ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1228/2023 от 12.12.2023 Советского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

УИД 68RS0003-01-2023-001558-80№ 2-1228/2023РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тамбов 12 декабря 2023 года

Советский районный суд г. Тамбова в составе судьи Андреевой О.С.,

с участием помощников прокурора Советского районного суда г. Тамбова Дубовицкого В.А., Кикина А.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Л.М., секретарями судебного заседания Чепурновой А.Н., Вязниковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Тамбова в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц о возложении на администрацию города Тамбова Тамбовской области обязанности по обращению в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, возложении обязанности по обеспечению технического содержания и обслуживания бесхозяйного недвижимого имущества с последующим заключением совместно с ООО «РКС-Тамбов» дополнительного соглашения о включении бесхозяйного недвижимого имущества в концессионное соглашение от 08.04.2021 года,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора обратился в Советский районный суд с иском к администрации в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - системы водоотведения, расположенной по адресу: г. а также обеспечить техническое содержание и обслуживание системы водоотведения с последующим включением в концессионное соглашение от , заключенное между муниципальным образованием городской округ (концедент), субъектов Российской Федерации «» (субъект) и Обществом с ограниченной ответственностью «Концессионные коммунальные системы» (с переименовано в ООО «РКС-Тамбов») (т. 1 л.д. 4-7).

В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Борисова А.В. о ненадлежащем техническом состоянии системы водоотведения по ул. . Проведенным с участием администрации , ООО «РКС-Тамбов», ООО «УК Север» комиссионным выездным осмотром системы водоотведения, расположенной по адресу: г. , установлено, что данный канализационный коллектор является бесхозяйным.

Владельцы трубопровода не установлены, его техническое обслуживание не осуществляется. В Реестре муниципального имущества система водоотведения, расположенная по адресу: г. , не числится.

В силу положений пунктов 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или)водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», целями данного закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статье 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных ст. 51 Закона о концессионных соглашениях.

Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

По общему правилу договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента (часть 7 статьи 7 Федерального закона от № 416-ФЗ, пункт 7 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ).

В то же время, исходя из публичного характера эксплуатации систем водоснабжения (водоотведения), Федеральный закон от № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает определенные гарантии нормального функционирования таких систем, обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения (водоотведения). К числу таких гарантий следует отнести наделение органов местного самоуправления поселений, городских округов правомочием определять для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующую организацию и устанавливать зоны её деятельности (пункт 2 части 1 статьи 6, часть 1 статьи 12 названного федерального закона).

Постановлением администрации от ООО «РКС-Тамбов» определена как гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - . В зоне эксплуатационной ответственности ООО «РКС-Тамбов» находятся объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории , и переданы ООО «РКС-Тамбов» по Концессионному соглашению от .

Сети водоотведения, расположенные по адресу: гне вошли в состав имущества концессионного соглашения, в связи с чем не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ООО «РКС-Тамбов».

Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Пунктом 1 статьи 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Из указанного следует, что органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и, тем самым, в определенной степени создавать необходимые условия контроля и надзора за ними.

В связи с тем, что объект недвижимого имущества - система водоотведения по адресу: грасположена в границах муниципального образования городской округ - и является бесхозяйной, непринятие администрацией мер по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.

Проверкой установлено, что обслуживание выявленного трубопровода и содержание не производится, не осуществляется технический контроль за его состоянием, что создает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций технического характера и может причинить вред неопределенному кругу лиц.

В заявлении от и.о. прокурора уточнил исковые требования (т. 2 л.д. 10-14) в части установления срока, до истечения которого администрации необходимо обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - системы водоотведения, расположенной по адресу: В (до ), а также обязать администрацию совместно с ООО «РКС-Тамбов» заключить дополнительное соглашение по включению системы водоотведения в концессионное соглашение от (до ).

В заявлении от и.о. прокурора уточнил исковые требования (т. 2 л.д. 89-90), просил возложить на администрацию обязанность обратиться в срок до в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - системы водоотведения, расположенной в от до коллектора в районе ; возложить на администрацию » обязанность по обеспечению технического содержания и обслуживанию системы водоотведения с последующим заключением совместно с ООО «РКС-Тамбов в срок до дополнительного соглашения по включению системы водоотведения в концессионное соглашение от .

В заявлении от прокурор Ельцов В.Н. просил принять отказ от исковых требований в части возложения на администрацию обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - наружной сети водоотведения от ул. до коллектора в районе , поскольку данное требование удовлетворено администрацией в добровольном порядке в процессе рассмотрения гражданского дела, прокурор просил прекратить производство по делу в данной части.

