Дело №2-11/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2019 года с. Тогул
Тогульский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фролова О.В.,
при секретаре Колпаковой Е.А.,
с участием помощника прокурора Тогульского района Крючковой А.И.,
ответчика ФИО1,
представителей ответчиков Администрации Тогульского района Алтайского края ФИО2, Главного управления по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Тогульского района ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Тогульского района Алтайского края в защиту прав и законных интересов публично-правового образования - субъекта Российской Федерации Алтайский край в лице Министерства имущественных отношений Алтайского края к Администрации Тогулького района Алтайского края, Главному управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Тогульского района Алтайского края, ФИО1 о признании недействительным договора аренды земельного участка, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тогульского района Алтайского района в защиту прав и законных интересов публично-правового образования - субъекта Российской Федерации Алтайский край в лице Министерства имущественных отношений Алтайского края обратился в суд с иском (с учетом его уточнений) к Администрации Тогульского района Алтайского края, ФИО1 о признании недействительным договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения №, заключенного <дата> между Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Тогульского района и ФИО1, о возложении обязанности на ФИО1 в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда передать Министерству имущественных отношений Алтайского края по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером №, площадью № га, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, примерно в 18 км. по направлению на северо-восток от <адрес> на территории Тогульского сельсовета. В обоснование иска ссылается на то, что на основании постановления <адрес> от <дата>№ между Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Тогульского района и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения №, согласно которому передан в аренду сроком с <дата> по <дата> земельный участок для сенокошения общей площадью № га с кадастровым номером №, расположенный по адресному ориентиру: <адрес> примерно в 18 км. по направлению на северо-восток от <адрес> на территории Тогульского сельсовета. Указанный договор аренды <дата> зарегистрирован Управлением Росреестра по Алтайскому краю. Постановлением Администрации Алтайского края от <дата>№ утверждено положение о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Тогульский» в Тогульском и <адрес>х (далее заказник «Тогульский») и установлены его границы. На основании п.11 указанного Положения заказник находится в ведении уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края, осуществляющего реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Алтайского края. Согласно схеме, описанию границ, кадастровой выписке земельный участок, площадью № га с кадастровым номером №, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, примерно в 18 км. по направлению на северо-восток от <адрес> на территории Тогульского сельсовета входит в состав особо охраняемой природной территории регионального значения - заказника «Тогульский». С момента образования данного заказника и установления его границ земельные участки, находящиеся в этих границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания федерального закона является собственностью Алтайского края. <адрес> не вправе распоряжаться указанными земельными участками в границах заказника «Тогульский» в том числе посредством предоставления этих участков в аренду. <адрес> допущено нарушение действующего земельного и природоохранного законодательства, выразившееся в превышении полномочий по распоряжению земельным участком, входящим в состав земель особо охраняемых природных территории и объектов краевого значения, чем нарушены интересы Министерства имущественных отношений Алтайского края.
В ходе рассмотрения дела, определением Тогульского районного суда от <дата> в качестве соответчика по данному спору привлечено Главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Тогульского района Алтайского края, поскольку договор аренды земельного участка заключен между Главным Управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Тогульского района Алтайского края и ФИО1.
В судебном заседании помощник прокурора Тогульского района Крючкова А.И. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель ответчика Администрации Тогульского района Алтайского края ФИО2, представитель ответчика Главного управления по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Тогульского района Алтайского края ФИО3 исковые требования признали в полном объеме, о чем предоставили письменные заявления.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 4 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных заповедников, в том числе государственных природных заказников.
Территория государственного природного заказника имеет определенные границы, статус и режим использования особо охраняемой природной территории и земельных участков в ее пределах. Земельные участки в пределах особо охраняемой природной территории являются ее частью.
В соответствии с п. 2 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
На основании п. п. 2, 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу ч.5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заказники являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения.
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона Алтайского края от 18 декабря 1996 года №60-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае» решение об образовании особо охраняемых природных территорий краевого значения принимает Правительство Алтайского края в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26 июня 2007 года №278 утверждено положение о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Тогульский» в Тогульском и Ельцовском районах (далее заказник «Тогульский») и установлены его границы. На основании п.11 указанного Положения заказник находится в ведении уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края, осуществляющего реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Алтайского края. Согласно схеме, описанию границ, кадастровой выписке земельный участок, площадью № га с кадастровым номером №, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, примерно в 18 км. по направлению на северо-восток от <адрес> на территории Тогульского сельсовета входит в состав особо охраняемой природной территории регионального значения - заказника «Тогульский».
Таким образом, с момента образования данного заказника и установления его границ земельные участки, находящиеся в этих границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания федерального закона является собственностью Алтайского края.
Статьей 32.2 Земельного кодекса РФ определено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9.11 настоящего Кодекса.
В силу ч. 5 ст. 8 Закона Алтайского края №60-ЗС решение о предоставлении в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях принимает Правительство Алтайского края.
На основании п. 11-3 ч. 1 ст. 4 Закона Алтайского края от 04 февраля 2007 года №12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае» п.2.1.4 Указа Губернатора Алтайского края от 03 ноября 2016 года №131 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Алтайского края» органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, входящими в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенными на территории Алтайского края, и не находящимися в частной собственности, является Министерство имущественных отношений Алтайского края.
Согласно материалам гражданского дела, на основании постановления Администрации Тогульского района от <дата>№ между Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Тогульского района Алтайского края и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № от <дата>, согласно которому передан в аренду сроком с <дата> по <дата> земельный участок для сенокошения общей площадью № га с кадастровым номером №, расположенный по адресному ориентиру: <адрес> примерно в 18 км. по направлению на северо-восток от <адрес> на территории Тогульского сельсовета. Указанный договор аренды <дата> зарегистрирован Управлением Росреестра по Алтайскому краю.
В соответствии со ст.608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В виду отсутствия у <адрес> права на разделение и предоставление земельных участков, расположенных в границах заказника «Тогульский» и являющихся государственной собственностью, договор аренды от <дата>№ заключен неуполномоченным лицом, в связи с чем, является недействительным.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Постановление администрации <адрес> от <дата>№ не подлежит применению, как не соответствующий закону ненормативный правовой акт органа местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Пунктом 1 ст. 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно п.2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как следует из разъяснений, данных судам в пунктах 35, 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 года №6-П, в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 ноября 2008 года №126 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения», последствием сделки, совершенной лицом, не имеющим право на распоряжение имуществом, является не двусторонняя реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация).
С учетом приведенных выше норм права, земельный участок с кадастровым номером № площадью № га, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, примерно в 18 км. по направлению на северо-восток от <адрес> на территории Тогульского сельсовета, подлежит возврату Министерству имущественных отношений Алтайского края.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства в их совокупности, суд полагает, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тогульского района Алтайского края в защиту прав и законных интересов публично-правового образования - субъекта Российской Федерации Алтайский край в лице Министерства имущественных отношений Алтайского края к Администрации Тогульского района Алтайского края, Главному управлению по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Тогульского района Алтайского края, ФИО1 о признании недействительным договора аренды земельного участка, истребовании участка из чужого незаконного владения, удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения №, заключенный <дата> между Главным управлением по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Тогульского района Алтайского края и ФИО1.
Обязать ФИО1 в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда передать Министерству имущественных отношений Алтайского края по акту приема-передачи земельный участок общей площадью № га с кадастровым номером № расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, примерно в 18 км по направлению на северо-восток от <адрес> на территории Тогульского сельсовета.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Тогульский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено <дата>.
Судья О.В. Фролов