ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1207/19 от 12.08.2020 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-58/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2020 года г. Кингисепп

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дунькиной Е.Н.,

при помощнике судьи Степановой И.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца Мустонен Л.Г., представителей истцов Комаровой Н.С., Бурловой Н.В., Бакланова М.В., Калемина С.И., Аюповой Р.В., Мустонен Л.Г., адвоката Саакадзе Г.В., представившего удостоверение № <данные изъяты> и ордер № <данные изъяты>, представителей ответчиков администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области Прокопчик Н.В., действующей на основании доверенности <данные изъяты>, администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение» Яковлевой Ю.В., действующей на основании доверенности № <данные изъяты>, ООО «Усть-Лужская ПТК» Лоренц К.Г., действующей на основании доверенности <данные изъяты>,

гражданское дело по иску Комаровой Натальи Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетних Зурило Кирилла Вадимовича и Зурило Дарьи Вадимовны, Бурловой Натальи Валерьевны, Бакланова Михаила Владимировича, Калемина Сергея Ивановича, Аюповой Раисы Владимировны, Мустонен Ларисы Геннадьевны к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение», ООО «Усть-Лужская производственно-торговая компания», Комитету по управлению имуществом МО «Кингисеппскиц муниципальный район» о признании недействительным постановления, установлении границы земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

23 сентября 2019 года Комарова Н.С., действующая в интересах несовершеннолетних Зурило К.В. и Зурило Д.В., Бурлова Н.В., Бакланов М.В., Калемин С.И., Аюпова Р.В., Мустонен Л.Г. обратились в Кингисеппский городской Ленинградской области с иском к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение», ООО «Усть-Лужская производственно-торговая компания»

о признании недействительным пункта 1 постановления администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 02 декабря 2016 года № 3061 в части, касающейся утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26 площадью 67 600 кв.м в границах, обозначенных характерными точками № 24 координаты Х - 404502,48 У - 1268214,81; № 1 координаты Х - 404473,06 У - 1268134,90; № 2 координаты Х - 404458,82 У - 1268141,77; № 3 координаты Х-404381,05 У - 1268186,69;

установлении границы между земельным участком с кадастровым номером 47:20:0112017:26 и формируемым земельным участком при многоквартирном жилом доме № 27 по характерным точкам № 24 координаты Х - 404502,48 У - 1268214,81; № 2 координаты Х - 404482,33 У - 1268160,07; № 3 координаты Х - 404463,85 У - 1268169,11; № 4 координаты Х - 404459,39 У - 1268161,01; № 5 координаты Х - 404444,39 У - 1268169; № 6 координаты Х - 404437,93 У -1268157; № 7 координаты Х -404440,85 У - 1268155,65; № 8 координаты Х - 404439,70 У - 1268152,81.

Исковые требования мотивировали тем, что являются собственниками квартир многоквартирного дома № 27 с кадастровым номером № 47:20:0223002:812, 1969 года постройки, расположенном в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области, который представляет собой одноэтажное кирпичное строение с мансардным этажом, пристройками и верандами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Усть-Лужское сельское поселение» дом расположен на территории, отнесенной к зоне Ж-4 – зона застройки жилыми домами блокированной застройки.

Отмечают, что в доме имеются 6 автономных блоков (квартир) общей площадью 254,2 кв.м, жилой площадью 171,6 кв.м, площадью подсобных помещений 82,6 кв.м. Квартиры разделены кирпичными стенами без проемов, имеют самостоятельные выходы на придомовую территорию. В квартирах печное отопление, канализация и ванные комнаты отсутствуют.

На придомовой территории общей площадью 2 600 кв.м расположены служебные надворные постройки: сараи для хранения дров, два туалета, гаражи, сараи для содержания мелких домашних животных и птицы. Непосредственно прилегающая к жилому дому часть придомовой территории имеет ограждение из сетки на столбах. Вторая часть придомовой территории – территория с надворными постройками, которая с трех сторон ограждена дренажными канавами. Проезд между жилым домом № 27 и блоком надворных построек обеспечивает сквозной проезд вокруг домовой территории и одновременно является единственным проходом/проездом к жилым 6-ти квартирным домам № 28 и № 29.

Ссылаясь на положения ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, ч. 3 и ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», отмечают, что земельный участок при многоквартирном доме № 27 до настоящего времени администрацией МО «Усть-Лужское сельское поселение» в инициативном порядке, а также по заявлению истцов от 31 октября 2018 года не сформирован и на кадастровый учет не поставлен.

В силу правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П, заявление о формировании придомовой территории многоквартирного дома может подать любой из собственников квартир в доме, в связи с чем в июле 2018 года истцы обратились в ООО «ЛенЗемКадастр», заключив договор на выполнение кадастровых работ по межеванию земельного участка при многоквартирном доме № 27 и постановке его на учет в ГКН, в целях приобретения на него права общей долевой собственности.

При выполнении кадастровых работ по формированию единого земельного участка при многоквартирном доме № 27 общей площадью 2 600 кв.м в границах территории занятой жилым домом и служебными надворными постройками было установлено, что формируемый земельный участок пересекает границы земельного участка ранее сформированного и учтенного в ЕГРН земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26 площадью 67 600 кв.м с разрешенным использованием – строительная промышленность, предоставленного ООО «Усть-Лужская ПТК» на основании договора аренды от 11 августа 2017 года № 03-05/6464 на срок 10 лет. Площадь наложения земельных участков составляет 883 кв.м.

