ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12094/2016 от 02.12.2016 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2016г. Автозаводский районный суд г. Тольятти в составе:

председательствующего судьи Лебедевой И.Ю.,

при секретаре Махамбетовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-12094/2016 по иску ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к ООО УК «Жилсервис +» об истребовании документов,

у с т а н о в и л :

ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 обратились в суд с иском к ООО УК «Жилсервис +» об обязании предоставлении информации. Просили суд обязать ответчика предоставить следующую информацию:

- полный отчет о финансово-хозяйственной деятельности УК по оказанию ЖКУ за 2010-2015гг.: какие виды работ, на каком основании и кем были выполнены, копии договоров подряда исполнителей работ, отчетные финансовые документы - сметы, счета, чеки, акты выполненных работ;

- все необходимые отчетные документы: кем выполнялись работы, смету, все счета, чеки, платежные документы, акты выполненных работ на выполнение капитального ремонта на сумму 391014 рублей;

- «За 2015г. в ОАО «ТЕВИС»: объемы потребленной тепловой энергии и горячей воды и суммы, предъявленные к оплате за поставку дому № 1 (строительный № 30РМ) по Цветному бульвару за 2015 год; в ООО УК «Жилсервис+»: какие суммы были оплачены жильцами дома за потребленную тепловую энергию и горячую воду за 2015 годы и какая сумма была перечислена ООО УК «Жилсервис+» за эту услугу ОАО «ТЕВИС» за тот же год, отчетные документы;

- на каком основании, на какие средства, когда и кем произведен ремонт помещений общего пользования (коридор, холл, пластиковая дверь) тринадцатого этажа дома? предоставить все отчетные документы: копию договора на производство работ, счета, чеки, платежные документы, акт выполненных работ;

- предоставить информацию относительно сметы по выполнению работ, опубликованной на сайте «РеформаЖКХ» (notification@reformagkh.ru) в соответствии с Приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ № 882 от 22.12.2014г., а именно: кем, когда, на каком основании формировалась и утверждалась данная смета, насколько обоснованны и из каких критериев брались цифры по оплате работ, услуг. Просим детально и в полном объеме расшифровать содержание и значение следующих пунктов формы 2.3.: 9) «Затраты на услуги по управлению МКД» (151448,00 руб.); 11) «Общеэксплуатационные расходы» (117793,00руб.); далее только указываю пункты (см.форму 2.3.) - п.п. 13); 14); 15); 16); 17); 18); 19); 25); 26); 27); 28); 29); 30); 31); 34); 35); 36); 37).

В судебном заседании истцом и представителем истцов, действующего на основании доверенности исковые требования были уточнены, путем дополнения их требованиями об обязании предоставить следующие документы:

- копию протокола общего собрания собственников жилья, на котором принималось решение по созданию ТСЖ «30РМ» и бюллетени проголосовавших;

- копию свидетельства о государственной регистрации ТСЖ «30РМ»;

- реестр членов товарищества (собственников жилья дома).

В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что они являются собственниками квартир в <адрес> по <адрес>. Управление домом осуществляет ООО УК «Жилсервис +». В соответствии с п. 10 ст. 161 ЖК РФ, с пп. З) п.3 ст. 143.1 ЖК РФ они, как собственники помещений МКД имеют право ознакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностьютоварищества, сметой доходов и расходов товарищества на год, отчетом об исполнении таких смет. В соответствии со ст.8, ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 ФЗ «О защите прав потребителей» исполнитель работ (услуг) обязан потребителям предоставить всю необходимую, достовернуюинформацию по просьбе или требованию последних в полном объеме.В соответствии с пп. а) п.3 Постановления Правительства РФ №731 от 23.09.2010г. «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее - Стандарт) Управляющая организация обязана раскрыватьобщую информацию об управляющей организации, в том числе об основных показателях финансового-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества, отчет о выполнении сметыдоходов и расходов товарищества. Структура бухгалтерского баланса (отчетности) регулируется налоговым законодательством РФ и включает в себя (для ТСЖ): доходы – платежи и взносы, обязательные к уплате, платежи и взносы на капитальный ремонт дома, субсидии из бюджетов разных уровней, льготы, предоставляемые собственникам жилья и т.д.; расходы - содержание и обслуживание общего имущества ТСЖ: зарплата обслуживающего персонала, осуществляющие техническое, административное и хозяйственное обслуживание МКД. расходы по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и управлению МКД, содержание и ремонт основных средств, коммунальные услуги по содержанию общего имущества, расходы на материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, земельный налог, оплата услуг банка, отчисления в резерв на восстановление и замену основных средств, на ремонт жилищного фонда, текущий и капитальный ремонт строительных конструкций и инженерного оборудования дома и прочие расходы и подтверждаются договорами, платежными документами, квитанциями, актами выполненных работ и прочими отчетными финансовыми документами. В соответствии с пп. 2) п. 3 ст. 143.1 ЖК РФ истцы полагают, что имеют право на ознакомление с реестром членов товарищества дома. Также, в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 136 ЖК РФ протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписываются всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений. В связи с вышеизложенным, просят суд обязать представить подписивсех собственником помещений в МКД, проголосовавших за принятие таких решений. Тогда же суду представлен «Протокол общего собрания членов ТСЖ «30РМ» в многоквартирном доме в форме заочного голосования по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>» от 14 декабря 2014 года. В соответствии с пп. 7) п. 3 ст. 143.1 ЖК РФ просят суд обязать предоставить документы, подтверждающие итоги голосования собрания от 14.12.2014г. членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в МКД, поставленным на голосование при проведении данного общего собрания.

