101001 :ЗУ1, утвержденную постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 16 октября 2017 года , признать недействительной; Постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 16 октября 2017 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>», признать недействительным; постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2.018 года «Об утверждении схемы расположения сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>» признать незаконным; постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года «Об утверждении схемы расположения сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, мыс Кадош» признать незаконным; Постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 10 января 2018 года «О предоставлении в аренду ФИО2 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, мыс Кадош, и снятии ее с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду» признать незаконным; Образование земельного участка с кадастровым номером признать незаконным; образование публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером признать незаконным; образование публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером признать незаконным; Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ; аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о местоположении публичного сервитута, установленного на земельный участок с кадастровым номером ; аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения о местоположении публичного сервитута, установленного на земельный участок с кадастровым номером ; обязать администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка площадью 800 кв.м., образованного путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок , и земель государственной или муниципальной (неразграниченной) собственности площадью 200 кв.м., представленную ФИО1 в администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района с заявлением ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района после осуществления кадастрового учета земельного участка площадью 800 кв.м., образованного путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок , и земель государственной или муниципальной (неразграниченной) собственности площадью 200 кв.м., заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

В судебном заседании ФИО1 и ее представитель М.Н.Г. поддержали уточненные требования и просили их удовлетворить, сославшись на те же обстоятельства. Дополнив, что все решения по образованию и формированию земельного участка с кадастровым номером , и дальнейшее его предоставление семье Малецких, а также установление сервитутов для подхода к данному участку является незаконным и принимались ответчиком лишь с целью не удовлетврения ее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 800 кв.м., т.к. 200 кв.м., которые она испрашивала у ответчика путем выкупа, им были включены во вновь образованный земельный участок, предоставленный в аренду семье Малецких, хотя она в силу закона имела право на предоставление ей как многодетной матери не 600 кв.м., а 800 кв.м. и более до 1000 кв.м. Для ее семьи необходима большая площадь земельного участка для расположения вспомогательных объектов, и поэтому, она уже готова выкупить 2 сотки, но ей всячески препятствуют в реализации ее права, ответчиком длительно не рассматривается ее заявление в отношении испрашиваемого земельного участка, при уже состоявшихся судебных решениях в ее пользу, в ходе судебного рассмотрения ее иска, предоставляют спорный земельный участок другой многодетной семье, без организованного прохода и проезда к нему.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района по доверенности Р.Е.Н. возражала против удовлетворения иска, поскольку Истец воспользовался своим правом на безвозмездное получение земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей путем сформированного и предоставленного органом местного самоуправления земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером . Предоставленная истцом схема земельного участка площадью 800 кв.м, путем перераспределения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством не утверждена. Земельный участок площадью 800 кв.м., отраженный схематически, на который претендует истец, как объект права не существует, кому-либо в установленном законом порядке не предоставлен, установление нарушения истца не представляется возможным. Право истца на предоставление путем перераспределения именно спорного земельного участка не возникло и поэтому не подлежит защите. Согласно норм ЗК даже утвержденная схема расположения земельного участка органом местного самоуправления еще не гарантирует безусловное предоставление, поскольку утверждение схемы расположения земельного участка является первым этапом его формирования. Администрация в пределах предоставленных ей полномочий, не противоречащих действующему законодательству, сформировала из земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельный участок с кадастровым номером для предоставления многодетным семьям. Доводы истца о том, что земельный участок с кадастровым номером сформирован с нарушением требований федерального законодательства носят эмоциональный характер и приведены по надуманным соображениям. Сформированный органом местного самоуправления оспариваемый истцом земельный участок с кадастровым номером на кадастровый учет поставлен, без каких либо нарушений. Кроме того администрацией сформированы и поставлены на кастровый учет еще два земельных участка и , прилегающих к земельному участку с кадастровым гром , через которые будет обеспечен проход и проезд путем установления сервитута, не нарушают права истца. Доводы администрации о том, что из земель неразграниченной государственной собственности, на которых расположен перераспределяемый земельный участок, образован самостоятельный земельный участок, подтверждаются сведениями публичной кадастровой карты, решением Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского на от 28 ноября 2017 года .11 «О внесении изменений в решение Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ.7 «Об утверждении Перечня земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах Туапсинского городского поселения Туапсинского района, гражданам, имеющим трех и более детей» включен в Перечень земельный участок с кадастровым номером . Данное Решение Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 28 ноября 2017 года .11 было официально опубликовано в 136 номере газеты «Черноморье сегодня» 30 ноября 2017 года. Кроме того, в Администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района из министерства обороны поступило письмо 06.04.2018г., что ими на м. Кадош будет установлена в будущем охранная зона, и соответственно, и соответственно, и Малецким этот земельный участок уже предоставлен не будет. В настоящее время Администрацией приостановлена работа по выставлению земельных участков, расположенных в районе участка ФИО1, на аукцион.