Также в заявлении от прокурор Ельцов В.Н. уточнил исковые требования (т. 2 л.д. 145-147), добавив новое требование о возложении на администрацию обязанности по обращению в срок до в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество - наружную сеть водоотведения, расположенную по адресу: Тамбовская до коллектора в районе ; а также уточнив требование о возложении на администрацию обязанности по техническому содержанию и обслуживанию системы водоотведения с последующим заключением в срок до дополнительного соглашения совместно с ООО «РКС-Тамбов» по включению наружной сети водоотведения, расположенной по адресу: до коллектора в районе , в концессионное соглашение от .

Определением Советского районного суда от был принят отказ истца от исковых требований в части возложения на администрацию обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - наружная сеть водоотведения от ул. до коллектора в районе , производство по гражданскому делу в данной части прекращено (т. 2 л.д. 150-151).

В ходе судебного разбирательства определением суда от к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «РКС-Тамбов» (т. 1 л.д. 142-143).

Также в ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, со стороны истца были привлечены: Министерство имущественных отношений и государственного заказа , МТУ Росимущества в Тамбовский и Липецких областях, ООО «Север» , УФАС по , а также собственники помещений в доме - Борисова А.В., Масленникова Е.Н., Масленникова ТС, Хулина И.В., Хулина И.В., Рыжкина О.В., ПОчечуева Н.В., Деза Д.А. (т. 1 л.д. 96-97, 217-218).

Помощники прокурора Дубовицкий В.А., Кикин А.Д, в ходе судебного разбирательства исковые требования с учетом последующих уточнений поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель администрации по доверенности Кулемина В..А, предоставив в материалы дела отзывы на исковые требования (т. 1 л.д. 40-45, 131-132, т. 2 л.д. 26-29), в ходе судебного разбирательства пояснила, что требования прокурора заявлены без учета предусмотренных законодательством и концессионным соглашением сроков для организации работ по выявлению признаков бесхозяйности системы водоотведения, кроме того, обращение в суд с иском о признании муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости является правом, а не обязанностью администрации.

Представитель администрации по доверенности Малахов М.А. в судебном заседании пояснил, что администрация в связи с постановкой бесхозяйного объекта недвижимости на учет в ЕГРН после истечения установленного законодательством срока планирует обратиться в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на данный бесхозяйный объект недвижимости, возражений относительно удовлетворения требования прокурора о возложении соответствующей обязанности на администрацию не высказал, оставил на усмотрение суда разрешение требования о возложении на администрацию обязанности по техническому содержанию и обслуживанию системы водоотведения с последующим заключением в срок до дополнительного соглашения совместно с ООО «РКС-Тамбов» по включению наружной сети водоотведения, расположенной по адресу: до коллектора в районе , в концессионное соглашение от .

Представитель ответчика ООО «РКС-Тамбов» по доверенности Сорокин Р.В. (т. 1 л.д. 31-35), предоставил в материалы дела отзывы на иск (т. 1 л.д. 29, 157-158, 233-235, т. 2 л.д. 93), в ходе судебного разбирательства возражал против удовлетворения требования прокурора о возложении обязанности заключить дополнительное соглашение по включению наружной сети водоотведения, расположенной по адресу: до коллектора в районе , в концессионное соглашение от , поскольку требование о включении объекта в концессионное соглашение законодателем ставится в зависимость от добровольного изъявления сторон, а также действия третьих лиц, поскольку при изменении условий концессионного соглашения необходимо получение согласия антимонопольного органа. При этом объект должен иметь технологическую связь с объектом концессии и быть бесхозяйным имуществом, поставленным на учет на основании п. 3 ст. 225 ГК РФ по заявлению органа местного самоуправления, а до признания права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь у неё может появиться собственник. Истец данным требованием вмешивается в договорные взаимоотношения хозяйствующих субъектов по концессионному соглашению, что недопустимо. Кроме того, к моменту исполнения решения суда после регистрации сети водоотведения в установленном порядке ООО «РКС-Тамбов» как Концессионер и Гарантирующая организация может перестать быть стороной концессионного соглашения, утратить статус гарантирующей организации. Также в соответствии с условиями Концессионного соглашения его стороны вправе, а не обязаны внести изменения в условия концессионного соглашения в части включения бесхозяйных объектов.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, со стороны истца: Министерство имущественных отношений и государственного заказа , МТУ Росимущества в Тамбовский и Липецких областях, ООО «Север» , УФАС по , а также собственники помещений в В по г. Тамбова- БОрисова АВ, Масленникова Е.Н., Масленникова ТС, Хулина И.В., Хулина И.В., Рыжкина О.В., ПОчечуева Н.В., Деза Д.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

От Министерства имущественных отношений и государственного заказа , МТУ Росимущества в Тамбовский и Липецких областях, ООО «Север», , УФАС по поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Управление Федеральной антимонопольной службы по предоставило в материалы дела свою письменную позицию (т. 2 л.д. 64-65), из которой следует, что положения Федерального закона от № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусматривают возможность внесения изменений в концессионное соглашение в части включения дополнительного имущества только в случае, если в ходе его реализации было выявлено бесхозяйное имущество, с учетом требований, установленных законодательством. Для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются вышеуказанные объекты, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Порядок и основания предоставления согласия на внесение изменений в концессионное соглашение установлены Правилами представления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от (пп. «е» п. 2, пп. «ж» п. 2 Правил). Для согласования изменений условий концессионного соглашения концедент или концессионер представляет в антимонопольный орган заявление и документы, в соответствии с требованиями, установленными пунктами 5-7 Правил. Таким образом, в случае выявления в ходе реализации концессионного соглашения технологически и функционально связанных с объектами коммунальной инфраструктуры бесхозных объектов таких систем, приобретенных в собственность концедентом, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем, стороны концессионного соглашения вправе внести изменения в условия концессионного соглашения в части включения бесхозных объектов, но только с согласия антимонопольного органа и в порядке, установленном Правилами.

В материалы дела из Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства , представляющее интересы , поступил отзыв на иск (т. 1 л.д. 159-161), из которого следует, что вопросы водоснабжения населения и вопросы водоотведения относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов. Бесхозяйный объект водоотведения - канализационный коллектор, расположенный по адресу: , расположен на территории городского округа - , следовательно, все вопросы по обеспечению надлежащего содержания объекта и его технической эксплуатации относятся к компетенции администрации . Концессионным соглашением в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности муниципального образования городской округ - от , заключенным между муниципальным образованием городской округ - (Концедент), субъектов Российской Федерации - (Субъект) и ООО «РКС-Тамбов» (Концессионер) определены права и обязанности каждой из сторон. Требования, указанные в исковом заявлении, не затрагивают права и обязанности Субъекта, определенных концессионным соглашением и относятся к компетенции администрации .

Суд, выслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой проведена проверка по обращению Борисова А.В. о ненадлежащем техническом состоянии системы водоотведения по ул. . Проведенным с участием администрации , ООО «РКС-Тамбов», ООО «Север» комиссионным выездным осмотром системы водоотведения, расположенной по адресу: г, установлено, что данный канализационный коллектор является бесхозяйным (т. 1 л.д. 8-23).

Из сообщения ООО «РКС-Тамбов» от в адрес заместителя прокурора Дубровин М.С. следует, что в зоне эксплуатационной ответственности ООО «РКС-Тамбов» находятся наружные сети водоотведения и водоснабжения, расположенные на территории и переданные ООО «РКС» по концессионному соглашению от . Сети водоотведения по адресу: г. не вошли в состав имущества концессионного соглашения, не входят в зону эксплуатационной ответственности ООО «РКС-Тамбов» и не переданы на обслуживание (т. 1 л.д. 15).

Как следует из сообщений МТУ Росимущества в Тамбовский и Липецких областях, Министерства имущественных отношений и государственного заказа сведения объекте недвижимости (наружная сеть водоотведения по адресу: до коллектора в районе ) в реестре федерального имущества, реестре государственной собственности не значатся (т. 1 л.д. 121-122, 125, 130, 181, т. 2 л.д. 110, 130, 132).

Из копии письма ООО «РКС-Тамбов» от исх. № К-01-05-1991 в адрес председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации следует, что сети водоотведения от улдо коллектора в районе (сети водоотведения от жилых домов по и 5в технологически присоединены в канализационном коллектору, проложенному по до соглашения ООО «РКС-Тамбов». Для включения данных объектов в перечень имущества Концессионного соглашения от они должны быть поставлены на государственный кадастровый учет и зарегистрированы в ЕГРН (т. 1 л.д. 15).