В судебном заседании представитель ответчика, действующий на основании доверенности исковые требования не признал. В обоснование возражений на заявленные исковые требования указал, что ООО УК «Жилсервис +» зарегистрировано и действует в качестве юридического лица и осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом. Постановлением Правительства № 731 от 23.09.2010 г. «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (далее - Стандарт), а именно п. 3 Стандарта определен исчерпывающий перечень информации подлежащей раскрытию.

В соответствии с п. 8 Стандарта: Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.

В соответствии с. пп. а п. 5 Стандарта: Управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации;

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.

В соответствии с п. 17 Стандарта: В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещено информация.

Истец неоднократно обращался в управляющую компанию с запросами по электронной почте, на которые ему своевременно направлены ответы, так же истцу был сообщен адрес официального сайта ООО УК «Жилсервис+» в сети Интернет.

Законодатель не предусматривает предоставление актов выполненых работ, смет, чеков полагая, что Стандартом предусмотрен исчерпывающий перечень информации подлежащей раскрытию и не возлагает на управляющую организацию, обязанность безусловно раскрывать информацию относительно внутренних документов, в частности, актов о приемке выполненных работ. Ранее ФИО3 в адрес ООО УК «Жилсервис+» 28.08.2016 г. был направлен запрос об истребовании, перечисленной в исковом заявлении информации, ответ на данный запрос был направлен в его адрес в установленный срок 06.09.2016г.

Представитель третьего лица – ТСЖ «30-РМ» в суд не вился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщал. Ранее в судебном заседании пояснял, что позиция по заявленным исковым требованиям аналогична позиции ответчика.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела считает, что требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

В соответствии с п. 10 ст. 161 ГПК РФ управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.

Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По п. 10.1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно п. 5.1 и п. 6 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением правительства от 23.09.2010 г. №731, (далее Стандарт) товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;

б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);

в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде.

Информация размещается кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном товариществом из числа сайтов, указанных в подпункте "А" пункта 5 и подпункте "А" пункта 5.1 настоящего постановления.

При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляется в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

В соответствии с п.3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства от 23.09.2010 г. №731, ЖСК-126 обязано предоставить следующую информацию:

а) общую информацию об управляющей организации;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Объем обязательной к предоставлению информации изложен в п.п.8-14 Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управле­ния многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства от 23.09.2010 г. №731.

Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны сообщить по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

Согласно п. 2 Приказа Министерства регионального развития РФ N 124 от 02 апреля 2013 года об утверждении регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации, осуществляемыми деятельность в сфере управления многоквартирными домами www.refbrmagkh.ru.

Судом установлено, что истец – ФИО3 неоднократно обращался с заявлением к ответчику о предоставлении информации, раскрытие которой предусмотрено п.3 Стандарта раскрытия информации организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года №731.

По п. 17 и п. 21 Стандарта раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.

В случае, если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

Предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией, товариществом или кооперативом в течение 10 рабочих дней со дня его поступления посредством направления почтового отправления в адрес потребителя, либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации, органов управления товарищества или кооператива, либо направления информации по адресу электронной почты потребителя в случае указания такого адреса в запросе.

Судом установлено, что в соответствии с требованиями п. 8 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управле­ния многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства от 23.09.2010 г. №731 на официальном сайте ответчика размещена информация, предусмотренная в п. 3 Стандарта.

В судебном заседании нашло свое подтверждение, что в установленный срок ответы на запросы истцу – ФИО3 были направлены, с предоставлением запрашиваемой информации, а также со ссылкой на официальный сайт управляющей компании где она раскрыта. Другие истцы не обращались с аналогичными запросами в управляющую компанию, в связи с чем, у суда нет правовых оснований обязывать ответчика предоставить эту информацию.

Относительно исковых требований в части обязания ответчика предоставить копию протокола общего собрания собственников жилья, на котором принималось решение по созданию ТСЖ «30РМ» и бюллетени проголосовавших; копию свидетельства о государственной регистрации ТСЖ «30РМ»; реестр членов товарищества (собственников жилья дома), суд приходит к выводу, что данные требования также не подлежат удовлетворению, поскольку в силу ст. 143.1ЖК РФ указанные документы могут быть истребованы от ТСЖ, которым в данном деле в качестве ответчика не привлекался и к нему исковых требований не предъявлялось.

Ссылку истцов относительно того, что со слов председателя ТСЖ вышеуказанные документы были переданы в управляющую компанию – ответчику, суд считает не состоятельной, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств в подтверждение данного факта стороной истца суду не представлено.

Письменно с просьбой предоставить указанные документы истцы в ТСЖ не обращались, что нашло свое подтверждение в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к ООО УК «Жилсервис +» об истребовании документов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.12.2016 г.

Судья И.Ю. Лебедева