ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1219/2018 от 02.03.2018 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

№2-1219/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2018 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Царёвой З.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольск-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании решения незаконным, возложении обязанности исключить из решения информацию об излишне выплаченных суммах, взыскании удержанных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольск-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании решения незаконным, возложении обязанности исключить из решения информацию об излишне выплаченных суммах, ссылаясь на то, что является получателем страховой пенсии по старости. По результатам проверки по его обращению ответчиком был выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 1 февраля 2016 года по 31 августа 2017 года в сумме 10941 руб., о чем был составлен протокол от 27 декабря 2017 года (№). Решением (№) от 29 декабря 2017 года установлено произвести удержание из его пенсии излишне выплаченной суммы пенсии 10941 руб. в размере не более 20 %. С принятым решением не согласен, поскольку с 1 мая 2016 года для уточнения факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (в целях принятия решения об установлении размера пенсии к выплате с учетом индексации или без нее) установлена отдельная норма, в частности ч.4 ст.26.1 ФЗ №400-ФЗ, согласно которой факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании ежемесячно предоставляемых работодателями сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а не носит заявительный характер, как это предусмотрено ч.5 ст.26 Закона №400-ФЗ. Кроме того, право, а не обязанность пенсионера предоставления таких сведений предусмотрена ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №385-Ф3, согласно которой в случае прекращения работы и (или) иной деятельности в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года пенсионер вправе не позднее 31 мая 2016 года представить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы и (или) иной деятельности, в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ. Полагал, что с 1 мая 2016 года переплата возникла не по его вине, работодатель своевременно в мае 2016 года предоставил в ПФ РФ сведения о его работе в апреле 2016 года. Переплата не считается счетной ошибкой, никаких недостоверных сведений он не предоставлял, факт осуществления работы пенсионера с 2 квартала 2016 год определяется Пенсионным фондом автоматически, обязанности предоставлять пенсионному фонду информацию о факте осуществления работы в целях принятия решения об установлении размера пенсии к выплате с учетом индексации или без нее с указанной даты на пенсионерах не лежит, следовательно, его вины в получении излишне выплаченных сумм пенсии за период с 1 мая 2016 года по 31 августа 2017 года нет, переплата не подлежит удержанию, в том числе и на основании п.91 Приказа Минтруда России от 17 ноября 2014 года №885н. С учетом увеличения исковых требовании просит суд незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края от 29 декабря 2017 года (№) о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, в части включения в расчет излишне выплаченных сумм пенсии за период с 1 мая 2016 года по 31 августа 2017 года в сумме 9232,44 руб.; возложить обязанность исключить из решения сведения о взыскании сумм пенсии в сумме 9232,44 руб., и в связи с произведенными удержаниями из пенсии 6 февраля 2018 года и 6 марта 2018 года, взыскать их в сумме 66789,76 руб.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении, поддержав доводы искового заявления с учетом увеличения его требований.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности (№) от 9 января 2018 года поддержала доводы письменных возражений представителя ответчика ФИО3, действующей по должности, из которых следует, что истец является получателем страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты. С 1 января 2016 года в связи с введением в действие ст.26.1 Федерального закона №400-ФЗ выплата пенсий работающим пенсионерам производится без учета сумм плановых индексаций. С 1 февраля 2016 года предусмотрена индексация на 4% размеров страховых пенсий и фиксированной выплаты неработающим пенсионерам. В соответствии с ч.1 ст.7 Закона №385-Ф3 решение об увеличении размеров пенсий с 1 февраля 2016 года принималось в автоматизированном режиме в централизованном порядке на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении ПФР по состоянию на 30 сентября 2015 года (последний день последнего отчетного периода до проведения индексации). В переходный период, действовавший до 31 мая 2016 года, применялись особые правила подтверждения факта работы и связанные с этим последствия - пенсионерам, начавшим или прекратившим свою трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, было предоставлено право в срок до 1 июня 2016 года обратиться в территориальный орган ПФР для предоставления сведений о работе. При представлении пенсионером заявления о прекращении (возобновлении) трудовой деятельности в соответствии с ч.2 ст.7 Закона №385-Ф3 орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, определял суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты, подлежащие выплате с применением положений частей 1 и 3 статьи 5 и части 1 статьи 6 указанного закона (то есть с учетом увеличения на 4% или без него) в индивидуальном порядке. Так как по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по состоянию на 30 сентября 2015 года ФИО4 являлся неработающим, о своем трудоустройстве с 1 октября 2015 года в Управление не сообщил, с 1 февраля 2016 года размер его пенсии был проиндексирован на 4% и составил 14796,97 руб. С 1 июня 2016 года решение об установлении