Третье лицо ФИО2 и ее представитель в судебном заседании пояснили, что начальник отдела имущественных и земельных отношений В.М.А. говорила им, что с министерством обороны согласовано формирование участков, поэтому они стали заниматься оформлением документов на землю. До этого они встречались с начальником войсковой части, и он им пояснил об охранной зоне. Они хотели отказаться от спорного земельного участка, но им разъяснили, что в случае отказа от данного участка, их перекинут в конец очереди для многодетных, а они и так ждали его 3 года. По совету В.М.А. они продолжили оформлять земельный участок. Они согласны с исковыми требованиями ФИО1, т.к. к их земельному участку не было и нет ни прохода, ни проезда.

Третье лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости за от ДД.ММ.ГГГГ

В целях образования земельного участка путем перераспределения принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, административный истец ФИО1 обратилась в администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, представив при этом схему расположения земельного участка площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, формируемого в территориальной зоне «ЖМ» - жилая малоэтажная зона, образуемого путем перераспределения принадлежащего административному истцу на праве собственности земельного участка, площадью 600 кв.м., с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Правилами землепользования и застройки Туапсинского городского поселения

Туапсинского района, утвержденными решением Совета Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 24 сентября 2015 года № 43.2, установлено, что максимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» составляет 1000 кв.м.

Согласно части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.

Согласно части 19 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных указанным Кодексом.

Реализуя свое право на приобретение в собственность за плату части земельного участка из земель государственной или муниципальной (неразграниченной) собственности площадью 200 кв.м., прилегающей к принадлежащему ей на праве собственности земельному участку с кадастровым номером , ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 800 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 23:51:0101001, образуемого путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок , и земель государственной или муниципальной (неразграниченной) собственности площадью 200 кв.м.

С указанным заявлением от 21 февраля 2017 года истицей ответчику была представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная по форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года .

Уведомлением ответчика от 24 марта 2017 года , подписанным начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, истице было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по тем основаниям, что формирование земельных участков по адресу: <адрес>), а также перераспределение земельных участков временно приостановлено до разработки документации по планировке территории.

Не согласившись с решением ответчика, изложенным в уведомлении ответчика от 24 марта 2017 года , указанное решение истицей было обжаловано в судебном порядке путем подачи административного искового заявления.

Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 24 мая 2017 года по административному делу а-522/2017, вступившим в законную силу 27 июня 2017 года, действия начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, формируемого в территориальной зоне «ЖМ» - жилая малоэтажная зона, образуемого путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по основаниям, изложенным в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, признаны незаконными, и в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов истицы суд обязал ответчика рассмотреть в установленном законом порядке заявление истицы об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, формируемого в территориальной зоне «ЖМ» - жилая малоэтажная зона, образуемого путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представленной истицей ответчику с заявлением от 21 февраля 2017 года.