Поскольку часть придомовой территории при многоквартирном доме № 27, занятая служебными надворными постройками, находится в составе земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26, в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2 600 кв.м в границах определенных проектом межевого плана, выполненного ООО «ЛенЗемКадастр», земельной комиссией администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» было отказано.

Считают, что при межевании земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26, выполненном ООО «ГИЦ», были нарушены требования действующего жилищного и земельного законодательства, поскольку не было учтено расположение хозяйственных построек относящихся к жилому дому, как главная вещь и принадлежность. Данные требования не были соблюдены и администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» при утверждении акта выбора земельного участка постановлением № 436 от 26 февраля 2015 года и схемы расположения земельного участка постановлением № 3061 от 02 декабря 2016 года.

Со ссылкой на положения ст.ст. 12, 135 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, просят защиты нарушенного права и удовлетворения исковых требований (том 1 л.д. 5-11).

Определением от 20 января 2020 года судом в качестве соответчика к участию в деле привлечен Комитет по управлению имуществом МО «Кингисеппский муниципальный район» (том 2 л.д. 61-63).

15 июля 2020 года истцы Комарова Н.С., действующая в интересах несовершеннолетних Зурило К.В. и Зурило Д.В., Бурлова Н.В., Бакланов М.В., Калемин С.И., Аюпова Р.В., Мустонен Л.Г., в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнили исковые требования и просили признать недействительным пункт 1 постановления администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 02 декабря 2016 года № 3061 в части, касающейся утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26 с включением в его состав территории площадью 762 кв.м, занятой надворными постройками, предназначенными для обслуживания шестиквартирного жилого дома № 27 в пос. Усть-Луга квартал Судоверфь, Кингисеппского района Ленинградской области;

установлении границы между земельным участком с кадастровым номером 47:20:0112017:26 и формируемым земельным участком при многоквартирном жилом доме № 27 в пос. Усть-Луга квартал Судоверфь, Кингисеппского района Ленинградской области по характерным точкам № 1 координаты Х – 404479,15 У – 1268151,44; № 24 координаты Х – 404442,87 У – 1268150,98; № 25 координаты Х – 404446,56 У - 1268159,49; № 26 координаты Х - 404443,94 У - 1268161,78; № 27 координаты Х – 404446,97 У – 1268165,54; № 28 координаты Х – 404464,1 У – 1268167,96; № 29 координаты Х – 404471,67 У -1268163,76 (том 3 л.д. 5-6).

В судебное заседание истцы Комарова Н.С., действующая в интересах несовершеннолетних Зурило К.В. и Зурило Д.В., Бурлова Н.В., Бакланов М.В., Калемин С.И., Аюпова Р.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, воспользовались правом ведения дела через представителей (том 3 л.д. 65, 66, 67, 68, 69, 70).

Истец Мустонен Л.Г., с участием представителя адвоката Саакадзе Г.В., являющегося представителем истцов Комаровой Н.С., действующей в интересах несовершеннолетних Зурило К.В. и Зурило Д.В., Бурловой Н.В., Бакланова М.В., Калемина С.И., Аюповой Р.В., поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в иске, и доводам заявления относительно экспертного заключения. Дополнили, что дом, в котором проживают истцы, является многоквартирным и не может быть отнесен к дому блокированной застройки. Пояснили, что вопрос об установлении границ земельного участка под многоквартирным домом ими не ставился, на разрешение суда поставлен вопрос о переносе восточной границы земельного участка под многоквартирным домом, поскольку спор имеется лишь в отношении восточной границы.

Представитель ответчика администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» представил возражения на исковое заявление, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 47:20:0112017:26 образован в результате акта выбора. Предоставление земельного участка в аренду ООО «Усть-Лужская ПТК» для строительства проведено в соответствии с положениями ст.ст. 30, 31 ЗК РФ. На основании заявления ООО «Усть-Лужская ПТК» от 18 февраля 2015 года и утвержденной администрацией МО «Усть-Лужское сельское поселение» схемы расположения земельного участка для строительства комплекса по производству строительных конструкций, постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 26 февраля 2015 года № 436 утвержден акт о выборе земельного участка вблизи квартала Судоверфь поселка Усть-Луга Усть-Лужского сельского поселения Кингисеппского муниципального района Ленинградской области, предварительно согласованное место размещения объекта строительства на земельном участке, ориентировочной площадью 7,0 га.

В 2016 году в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» поступило заявление ООО «Усть-Лужская ПТК» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на которой каких-либо объектов расположено не было.

Постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 02 декабря 2016 года № 3061, с учетом решения земельной комиссии администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 15 ноября 2016 года, утверждена схема расположения земельного участка площадью 67 600 кв.м, образованного из части свободных земель кадастрового квартала 47:20:0112017, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, п. Усть-Луга, квартал Судоверфь.

Отмечает, что вид разрешенного использования – строительная промышленность, установлен в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

На момент принятия решения генеральный план и правила землепользования и застройки МО «Усть-Лужское сельское поселение» утверждены не были. После проведения кадастровых работ и составления межевого плана земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26, постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 11 августа 2017 года № 2100 земельный участок был предоставлен в аренду ООО «Усть-Лужская ПТК» и в этот же день заключен соответствующий договор.