размера пенсии к выплате (с учетом индексации или без неё) выносится в зависимости от факта осуществления или прекращения пенсионером трудовой деятельности, который определяется автоматизировано в централизованном порядке на основании ежемесячных отчетов работодателей в ПФР. Причем, в соответствии с ч.8 ст.26.1 Закона №400-ФЗ, в случае поступления сведений работодателя о возобновлении пенсионером трудовой деятельности после осуществленной правомерно индексации его пенсии, пенсия выплачивается в размере, причитавшемся на день, предшествующий дню возобновления работы. В мае 2016 года работодателем своевременно были представлены сведения о работе ФИО4 в апреле 2016 года. Так как, по состоянию на 31 марта 2016 года данные о трудоустройстве с 1 октября 2015 года ФИО4 в Управление не представил, пенсия продолжала выплачиваться с учетом индексации на 4%. При очередной индексации пенсий с 1 февраля 2017 года на 5,4% размер пенсии к выплате не увеличился, так как по сведениям работодателя, представленных ежемесячно, в период с апреля по октябрь 2016 года ФИО4 продолжал работать. В связи с прекращением трудовой деятельности ФИО4 в мае 2017 года размер пенсии к выплате с 1 сентября 2017 года был проиндексирован на 5,4% и составил 16103,24 руб. Вместе с тем, Управлением было выявлено, что на индивидуальном лицевом счете ФИО4 в ПФР имеются сведения о работе в ПАО «Амурский судостроительный завод» с октября 2015 года по май 2017 года. Указанные сведения представлены работодателем в составе ежегодных отчетов и не участвуют для ежемесячного определения факта работы пенсионера при решении вопроса об установлении ему размера выплачиваемой пенсии (с учетом индексации или без неё). Учитывая данные обстоятельства, в соответствии с нормами ст.26.1. Закона №400-ФЗ в период с февраля 2016 года (индексация на 4%) по август 2017 года пенсия ФИО4 должна была выплачиваться как работающему пенсионеру - без учета плановых индексаций. Нормами пенсионного законодательства, а именно ч.5 ст.26 Закона №400-ФЗ предусмотрено, что пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств. Кроме того, при обращении с заявлением о назначении пенсии ФИО4 был ознакомлен с необходимостью безотлагательно извещать территориальный орган ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, что отражено в заявлении от 19 июля 2007 года и удостоверено его подписью. Так как ФИО4 своевременно не сообщил в Управление о трудоустройстве в октябре 2015 года, за период с 1 февраля 2016 года по 31 августа 2017 года ему излишне выплачена пенсия в общей сумме 10941,00 руб. В соответствии со ст.28 Закона №400-ФЗ за несвоевременное предоставление таких сведений и выплату в связи с этим излишних сумм пенсии гражданин несет ответственность и возмещает органам ПФР причиненный ущерб. В соответствии с пунктом 101 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 года №885н суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты, излишне выплаченные пенсионеру в связи с нарушением им требований ч.5 ст.26 Закона № 400-ФЗ, определяются за весь период, в течение которого выплата пенсии пенсионеру производилась неправомерно. Согласно п.2 ч.1 ст.29 Закона №400-ФЗ удержание излишне выплаченных сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты, образовавшихся вследствие нарушения пенсионером требования ч.5 ст.26 указанного закона, может производиться на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в размере, не превышающем 20% пенсии. В связи с переплатой сумм пенсии, образовавшейся в связи с нарушением пенсионером положений ч.5 ст.26 Закона №400-ФЗ, Управлением на основании п.2 ч.1 ст.29 Закона №400-ФЗ было вынесено решение о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру от 29 декабря 2017 года № 605. Дополнительно пояснила, что страхователем ранее сведения о работниках предоставлялись в соответствии с требованиями Закона №212-ФЗ в состав отчетности за 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев и 12 месяцев не позднее 15 числа следующего за отчетным периодом. На момент индексации 1 февраля 2016 года у ответчика отсутствовали сведения о трудоустройстве ФИО1. Указанные сведения были предоставлены страхователем в составе годовой отчетности 15 февраля 2016 года. Обязанность по уточнению факта осуществления (прекращения) трудовой деятельности возложена на органы Пенсионного фонда с 1 мая 2016 года в связи с изменением порядка предоставления сведений персонифицированного учета, в частности их предоставления страхователями ежемесячно. При получении сведений в мае 2016 года о работе ФИО1 в апреле 2016 года, оснований для принятия решения о пересмотре ранее принятого решения о выплате пенсии ФИО1 с учетом индексации не было, так как Пенсионный фонд не имеет возможности проверить каждого пенсионера. Они не проверяют, имелись ли основания для назначении выплаты пенсии с учетом индексации на момент ее проведения. Если пенсия назначена с учетом индексации, в случае выявления факта трудоустройства пенсионер продолжает получать пенсию с учетом ранее законно проведенной индексации, что предусмотрено ч.8 ст.26.1 Закона №400-ФЗ. При следующей индексации, последняя пенсионеру в этом случае не производится. Полагала, что предусмотренное ч.5 ст.26.1 Закона №400-ФЗ и ст.7 Закона №385-Ф3 право пенсионера предоставить в Пенсионный фонд сведения о своем трудоустройстве не отменяет его обязанности уведомлять Пенсионный фонд об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии. В переходный период с 1 октября 2015 года пенсионерам указанными нормами предлагалось дополнительно уведомить Пенсионный фонд о своем трудоустройстве. Учет факта трудоустройства либо его прекращения осуществляется Пенсионным фондом для принятия решения о назначении пенсии после прекращения работы. В иске просила отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон №400-ФЗ).

Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности урегулированы положениями ст.26.1 Закона №400-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.26.1 Закона №400-ФЗ в редакции от 29 декабря 2015 года пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно ст.7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №385-Ф3 «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» в случае прекращения работы и (или) иной деятельности в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года пенсионер вправе не позднее 31 мая 2016 года представить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы и (или) иной деятельности, в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу частей 4, 5, 6 ст.26.1 Закона №400-ФЗ, введенных в действие с 1 мая 2016 года, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с п.2.2 ст.11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В соответствии с п.5 ст.26 Закона №400-ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Пунктом 2 ст.28 Закона №400-ФЗ установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч.5 ст.26 Закона №400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.1 ст.29 Закона №400-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч.3 ст.29 Закона №400-ФЗ).

Из положения п.101 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года №885н (далее Правила №885н) следует, что излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона №400-ФЗ, в том числе в связи с представлением недостоверных сведений или несвоевременным представлением сведений, предусмотренных ч.5 ст.26 Закон №400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с п.3 ч.1 ст.25 Закона №400-ФЗ, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

Судом установлено, что ФИО1 является получателем страховой пенсии. Обращаясь 19 июля 2007 года с заявлением о назначении пенсии, им было дано обязательства извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение о наступлении всех обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, в том числе об изменении места жительства.

С 1 октября 2015 года ФИО1 трудоустроен в ПАО «АСЗ», о чем ФИО1 территориальный орган Пенсионного фонда не уведомил.

В соответствии со ст.6 Закона №385-ФЗ с 1 февраля 2016 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ФИО1 проиндексирован на коэффициент, равный 1,04 и размер его пенсии с учетом индексации составил 14796,97 руб. (л.д.56).

Анализируя приведенные положения Закона №400-ФЗ и Закона №385-ФЗ суд приходит к выводу о том, что на момент индексации фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ФИО1 на 1 февраля 2016 года в силу положения ч.1 ст.26.1 Закона №400-ФЗ последний права на получение пенсии с учетом индексации не имел как работающий пенсионер.