13 июля 2017 года истица вновь обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила в целях исполнения вступившего в законную силу решения Туапсинского городского суда Краснодарского края от 24 мая 2017 года по административному делу № 2а-522/2017 рассмотреть в установленном законом порядке ее заявление от 21 февраля 2017 года об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, формируемого в территориальной зоне «ЖМ» - жилая малоэтажная зона, образуемого путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Уведомлением отдела имущественных и земельных отношений администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 03 августа 2017 года , подписанного начальником отдела имущественных и земельных отношений администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района В.М.А., истица была уведомлена, что по поручению главы Туапсинского городского поселения ее заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения, рассмотрено отделом имущественных и земельных отношений и по результатам рассмотрения ее заявления истице вновь было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, формируемого в территориальной зоне «ЖМ» - жилая малоэтажная зона, образуемого путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по тем основаниям, что в целях принятия законного и обоснованного решения ответчиком был направлен запрос в Федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ» о возможности (невозможности) формирования земельного участка в связи с проведением указанной организацией масштабных строительных работ в районе формирования земельного участка.

Не согласившись с решением ответчика, изложенным в уведомлении от 03 августа 2017 года , указанное решение истицей было обжаловано в судебном порядке путем подачи административного искового заявления.Решением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 08 ноября 2017 года по административному делу № 2а-1029/2017, вступившим в законную силу 12 декабря 2017 года, действия начальника отдела имущественных и земельных отношений Туапсинского городского поселения Туапсинского района В.М.А., выразившиеся в рассмотрении заявления истицы об утверждении схемы расположения земельного участка и принятии решения по основаниям, изложенным в уведомлении ответчика от 03.08.2017 года , признаны незаконными, и в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов истицы суд в очередной раз обязал ответчика рассмотреть в установленном законом порядке заявление истицы об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, формируемого в территориальной зоне «ЖМ» - жилая малоэтажная зона, образуемого путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представленной истицей ответчику с заявлением от 21 февраля 2017 года.

Далее, из общедоступных сведений государственного кадастра недвижимости, размещенных на ресурсе Росреестра «публичная кадастровая карта» в сети Интернет по адресу: http://pkk5.rosreestr.ru. истице стало известно, что на испрашиваемой ею территории образован земельный участок с кадастровым номером .

Указанный земельный участок с кадастровым номером препятствует образованию земельного участка площадью 800 кв.м., образуемого путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок , и земель государственной или муниципальной (неразграниченной) собственности площадью 200 кв.м., так как границы этих земельных участков пересекаются.

Основанием для образования земельного участка с кадастровым номером послужила схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденная постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 16 октября 2017 года .

Из изложенного следует, что не рассмотрев по существу заявление истицы от 21 февраля 2017 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 800 кв.м., расположенного в кадастровом квартале , образуемого путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка площадью 600 кв.м, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, участок , и земель государственной или муниципальной (неразграниченной) собственности площадью 200 кв.м., не приняв решения об утверждении указанной схемы или об отказе в ее утверждении по основаниям, установленным законом, при наличии сведений из Министерства обороны о проведении ими строительных работ на мысе Кадош ответчиком на испрашиваемой истицей территории был сформирован земельный участок с кадастровым номером , который препятствует образованию и кадастровому учету испрашиваемого истицей земельного участка.

При изложенных обстоятельствах, в защиту своих прав и законных интересов истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным образование земельного участка с кадастровым номером и снятии его с кадастрового учета.

Пунктом 26 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что при формировании земельного участка образуемый земельный участок должен быть обеспечен доступом (проходом и проездом от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку.

Исходя из общих принципов земельного законодательства, при образовании земельного участка для индивидуального жилищного строительства этот земельный участок в обязательном порядке должен быть обеспечен доступом в виде прохода и проезда к нему.

Согласно пункту 4.2.3 свода правил «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» СП 30-1-2-99 от 01.01.2000 года планировочное решение малоэтажной жилой застройки должно обеспечивать проезд автотранспорта ко всем зданиям и сооружениям, в том числе к домам, расположенным на приквартирных участках.

