Дело № 2-1213/2023
УИД 29RS0005-01-2023-001369-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2023 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Хапанковой И.А.
при секретаре Сизовой А.А.,
с участием истца Харитонова В.А.,
представителя ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда г. Архангельска гражданское дело по исковому заявлению Харитонова В. А. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № 2 Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании социальных выплат при обучении и компенсации морального вреда,
установил:
Харитонов В.А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, Учреждение) с указанным иском, в котором указал, что в период с августа 2014 года по 3 ноября 2016 года отбывал наказание в Учреждении, с сентября 2014 года по январь 2015 года проходил обучение по профессии «швея». Поскольку в указанный период времени относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полагает, что за период обучения ему положены к выплате социальная стипендия в увеличенном размере, пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработная плата за период производственного обучения и производственной практики, бесплатное питание, вещевое и продовольственное обеспечение. Поскольку сотрудники Учреждения не разъяснили ему о его правах на получение социальных гарантий, не направили соответствующие документы, подтверждающие его статус, в образовательное учреждение, администрацией которого также не обеспечена реализация его прав, просит взыскать полагающиеся ему вышеуказанные выплаты в размере 80000 руб. и компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 2 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП ОУ № 2), определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации г. Северодвинска Архангельской области.
Истец Харитонов В.А., участвующий в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи, на удовлетворении иска настаивал, просил взыскать заявленные суммы с надлежащего ответчика, дополнительно пояснил, что в период обучения с заявлениями о реализации социальных гарантий не обращался, о положенных ему выплатах и обеспечении узнал недавно от других осужденных, поэтому срок исковой давности не подлежит применению.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Попова А.А. с иском не согласилась, указав на то, что истец проходил профессиональную переподготовку в ФКП ОУ № 2, которое является самостоятельным юридическим лицом, находился на полном государственном обеспечении, выплаты и иные социальные гарантии для детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, ему не полагались, при этом с соответствующими заявлениями о получении социальных гарантий истец не обращался. Также просила суд применить последствия пропуска срока исковой давности.
Ответчик ФКП ОУ № 2, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управление социального развития, опеки и попечительства Администрации г. Северодвинска по Архангельской области о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд не явились, своих представителей не направили.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие соответчика и третьего лица.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 2 УИК Российской Федерации), к которым относится общественно полезный труд (ч. 2 ст. 9 того же Кодекса), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка), профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, учитываемое при определении степени их исправления (ст. 108 УИК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 108 УИК РФ в редакции, действующей в спорный период, в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
В ч. 4 ст. 108 УИК РФ указано, что начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования.
В соответствии со ст. 108 УИК РФ, отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки, учитывается при определении степени их исправления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Харитонов В.А. осужден приговором Северодвинского городского суда от 11.07.2014 по п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «б» ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 69 УК РФ к 2 годам 2 дням лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, постановлением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 05.11.2014 на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний по приговорам Северодвинского городского суда г. Архангельска от 02.07.2014 и 11.07.2014 окончательно назначено наказание в виде 2 лет 5 месяцев 5 дней лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Харитонов В.А. прибыл в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области 27.08.2014, освобожден 03.11.2016 по отбытию срока наказания.
На основании приказа ФКП ОУ № 2 от 15.09.2014 № 37-к Харитонов В.А. обучался в данном учреждении в период с 15.09.2014 по 15.01.2015 по программе профессионального обучения профессии «Швея», присвоена квалификация «Швея» 2 разряда, выдано свидетельство о профессии.
Согласно справок ФКП ОУ № 2 в 2014 и 2015 годах денежное пособие обучающимся за успехи в учебе или по социальным критериям предусмотрено не было и не выплачивалось; Харитонов В.А. с письменными и устными обращениями к администрации образовательного учреждения не обращался.
Из копий лицевых счетов Харитонова В.А. за 2014-2016 годы следует, что денежные средства на его счет не поступали.
Приказом Минюста России от 07.05.2013 № 67 утвержден Порядок осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы (действовал в период с 11.06.2013 по 19.04.2020).
Данный Порядок регулировал осуществление обязательного начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой они могут работать в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы, и после освобождения из него.
Осуществление государством обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения тех категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
В Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей в период обучения Харитонова В.А. в образовательном учреждении ФСИН России) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в частности, в п. 5 ст. 6 Закона предусмотрены дополнительные гарантии права на образование, такие как выплата стипендии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 7 указанной статьи).
