Дело № 2-32/2022 (2-1220/2021)
УИД - 56RS0024-01-2021-002180-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2022 года п. Новосергиевка Оренбургская область
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Дроновой Т.М.,
при секретаре Миморовой С.А.,
с участием старшего помощника прокурора Новосергиевского района Баева А.В.,
ответчика Панченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в лице Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области к Панченко Александру Александровичу о признании действий, распоряжений незаконными, взыскании начисленных и выплаченных премий,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области в интересах муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в лице Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области обратился суд с вышеуказанным иском к Панченко А.А., указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства на территории муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области. В ходе проведения проверки соблюдения бюджетного законодательства в администрации МО «Покровский сельсовет» установлено, что председателем Совета депутатов Панченко А.А., который являлся одновременно главой администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, изданы распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о премировании себя, как главы администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, в размере одного месячного фонда оплаты труда за выполнение особо важных и сложных заданий, а также ко «Дню местного самоуправления». Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Действия Панченко А.А. по изданию распоряжений о премировании в отношении самого себя и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств в виде премий на сумму 227 967,72 руб. (по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ начислено и выплачено 41 671,63 руб., по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ – 16 027,55 руб., по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ – 41 671,63 руб., по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ – 41 671,63 руб., по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ – 43 462,64 руб., по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ – 43 462,64 руб.) являются коррупционным правонарушением, так как в этих действиях главы Покровского сельсовета Новосергиевского района Оренбургской области Панченко А.А. усматривается неурегулированный конфликт интересов. Изучение протоколов заседаний представительного органа – Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области показало, что вопросы премирования на обсуждение не выносились. Заявления от Панченко А.А. в комиссию по урегулированию конфликта интересов в ДД.ММ.ГГГГ не поступали. Деятельность Панченко А.А. как председателя Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области привела к нарушению прав муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района на решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий. При указанных обстоятельствах Панченко А.А. при наличии неурегулированного конфликта интересов не имел право на принятие соответствующих распоряжений о выплате самому себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий и ко Дню местного самоуправления. В результате неправомерных действий главы муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Панченко А.А., последнему из местного бюджета муниципального образования незаконно производились выплаты на премиальные вознаграждения, нарушены интересы муниципального образования в области бюджетных правоотношений, что является основанием для обращения прокурора Новосергиевского района в защиту интересов муниципального образования, согласно статье 45 ГПК РФ.
Просит признать незаконными действия председателя Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области Панченко А.А., выразившееся в издании незаконных распоряжений о премировании самого себя за выполнение особо важных и сложных заданий и ко Дню местного самоуправления. Признать незаконными распоряжения председателя Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области Панченко А.А. от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ «О премировании». Взыскать с главы администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Панченко А.А. в пользу бюджета муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района суммы полученных премиальных выплат в размере 227 967,72 руб.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика главы администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Панченко А.А. на надлежащего ответчика Панченко А.А.
В судебном заседании старший помощник прокурора Новосергиевского района Баев А.В. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик Панченко А.А. с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Третье лицо Совет депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.
Заслушав Баева А.В., ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п.п. 2, 8, 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 11.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Правовой статус главы муниципального образования определен в ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В ч. 4 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (п.п. 1-5 ч. 4 ст. 36 Федерального закона 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 5.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Законе Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» (ч.ч. 2, 4 ст. 14, ч.ч. 1, 7 ст. 15, части 4, 5, 5.1 ст. 16 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области»).
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 16 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» глава муниципального образования представляет совету депутатов муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных советом депутатов муниципального образования.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Покровский сельсовет Новосергиевского района определены Уставом муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, принятым решением Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Устава структуру органов местного самоуправления муниципального образования Покровский сельсовет составляют, в том числе представительный орган муниципального образования - Совет депутатов сельсовета; глава муниципального образования - глава сельсовета; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) - администрация сельсовета.
Согласно п.п. 2, 5, 9 ст. 24 Устава к исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Совет депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района заслушивает ежегодные отчеты главы сельсовета о результатах его деятельности, деятельности администрации сельсовета и иных подведомственных главе сельсовета органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района (ч. 2 ст. 24 Устава).
Глава сельсовета является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 28 Устава).
Глава сельсовета в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов (ч. 8 ст. 28 Устава).
Полномочия главы муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района закреплены в части 1 статьи 29 Устава.
Глава сельсовета в том числе представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельсовета; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов; издает в пределах своих полномочий правовые акты; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области; обладает правом внесения в Совет депутатов проектов муниципальных правовых актов; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам (пункты 1, 2, 3, 5, 6, 10 ч. 1 ст. 29 Устава).
Решением Совета депутатов МО «Покровский сельсовет» Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о денежном содержании выборного должностного лица в муниципальном образовании Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области (далее - Положение), которым определены условия оплаты труда главы муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района.
Состав денежного содержания главы муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области установлен в п. 3 Приложения № к решению Совета депутатов МО «Покровский сельсовет» Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ№.
Денежное содержание главы муниципального образования состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь; премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
В соответствии с Приложением № к решению Совета депутатов МО «Покровский сельсовет» Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ№ глава муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района премируется в пределах бюджетных ассигнований по фонду оплаты труда за выполнение особо важных и сложных заданий ежеквартально, к профессиональному празднику «День местного самоуправления» в размере одного месячного фонда оплаты труда; по итогам года в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда.
К категории особо важных и сложных заданий относится выполнение особо важной работы, совмещение функций, не оговоренных в трудовом договоре, применение передовых приемов и методов труда и передача опыта молодым работникам; за активное участие в общественной и культурной работе, высокое качество выполняемой работы, систематическое досрочное выполнение работы с проявлением разумной инициативы; за успешно проведенные масштабные организационные культурно – массовые мероприятия; за совершение иной работы, сопряженной с особой нагрузкой и сложностью.