Судом по ходатайству истицы была назначена землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО «Земдело».

Согласно заключению эксперта ООО «Земдело» , в ходе проведения визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, р-н. Туапсинский, <адрес>, экспертом установлено, что проезд к обследуемому земельному участку от земель общего пользования отсутствует. Земельный участок с кадастровым номером не эксплуатируется, на участке расположены низкорослые и высокорослые деревья и кустарники. Грунтовая дорога, не имеющая твердого покрытия, расположена в 40 метрах от земельного участка с кадастровым номером , между дорогой и исследуемым участком расположен земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, Туапсинское городское поселение, <адрес>. Из материалов гражданского дела и сведений ЕГРН, экспертом установлено, что администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района, в связи с необходимостью установить доступ к земельному участку с кадастровым номером , утверждены два сервитута площадью 80 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером и 116 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером - для установления прохода и подъезда к земельному участку с кадастровым номером по адресу: <адрес> от земель общего пользования. Между грунтовой дорогой и данными сервитутами для установления прохода и подъезда к земельному участку с кадастровым номером находятся свободные земли администрации протяженностью 15,95 метров, частично огороженные сетчатым забором, перегородившим планируемый проезд к земельному участку с кадастровым номером .

При ответе на первый вопрос экспертом установлено, что фактически проезд к земельному участку с кадастровым номером отсутствует, в связи с чем, также отсутствует обеспеченность земельного участка с кадастровым номером в соответствии с пунктом 4.2.3 свода правил «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» СП 30-1-2-99 от ДД.ММ.ГГГГ проездом автотранспорта от земель общего пользования, минуя земельные участки с кадастровыми номерами 23,, и . В соответствии с пунктом 8.6 свода правил «Системы противопожарной защиты» СП 50.2013 от 24 июня 2013 года: Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или помещений должна составлять не менее: 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно; 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно; 6,0 метров - при высоте здания более 46 метров. При ответе на первый вопрос экспертом установлено, что фактически проезд к земельному участку с кадастровым номером отсутствует, в связи с чем также отсутствует обеспеченность земельного участка с кадастровым номером в соответствии с пунктом 8.6 свода правил «Системы противопожарной защиты» СП 2013 от ДД.ММ.ГГГГ проездом для пожарной техники от земель общего пользования, минуя земельные участки с кадастровыми номерами , , и . Сопоставив сведения о границе земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> по сведениям ЕГРН, с каталогом координат формируемого земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка площадью 800 кв.м., образуемого путем распределения земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленной ФИО1 в администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района для утверждения с заявлением от 21 февраля 2017 года, экспертом установлена накладка площадью 200 кв.м, (вся площадь прирезаемого земельного участка), что препятствует формированию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, в территориальной зоне «ЖМ» - жилая малоэтажная зона, образуемого путем определения земельного участка с кадастровым номером площадью600 кв.м. и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленной ФИО1 в администрацию Туапсинского городского поселепния Туапсинского района для утверждения с заявлением от 21 февраля 2017 года.

Суд, давая оценку вышеуказанному заключению, в соответствии со ст.86 ГПК РФ, считает его объективным и принимает его во внимание наряду с другими доказательствами, поскольку экспертиза проведена специалистом, имеющим соответствующее образование, стаж работы. Экспертиза содержит ответы на поставленные вопросы и соответствующую аргументацию.

При таких обстоятельствах доводы истицы об отсутствии возможного подъезда к земельному участку с кадастровым номером , изложенные в иске и объективность ее пояснений и пояснений семьи Малецких в судебном заседании, подтверждаются проведенной по делу судебной экспертизой.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером ответчиком был сформирован таким образом, что он в момент образования не был обеспечен доступом к нему (проходом и проездом от земельных участков общего пользования), так как фактически к нему невозможно проехать по тем основаниям, что с двух сторон он граничит с земельными участками с кадастровыми , и , а с двух оставшихся сторон организовать проезд к земельному участку с кадастровым номером не представляется возможным в виду сложного рельефа местности (крутой склон горы).