Считает, что администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» при принятии обжалуемого положения постановления соблюдены требования законодательства, а с учетом положений п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ, срок действия схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 2 года, срок действия обжалуемого постановления истек (том 1 л.д. 203-207)

16 июля 2020 года представил дополнительные возражения, согласно которым при проведении публичных слушаний по проекту генерального плана МО «Усть-Лужское сельское поселение» и правил землепользования и застройки МО «Усть-Лужское сельское поселение» каких-либо замечаний и предложений по функциональному и территориальному зонированию поселения не поступало. Земельный участок с кадастровым номером 47:20:0112017:26 расположен в территориальной зоне П-5 производственная зона, границы земельного участка совпадают с границами территориальной зоны. Жилой дом № 27 расположен в территориальной зоне Ж-4 жилая зона, зона застройки блокированными жилыми домами, в связи с чем к дому № 27 может быть применено понятие дом блокированной застройки и нормативное регулирование, действующее на дату его постройки (том 3 л.д. 42-44).

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Прокопчик Н.В. поддержала доводы, изложенные в возражениях, просила в удовлетворении иска отказать. Полагает, что истцами не доказан факт возведения строений, необходимых для обслуживания дома в период постройки самого дома. Считает, что постройки не являются капитальными и могут быть перенесены. Не согласилась с доводами истцов относительно применения к жилому дому № 27 понятия многоквартирный жилой дом. Считает, что в этом случае общедолевые собственники многоквартирного жилого дома и всех построек, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, должны были проводить реконструкцию дома, снос, перенос и строительство новых построек на основании общего собрания собственников многоквартирного дома, реконструкцию дома на основании решения органа местного самоуправления, собственники, а также собственниками должен был быть выбран способ управления многоквартирным домом, чего истцами сделано не было.

Представитель ответчика администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение» Яковлева Ю.В. в судебном заседании представила возражения на иск, согласно которым земельный участок под жилым домом № 27 в границах требуемых истцами при его формировании был бы расположен сразу в двух территориальных зонах – зоне П-5 и зоне Ж-4, что запрещено ч. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ (том 3 л.д. 71-72) и поддержала позицию администрации МО «Кингисеппский муниципальный район».

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом МО «Кингисеппскиц муниципальный район» представил возражения на иск, согласно которым отказа для утверждения схемы расположения земельного участка площадью 67 600 кв.м, образованного из части свободных земель кадастрового квартала 47:20:0112017, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с п. 16. ст. 11.10 ЗК РФ, не имелось (том 2 л.д. 91-92). В судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, возражал против удовлетворения иска по доводам возражений (том 3 л.д. 63).

Представитель ответчика ООО «Усть-Лужская ПТК» представил отзыв на исковое заявление, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что межевание земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26 проводилось в соответствии с требованиями действующего на тот момент земельного законодательства уполномоченными на то лицами, обладающими специальными навыками и лицензиями – ООО «ГИЦ» кадастровый инженер Корчагина А.О., проверено и зарегистрировано соответствующими государственными органами в ЕГРН.

Отмечает, что служебные постройки, указанные истцами являются временными и самовольными. В установленном порядке в качестве объектов недвижимости не зарегистрированы, следовательно, не могут быть рассмотрены в качестве построек, являющихся дополнительными к основному жилому дому.

Также указывают, что постройки сооружены на территории земельного участка, имеющего специальный вид разрешенного использования- земли строительной промышленности, что исключат строительство на нем объектов жилищного использования (том 1 л.д. 146-147).

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Усть-Лужская ПТК» Лоренц К.Г. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве.

Дополнила, что в феврале 2020 года в адрес истцов и суда для сведения (том 2 л.д. 75) было направлено предложение о переносе самовольно возведенных истцами сараев со спорного земельного участка на другое место, на безопасном расстоянии от жилого дома, а также оборудовании уличного туалета за счет ООО «Усть-Лужская ПТК», которое истцами было оставлено без внимания.

Представитель третьего лица ООО «ГИЦ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причину неявки не сообщил (том 3 л.д. 48).

В судебном заседании 18 февраля 2020 года представитель третьего лица ООО «ГИЦ» оставил разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что при проведении землеустроительных работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26 по заявке ООО «Усть-Лужская ПТК», согласно договору был составлен межевой план по геодезическому материалу, переданному заказчиком и согласованному с архитектором администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Осуществляя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу жилищного законодательства.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Как следует из статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

Данное регулирование согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8), и конкретизирующим данное правило пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действующего до 01 января 2017 года), пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (действующим с 01 января 2017 года), в силу которых государственная регистрация права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем. Государственная регистрация права собственности на многоквартирный дом не осуществляется.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания несовершеннолетние <данные изъяты> являются собственниками квартиры <данные изъяты> в доме по адресу: Ленинградская область, Кингисппский район, пос. Усть-Луга, квартал Судоверфь, дом № 27, по 1/2 доле в праве общей долевой собственности каждый (том 1 л.д. 113-115).

Собственником квартиры <данные изъяты> в вышеуказанном доме с <данные изъяты> является Бурлова Н.В. (том 1 л.д. 116-118); собственником квартиры <данные изъяты> с <данные изъяты> – Бакланов М.В. (том 1 л.д. 119-121); собственником квартиры <данные изъяты> с <данные изъяты> – Камелин С.И. (том 1 л.д. 122-123); собственником квартиры <данные изъяты> с <данные изъяты> – Аюпова (Шатохина) Р.В. (том 1 л.д. 92, 124-125), собственником квартиры <данные изъяты> с <данные изъяты> – Мустонен (Тихонова) Л.Г. (том 1 л.д. 126-127).

Земельный участок под вышеуказанным шестиквартирным жилым домом (далее многоквартирный дом) в установленном законом порядке администрацией МО «Усть-Лужское сельское поселение» сформирован не был, что сторонами не оспаривалось.