Нормы ст.7 Закона №385-ФЗ о предоставлении пенсионерам права предоставления до 1 июня 2016 года в Пенсионный фонд сведений о прекращении (возобновлении) трудоустройства в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года носят уточняющий характер и распространяются на случаи прекращения пенсионером трудовой деятельности в целях принятия Пенсионным фондом решения о выплате страховой пенсии или фиксированной выплаты с учетом индексации в порядке ч.3 ст.26.1 Закона №400-ФЗ.

Ни указанное положение ч.2 ст.7 Закона 358-ФЗ, ни ч.5 ст.26.1 Закона №400-ФЗ не отменяет действие ч.6 ст.25 Закона №400-ФЗ, обязывающей пенсионера уведомлять Пенсионный фонд о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

Вместе с тем, судом установлено, что в связи с предоставлением с 15 февраля 2016 года по нормам ч.9 ст.15 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, а в последствии 1 мая 2016 года по нормам п.2.2 ст.11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ страхователем сведений персонифицированного учета в отношении ФИО1 о его трудоустройстве, ответчик располагал сведениями о выплате ему фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации, назначенной без наличия к тому законных оснований, однако решения о пересмотре ранее вынесенного решения о выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии без индексации не принял.

Суд отвергает доводы представителя ответчика о невозможности принятия решения о пересмотре ранее вынесенного решения о назначении фиксированной выплаты к страховой пенсии и ее выплате без учета индексации, поскольку он противоречит положениям ч.6 ст.26.1, ч.4 ст.28 Закона №400-ФЗ и п.88 Правил №885н.

Так, п.88 Правил №885н установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно ч.4 ст.28 Закона №400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

При этом следует отметить, что случай выплаты пенсии после пересмотра ранее вынесенного решения о выплате пенсии без удержаний регламентирован положением ч.10 ст.26.1 Закона №400-ФЗ. Так, приведенной нормой установлено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Указанное положение согласуется с п.91 Правил №885н, согласно которому в случае пересмотра решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) на основании сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях», повлиявших на сумму страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащую выплате, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации без удержаний и доплат за прошлое время (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 86 настоящих Правил).

В частности п.86 Правил №885н предусмотрено, что при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Таким образом, законодателем определено основание для осуществления выплаты пенсии без удержаний после принятия решения о пересмотре ранее приятного решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в частности в случае непредставления страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Вместе с тем, невыполнение ответчиком возложенных на него частями 4 и 6 ст.26.1, ч.4 ст.28 Закона №400-ФЗ обязанностей по уточнению факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положений частей 1-3 настоящей статьи и принятию ими соответствующего решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации либо без нее, а также о пересмотре ранее принятого решения, не освобождает пенсионера от обязанности, установленной ч.6 ст.25 Закона №400-ФЗ по уведомлению Пенсионного фонда о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера подлежащих ему выплат.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что причинение убытков ответчику в виде излишне выплаченных ФИО1 сумм пенсии, о взыскании которых было принято оспариваемое истцом решение, находится в причинно-следственной связи с нарушением пенсионером обязанности, предусмотренной ч.5 ст.26 Закона №400-ФЗ, что свидетельствует о его недобросовестности, в связи с чем положения ст.1109 Гражданского кодекса РФ к спорным правоотношениям применению не подлежат.

Учитывая изложенное, оснований для признания решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольск-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края незаконным по доводам искового заявления не усматривается, в связи с чем исковые требовании ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Поскольку требования о возложении обязанности исключить из решения информацию об излишне выплаченных суммах и взыскании удержанных из пенсии ФИО1 денежных средств непосредственно вытекают и тесно взаимосвязаны с первоначальным требованием, в удовлетворении которых истцу отказано, оснований для их удовлетворения не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольск-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о признании решения незаконным, возложении обязанности исключить из решения информацию об излишне выплаченных суммах, взыскании удержанных денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Фадеева