Согласно ст. 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по основным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по основным образовательным программам по очной форме за счет средств федерального бюджета, однократно обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей. По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» размер возмещения по вкладам.
Выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по основным образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по основным образовательным программам по очной форме за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 30 Закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ (ред. от 21.04.2014) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, обучающиеся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения.
В период обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за обучающимися, потерявшими в этот период обоих или единственного родителя, в случае достижения ими возраста 23 лет сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении среднего профессионального образования или высшего образования до окончания обучения по указанным образовательным программам.
Финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных организаций Архангельской области в части предоставления полного государственного обеспечения лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется исходя из фактической численности обучающихся данной категории по нормам, утверждаемым постановлением Правительства Архангельской области.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающимся в государственных образовательных организациях Архангельской области, выплачивается: 1) стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии; 3) в период производственного обучения и производственной практики – 100 процентов заработной платы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа – выпускники государственных образовательных организаций Архангельской области обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым постановлением Правительства Архангельской области, а также единовременным денежным пособием в размере 4000 рублей.
По желанию лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, им может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на их имя в кредитные организации.
В соответствии с п. 2 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года № 487, действовавшего в спорный период (далее – Типовое положение), стипендии являются денежной выплатой, назначаемой учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, слушателям и студентам из числа граждан, проходивших военную службу, студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях.
Согласно п. 11 Типового положения, размер государственной социальной стипендии определяется образовательным учреждением самостоятельно, но не может быть меньше полуторакратного размера стипендии, установленного законом для учреждения соответствующего уровня профессионального образования.
Для получения государственной социальной стипендии в соответствии с п. 25 Типового положения студент представляет в образовательное учреждение выдаваемую органом социальной защиты населения по месту жительства справку.
Такое правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав студентов на получение мер социальной поддержки.
Назначение государственной социальной стипендии осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии образовательного учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде. Выплата государственной социальной стипендии производится один раз в месяц (п. 26, 27 Типового положения).
Следовательно, назначение социальной стипендии носит заявительный характер и подлежит реализации при условии письменного обращения таких лиц в образовательное учреждение.
Как следует из преамбулы и ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или из их числа до достижения ими 23 летнего возраста. Указанный закон распространяет свое действие на лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, к которым отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
Принимая во внимание, что Харитонов В.А. в период обучения не обращался за назначением ему социальной стипендии, необходимые для назначения социальной стипендии документы не предоставлял, в настоящее время не относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. достиг 23-летнего возраста, при этом не является учащимся профессионального образовательного учреждения, которым выплачивается социальная стипендия по достижении указанного возраста, оснований для взыскания с ответчиков указанной стипендии не имеется.
Социальная стипендия, согласно ст. 1, 6 Федерального закона, является дополнительной гарантией по социальной поддержке детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Указанным кодексом другими нормативными правовыми актами регламентирован порядок и условия отбывания наказания. В ст. 99 этого УИК РФ установлены гарантии материально-технического обеспечения осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрены стипендия, пособие, вещевое и продовольственное обеспечение, заработная плата и прочие льготы осужденным из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательном учреждении ФСИН в период отбывания наказания.
Доводы истца о неосведомленности о своих правах и обязанности ответчиков обеспечивать их реализацию суд находит несостоятельными, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность исправительных учреждений по своей инициативе консультировать осужденных, в Учреждении обеспечен доступ к учебной и юридической литературе, осуществляет деятельность социальный работник, получение оспариваемых социальных гарантий носит заявительный характер.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вред» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Обстоятельств причинения истцу морального вреда ответчиками в судебном заседании не установлено, доказательств обратного истцом не представлено.
Представителем ответчиков ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом сроков обращения в суд.
В соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно ч. 3 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Исковые требования Харитонова В.А. основаны на возникших в 2014-2015 годах правоотношениях. Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению истца с вышеуказанными требованиями, истец суду не предоставил. Само по себе нахождение истца в местах лишения свободы не может быть отнесено к таким причинам и не является основанием к восстановлению срока для обращения в суд с учетом отсутствия нарушения его прав ответчиками.
При указанных обстоятельствах требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Харитонова В. А. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (ИНН №), федеральному казенному профессиональному образовательному учреждению № 2 Федеральной службы исполнения наказаний (ИНН №), Федеральной службе исполнения наказаний (ИНН №) о взыскании социальных выплат при обучении и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий И.А. Хапанкова