На основании обращения представителя собственника квартиры <данные изъяты> названного многоквартирного дома Мустонен Л.Г., Колотаевой Л.С., действующей на основании доверенности от 01 октября 2019 года (том 1 л.д. 193), в ООО «ЛенЗемКадастр», кадастровым инженером Васильевым Р.А. были выполнены кадастровые работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом № 27 квартала Судоверфь в пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области и подготовлен межевой план (л.д. том 1 л.д. 78-91).

Собственник квартиры <данные изъяты> вышеуказанного жилого дома истец Камелин С.И. обратился в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2 600 кв.м под многоквартирным домом, образованного из свободных земель кадастрового квартира 47:20:0112017, государственная собственность на которые не разграничена с приложением межевого плана.

05 марта 2019 года решением земельной комиссии при администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области было принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом № 27 в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга, Кингисеппского района Ленинградской области, площадью 2 600 кв.м из свободных земель кадастрового квартира 47:20:0112017, поскольку образуемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26 (том 1 л.д. 45, 46).

Как следует из заключения кадастрового инженера, образованный земельный участок сформирован по фактическому пользованию при многоквартирном доме по адресу: Ленинградская область, Кингисппский район, пос. Усть-Луга, квартал Судоверфь, дом № 27. При проведении кадастровых работ было выявлено пересечение границы данного вновь образуемого земельного участка с границей земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26, граница которого была уточнена ранее (том 1 л.д. 88).

Из выписки из ЕГРН установлено, что земельный участок с кадастровым номером 47:20:0112017:26 площадью 67 600+/-91 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисппский район, пос. Усть-Луга, квартал Судоверфь, участок 58, категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: строительная промышленность, находится в аренде у ООО «Усть-Лужская Производственно-Торговая Компания» (далее ООО «Усть-Лужская ПТК») на основании договора аренды земельного участка от 11 августа 2017 года, сроком с 11 августа 2017 года по 10 августа 2027 года (том 1 л.д. 28-37).

Так из дела по земельному участку, расположенному по адресу: Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, пос. Усть-Луга, квартал Судоверфь, участок 58, кадастровый номер 47:20:0112017:26, категории земель – земли населенных пунктов, площадь – 67 600 кв.м, представленного АМО «Кингисеппский муниципальный район», установлено, что на основании заявления ООО «Усть-Лужская ПТК» от 18 февраля 2015 года и утвержденной администрацией МО «Усть-Лужское сельское поселение» схемой расположения земельного участка для строительства комплекса по производству строительных конструкций, постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 26 февраля 2015 года № 436 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства комплекса по производству строительных конструкций вблизи квартала Судоверфь поселка Усть-Луга Усть-Лужского сельского поселения Кингисеппского муниципального района Ленинградской области и предварительно согласовано с ООО «Усть-Лужская ПТК» место размещения объекта строительства- на указанном земельном участке ориентировочной площадью 7,0 га, в границах кадастрового квартала 47:20:0112017 (том 1 л.д. 230-231, 2323-236, 237-238).

Постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 02 декабря 2016 года № 3061, на основании заявления ООО «Усть-Лужская ПТК» и решения земельной комиссии от 15 ноября 2016 года, утверждена схема расположения земельного участка площадью 67 600 кв.м, образованного из части свободных земель кадастрового квартала 47:20:0112017:26, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, пос. Усть-Луга, квартал Судоверфь. Утвержден вид разрешенного использования земельного участка – строительная промышленность, категории земель – земли населенных пунктов (том 1 л.д. 227, 228, 229).

Постановлением администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение» от 21 декабря 2016 года № 329 вышеуказанному земельному участку присвоен адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, пос. Усть-Луга, квартал Судоверфь, участок 58 (том 1 л.д. 232).

Кадастровым инженером ООО «ГИЦ» Корчагиной А.О. выполнены кадастровые работы по межеванию указанного участка (том 1 л.д. 213-226).

28 июня 2017 года на основании утвержденной схемы земельный участок площадью 67 600 кв.м был поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 47:20:0112017:26 (том 1 л.д. 28).

Постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 11 августа 2017 года № 2100, на основании заявления ООО «Усть-Лужская ПТК», последнему предоставлен земельный участок с кадастровым номером 47:20:0112017:26, площадью 67 600 кв.м, расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, пос. Усть-Луга, квартал Судоверфь, участок 58, с разрешенным использованием – строительная промышленность, категории земель- земли населенных пунктов, для целей строительства комплекса по производству строительных материалов, в аренду сроком на 10 лет (том 1 л.д. 212).

В этот же день 11 августа 2017 года, на основании указанного постановления, между комитетом по управлению имуществом МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области и ООО «Усть-Лужская ПТК» был заключен договор № 03-05/6464 аренды вышеуказанного земельного участка сроком с 11 августа 2017 года до 11 августа 2027 года (том 1 л.д. 209-211). Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Росреестре по Ленинградской области (том 1 л.д. 31).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что формируемый истцами земельный участок площадью 2 600 кв.м из свободных земель кадастрового квартала 47:20:0112017, для эксплуатации шестиквартирного дома налагается на земельный участок с кадастровым номером 47:20:0112017:26, находящийся в аренде ООО «Усть-Лужская ПТК».

Истцы полагают, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом № 27 в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области, не был учтен при согласовании акта о выборе земельного участка для строительства комплекса по производству строительных конструкций, согласовании и утверждении схема расположения земельного участка площадью 67 600 кв.м, его межевании, что привело к нахождению служебных построек на территории земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26.

Вместе с тем как следует из инвентарного дела на жилой дом по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Усть-Лужское сельское поселение, пос. Усть-Луга, квартал Судоверфь, дом 27, построен в 1969 году. Дому присвоен инвентарный номер 3045.

