Дело №2-120/22
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ р.п.Тоншаево
Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Соловьёвой Н.В.,
при секретаре Махневой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п.Тоншаево гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа» к ФИО1 о взыскании суммы единовременной выплаты на основании социального контракта на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям, использованной не по целевому назначению,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы единовременной выплаты на основании социального контракта на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям, использованной не по целевому назначению, указывая, что в соответствии с Законом Нижегородской области от 08.01.2004 г. № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» и Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области, утвержденным постановлением правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 г. № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» с ФИО1 заключен социальный контракт на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам (п. «в») от ДД.ММ.ГГГГ№, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с произведением единовременной выплаты в размере 250000 рублей с целью осуществления самозанятости. Согласно плану мероприятий по социальной адаптации Программы социальной адаптации, ФИО1 обязан: приобрести основные средства согласно смете, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; предоставить отчет о целевом расходовании денежных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ; диспансеризация в срок до ДД.ММ.ГГГГ.; вакцинация в срок до ДД.ММ.ГГГГ; своевременное предоставление отчетности в МРИ ФНС в период до ДД.ММ.ГГГГ Согласно условиям п. 3.2 Социального контракта, ФИО1 обязан выполнить Программу социальной адаптации в полном объеме в период действия Социального контракта, а именно до ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 29 Порядка предусмотрено, что в случае наличия оснований, установленных Порядком, денежные средства, полученные заявителем неправомерно, возмещаются добровольно на лицевой счет УСЗН, а в случае отказа от возмещения – взыскиваются с заявителя в судебном порядке. До настоящего времени ФИО1 не выполнил ни одного из условий Социального контракта и Программы адаптации. В адрес ФИО1 направлены уведомления об обязательности исполнения условий Социального контракта и Программы социальной адаптации и возврате денежных средств. Размер имеющейся задолженности ФИО1 до настоящего времени не оспаривал, добровольно задолженность до настоящего времени не погашена. Просят взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа» сумму единовременной выплаты, на основании социального контракта на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям, использованной не по целевому назначению в размере 250000 рублей.
Истец ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа», ответчик ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в суд не явились, представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик ФИО1 письменным заявлением исковые требования признал в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173, 198 ГПК РФ ответчику разъяснены и понятны.
Суд рассмотрел дело в отсутствие сторон на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, согласно которой стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Признание иска ответчиком ФИО1 принято судом.
Исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя руководителя ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Тоншаевского района» было подано заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, согласно которому ФИО1 просил предоставить ему государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде денежной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Тоншаевского района» и ФИО1 был заключен социальный контракт №. Предметом контракта является сотрудничество между УСЗН и заявителем по реализации программы социальной адаптации в соответствие с Законом Нижегородской области от 08.01.2004 г. № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области», в целях максимальной социальной адаптации заявителя (и членов его семьи) и выхода из трудной жизненной ситуации.
Согласно вышеуказанному социальному контракту:
- УСЗН обязуется в соответствии с программой социальной адаптации выплатить заявителю единовременную выплату в сумме 250000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; организовать предоставление социальных услуг согласно разработанной программе социальной адаптации, содействовать выходу на самообеспечение заявителя и членов его семьи, осуществлять взаимодействие с другими органами исполнительной власти для реализации программы социальной адаптации;
- заявитель обязан выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; предоставлять в УСЗН информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на назначение пособия в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств; возместить УСЗН денежные средства, полученные неправомерно; взаимодействовать с социальным работником, осуществляющим сопровождение социального контракта, регулярно предоставлять все сведения о ходе исполнения программы; предоставлять в управление социальной защиты населения документы, подтверждающие целевое использование полученных денежных средств на приобретение активов для ведения предпринимательской деятельности;
- срок действия социального контракта – по ДД.ММ.ГГГГ;
- контракт может быть расторгнут УСЗН в одностороннем порядке при невыполнении заявителем программы социальной адаптации.
Согласно программе социальной адаптации, ФИО1 обязан: составить план и смету планируемых расходов на модернизацию предприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ; предоставить отчет о целевом расходовании денежных средств в срок до ДД.ММ.ГГГГ; пройти диспансеризацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ пройти вакцинацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ; своевременно предоставить отчетность в МРИ ФНС в период до ДД.ММ.ГГГГ.
Платежными поручениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ и реестрами № и № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается перечисление ФИО1 денежных средств в суммах 65000 рублей и 185000 рублей.
Согласно акту обследования по выполнению программы социальной адаптации в рамках заключенного социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией УСЗН Тоншаевского муниципального округа проведено обследование условий выполнения мероприятий программы социальной адаптации ФИО1 В ходе проверки выявлено, что ФИО1 программу социальной адаптации не выполнил. Не прошел диспансеризацию, вакцинацию, не предоставлен отчет о целевом расходовании денежных средств. На телефонные звонки отвечал, отчет о целевом расходовании денежных средств обещал предоставить, но в УСЗН так и не явился.
Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа» просит взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа» сумму единовременной выплаты, на основании социального контракта на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям, использованной не по целевому назначению в размере 250000 рублей.
