ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-121/2016 от 06.04.2016 Михайловского районного суда (Амурская область)

РЕШЕНИЕ дело № 2-121/2016

именем Российской Федерации

06 апреля 2016 года с. Поярково

Михайловский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ситниковой Е.В.,

при секретаре Гуркиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МО МВД России «Михайловский» Амурской области о признании оружия бесхозяйным, обращении его в собственность Российской Федерации, направлении оружия на утилизацию,

УСТАНОВИЛ:

Представитель МО МВД России «Михайловский» Амурской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать бесхозяйным 5 единиц оружия и направлении его на утилизацию. В обоснование указано, что с ДД.ММ.ГГГГ года на хранении в КХО МО МВД России «Михайловский» находится 5 единиц оружия: 1) «<данные изъяты> Указанное оружие в базах данных не числится, на учете в направлении лицензионно-разрешительной работы МО МВД России «Михайловский» не состоит, так как не соответствует ГОСТам. До настоящего времени владельцы либо наследники не предприняли действий по получению права владения указанным оружием. Ссылаясь на положения ФЗ «Об оружии», Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, ст. 225 ГК РФ, заявитель просит признать указанные единицы оружия бесхозяйными, признать право собственности на бесхозяйное имущество за Российской Федерацией, решить вопрос о направлении данного оружия для утилизации на склад ФКУ ЦХ и СО УМВД России по Амурской области.

Представитель заявителя, представители заинтересованных лиц УМВД России по Амурской области, Территориального управления Росимущества в Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Из отзывов на заявление следует, что у заинтересованных лиц не имеется возражений относительно заявленных требований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

Изучив доводы заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст.ст.125,214 ГК РФ от имени Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно положениям ст. 28 ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право:- производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения;- безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях;- требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций;- при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений;- обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.

Положениями п.1 ст. 27 ФЗ «Об оружии» установлены случаи изъятия оружия и патронов к нему органами внутренних дел. Также указанной статьей закреплено, что порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации. Распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее Правила).

Согласно п.78 Правил изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 79 Правил установлено, что оружие и патроны изъятые органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами. Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п.82 Правил по результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение.

В пункте 83 Правил закреплено, что изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

На основании Приказа МВД РФ от 12.04.1999 № 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" утверждена "Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", в которой установлены полномочия сотрудников органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Таким образом, проанализировав указанные нормы права, суд приходит к выводу, что МО МВД России «Михайловский» осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в области оборота оружия и имеет полномочия по заявлению рассматриваемого требования в суд.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В соответствии с п.5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества.

Таким образом, реализация конфискованного, движимого бесхозяйного имущества, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами.

В соответствии с п.3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу п.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п.2 настоящей статьи, либо брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В силу ст. 6 ФЗ «Об оружии» на территории Российской Федерации запрещается оборот гражданского и служебного оружия.

Положениями ст. 13 ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что оружие подлежит обязательной регистрации, то есть граждане (физические лица) и юридические лица могут владеть, пользоваться и распоряжаться оружием исключительно на основании разрешения (лицензии), выдаваемой органами внутренних дел. При регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ принято на хранение найденное оружие ««<данные изъяты>», 16 калибра, ствол -цевье – «», что подтверждается квитанцией . ДД.ММ.ГГГГ на хранение, принято найденное оружие «<данные изъяты>», 16 калибра, ствол- колодка- цевье – (квитанция ). ДД.ММ.ГГГГ на хранение, принято найденное оружие «<данные изъяты>», 16 калибра, ствол-колодка– «», без цевья (квитанция ). ДД.ММ.ГГГГ на хранение принято найденное оружие «<данные изъяты>», 12 калибр, ствол- «», колодка-цевье –«». (квитанция87). ДД.ММ.ГГГГ принято на хранение оружие, 12 калибра, без номеров (квитанция ).

По сведениям информационной базы данных и автоматизированной информационной поисковой системы оружие, указанное в иске, по учетам не значится.

Из справки об исследовании от ДД.ММ.ГГГГ, составленной старшим экспертом ФИО2 экспертно-криминалистической группы с дислокацией в <адрес> УМВД России по <адрес> МО МВД России «Михайловский», следует, что представленное на исследование оружие является:

двуствольным гладкоствольным огнестрельным охотничьим ружьем модели «<данные изъяты>» 16 калибра, с номером на цевье и стволе «П »;

двуствольным гладкоствольным огнестрельным охотничьим ружьем модели «<данные изъяты>» 12 калибра без номеров;

двуствольным гладкоствольным огнестрельным охотничьим ружьем модели <данные изъяты>» 16 калибра с номером на колодке «», цевье «» и стволе «»;

двуствольное гладкоствольное огнестрельное охотничье ружье модели «<данные изъяты>» 16 калибра с номером на колодке и стволе «», без цевья;

двуствольным гладкоствольным огнестрельным охотничьим ружьем модели «<данные изъяты>» 12 калибра, с номером стволе «», на колодке, цевье «».

Патронники всех ружей пусты. У ружья модели «<данные изъяты>» 16 калибра с номером на колодке и стволе «» отсутствует цевье. У остальных ружей основные детали в наличии. Ружье модели «<данные изъяты>» 16 калибра с номером на колодке «», цевье «» и стволе «» изготовлено из разных частей ружей одинаковой модели. Все ружья загрязнены, покрыты коррозией в виде ржавчины, в стволах имеются раковины, на деревянных частях ружей имеются многочисленные сколы и трещины, имеется шат между соединениями основных частей оружия.Двуствольное гладкоствольное охотничье ружье модели «<данные изъяты>» 16 калибра с номером на цевье и стволе «» для производства выстрелов не пригодно. Ружье модели «<данные изъяты>» 16 калибра с номером на колодке «», цевье «» и стволе «» пригодно для производства отдельных выстрелов из правового ствола. Остальные ружья представленные на исследование пригодны для производства отдельных выстрелов.

Таким образом, суд находит, что не соответствующее ГОСТу №Р 50529-2010 (п.4 «Требование безопасности», п.п. 4.1 «Требование безопасности оружия», 4.1.2 «Требование к внешнему виду», 4.1.3. «Требование к безопасности функционирования»), оружие подлежит уничтожению.

Учитывая установленные обстоятельства, отсутствие регистрации прав на оружие, в отношении которого заявлены требования, суд приходит к выводу о том, что заявление МО МВД России «Михайловский» о признании 5 единиц оружия бесхозяйными, признании права собственности на такое оружие за Российской Федерацией, и направлением оружия на утилизацию, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 293 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Заявление МО МВД России «Михайловский» Амурской области удовлетворить.

Признать бесхозяйным и обратить в собственность Российской Федерации движимое имущество: 1) <данные изъяты>

Обязать МО МВД России «Михайловский» направить пять единиц оружия: <данные изъяты> на утилизацию на склад вооружения ФКУ ЦХ и СО УМВД России по Амурской области.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.В. Ситникова

Решение в окончательной форме изготовлено 11.04.2016

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>