Согласно п. 4 Приложения № к решению Совета депутатов МО «Покровский сельсовет» Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ№ решение о премиях за выполнение особо важных и сложных заданий и их размерах оформляются распоряжениями (приказами) соответствующего представителя нанимателя (работодателя).
На основании ч. 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ к расходным обязательствам муниципального бюджета устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В соответствии с ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Расходы на денежное содержание главы муниципального образования выделяются отдельными строками бюджетной классификации, входят в состав защищенных статей, входят в фонд оплаты труда и утверждаются решением Совета депутатов о бюджете поселения на соответствующий год.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Панченко А.А. избран главой муниципального образования - председателем Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области.
На основании распоряжения администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Панченко А.А. приступил к исполнению обязанностей главы муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, главы администрации Покровского сельсовета Новосергиевского района Оренбургской области, председателя Совета депутатов Покровского сельсовета Новосергиевского района Оренбургской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Председателем Совета депутатов Панченко А.А., который являлся одновременно главой администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, изданы распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о премировании себя, как главы администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, в размере одного месячного фонда оплаты труда за выполнение особо важных и сложных заданий, а также ко «Дню местного самоуправления».
На основании указанных распоряжений Панченко А.А. были начислены премии на общую сумму 227 967,72 руб. (по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ начислено 41 671,63 руб., по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ – 16 027,55 руб., по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ – 41 671,63 руб., по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ – 41 671,63 руб., по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ – 43 462,64 руб., по распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ – 43 462,64 руб.). Указанные денежные средства выплачены ответчику за минусом подоходного налога в размере 198 331,92 руб.
Прокуратурой Новосергиевского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства на территории муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области.
В ходе проведения проверки установлено, что Панченко А.А., являясь председателем Совета депутатов и одновременно главой администрации муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района единолично вынес распоряжения о выплате себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, ко «Дню местного самоуправления».
Учитывая, что глава муниципального образования избирается Советом депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования (Совету депутатов), то именно данный орган - Совет депутатов - полномочен принимать решения о премировании главы муниципального образования Панченко А.А. за выполнение особо важных и сложных заданий, ко «Дню местного самоуправления». Поскольку уполномоченным органом - Советом депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области - решения о премировании главы муниципального образования за 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ, ко «Дню местного самоуправления», за 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ, за 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ, за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ не издавались, суд приходит к выводу о том, что действия председателя Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области Панченко А.А. о премировании главы администрации Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области Панченко А.А. являются незаконными, как и распоряжения председателя Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области Панченко А.А. о премировании главы администрации Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области Панченко А.А., так как изданы неуполномоченным лицом, поскольку из вышеприведенных положений закона следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района.
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий (за 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ, за 2 квартал ДД.ММ.ГГГГ, за 3 квартал ДД.ММ.ГГГГ, за 4 квартал ДД.ММ.ГГГГ, за ДД.ММ.ГГГГ,) ко «Дню местного самоуправления» главе муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, предусмотренные Положением о денежном содержании выборного должностного лица муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района, Положением о порядке и условиях выплаты премий выполнение особо важных и сложных заданий, премий по результатам деятельности за год выборному должностному лицу в органе местного самоуправления муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, включены в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе являются поощрительными выплатами, осуществление которых зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района представительным органом муниципального образования - Советом депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района за выполнение особо важных и сложных заданий, ко «Дню местного самоуправления» относится к компетенции Совета депутатов муниципального образования.
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Аналогичные положения установлены частью 5.2 статьи 16 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 года «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» и пунктом 10 статьи 28 Устава муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Таким образом, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№ в администрацию муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области письменное уведомление об урегулировании конфликта интересов за ДД.ММ.ГГГГ не поступало.
Таким образом, действия Панченко А.А. по изданию распоряжений о премировании самого себя и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств являются коррупционным правонарушением, поскольку в этих действиях имеется неурегулированный конфликт интересов, меры по урегулированию конфликта интересов Панченко А.А. не принимались.
С учетом вышеизложенного, в действиях Панченко А.А. при получении им премий имеет место недобросовестность, поскольку он, будучи одновременно председателем Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, в полномочия которого входит в том числе созыв заседаний Совета депутатов, вопросы о своем премировании на разрешение Совета не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом и Уставом муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Учитывая, что Панченко А.А. незаконно в качестве премий были начислены денежные средства в размере 227 967,72 руб., вместе с тем учитывая, что на руки ответчиком было получено 198 331,92 руб. за вычетом подоходного налога, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что с Панченко А.А. в пользу МО Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в качестве неосновательного обогащения подлежат взысканию денежные средства в размере 198 331,92 руб., соответственно исковые требования прокурора Новосергиевского района в данной части подлежат частичному удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Новосергиевского района, действующего в интересах муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в лице Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области, подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области в лице Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области к Панченко Александру Александровичу о признании действий, распоряжений незаконными, взыскании начисленных и выплаченных премий - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия председателя Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области Панченко Александра Александровича, выразившееся в издании незаконных распоряжений о премировании самого себя за выполнение особо важных и сложных заданий и ко Дню местного самоуправления.
Признать незаконными распоряжения председателя Совета депутатов муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области Панченко Александра Александровича от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ «О премировании».
Взыскать с Панченко Александра Александровича в пользу муниципального образования Покровский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области 198 331 (сто девяносто восемь тысяч триста тридцать один) рубль 92 копейки.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Т.М. Дронова
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2022 года.
Судья Т.М. Дронова