КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 сентября 2014 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Лопаевой Г.И.,
с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Вечеркиной Ю.В.,
при секретаре Делимовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ СО – УСП МСР СО по г. Краснотурьинску о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор г. Краснотурьинска, действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском о возложении обязанности по приобретению для ФИО1, относящегося к категории детей-сирот, жилого помещения не ниже установленной в ГО Краснотурьинск нормы предоставления жилого помещения и распределении данного жилого помещения ФИО1, указав, что в соответствии с действующим жилищным законодательством и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 года, ФИО1, не имеющего жилья, не предоставлено жилое помещение на условиях найма специализированного жилого помещения.
Просит суд обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанности: выделить денежные средства государственному казённому учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (ГКУ СО «Фонд жилищного строительства») для приобретения (строительства, реконструкции) ФИО1 жилого помещения не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения; распределить приобретённое (построенное, реконструированное) жилое помещение ФИО1
обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приобрести в собственность Свердловской области жилое помещение не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1, заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения, распределённого ему, площадью не менее установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения;
обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить жилое помещение, приобретённое для ФИО1 в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области;
обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Краснотурьинску (далее ТОИО ГВ СО УСП-МСП СО по г. Краснотурьинску) обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения, распределенного ФИО1
В судебном заседании помощник прокурора г. Краснотурьинска Вечеркина Ю.В. уточнила исковые требования прокурора города Краснотурьинска, изложив их в следующей редакции, где просит возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанности: приобрести для ФИО1, <дата обезличена> года рождения, жилое помещение не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей и распределить приобретенное жилое помещение ФИО1;
обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приобрести в собственность Свердловской области жилое помещение не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1, заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения, распределённого ей, площадью не менее установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения;
обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить жилое помещение, приобретённое для ФИО1 в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области;
обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Краснотурьинску (далее ТОИО ГВ СО УСП-МСП СО по г. Краснотурьинску) обеспечить подписание договора найма специализированного жилого помещения, распределенного ФИО1
В обоснование уточненных исковых требований прокурора города Краснотурьинска, помощник прокурора г. Краснотурьинска Вечеркина Ю.В. пояснила, что в ходе проведенной прокуратурой г. Краснотурьинска проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать <ФИО>1 решением Краснотурьинского городского суда от <дата обезличена> лишена родительских прав, отец юридически отсутствует.
Постановлением Главы муниципального образования «Город Краснотурьинск» от <дата обезличена> № над несовершеннолетним ФИО1 установлена опека с возложением обязанностей опекуна на <ФИО>2 (бабушку).
Пунктом 2 названного постановления за несовершеннолетним ФИО1 сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен>.
Приказом начальника ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску от <дата обезличена> № установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес обезличен>, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.
Приказом начальника ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску от <дата обезличена> № ФИО1 принят на учет для целей обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В <дата обезличена> ФИО1 закончил обучение в МБОУ «Вечерняя средняя общеобразовательная школа № 1» и поступил для дальнейшего обучения в ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский политехникум», которое окончил в июне 2014 года, получив две специальности.
По настоящее время требования законодательства не выполнены, жилое помещение на условиях договора специализированного найма жилого помещения ФИО1 не предоставлено, хотя право на его получение возникло с момента достижения совершеннолетия, то есть с <дата обезличена>.
Бездействие органов исполнительной власти, выразившееся в непредставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1, является незаконным, поскольку последний относится к категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», ему исполнилось 18 лет, он не имеет закрепленного жилого помещения или жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого им по договору социального найма, на основании чего ФИО1 обладает правом на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения в порядке обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования прокурора г. Краснотурьинска, пояснив в их обоснование, что его мать ФИО2 была лишена родительски прав в <дата обезличена> года, отец юридически отсутствует, проживает он у дяди по адресу: <адрес обезличен>, собирается трудоустраиваться. Его мать проживает в городе Краснотурьинске по <адрес обезличен> а, он по этому адресу только зарегистрирован, с матерью не общается. Из родственников у него имеются бабушка, брат и сестра, отношения с которыми он поддерживает. В <дата обезличена> окончил ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский политехникум», получил специальность. Своего жилья он не имеет, никто его ему не предоставлял, состоит на учете для получения жилья. Просит удовлетворить уточненные исковые требования, заявленные в его интересах прокурором города Краснотурьинска, в полном объеме.
Представитель ответчика ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте его рассмотрения путем направления судебной повестки, от начальника Управления ФИО3 поступил отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Не согласившись с исковыми требованиями прокурора г. Краснотурьинска представитель ответчика ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску начальник управления ФИО3 в отзыве на исковое заявление указала, что в соответствии с абз. 13 подп. 25 п. 12 «Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области Управлении социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску» Управление осуществляет принятие на учет и ведение учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигших возраста 14 лет, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, лиц из числа детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с пунктом 8 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок предоставления жилых помещений), утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 г. № 527-ПП основанием для заключения с детьми - сиротами договора найма специализированных жилых помещений являются приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям - сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета.
Управление только вносит предложения по распределению жилых домов и обеспечивает подписание договоров детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которым уже распределены жилые помещения. Фонд жилищного строительства подготавливает приказ о распределении детям - сиротам жилых помещений, а Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области непосредственно распределяет жилые помещения по приказу.
Уполномоченной организацией по заключению договора найма специализированных жилых помещений является Фонд жилищного строительства. УСП лишь осуществляет подписание договоров детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которым уже распределены жилые помещения.
Приказом начальника ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску от <дата обезличена> № установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес обезличен>, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.
ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (Приказ УСП по г. Краснотурьинску от <дата обезличена> № 108).
До настоящего времени жилое помещение ФИО1 не распределено, договор найма специализированного жилого помещения не оформлен, поэтому отсутствует обязанность УСП по г. Краснотурьинску обеспечить подписание истцом договора найма специализированного жилого помещения.
Просит отказать в удовлетворении части исковых требований, заявленных прокурором г.Краснотурьинска к УСП по г.Краснотурьинску, полагая, что Управление надлежащим ответчиком по данному иску не является.
Представитель Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился. Представитель Министерства ФИО4, действующий на основании доверенности, направил в суд письменный отзыв на иск, в котором также просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика ФИО4 указал, что Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
В соответствии с ч. 2 п. 4 Порядка составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета), утвержденного приказом Минфина Свердловской области от 02.12.2009 № 152, бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников). Бюджетная роспись составляется в той же классификации расходов (источников финансирования дефицитов бюджетов), в которой составлена сводная бюджетная роспись областного бюджета.
Пунктами 3,4 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи предусматривается утверждение показателей сводной бюджетной росписи по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
Статьей 7 Закона Свердловской области от 09.12.2013 № 125-03 "Об областном бюджете па 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" утверждено Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Свердловской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на 2014 год. Строкой 1758 названного Распределения предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями: по договорам найма специализированных жилых помещений, а строкой 1762 - бюджетные ассигнования на обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся. без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Следовательно, Министерство уполномочено на составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, а также распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Однако в бюджетной росписи Министерства, в соответствии с которой ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд) осуществляет размещение государственных заказов на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот, не может предусматриваться разделение бюджетных ассигнований, предусмотренных на приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам, по отдельным муниципальным образованиям Свердловской области, а также для приобретения жилых помещений конкретным лицам из числа детей-сирот. Соответственно, при распределении Фонду бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам Министерством также не может предусматриваться разделение соответствующих бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по отдельным муниципальным образованиям Свердловской области, равно как и разделение указанных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств на цели приобретения жилых помещений конкретным лицам из числа детей-сирот. Таким образом, нет законных оснований для возложения на Министерство г обязанности по выделению средств областного бюджета для приобретения ФИО1 жилого помещения. Полномочия Министерства как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, не позволяют распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств Фонду на приобретение жилого помещения конкретному лицу из числа детей-сирот.
Пунктом 6 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок приобретения) и пунктом 7 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее - Порядок предоставления), утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП, установлено, что Фонд размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает соответствующие государственные контракты. В дальнейшем Министерство своими приказами распределяет конкретным лицам из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения, которые уже построены (приобретены) в соответствии с государственными контрактами за счет средств областного бюджета. На основании изложенного, просит отказать прокурору г. Краснотурьинска, действующему в интересах ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
Представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области ФИО5, действующая на основании доверенности от <дата обезличена> №, в судебное заседание также не явилась, направила письменный отзыв, в котором ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие Министерства. Просит отказать прокурору г. Краснотурьинска, действующему в интересах ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о зачислении жилого помещения, приобретенного для ребенка-сироты, в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области по следующим основаниям.
Согласно Федеральному закону от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в Свердловской области приняты Областные законы от 07.12.2012. № 95-03 «Об управлении государственным жилищным фондом Свердловской области» и от 07.12.2012 № 96-03 «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области». Внесены изменения в Областные законы от 20.02.2006 № 3-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» и от 22.03.2006 № 17-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области».
В целях реализации вышеназванных федеральных и областных законов, на основании которых изменился порядок и основания предоставления жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детям-сиротам). Правительством Свердловской области приняты постановление от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - постановление № 491-ПП) и постановление от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, утвержденный постановлением № 527-ПП).
В соответствии с указанными постановлениями главным распорядителем средств областного бюджета, за счет которых осуществляется обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в соответствии с бюджетной росписью которого государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств, заключает соответствующие государственные контракты и договоры найма специализированных жилых помещений.
К компетенции Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, согласно установленному порядку, относятся функции по учету жилых помещений для детей-сирот.
Так, согласно подпункту 2 пункта 1 постановления № 491-ПП Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области определено в качестве уполномоченного органа по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот, по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для указанной категории лиц, по управлению данными жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 9 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, утвержденного постановлением № 527-ПП, жилые помещения для детей- сирот, приобретенные в областную собственность в соответствии с указанным Порядком, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и права оперативного управления Фонда.
Пунктом 10 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, утвержденного постановлением № 527-ПП, определено, что Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет учет жилых помещений, приобретенных детям-сиротам, включенных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, в Реестре государственного имущества Свердловской области.
Таким образом, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не участвует в приобретении (строительстве) жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области детям-сиротам, а также в предоставлении таких жилых помещений лицам, относящимся к указанной категории, и заключении с ними договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области, находящегося в оперативном управлении ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».
Действия, указанные в пунктах 9, 10 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, утвержденного постановлением № 527-ПП, в том числе издание приказа по зачислению жилых помещений для детей-сирот в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, осуществляются Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области во внесудебном (административном) порядке и в силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.Поскольку в соответствии с установленным порядком Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области не наделено полномочиями по совершению сделок, связанных с передачей жилых помещений, приобретенных для детей-сирот, или изданию правовых актов, которые порождают гражданские права и обязанности, оно в силу своей правосубъектности подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности по данному делу.
Представитель ответчика ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» ФИО6, действующая на основании доверенности № от 19.03.2014, в судебное заседание также не явилась, направив ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя Фонда, в котором указала, что в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 года «Об утверждении Порядка приобретения жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» источником финансирования являются средства областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительство и развития инфраструктуры Свердловской области, а получателем бюджетных средств является Фонд.
В связи с тем, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, а согласно ст. ст. 124, 125 ГК РФ к субъекту гражданского права Свердловской области применяются нормы юридического лица, в том числе в судах, где от ее имени выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющих статус этих органов, и область отвечает по своим обязательствам имуществом, то иски надлежит предъявлять к субъекту Российской Федерации Свердловской области, которая определяет своего представителя в судах в установленном порядке.
Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области.
Так же согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство Российской Федерации Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключен подпункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди на основании договора социального найма жилого помещения и не установлен срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами власти Свердловской области - Управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области.
Согласно приказа ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску от <дата обезличена> № ФИО1 принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Считает, что права истца не нарушаются, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных истцом требований в первоочередном порядке, вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
Судом, с учетом мнения истца, помощника прокурора г. Краснотурьинска Вечеркиной Ю.В. определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Выслушав истца, помощника прокурора г. Краснотурьинска Вечеркину Ю.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании из копии свидетельства о рождении ФИО1 IX-АИ № (л.д. 9), справки о рождении № от <дата обезличена> (л.д. 10), установлено, что его родителями являются <ФИО>3 и <ФИО>4
Также в судебном заседании установлено, что ФИО1, относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку его мать <ФИО>1 решением Краснотурьинского городского суда от <дата обезличена> лишена родительских прав (л.д. 11), отец юридически отсутствует.
Постановлением Главы муниципального образования «Город Краснотурьинск» от <дата обезличена> № над несовершеннолетним ФИО1 установлена опека с возложением обязанностей опекуна на <ФИО>2 (бабушку).
Пунктом 2 названного постановления за несовершеннолетним ФИО1 сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 13).
Согласно копии диплома о начальном профессиональном образовании выданного <дата обезличена> ФИО1, последний окончил обучение в ГБОУ СПО СО «Краснотурьинский политехникум» г. Краснотурьинска Свердловской области. (л.д. 20).
Приказом начальника ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску от <дата обезличена> № установлен факт невозможности проживания ФИО1 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес обезличен>, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.
<дата обезличена> ФИО1 обратился с заявлением о постановке его на учет для предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 21).
Приказом начальника ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску от <дата обезличена> № ФИО1 принят на учет для целей обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 7).
Согласно справки ООО «РЕСУРС» от <дата обезличена> по адресу: <адрес обезличен> зарегистрирован <ФИО>5, совместно с ним по данному адресу зарегистрированы ФИО2, ФИО1 с <дата обезличена>, несовершеннолетние <ФИО>6, <ФИО>7 (л.д. 17).
В соответствии с п. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Из ответа на запрос начальника УСП МСП СО по г. Краснотурьинску, направленного филиалом «Северное Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» СОГУП «Областной Центр недвижимости» от <дата обезличена> усматривается, что за ФИО1, <дата обезличена> года рождения, право собственности на недвижимое имущество в городе Краснотурьинске Свердловской области не зарегистрировано (л.д. 16).