Законом Нижегородской области от 08.01.2004 г. № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» (принят постановлением ЗС НО от 25.12.2003 г. № 807-III) определены виды адресной государственной социальной поддержки, размеры и условия их оказания малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области в целях поддержания уровня их жизни.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 г. № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области (далее – Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка (здесь и далее – в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) государственная социальная помощь на основании социального контракта осуществляется в следующих видах, в том числе: единовременная денежная выплата гражданам, заключившим социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе являющимся самозанятыми, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход» (далее – предпринимательская деятельность). Предельный размер единовременной денежной выплаты составляет 250 тысяч рублей на одного гражданина, реализующего мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствии с бизнес-планом, предусматривающим сумму запланированной прибыли в размере не менее 1 ВПМ на каждого члена семьи, сметой планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности, для закупки основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов назначаемой выплаты) (для индивидуальных предпринимателей (далее – ИП) и самозанятых), создания и оснащения дополнительных рабочих мест (для ИП) (пункт 4).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по Нижегородской области по основным социально-демографическим группам населения, установленной постановлением Правительства Нижегородской области (далее – малоимущие граждане), из числа: в том числе, семей в лице гражданина трудоспособного возраста или одиноко проживающих граждан трудоспособного возраста, желающих реализовать мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе являющихся самозанятыми, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (пункт 5 порядка).
Социальная помощь на основании социального контракта была оказана ФИО1 ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа» в соответствии с пунктом 5 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области.
Согласно пункту 6 порядка, конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются: 2) по мероприятию осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности: регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
Согласно пункту 7 Порядка, основными принципами оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер оказания государственной социальной помощи.
Согласно пункту 8 Порядка, государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения» (далее – УСЗН) по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина по представленному в письменной форме в УСЗН заявлению гражданина от себя лично или от имени своей семьи по форме, утвержденной министерством социальной политики Нижегородской области.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что на основании заявления гражданина, анкеты о семейном и материально-бытовом положении, листа собеседования и акта материально-бытового обследования специалисты УСЗН составляют проект социального контракта по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку – при отсутствии оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта. К проекту социального контракта прилагается проект программы социальной адаптации. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
Согласно пункту 13 Порядка социальный контракт может предусматривать реализацию только одного мероприятия из числа мероприятий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно пункту 15 Порядка, размер и продолжительность оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта определяются с учетом следующих особенностей:
- на реализацию мероприятия, предусмотренного абзацем третьим пункта 5 настоящего Порядка, размер и продолжительность оказания государственной социальной помощи определяются с учетом следующего: денежная выплата предоставляется единовременно в размере не более 250000 рублей; возмещаются расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более 5 процентов суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта; осуществляется оплата организации, предоставляющей услуги по профессиональному обучению или дополнительному профессиональному образованию, стоимости курса обучения, но не более 30000 рублей в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 14 настоящего Порядка. Социальный контракт по данному мероприятию заключается на срок не более чем на 12 месяцев (п.п. 15.2).
По смыслу закона и согласно условиям п. 3.2 Социального контракта ФИО1 был обязан выполнить программу социальной адаптации в полном объеме в период действия социального контракта, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 29 Порядка, в случае наличия оснований, установленных настоящим Порядком, денежные средства, полученные заявителем неправомерно, возмещаются добровольно на лицевой счет УСЗН, а в случае отказа от возмещения – взыскиваются с заявителя в судебном порядке.
Как следует из материалов дела ФИО1 до настоящего времени, то есть по истечении более чем двух месяцев со дня окончания предельного срока выполнения программы социальной адаптации, не исполнил возложенную на него законом обязанность отчитаться о выполнении социального контракта либо возвратить выплаченную ему сумму в размере 250000 рублей на лицевой счет УСЗН.
При этом в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ФИО1 к моменту рассмотрения спора в суде не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих выполнение социального контракта, а также доказательств уважительности объективной невозможности выполнения социального контракта в установленный срок.
По указанным основаниям суд приходит к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в отсутствие какого-либо правового основания и за счет истца пользуется денежными средствами в размере 250000 рублей 00 копеек, а соответственно, на его стороне возникло неосновательное обогащение.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных 1109 ГК РФ.
Обстоятельств, препятствующих возврату ФИО1 неосновательного обогащения, приведённых в ст.1109 ГК РФ, не имеется.
Соответственно, неиспользованные ФИО1 в установленный законом срок и по их целевому назначению денежные средства УСЗН в размере 250000 рублей 00 копеек являются неосновательным обогащением и подлежат возврату на лицевой счет УСЗН. Таким образом, исковые требования государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, ответчик признал требования истца в полном объеме. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Пунктом 27 Порядка предусмотрено, что в случае досрочного расторжения социального контракта в связи с невыполнением гражданином по уважительным причинам, предусмотренным пунктом 28 настоящего Порядка, условий социального контракта, мероприятий программы социальной адаптации повторное заявление данного гражданина об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть рассмотрено УСЗН вне зависимости от времени, прошедшего после даты досрочного прекращения предыдущего социального контракта. В иных случаях УСЗН рассматривает повторное заявление гражданина об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта не ранее чем по истечении двенадцати месяцев с даты досрочного прекращения предыдущего социального контракта.
Принимая решение, суд учитывает, что ФИО1 не лишен возможности повторно обратиться в государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа» к ФИО1 о взыскании суммы единовременной выплаты на основании социального контракта на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям, использованной не по целевому назначению, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Тоншаевского муниципального округа» сумму единовременной выплаты на основании социального контракта на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям, использованной не по целевому назначению, в размере 250000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: (подпись) Н.В. Соловьёва
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья:
Копия верна:
Судья:
Секретарь: