ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1228/19 от 11.07.2019 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2-1228/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2019 года г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы

в составе

председательствующего судьи Романовой В.А.,

при секретаре Негодяевой Л.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пензенской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК – 7 УФСИН России по Пензенской области о понуждении к выполнению законных требований,

УСТАНОВИЛ:

Истец Пензенская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику ФКУ ИК – 7 УФСИН России по Пензенской области, указав, что Пензенской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка деятельности ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области по соблюдению федерального законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Согласно ч.ч. 10 и 11 ст. 12 УИК РФ порядок осуществления прав осужденных устанавливается Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Статьёй 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм обеспечить инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условиями для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям), а также создать возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

Приказом Минстроя РФ от 14.11.2016 №798/пр утвержден Свод правил. СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - Свод правил), которые предназначаются для общественных, жилых и производственных зданий, и обеспечивают для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.

Сводом правил регламентируются требования к оборудованию помещений и их элементов, в частности требования к санитарно-бытовым помещениям.

Так, согласно п.п. 6.3.1 - 6.3.5 Свода правил следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. В кабине в уборных и иных санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки стационарных и откидных опорных поручней, поворотных или откидных сидений. Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения следует предусматривать закрытые душевые кабины с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу и выходом непосредственно из гардеробной. Доступная душевая кабина для маломобильных групп населения должна быть оборудована переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным на высоте не более 0.48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями. Глубина и длина сиденья должны быть не менее 0,5 м.

Размеры, типы опорных устройств и технические требования к ним определены «ГОСТ Р 51261 -2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденным приказом Росстандарта от 17.11.2017 №1772-ст.

Согласно результатам прокурорской проверки в нарушение указанных требований законодательства санитарно-бытовые помещения для осужденных в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области не оборудованы необходимым количеством опорных настенных поручней, ручным душем, переносными или закрепленными на стене складными сиденьями.

В частности, в душевых комнатах отряда СУ ОН и помещения для проведения длительных свиданий отсутствуют предусмотренные законодательством настенные опорные поручни, переносное или складное сиденье, закрепленное на стене на высоте не более 0.48 м. от уровня поддона глубиной и длиной не менее 0.5 м.

Помещение помывочной в банно-прачечном комбинате не оборудовано закрытой душевой кабиной с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу с переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, глубиной и длиной сиденья не менее 0,5 м. и расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными опорными поручнями.

Комнаты санузла в помещении для проведения длительных свиданий, отряда СУОН и карантинного отделения не оборудованы стационарными и откидными опорными поручнями для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Указанные обстоятельства существенным образом нарушают требования действующего законодательства и охраняемые законом права осужденных маломобильных групп населения, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрена защита жизни и здоровья и другие нематериальных благ в судебном порядке.

Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокуратурой предъявляется исковое заявление в соответствии со ст. 45 ГПК РФ о возложении на руководителя обязанности устранить нарушения законодательства на объектах с массовым пребыванием людей, к которым относится ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области, поскольку численность и состав осужденных и сотрудников учреждения постоянно меняется, определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

Согласно Уставу ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России.

Таким образом, устранение выявленных в результате прокурорской проверки нарушений законодательства должно быть произведено за счет средств ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории Пензенской области Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области.

На основании изложенного просил обязать ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области устранить выявленные нарушения законодательства, а именно:

1. Оборудовать душевые комнаты отряда СУОН и помещения для
проведения длительных свиданий настенными опорными поручнями,
переносными или складными сиденьями глубиной и длиной не менее 0,5 м..
закрепленными на стене на высоте не более 0,48 м. от уровня поддона;

2. Оборудовать помещение помывочной в банно-прачечном комплексе
закрытой душевой кабиной с нескользким полом и поддоном без порога с
открыванием двери наружу с переносным или закрепленным на стене складным
сиденьем, глубиной и длиной сиденья не менее 0,5 м. и расположенным на высоте
не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями;

3. Оборудовать туалетные комнаты в помещении для проведения
длительных свиданий, отряда СУОН и карантинного отделения стационарными и
откидными опорными поручнями для инвалидов с нарушением опорно-
двигательного аппарата.

В процессе рассмотрения дела уточнил заявленные требования и просил обязать ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 31.12.2020. а именно:

1. Оборудовать душевые комнаты отряда СУОН и помещения для
проведения длительных свиданий настенными опорными поручнями, переносными или складными сиденьями глубиной и длиной не менее 0,5 м.. закрепленными на стене на высоте не более 0,48 м. от уровня поддона;

2. Оборудовать помещение помывочной в банно-прачечном комплексе
закрытой душевой кабиной с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу с переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, глубиной и длиной сиденья не менее 0,5 м. и расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями;

3. Оборудовать туалетные комнаты в помещении для проведения длительных свиданий, отряда СУОН и карантинного отделения стационарными и откидными опорными поручнями для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В настоящем судебном заседании представитель истца Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – действующий по доверенности ФИО1 уточненные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы указанные в иске.

Представитель ответчика ФКУ ИК – 7 УФСИН России по Пензенской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании поддержала письменные возражения на иск в которых указала, что на основании Распоряжения ФСИН России от 30.09.2015 г. № 128-р «о плане мероприятий ("Дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний». Данное Распоряжение предусматривает реализацию мероприятий, предусмотренных Дорожной картой ФСИИ России, направлению на повышение возможности инвалидов вести независимый образ жизни, создание инвалидам дополнительных условий для обеспечения равенства возможностей, обеспечение исполнения в установленной сфере деятельности ФСИН России международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, и требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты инвалидов.

Также в данном Распоряжении предусмотрены сроки исполнения, а именно:

-П. 3 «Перечня мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов. федеральной службы исполнения наказаний» предусматривает принятие мер для обеспечения доступа инвалидов к объектам, которые до проведения капитального ремонта или реконструкции не соответствуют требованиям доступности для инвалидов (на основании Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 N181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") до 31.12.2020 г.

- п.7 обеспечение инвалидам возможности самостоятельного или с помощью сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудник) передвижения
по территории, на которой расположены объекты, входы на такие объекты и выходы из них (на основании Статья 15 Федерального закона or 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") до 31.12.2020 г.На основании изложенного просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица УФСИН России по Пензенской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо oт их организационно-правовых форм обеспечить инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условиями для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям), а также создать возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них. в том числе с использованием кресла-коляски.

В статье 15 выше указанного Федерального закона также указано, что Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти. осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом) регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций. Восполнение данной нормы закона, а также в соответствии с пунктом I части 4 статьи 2Ь Федерального закона от 01.12.2014 X? 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» Федеральной службой исполнения наказаний было подписано распоряжение от 30.09.2015 г. № 128-р «О плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний». Данным распоряжением утвержден План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов ФСИН. Пунктом 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной зашиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственною пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. N "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само} правления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности" постановлено:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.

2. Федеральным органам исполнительной власти разработать планы
мероприятий ("дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельное! и в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, и утвердить их в срок, обеспечивающий реализацию соответствующих мероприятий начиная с 1 января 2016 г.

Согласно Правил, федеральными органами исполнительной власти по перечню, согласно Приложения №1 ( Минтруд России. Минюст России. Минздрав России, и т.д.) а также находящимися в их ведении федеральными службами утверждаются планы мероприятий, предусматривающие сроки их реализации.

В соответствии с пунктом 9 Правил, перечень мероприятий и сроки их реализации, определяются утверждающим план мероприятий органом исполнительной власти исходя из бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год. предусмотренных в целях повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.

Реализация мероприятий, предусмотренных Распоряжением (Дорожной картой) ФСИН России 128-р. направлена на повышение возможности инвалидов вести независимый образ жизни, создание инвалидам дополнительных условий для обеспечения равенства возможностей, обеспечение исполнения в установленной сфере деятельности ФСИН России международных обязательств. принятых на себя Российской Федерацией в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, и требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной зашиты инвалидов. Согласно Приложения №2 к Плану мероприятий («дорожной карте») определен перечень мероприятий и сроки их реализации. Так для принятия мер для обеспечения доступа инвалидов к объектам, которые до проведения капитального ремонта или реконструкции не соответствует требованиям доступности для инвалидов - установлен срок до 31.12.2020 года (пункт 3 Приложения №2); для обеспечения условий беспрепятственного доступа к объектам для инвалидов, в том числе использующих кресла-коляски - срок до 31.12.2020 года.

В соответствии с распоряжением ФСИН России от 30.09.2015 №128-р в УФСИН России по Пензенской области (далее - УФСИН) утвержден обобщенный план мероприятий, необходимых для приведения объектов подведомственных учреждений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Ведется планомерная работа по реализации данных мероприятий за счет сил и средств подразделений, экономии денежных средств, образовавшейся по итогам проведения капитального ремонта объектов, а также по мере поступления целевых денежных средств из федерального бюджета. 17.05.2019 № исх-59/TO/l6-5283 в УКСНЭР ФСИН России было направлено письмо о выделении средств, в том числе для приобретения материалов на сумму 755.00 тыс. руб. для обеспечения инвалидов возможностью самостоятельного или с помощью сотрудников передвижения по территории учреждений, оборудования помещений банно-прачечных комбинатов настенными поручнями, закрытыми душевыми кабинами. В связи с чем требования прокуратуры необоснованные.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч.2 ст.1 УИК РФ одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации; …

Статьей 150 ГК РФ предусмотрена защита жизни и здоровья и другие нематериальных благ в судебном порядке.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ч.ч. 10 и 11 ст. 12 УИК РФ порядок осуществления прав осужденных устанавливается Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

В судебном заседании установлено, что Пензенской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка деятельности ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области по соблюдению федерального законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и других маломобильных категорий граждан.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьёй 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм обеспечить инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условиями для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям), а также создать возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.

Приказом Минстроя РФ от 14.11.2016 №798/пр утвержден Свод правил. СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - Свод правил), которые предназначаются для общественных, жилых и производственных зданий, и обеспечивают для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения.

Сводом правил регламентируются требования к оборудованию помещений и их элементов, в частности требования к санитарно-бытовым помещениям.

Так, согласно п.п. 6.3.1 - 6.3.5 Свода правил следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов доступные кабины в уборных, места в раздевальных ванных и душевых. В кабине в уборных и иных санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки стационарных и откидных опорных поручней, поворотных или откидных сидений. Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением зрения следует предусматривать закрытые душевые кабины с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу и выходом непосредственно из гардеробной. Доступная душевая кабина для маломобильных групп населения должна быть оборудована переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, расположенным на высоте не более 0.48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями. Глубина и длина сиденья должны быть не менее 0,5 м.

Размеры, типы опорных устройств и технические требования к ним определены «ГОСТ Р 51261 -2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденным приказом Росстандарта от 17.11.2017 №1772-ст.

Согласно результатам прокурорской проверки в нарушение указанных требований законодательства санитарно-бытовые помещения для осужденных в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области не оборудованы необходимым количеством опорных настенных поручней, ручным душем, переносными или закрепленными на стене складными сиденьями.

В частности, в душевых комнатах отряда СУ ОН и помещения для проведения длительных свиданий отсутствуют предусмотренные законодательством настенные опорные поручни, переносное или складное сиденье, закрепленное на стене на высоте не более 0.48 м. от уровня поддона глубиной и длиной не менее 0.5 м.

Помещение помывочной в банно-прачечном комбинате не оборудовано закрытой душевой кабиной с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу с переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, глубиной и длиной сиденья не менее 0,5 м. и расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными опорными поручнями.

Комнаты санузла в помещении для проведения длительных свиданий, отряда СУОН и карантинного отделения не оборудованы стационарными и откидными опорными поручнями для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Указанные обстоятельства существенным образом нарушают требования действующего законодательства и охраняемые законом права осужденных маломобильных групп населения, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрена защита жизни и здоровья и другие нематериальных благ в судебном порядке.

Согласно ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав неограничен, поэтому прокуратурой предъявляется исковое заявление в соответствии со ст. 45 ГПК РФ о возложении на руководителя обязанности устранить нарушения законодательства на объектах с массовым пребыванием людей, к которым относится ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области, поскольку численность и состав осужденных и сотрудников учреждения постоянно меняется, определить точный круг лиц, чьи права и интересы нарушаются, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.

Согласно Уставу ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Правительство Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России.

Таким образом, устранение выявленных в результате прокурорской проверки нарушений законодательства должно быть произведено за счет средств ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории Пензенской области Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области.

Данные обстоятельства подтверждается имеющимися материалами гражданского дела.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в настоящее время со стороны ФКУ ИК – 7 УФСИН России по Пензенской области нарушаются требования действующего законодательства и охраняемые законом права осужденных маломобильных групп населения, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

На основании Распоряжения ФСИН России от 30.09.2015 г. № 128-р «о плане мероприятий ("Дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов Федеральной службы исполнения наказаний». Данное Распоряжение предусматривает реализацию мероприятий, предусмотренных Дорожной картой ФСИИ России, направлению на повышение возможности инвалидов вести независимый образ жизни, создание инвалидам дополнительных условий для обеспечения равенства возможностей, обеспечение исполнения в установленной сфере деятельности ФСИН России международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов, и требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты инвалидов.

Также в данном Распоряжении предусмотрены сроки исполнения, а именно:

-П. 3 «Перечня мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов. федеральной службы исполнения наказаний» предусматривает принятие мер для обеспечения доступа инвалидов к объектам, которые до проведения капитального ремонта или реконструкции не соответствуют требованиям доступности для инвалидов (на основании Статья 15 Федерального закона от 24.11.1995 N181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") до 31.12.2020 г.

- п.7 обеспечение инвалидам возможности самостоятельного или с помощью сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудник) передвижения по территории, на которой расположены объекты, входы на такие объекты и выходы из них (на основании Статья 15 Федерального закона or 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") до 31.12.2020 г.

Однако реализация распоряжений в установленный срок не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.

При таких обстоятельствах исковые требования Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области о понуждении к выполнению законных требований подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пензенской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК – 7 УФСИН России по Пензенской области о понуждении к выполнению законных требований удовлетворить.

Обязать ФКУ ИК – 7 УФСИН России по Пензенской области устранить выявленные нарушения законодательства в срок до 31.12.2020. а именно: Оборудовать душевые комнаты отряда СУОН и помещения для
проведения длительных свиданий настенными опорными поручнями, переносными или складными сиденьями глубиной и длиной не менее 0,5 м.. закрепленными на стене на высоте не более 0,48 м. от уровня поддона; Оборудовать помещение помывочной в банно-прачечном комплексе
закрытой душевой кабиной с нескользким полом и поддоном без порога с открыванием двери наружу с переносным или закрепленным на стене складным сиденьем, глубиной и длиной сиденья не менее 0,5 м. и расположенным на высоте не более 0,48 м от уровня поддона, ручным душем, настенными поручнями; Оборудовать туалетные комнаты в помещении для проведения длительных свиданий, отряда СУОН и карантинного отделения стационарными и откидными опорными поручнями для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд города Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 16 июля 2019 года.

Председательствующий