Кроме того, в нарушение требований свода правил «Системы противопожарной защиты» СП 4.13130.2013 от 24 июня 2013 года земельный участок с кадастровым номером ответчиком не обеспечен проездом для пожарной техники.

Постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года утверждена схема расположения сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>», Постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года утверждена схема расположения сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>», на основании которых на земельные участки с кадастровыми номерами и были установлены сервитуты, предназначенные для прохода и проезда на земельный участок с кадастровым номером и .

Сервитуты, установленные на основании схем расположения сервитутов, утвержденных постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года и постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года , установлены для прохода и проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами и , т.е. предназначены для пользования неограниченным кругом лиц, следовательно, являются публичными сервитутами.

Согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Однако, постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года и постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года были утверждены схемы расположения сервитутов без проведения общественных слушаний и без учета результатов таких общественных слушаний, т.е. с нарушением закона. Доказательств обратного, ответчиком суду не представлено.

Кроме того, указанные сервитуты были установлены на основании схем расположения, утвержденных постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года и постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года , чем также подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером , который был образован на основании схемы расположения земельного участка, утвержденной постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ, в момент его образования не был обеспечен проходом и проездом от земель общего пользования, т.е. был образован с нарушением закона.

Земельный участок с кадастровым номером был предоставлен в аренду сроком на 20 лет ФИО2 на основании постановления администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 10 января 2018 года , в результате чего между ФИО2 и ответчиком был заключен договор аренды от 10 января 2018 года.

Указанный договор аренды не зарегистрирован в установленном законом порядке, так как в отношении земельного с кадастровым номером Определением Туапсинского городского суда Краснодарского края от 29 ноября 2017 годы были приняты обеспечительные меры в виде ареста и запрета на регистрацию прав на него.

В соответствии с частью 9 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Однако, постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 10 января 2018 года , являющееся решением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в аренду, было принято ответчиком при отсутствии технических условий подключения этого земельного участка к сетям инженерно- технического обеспечения.

Согласно письму <данные изъяты>, от 05.04.2018г., адресованному главе <адрес>З.В.К., по адресу <адрес> производятся строительные работы объекта второй категории шифр МО РФ, где будет установлена охранная зона в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2014г. для обеспечения безопасности государства, сведений составляющих государственную тайну, бесперебойного функционирования и безопасности эксплуатации объекта, защиты населения при функционировании объекта, просит дать указания на приостановку выдачи земель по вышеуказанному адресу.

Свидетель Е.А.Ю в судебном заседании пояснил, что он является командиром <данные изъяты> войсковой части . На мысе <данные изъяты> в ближайшее время будет установлено радиотехническое оборудование, от которого будет излучение, вредное для здоровья граждан. В целях защиты населения в ноябре 2018г. после сдачи данного объекта будет установлена охранная зона, и министерство обороны поставит ее на кадастровый учет. Уже 2 года назад они предупреждали администрацию Туапсинского городского поселения Туапсинского района, что в районе <адрес> будет проводиться строительство военного объекта, и будет установлена защитная зона, в связи с чем, не нужно давать гражданам там земельные участки, это не безопасно для них. Подъезда и подхода к земельному участку Малецких нет и не будет, т.к. планируемый администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района проезд возможет только по территории войсковой части, что исключается.

Из всего изложенного следует, что земельный участок с кадастровым номером ответчиком был образован с нарушением закона и сведения о его границе препятствуют формированию, кадастровому учету и приобретению в собственность за плату земельного участка площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, в территориальной зоне «ЖМ» - жилая малоэтажная зона, образуемого путем перераспределения принадлежащего истице на праве собственности земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности площадью 200 кв.м., право на образование и приобретение которого предоставлено истице в соответствии с нормами закона, установленными статьями 11, 11.7, 11.10, 39.3, 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

В пункте 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные законом.