Согласно сведениям по состоянию на 1985 год, жилой дом одноэтажный, полезной площадью 190,6 кв.м, в том числе жилой площадью – 132,6 кв.м, 6 квартир: 2 однокомнатные, 4 двухкомнатные, с печным отоплением, сантехника отсутствует (том 2 л.д. 38-44, 242-248).

Необходимо отметить, что по состоянию на 18 ноября 1985 год, сведений о прилегающем к дому земельном участке не имеется.

Вместе с тем в техническом паспорте, составленном по состоянию на 12 октября 2018 года, изменилась этажность жилого дома, число этаже – 2, общая площадь многоквартирного дома увеличилась до 303,1 кв.м, площадь квартир увеличилась до 254,2 кв.м, жилая площадь – до 171,6 кв.м. Также содержаться сведения о канализации, отоплении, газоснабжении. Общее количество квартир осталось прежним – 6, из них: 2 однокомнатные, 3 двухкомнатные и 1 трехкомнатная.

Согласно экспликации к поэтажному плану дома, в квартире <данные изъяты> указано о наличии санузла, в квартире <данные изъяты> указано о наличии ванной, санузла, котельной, которых ранее не имелось.

При этом площадь квартиры <данные изъяты> увеличилась за счет веранды; площадь квартиры <данные изъяты> увеличилась за счет веранды и коридора; площадь квартиры <данные изъяты> увеличилась за счет второй комнаты, коридора в пристройке, веранды, комнаты и балкона в мансарде; площадь квартиры <данные изъяты> увеличилась за счет кухни в пристройке; площадь квартиры <данные изъяты> увеличилась за счет веранды; площадь квартиры <данные изъяты> увеличилась за счет увеличения площади коридора.

Таким образом, по состоянию на 2018 года в жилом доме была произведена перепланировка, с возведением пристройки площадью 44,6 кв.м, веранды площадью 7,3 кв.м, веранды площадью 16, кв.м, веранды площадью 16,9 кв.м, мансарды площадью 20,9 кв.м, балкона площадью 8,4 кв.м, разрешительная документация на которую истцами не представлена.

Также в плане отражено о служебных постройках: 4 гаражах площадью: 24,0 кв.м, 21,2 кв.м, 27,7 кв.м, 21,3 кв.м; 5 сараях площадью: 25,7 кв.м, 12,3 кв.м, 61,8 кв.м, 33,5 кв.м, 67,8 кв.м, 2 туалетах площадью 1,7 кв.м, 1,3 кв.м, 1 навесе площадью 29,1 кв.м (том 2 л.д. 16-27, 192-207).

Согласно ситуационному плану на прилегающем земельном участке к дому расположен один гараж, остальные надворные постройки располагаются на земельном участке, расположенном через дорогу (том 2 л.д. 17, 191).

Жилой дом № 27, изначально одноэтажный, имеющий в своем составе шесть квартир (2 однокомнатные и 4 двухкомнатные) без удобств, с печным отоплением, не был оборудован системой водоснабжения и канализации.

В дальнейшем к 2018 году площадь и этажность дома жильцами была самостоятельно увеличена за счет произведенной перепланировки, возведения пристроек, веранд, мансарды, балкона, оборудования дополнительных помещений, которых не имелось при возведении жилого одноэтажного дома. Также к указанному времени возведены постройки: гаражи, сараи, навес.

В 2017 году в связи с подготовкой территории к инженерным изысканиям ООО «Усть-Лужская ПТК» предложило собственникам указанного дома разобрать, перенести постройки за пределы отведенного участка (том 1 л.д. 54).

Истец Бурлова Н.В. не согласилась с данным требованием и обратилась с жалобой в администрацию МО «Усть-Лужского сельского поселения» (том 1 л.д. 52).

21 февраля 2018 года администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» был дан ответ на обращение Бурловой Н.В., которым разъяснено, что хозяйственные постройки – бани, погреба не являются имуществом общего пользования собственников помещений в многоквартирном доме, земельные участки под строительство личных бань, погребов не предоставлялись, в связи с чем хозяйственные постройки, не относящиеся к имуществу общего пользования и не включенные в придомовые территории многоквартирных домов являются самовольными. Разъяснена обязанность администрации МО «Усть-Лужского сельского поселения» постановки на кадастровый учет земельных участков при многоквартирных домах и предложено гражданам, желающим вести личное подсобное хозяйство, индивидуальное жилищное строительство обратиться за предоставлением земельных участков в соответствии с земельным законодательством (том 1 л.д. 55).

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

В соответствии с частью 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

Как указано выше, в силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (части 1, 2).

В силу части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, расположенные в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Таким образом, исходя из содержания приведенных выше норм права, формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет.

Необходимо отметить, что Генеральный план МО «Усть-Лужское сельское поселение» утвержден постановлением правительства Ленинградской области № 244 от 27 июня 2017 года. Приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 28 июня 2019 года № 38 внесены изменения в Правила землепользования и застройки МО «Усть-Лужское сельское поселение» в части населенных пунктов: пос. Усть-Луга, пос. Преображенка, дер. Межники, дер. Лужицы, дер. Выбье.

Следует отметить, что как в отношении Генеральный план МО «Усть-Лужское сельское поселение», так и Правила землепользования и застройки МО «Усть-Лужское сельское поселение» были проведены мероприятия, в соответствии с требованиями ст. 9, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проведены общественные обсуждения и публичные слушания. Замечаний, предложений по проекту генерального плана и Правилам землепользования и застройки МО «Усть-Лужское сельское поселение», в том числе по территориальному зонированию поселения, от истцов не поступало, доказательств обратного истцами, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Жилой дом № 27 в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области расположен в зоне застройки блокированными жилыми домами (Ж-4) (том 1 л.д. 51).

