ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-122 от 09.02.2012 Илекского районного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Илекский районный суд Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Илекский районный суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        дело № 2-122/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Илек 09 февраля 2012 года

Илекский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Мруговой Л.К.,

с участием: заместителя прокурора  Парапановой И.В.,

при секретаре судебного заседания Никишиной Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора , предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования  сельсовет  о признании незаконным бездействия и об обязании принять меры по разработке и утверждению генерального плана поселения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор  в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования  сельсовет  о признании незаконным бездействия и об обязании принять меры по разработке и утверждению генерального плана поселения, в котором указывает, что в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В силу части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.

Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются в том числе на документы территориального планирования муниципальных образований (часть 2 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относятся и генеральные планы поселений.

В силу части 1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей территории такого поселения.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана принимаются главой местной администрации поселения.

С 31 декабря 2012 г. Градостроительным кодексом РФ и ст. 4.1 Федерального закона от 29декабря2004года N191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» будет введен ряд ограничений по использованию территорий при отсутствии утвержденных документов территориального планирования.

Так, в силу части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ с 31.12.2012 года не будет допускаться принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами Согласно части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ с 31.12.2012 года не будет допускаться осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ с 31.12.2011 года не будет допускаться выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случая.

Кроме того, пунктом 14 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 31 декабря 2012 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не будет осуществляться. Тогда как, правила землепользования и застройки поселения в силу статья 31 Градостроительного кодекса РФ подготавливаются, в том числе с учетом утвержденного генерального плана поселения.

Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что генеральный план поселения является основным градостроительным документом, определяющим перспективы развития поселения на длительный срок, а его отсутствие с ДД.ММ.ГГГГ приведет к невозможности распоряжению земельными участками, выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости.

Прокуратурой  в январе 2012 года проведена проверка исполнения земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что решение о подготовке проекта генерального плана  сельского поселения главой местной администрации поселения не принято, в бюджете муниципального образования  сельсовет на 2012 год на разработку генерального плана поселения бюджетные средства не предусмотрены.

Подобная ситуация с непринятием мер по разработке генерального плана поселения недопустима, поскольку приведет к грубым нарушениям прав неопределенного круга лиц, вызванной невозможностью с ДД.ММ.ГГГГ распоряжения земельными участками, выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости и свидетельствует о невыполнении полномочий в указанной сфере.

В связи с этим, прокурор  просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования  сельсовет, выразившееся в непринятии в соответствии с требованиями статьи 24 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке проекта генерального плана поселения и мер по утверждению генерального плана в установленном законом порядке и обязать администрацию муниципального образования  сельсовет  до ДД.ММ.ГГГГ принять в соответствии с требованиями статьи 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана поселения и направить проект генерального плана на утверждение в Совет депутатов муниципального образования  сельсовет.

В судебном заседании заместитель прокурора  Парапанова И.В. поддержала иск прокурора  по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании глава муниципального образования  сельсовет  Н.А.А. не присутствует, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав заместителя прокурора  Парапанову И.В. и изучив документы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно исследованного в судебном заседании распоряжения администрации  сельсовета  от ДД.ММ.ГГГГ № Н.А.А. приступил к исполнению обязанностей главы администрации муниципального образования  сельсовет .

В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно части 1 статьи 132 органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

Часть 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.

Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Часть 2 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что документы территориального планирования подразделяются в том числе на документы территориального планирования муниципальных образований, а часть 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ указывает на то, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относятся и генеральные планы поселений.

В силу части 1 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ подготовка генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей территории такого поселения.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения. Решение о подготовке проекта генерального плана принимаются главой местной администрации поселения.

С 31 декабря 2012 г. Градостроительным кодексом РФ и ст. 4.1 Федерального закона от 29декабря2004года N191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» будет введен ряд ограничений по использованию территорий при отсутствии утвержденных документов территориального планирования.

Согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ (водится в действие с 31 декабря 2012 года) не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 6 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ (водится в действие с 31 декабря 2012 года) не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ(водится в действие с 31 декабря 2012 года) не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случая.

Пунктом 14 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (водится в действие с 31 декабря 2012 года) предусмотрено, что при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не будет осуществляться.

В силу статьи 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки подготавливается, в том числе с учетом утвержденного генерального плана поселения.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона, главой администрации  сельсовет  Н.А.А. до настоящего времени не принято решение о подготовке проекта генерального плана  сельского поселения и в бюджете муниципального образования  сельсовет на 2012 год на разработку генерального плана поселения бюджетные средства не предусмотрены.

Данное обстоятельство подтверждается письменным объяснением главы муниципального образования  сельсовет  Н.А.А. прокурору , из которого усматривается, что на территории муниципального образования  сельсовет не утвержден генеральный план поселения, документы территориального планирования не приняты.

Вместе с тем, из исследованного судом соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией  сельсовета  о передаче осуществления части полномочий, следует, что администрации  сельсовета переданы полномочия на утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что генеральный план поселения является основным градостроительным документом, определяющим перспективы развития поселения на длительный срок, а его отсутствие с ДД.ММ.ГГГГ приведет к невозможности распоряжению земельными участками, выдачи разрешения на строительство объектов недвижимости, что нарушает права и свободы граждан Российской Федерации.

В соответствии со статьей 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.

На основание изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковое заявление прокурора  – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования  сельсовет, выразившееся в непринятии в соответствии с требованиями статьи 24 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке проекта генерального плана поселения и мер по утверждению генерального плана в установленном законом порядке.

Обязать администрацию муниципального образования  сельсовет  до ДД.ММ.ГГГГ принять в соответствии с требованиями статьи 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана поселения и направить проект генерального плана на утверждение в Совет депутатов муниципального образования  сельсовет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд, через Илекский районный суд, в течение 30 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Мругова Л.К.

Мотивированное решение изготовлено 13.02.2012.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Мругова Л.К.