Таким образом, неправильное формирование спорного земельного участка и его границ без проезда и дальнейшая его постановка на кадастровый учет, и последующее внесение ФГБУ "ФКП Росреестра" в ГНС сведений о таком земельном участке, нарушило действующее земельное, градостроительное, жилищное законодательство.

Учитывая вышеизложенное, спорный земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета.

Доводы представителя ответчика, что Администраций Туапсинского городского поселения повторно рассмотрено заявление ФИО1, и 23.03.2018г. ей отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании п.п.9 п.9 ст. 39.2 ЗК РФ и пп. 3 п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований ФИО1 в признании незаконными постановлений администрации Туапсинского городского поселения об утверждении схемы расположения земельного участка, предоставленного Малецким в аренду, и об утверждении сервитутов, не имеется, суд находит несостоятельными, поскольку данный отказ был дан Администрацией Туапсинского городского поселения Туапсинского района уже в период рассмотрения настоящего спора, и ФИО1 не лишена права на обжалование данного отказа в течение трех месяцев.

В связи с чем, подлежат удовлетворению требования ФИО1 о признании незаконными постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 16 октября 2017 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>», постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 10 января 2018 года «О предоставлении в аренду ФИО2 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и снятии ее с учета в качестве лица, имеющего незаконным постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года «Об утверждении схемы расположения сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, мыс Кадош», постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01 февраля 2018 года «Об утверждении схемы расположения сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>», снятии с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведения об ограничении прав не земельный участок с кадастровым номером , установленные постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01.02.2018г., аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведения об ограничении прав не земельный участок с кадастровым номером , установленные постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01.02.2018г.

Заявленные ФИО1 требования о признании недействительной схемы расположения земельного участка земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории площадью 600 кв.м, с кадастровым номером 23:51:0101001 :ЗУ1, утвержденной постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 16 октября 2017 года , признании незаконным образование земельного участка с кадастровым номером ; признании незаконными образование публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером и образование публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером , не имеют самостоятельного значения для восстановления нарушенных прав ФИО1, поскольку постановления, на основании которых образован спорный земельный участок, утверждена схема его расположения и сервитуты признаны судом незаконными.

Требования ФИО1 в части обязания утверждения схемы расположения земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земель удовлетворению не подлежат, поскольку имеется необходимость рассмотрения данного вопроса органом местного самоуправления в силу следующего.

Как следует из пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены статьей 39.28 Земельного кодекса РФ.

Так, перераспределение допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2 пункта 1 названной статьи).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).

В силу пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления такого заявления уполномоченный орган по результатам его рассмотрения обязан направить заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо принять решение об отказе в его заключении при наличии оснований, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.

Из анализа приведенных норм права в их взаимосвязи следует, что законодатель установил возможность перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории, процедура которой установлена статьей 39.29 Земельного кодекса РФ.

Исходя из данной нормы, вопросы о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности отнесены к исключительной компетенции публичного образования, в связи с чем судебное разбирательство не может подменять собой осуществление земельного контроля в административной процедуре.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>».

Признать незаконным постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду ФИО2 земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и снятии ее с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в аренду».

Признать незаконным постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>».

Признать незаконным постановление администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения сервитута на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>».

Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером .

Аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения об ограничении прав не земельный участок с кадастровым номером , установленные постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01.02.2018г.

Аннулировать в государственном кадастре недвижимости сведения об ограничении прав не земельный участок с кадастровым номером , установленные постановлением администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 01.02.2018г.

В части исковых требований ФИО1 об обязании утверждения схемы расположения земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земель- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца через Туапсинский городской суд.

Судья Туапсинского городского суда (подпись) Н.А.Щербак

Копия верна.

Судья Туапсинского городского суда Н.А.Щербак