Как установлено в судебном заседании жилой дом № 27 в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области, имеющий инвентарный номер 3045, 1969 года постройки, каких-либо данных о размерах земельного участка под шестиквартирным неблагоустроенным домом до 2018 года в инвентарном деле не имеется, в связи с чем для установления размера земельного участка необходимого для обслуживания неблагоустроенного шестиквартирного дома в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности судом по ходатайству истцов назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено Экспертно-консультативному центру «СевЗапЭксперт» (том 2 л.д. 102-110).

Так согласно заключению № 039-зст/19 Экспертно-консультативного центра «СевЗапЭксперт» от 23 июня 2020 года, в соответствии с требованиями нормативных документов размер и площадь земельного участка, необходимого для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома № 27 с кадастровым номером 47:20:0223002:812, 1969 года постройки, расположенного в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (дровяных сараев и туалета), в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, строительным и, техническим и иным обязательным нормам и правилам должны составлять 1 200 кв.м.

Следует отметить, что экспертом проанализированы требования нормативных документов, действовавших на момент возведения строения СНиП II-К.2.62. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования.

Экспертом были рассмотрены две методики определения площади земельного участка под многоквартирным домом.

Так, согласно положениям СП 30-101-98. Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, экспертом установлено, что нормативный размер земельного участка должен быть 1 006,4 кв.м.

А согласно требованиям СНиП II-К.2.62. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования, пунктом 5.30 которого установлено, что сараи для хранения топлива следует предусматривать при застройке домами с печным отоплением или дровяными кухонными плитами и колонками из расчета 4-5 кв.м на одну квартиру.

Сараи (в случае невозможности их размещения в подвалах жилых домов) следует размещать группами на обособленных участках, изолируя их зелеными насаждениями от окружающей территории. Расстояние от сарая до наиболее удаленного входа в дом должно быть не более 100 м.

Площади приквартирных участков в городах и поселках при застройке блокированными двухэтажными домами следует принимать 150-200 кв.м на одну квартиру (п. 5.32 СНиП II-К.2.62); максимальная площадь приквартирного земельного участка при наличии шести квартир в многоквартирном доме № 27 в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области составляет 1 200 кв.м (200 кв.м х 6 квартир). На данном участке подлежат размещению сараи для хранения дров площадью 5 кв.м на одну квартиру и дворовой туалет или станция биологической очистки стоков на расстоянии не ближе 3 м от стен жилого дома.

Также на разрешение экспертов были поставлены вопросы о наличии наложения земельного участка в границах, необходимых для формирования земельного участка под жилым домом № 27 с кадастровым номером 47:20:0223002:812, 1969 года постройки, расположенного в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области, и уже сформированного земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26, предоставленного в аренду ООО «Усть-Лужская производственно-торговая компания» и определении границы земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26, без учета площади наложения земельного участка, необходимого для облуживания многоквартирного жилого дома, в случае его наличия.

При ответе на поставленные вопросы экспертом была выполнена кадастровая съемка земельного участка, на котором расположен жилой дом № 27 и прилегающей территории, в ходе которой было определено местоположение самого жилого дома, хозяйственных построек на придомовой и прилегающей территории, проездов, дорог, ограждений, опор линий электропередач.

Так площадь земельного участка, на которой расположен шестиквартирный дом № 27 с кадастровым номером 47:20:0223002:812 и прилегающей территории, с расположенными на ней хозяйственными постройками, в границе фактического землепользования составила 2 440 кв.м.

При этом экспертом проведено сравнение фактической границы земельного участка, определенной в ходе исследования, с местоположением границы земельного участка по данным межевого плана от 08 августа 2019 года и установлено, что конфигурация границы образуемого земельного участка по данным межевого плана отличается от границы фактического землепользования, установленной в ходе исследования, по южной и восточной стороне участка. В границу образуемого земельного участка кадастровым инженером были включены строения, не принадлежащие жильцам жилого дома № 27. Площадь образуемого земельного участка по данным межевого плана составляет 2 600 кв.м, что на 160 кв.м больше площади фактического землепользования участка, определенной в ходе исследования. Необоснованное увеличение площади образуемого земельного участка произошло из-за изменения конфигурации границы участка по его восточной и юго-восточной стороне, за счет земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26.

Проведенное сравнение и установленное необоснованное увеличение площади образуемого земельного участка позволило эксперту прийти к выводу, что образование земельного участка в границе, определенной кадастровым инженером, является необоснованным и нецелесообразным.

При сравнении экспертом местоположения фактической границы земельного участка, определенной в ходе исследования, с местоположением границы земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26, было установлено их пересечение. Площадь наложения составляет 762 кв.м.

Экспертом рассчитана характеристика измененной границы земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26, в случае принятия решения об установлении границы образуемого земельного участка под жилым домом № 27 по фактическому землепользованию, что приведет к уменьшению величины площади земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26 на величину площади наложения на 726 кв.м и составит 66 838 кв.м.