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от <дата обезличена>, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах ФИО1 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества по Свердловской области (л.д. 15).
В настоящее время ФИО1 временно проживает по <адрес обезличен>
Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, жилого помещения для проживания с момента исполнения воинской обязанности – несения службы по призыву.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.02.2012 № 15-ФЗ внесены изменения в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Статьей 26 Областного закона Свердловской области от 23.10.1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (в ред. от 07.12.2012 № 100-ОЗ) также гарантировано право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в детские организации, к родственникам, опекунам (попечителям), на сохранение права на жилую площадь, на которой они проживали ранее, а при отсутствии такого права – на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.02.2012 № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 года, действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пп. 6 ст. 2 Закона Свердловской области «Об учёте граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» от 22.03.2006 года № 17-03, учёту для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области подлежат, в том числе, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот.
В соответствии с п. 1 ст. 19 названного Закона территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области составляются списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года № 491-ПП к исполнительным органам государственной власти, уполномоченным на приобретение и предоставление жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, относится Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п.1). Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа осуществляется за счёт средств областного бюджета, выделяемых ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в установленном порядке (п.2).
Порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан определён Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 года № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей», согласно которому обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам является ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
В соответствии с абз. 4 п. 3 названного Порядка предоставление жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не менее 45 квадратных метров.
Действие настоящего Порядка распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Закона.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязанность исполнительных органов по месту жительства лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить жилым помещением указанных лиц по достижении ими возраста 18 лет или по окончании их пребывания в учреждениях образования, социальных учреждений и т.д.
По смыслу положений законодательства жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения предоставляется такой категории граждан по достижении ими 18 лет либо по окончании образовательных учреждений при отсутствии у них жилья или права пользования жилым помещением.
Учитывая, что ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ему исполнилось 18 лет, он не имеет закрепленного жилого помещения, то истец обладает правом на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения в порядке обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ приведенного законодательства позволяет суду сделать вывод, что обязанность по приобретению и предоставлению жилья ФИО1 за счет средств областного бюджета возлагается на их главного распорядителя - Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, как уполномоченного исполнительного органа государственной власти по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, а также по содержанию таких жилых помещений, и как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных для приобретения жилья данной категории лиц.
При этом уполномоченным органом по приобретению и содержанию жилых помещений, заключению договоров найма специализированных жилых помещений, приобретенных за счет средств областного бюджета, является их получатель - Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в силу вышеуказанных норм наделено полномочиями по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа; по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем внесения сведений о жилых помещениях для указанной категории лиц и по управлению данными жилыми помещениями. Жилые помещения для детей-сирот, приобретенные в областную собственность, зачисляются приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области после регистрации права собственности Свердловской области и оперативного управления Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».
Таким образом, исковые требования прокурора, заявленные к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» являются законными и подлежащими удовлетворению.
Относительно требований, заявленных к ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по г.Краснотурьинску, суд не считает возможным их удовлетворить по следующим основаниям.
Установлено, что Министерство социальной политики Свердловской области является уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету лиц, относящихся к указанной категории, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
ТОИОГВ СО - УСП МСП Свердловской области по г. Краснотурьинску в силу п.9 Порядка предоставления жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП осуществляет подписание договоров детьми-сиротами и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми распределены жилые помещения.
В ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что приказом начальника ТОИО ГВ СО-УСП МСП СО по г. Краснотурьинску от <дата обезличена> № ФИО1 принят на учет для целей обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку для ФИО1 жилое помещение на день рассмотрения данного гражданского дела не приобретено, право собственности за Свердловской областью на него не зарегистрировано, как и право оперативного управления Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства», которым, соответственно, не оформлен договор найма, отсутствует и обязанность ТОИОГВ СО - УСП МСП Свердловской области обеспечить подписание данного договора, касающегося истца.
Руководствуясь ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах ФИО1, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», к ТОИОГВ СО – УСП МСР СО по г. Краснотурьинску о предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести для ФИО1 жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей и распределить жилое помещение ФИО1.
Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства»
- приобрести в собственность Свердловской области жилое помещение не ниже установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения для предоставления по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1.
- заключить с ФИО1 договор найма специализированного жилого помещения, распределённого ей, площадью не менее установленной в муниципальном образовании «Городской округ Краснотурьинск» нормы предоставления жилого помещения;
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить жилое помещение, приобретённое для ФИО1 в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах ФИО1, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Краснотурьинску отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через суд г. Краснотурьинска.
Председательствующий: судья (подпись) Лопаева Г.И.
Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 07.09.2014.
СОГЛАСОВАНО
Судья: Г.И. Лопаева