ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1224/17 от 25.10.2017 Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2-1224/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2017 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Гук Н.А.,

при секретаре Гохнадель Н.Н.,

с участием

представителя истца УПФР по г. Орску – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области к ФИО2 о взыскании неосновательно полученной суммы,

УСТАНОВИЛ:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (далее по тексту УПФР в г.Орске Оренбургской области) обратилось в суд с иском, в котором просило взыскать с ФИО2 в его пользу неосновательно полученную сумму в размере 120 175 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 603,50 руб.

В обоснование иска указал, что в соответствии с Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами и инвалидами с детства 1 группы», как трудоспособному неработающему лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом ответчику была установлена ежемесячная компенсационная выплата (КТЛ).

Пунктом 13 Правил осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 02 мая 2013 г. № 397 (далее по тексту - Правил) предусмотрена обязанность лица, осуществляющего уход, известить орган, осуществляющий выплату пенсии и другие социальные выплаты, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты.

Положения норм пенсионного законодательства разъяснялись ответчику при обращении в Пенсионный фонд.

Согласно поступившим в УПФР сведениям, установлено, что ответчик с 13 ноября 2015 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, в территориальный орган ПФР, в нарушение своих обязательств, не сообщила об обстоятельствах, влекущих прекращение компенсационных выплат.

Выплата КТЛ прекращена с 01 июля 2017 года.

Таким образом, за период 01 декабря 2015 года по 30 июня 2017 года, ежемесячная компенсационная выплата в сумме 120 175 руб. произведена ответчиком безосновательно.

Размер ежемесячной компенсационной выплаты составляет 5 500 рублей.

Сумма КТЛ, увеличенная на районный коэффициент равна 6 325 рублей.

Период переплаты -19 месяцев. 19 мес. х 6 325 руб.= 120 175 рублей.

Ответчику направлялось уведомление о переплате компенсационной выплаты с предложением добровольно возвратить неосновательно полученную сумму. Однако сумма переплаты компенсационной выплаты, образовавшаяся по вине ответчика, не возвращена.

В судебном заседании представитель истца УПФР по г. Орску – ФИО1 (доверенность № 6 от 09 января 2017 года), уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика неосновательно полученную сумму в размере 37 950 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 338,50 руб., поскольку в ходе подготовки дела к судебному разбирательству был уточнен период переплаты, который составляет с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года.

Просил возвратить излишне уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину в размере 2 265 руб.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась.

Извещалась о дне, времени и месте рассмотрения дела по месту жительства и регистрации: <адрес>.

Факт регистрации и проживания подтверждается актом ООО «ЛКС-2».

Однако, конверты возвращены в суд с отметкой об истечении срока хранения.

В силу п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным выше. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу. Также сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения (п. 67). Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68).

В данном случае, судебные извещения не были вручены ответчику по обстоятельствам, зависящим от него – в связи с истечением срока хранения, что свидетельствует о недобросовестном несении ответчиком своих гражданско-процессуальных прав. Установить причину неявки ответчика суду не представляется возможны.

С учетом того, что судом предприняты все меры для вручения ответчику судебных извещений, однако он не обеспечил получение почтовой корреспонденции, поступающей по месту его жительства, о перемене своего адреса суду не сообщил, не проявил должной заинтересованности в рассмотрении гражданского дела, суд, в силу статьи 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, считая надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО2, как трудоспособному неработающему лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом была установлена ежемесячная компенсационная выплата (КТЛ), установленная в соответствии с Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами и инвалидами с детства 1 гр.».

Компенсационная выплат ФИО2 назначена и выплачивалась на основании ее письменного заявления от 13 апреля 2009 года.

С ФИО2 13 апреля 2009 года взято обязательство в случае поступления на работу, осуществления предпринимательской деятельности, назначения пенсии, пособия по безработице, а также при наличии других обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячной денежной компенсации, в течение пяти дней сообщить органу, назначившему (выплачивающему) компенсацию.

В случае излишне полученной суммы ежемесячной денежной компенсации ФИО2 обязалась добровольно возместить ущерб, причиненный управлению пенсионного фонда.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что компенсационная выплата выплачивались ФИО2 до 01 июля 2017 года.ФИО2 в период с 13 ноября 2013 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 13 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I групп, утв. постановлением Правительства РФ от 2 мая 2013 г. № 397 лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии и другие социальные выплаты о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

Согласно п. 12 Правил осуществление ежемесячной выплаты прекращается в следующих случаях:

а) смерть ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы либо лица, осуществлявшего уход, а также признание их в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими;

б) прекращение осуществления ухода лицом, осуществлявшим уход, подтвержденное заявлением ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (законного представителя) или инвалида с детства I группы (законного представителя) и (или) актом обследования органа, осуществляющего выплату пенсии;

в) назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера;

г) назначение лицу, осуществляющему уход, пособия по безработице;

д) выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы;

е) истечение срока, на который ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы была установлена категория "ребенок-инвалид" либо I группа инвалидности с детства;

ж) достижение ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему по достижении этого возраста не установлена I группа инвалидности с детства;

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии; в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, повлекло за собой перерасход средств, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)

Судом установлено, что ФИО2 в нарушение требований закона и принятого на себя обязательства в срок, не превышающий 5 суток, не сообщила УПФР в г. Орске Оренбургской области о том, что она занимается оплачиваемой трудовой деятельностью, в связи, с чем излишне получила компенсационную выплату в размере 120 750 руб.

21 июля 2017 года ответчику направлено уведомление о выявлении переплаты бюджетных средств по выплаченным суммам компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом С, ДД.ММ.ГГГГ рождения в сумме 120 750 руб. с предложением возместить излишне полученные бюджетные средства в добровольном порядке в течение двух месяцев после направления уведомления. Однако до настоящего времени ущерб ответчику истцом не возмещен.

В ходе судебного разбирательства истцом уточнен период переплаты, который составляет с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года.

Согласно представленному истцом расчету переплата за период с 01 января 2017 года по 30 июня 2017 года составляет 37 950 руб.

При таких обстоятельствах неосновательно полученная С компенсационная выплата должна быть возвращена истцу.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы, в том числе, расходы по оплате госпошлины (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Суду представлено платежное поручение № 285914 от 05.09.2017 года, согласно которому истцом оплачена государственная пошлина в сумме 3 603,50 руб. при подаче искового заявления в суд.

Учитывая то, что государственная пошлина взыскивается пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, то размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца, составляет 1 338,50 руб.

Истец просит вернуть излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 265 руб.

Согласно ст. 93 ГПК РФ основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно п.13 ч.1 ст. 333.20 НК РФ при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления, административного искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска, административного иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины

В силу п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

Истцом оплачена государственная пошлина в сумме 3 603 рубля по платежному поручению № 285914 от 05.09.2017 года.

Таким образом, истцом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 2 265 рублей.

Учитывая вышеизложенное, заявление истца о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2 265 рублей подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области к ФИО2 о взыскании неосновательно полученной суммы, удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Орске Оренбургской области 37 950 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 1 338,50 руб.

Обязать ИФНС РФ по г. Орску возвратить Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области государственную пошлину в размере 2 265 руб., уплаченную Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области по платежному поручению № 285914 от 05.09.2017 года.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г. Орска, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 30 октября 2017 года.

Судья Н.А. Гук