Вместе с тем экспертом были учтены сведения полученные при строительно-техническом исследовании (ответ на 1 вопрос), которым установлено, что площадь земельного участка необходимого для обслуживания шестиквартирного дома № 27 должна составлять 1 200 кв.м, в связи с чем эксперт пришел к выводу, что значение площади земельного участка под жилым домом № 27 по фактическому землепользованию, определенной в ходе исследования, будет превышать значение площади участка, рассчитанной экспертом-строителем, более чем в два раза, что позволило эксперту предложить вариант установления границы земельного участка под домом № 27 с местоположением общей границы земельных участков по характерным точкам 2, 3, 4, указанными им в расчетах (таблице), что будет соответствовать местоположению границы земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26, сведения о которой содержаться в ЕГРН, поскольку она остается неизменной.

Площадь образуемого земельного участка составит 1 585 кв.м, что на 385 кв.м больше значения площади участка, необходимого для обслуживания шестиквартирного дома, определенного экспертом-строителем. При этом экспертом отмечено, что специально уменьшать площадь земельного участка до значения 1 200 кв.м не целесообразно, поскольку участок ограничен существующими проездами и границей земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26 (том 2 л.д. 129-169).

По смыслу положений статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение является одним из самых важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования, тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи с чем, законодателем в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмечено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами.

Однако, это не означает права суда самостоятельно разрешить вопросы, требующие специальных познаний в определенной области науки.

Таким образом, экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

Суд в данном случае не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентными экспертами, имеющими значительный стаж работы в соответствующих областях экспертизы, рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на основании определения суда о поручении проведения экспертизы.

Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперты приводят соответствующие данные из имеющихся в их распоряжении документов, основываются на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации экспертов, их образовании, стаже работы. Экспертами исследованы объекты недвижимости, выполнена геодезическая съемка земельного участка. Заключение экспертов содержит обоснование разрешения поставленных судом вопросов.

Жилой дом был поставлен на кадастровый учет 08 июля 2012 года как ранее учтенный, поэтому суд соглашается с выводами экспертизы и приходит к выводу, что размер и площадь земельного участка, необходимого для обслуживания, эксплуатации и благоустройства шестиквартирного дома № 27 с кадастровым номером 47:20:0223002:812, 1969 года постройки, расположенного в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области, а также объектов, необходимых для его обслуживания дровяных сараев и туалета должна составлять 1 200 кв.м.

При этом доказательств того, что на момент возведения жилого дома и сдачи его в эксплуатацию площадь приквартирных участков для одной квартиры была более 200 кв.м, установленных СНиП II-К.2.62. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования, а в совокупности для шестиквартирного дома более 1 200 кв.м, истцами, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено, в связи с чем установление границ земельного участка под жилым домом по координатам поворотных точек, как указанным в межевом плане, выполненным кадастровым инженером ООО «ЛенЗемКадастр» от 08 августа 2019 года, так и по координатам установленным экспертом в границах фактического землепользования при площади земельного участка в 2 440 кв.м, не имеется.

С доводами, изложенными представителем истцов адвокатом Саакадзе Г.В. в заявлении от 15 июля 2020 года, сводящимся к несогласию с заключением экспертов в части произведенного расчета площади земельного участка необходимого для обслуживания многоквартирного дома с кадастровым номером 47:20:0223002:812, 1969 года постройки, расположенного в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области (том 3 л.д. 1-4), суд не может согласиться. Отвергая применение при расчете площади земельного участка необходимого для обслуживания шестиквартирного дома требований СНиП II-К.2.62. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования (п. 5.32), в то время как именно указанный СНиП II-К.2.62. действовал на момент строительства жилого дома, какое-либо обоснование необходимости для обслуживания шестиквартирного дома земельного участка как площадью 2 600 кв.м (первоначальные требования), так и площадью 2 440 кв.м (уточненные требования) не приводится.

При этом ссылки представителя на пункты 5.15 2,28, 2.29, 2.30 СНиП II-К.2.62 не свидетельствуют, что для обслуживания каждого многоквартирного одноэтажного дома необходима физкультурная площадка, хозяйственная площадка для мусоросборников, чистки мебели и одежды. Названные площадки в перечисленных представителем пунктах СНиП II-К.2.62 предусматривались для планировки и застройки микрорайонов, а не каждого жилого дома. А как следует из объяснений сторон, близлежащие аналогичные дома № 28, № 29 и № 31 и образуют такой микрорайон.

Экспертом правомерно при расчете площади земельного участка необходимого для обслуживания многоквартирного дома № 27 в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области был использован СНиП II-К.2.62 «Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования», утвержденный Постановлением Госстроя СССР от 7 мая 1966 года, действующий на момент строительства дома в 1969 году, который был признан утратившим силу Постановлением Госстроя СССР от 11 сентября 1975 года № 147.

Также эксперты правомерно обратили внимание в экспертном заключении на то, что в границы земельного участка под многоквартирным домом при межевании ООО «ЛенЗемКадастр» были включены строения, не принадлежащие истцам.

При этом суд не может согласиться с доводами представителя истцов о невозможности применения при расчете площади земельного участка необходимого для обслуживания жилого дома № 27 в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области п. 5.32 СНиП II-К.2.62, определяющего площадь приквартирных участков в городах и поселках при застройке блокированными двухэтажными домами на одну квартиру в виду следующего.

Согласно ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства России от 28.01.2006 г. N 47.

Так, в названном пункте Положения сказано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.

В силу п. 3.21 ГОСТа Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения. (утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта 11 июня 2014 года N 543-ст) многоквартирный дом - это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).

Согласно п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации к жилым домам относятся дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно терминам и определениям, применяемым в СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N 778, жилое здание многоквартирное - это жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы; блокированный жилой дом (дом жилой блокированной застройки) - это здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа.

Таким образом, анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что существенным признаком, отличающим многоквартирный дом от блокированного дома, состоящего из нескольких квартир, является наличие в многоквартирном доме помещений общего пользования.

Исходя из указанных выше определений, жилые дома в случае, если каждая квартира в них имеет самостоятельный выход на земельный участок, блоки технически и функционально не связаны между собой ничем, кроме общей стены, не имеющие помещений общего пользования, признаются домами блокированной жилой застройки, которые не являются многоквартирными домами.

Из технического паспорта на жилой дом усматривается наличие имущества, являющегося общей собственностью собственников многоквартирного дома (единые фундамент, крыша).

На кадастровом учете стоит жилой дом № 27 с кадастровым номером 47:20:0223002:812, расположенный в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области, а также расположенные в нем шесть квартир с кадастровыми номерами 47:20:0112008:85, 47:20:0112008:86, 47:20:0000000:12132, 47:20:0223002:1258, 47:20:0223002:1259, 47:20:0223002:1260.

Данное обстоятельство в совокупности с фактом наличия общего имущества в доме свидетельствует о том, что дом по вышеуказанному адресу отвечает признакам многоквартирного.

Вместе с тем дом является неблагоустроенным и действующими на момент его возведения строительными нормами предусматривался учет площади приквартирных участков для расположения на них сараев и, в том числе, уличных туалетов, в связи с чем экспертом правомерно был применен пункт 5.32 СНиП II-К.2.62 для расчета площади земельного участка необходимого для обслуживания многоквартирного жилого дома № 27 в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение тот факт, что при утверждении акта выбора земельного участка для строительства комплекса по производству строительных конструкций, утверждении схемы расположения земельного участка площадью 67 600 кв.м с кадастровым номером 47:20:0112017:26 ответчиками администрацией МО «Усть-Лужское сельское поселение» и администрацией МО «Кингисеппскмий муниципальный район» был учтен факт наличия рядом с земельным участком многоквартирного неблагоустроенного дома и необходимость его обслуживания, что в настоящее время позволяет как истцам, так и органам местного самоуправления сельского поселения принять меры по постановке на кадастровый учет земельного участка под шестиквартирным домом № 27 с кадастровым номером 47:20:0223002:812, 1969 года постройки, расположенного в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области, в том числе в границах превышающих 1 200 кв.м, с учетом местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26, в размере 1 585 кв.м.

Истцами заявлено требование по признанию недействительным пункта 1 постановления администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 02 декабря 2016 года № 306 в части, касающейся утверждения схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26 площадью 67 600 кв.м с включением в его состав территории площадью 762 кв.м, занятой надворными постройками, предназначенными для обслуживания шестиквартирного дома № 27 в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

В пункте 66 Постановления № 10/22 также разъяснено, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Поскольку земельный участок под многоквартирным домом № 27 с кадастровым номером 47:20:0223002:812, 1969 года постройки, расположенном в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области, не сформирован и на государственный кадастровый учет не поставлен, в силу требований статьи 16 Вводного закона, право общей долевой собственности на индивидуально-определенный земельный участок, включающий спорную часть, у собственников помещений многоквартирного дома в силу закона не возникло.

При таких обстоятельствах, когда в ходе судебного разбирательства подтвержден факт того, что земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного неблагоустроенного дома № 27 с кадастровым номером 47:20:0223002:812, в размерах установленных СНиП II-К.2.62. Планировка и застройка населенных мест. Нормы проектирования, был ответчиками учтен и в границы земельного участка площадью 67 600 кв.м с кадастровым номером 47:20:0112017:26 включен не был, то оснований для судебного вмешательства в пункт 1 постановления администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 02 декабря 2016 года № 306 не имеется.

Экспертами в проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизе предложен вариант формирования земельного участка необходимого для эксплуатации многоквартирного неблагоустроенного дома № 27 с кадастровым номером 47:20:0223002:812, 1969 года постройки, расположенного в квартале Судоверфь пос. Усть-Луга Кингисеппского района Ленинградской области, площадью 1 585 кв.м, не требующей внесения изменений в местоположение общей границы между земельными участками под жилым домом и с кадастровым номером 47:20:0112017:26, поскольку будет соответствовать положению границы земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26.

Однако с указанным вариантом не согласны истцы и их представитель, полагающие, что площадь земельного участка под жилым домом должна быть установлена по фактическому землепользованию.

Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе заключение эксперта по правилам статей 56, 67, 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации, суд не находит оснований для установления границ по координатам характерных точек указанных истцами, что приведет к необоснованному увеличению площади земельного участка под многоквартирным домом и легализации строений, имеющих признаки самовольных. Кроме того, истребуемая истцами часть земельного участка с кадастровым номером 47:20:0112017:26 имеет разрешенное использование – строительная промышленность и не находится в зоне застройки блокированными жилыми домами.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований истцов судом не установлено, в связи с чем в иске следует отказать.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Поскольку истца в удовлетворении иска отказано, то судебные расходы возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь, ст.12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Комаровой Натальи Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетних Зурило Кирилла Вадимовича и Зурило Дарьи Вадимовны, Бурловой Натальи Валерьевны, Бакланова Михаила Владимировича, Калемина Сергея Ивановича, Аюповой Раисы Владимировны, Мустонен Ларисы Геннадьевны к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», администрации МО «Усть-Лужское сельское поселение», ООО «Усть-Лужская производственно-торговая компания», Комитету по управлению имуществом МО «Кингисеппскиц муниципальный район» о признании недействительным постановления, установлении границы земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Мотивированное решение составлено 14 августа 2020 года.

Судья Дунькина Е.Н.