по заявлению администрации в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости - сооружение с , расположенном по адресу: до коллектора в районе , протяженность 938 метров, назначение: сооружение коммунального хозяйства, наименование: наружные сети водоотведения. Данный объект недвижимости принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, правообладателем объекта указан городской округ - . Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН по состоянию на (т. 2 л.д. 123-124).

В связи с добровольным выполнением администрацией в ходе судебного разбирательства требования прокурора о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости (наружная сеть водоотведения по адресу: , от ул. до коллектора в районе ) судом был принят отказ прокурора от данного требования, производство по делу в данной части прекращено.

Требования прокурора с учетом заявления об уточнении исковых требований от были дополнены требованием о возложении на администрацию обязанности по обращению в срок до в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество - наружную сеть водоотведения, расположенную по адресу: , от ул. до коллектора в районе .

Рассматривая указанное требование, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов (ч. 3 ст. 131 ГПК РФ).

Согласно положений ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно положений ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

РФ, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (ч. 1 ст. 124 ГК РФ).

В соответствии ч.1 ст. 51 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Частью 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Судом установлено, что объект недвижимости - наружная сеть водоотведения наружная сеть водоотведения по адресу: , от ,5В до коллектора в районе , принята на учет как бесхозяйный объект недвижимости, следовательно, администрация исполнила возложенную на неё как на орган местного самоуправления обязанность в отношении спорного объекта по организации постановки его в установленном порядке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.

В обоснование требования о возложении на администрацию обратиться в срок до в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на вышеуказанный бесхозяйный объект недвижимости, прокурор ссылается лишь на постановку спорного объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного, не приводя никаких иных доводов в обоснование того, чем бездействие администрации в виде непринятия мер по обращению в суд с иском о признании муниципальной собственности нарушает или может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Из содержания статей 1, 209, 218, 235 ГК РФ следует, что вещные права являются абсолютными и предоставленные правомочия пользования, владения и распоряжения приобретаются и прекращаются по своему усмотрению, если иное прямо не установлено в законе.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, является обязательной. Однако, последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления.

Кроме того, абз. 2 ч. 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрены сроки для обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (по истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи, а в случае постановки на учет линейного объекта - по истечении трех месяцев со дня постановки на учет).

Таким образом, у муниципального образования имеется право, а не обязанность инициировать вопрос о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

Обращение в суд является правом, реализация которого осуществляется добровольно, в связи с чем возможность обязать администрацию воспользоваться своим правом у суда отсутствует.

Более того, поскольку в настоящие время не истек срок, предусмотренный абз. 2 ч. 3 ст. 225 ГК РФ, со дня постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимости, в связи с чем не имеется оснований полагать, что администрация необоснованно уклоняется от совершения действий по инициированию вопроса о признании права муниципальной собственности на данный бесхозяйный объект.

Также нельзя не учитывать, что до признания права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, последний, в соответствии с требованиями ст. 225 ГК РФ, может быть вновь принят во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретен в собственность в силу приобретательной давности.

Помимо этого, как следует из объяснений представителя администрации в судебном заседании, администрация не уклоняется от обращения в суд с соответствующим иском и планирует сделать это по истечении срока, предусмотренного абз. 2 ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения требования прокурора о возложении на администрацию обязанности обратиться в срок до в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на недвижимое имущество - наружную сеть водоотведения, расположенную по адресу: , от ул. до коллектора в районе , поскольку данное требование не вытекает из установленного в ходе прокурорской проверки необоснованного бездействия администрации по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, кроме того, обращение с иском в суд является правом, а не обязанностью ответчика.

Рассматривая требования прокурора о возложении на администрацию обязанности по техническому содержанию и обслуживанию системы водоотведения с последующим заключением в срок до дополнительного соглашения совместно с ООО «РКС-Тамбов» по включению наружной сети водоотведения, расположенной по адресу: , от , 5В до коллектора в районе , в концессионное соглашение от , суд исходит из следующего.

Пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении установлено, что к вопросам местного знания муниципального, городского округа относится, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 4 части 6 статьи 14 Федерального закона от № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должны включаться предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ.

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Бремя содержания имущества по общему правилу, закрепленному в статье 210 ГК РФ, возлагается на его собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. В силу пункта 3 названной статьи средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 126 ГК РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование должно принять бесхозяйное имущество на учет и впоследствии признать на него право муниципальной собственности и обеспечить его эксплуатацию.

Таким образом, из вышеприведенных норм законодательства следует вывод, что система водоотведения относится к объектам инженерной инфраструктуры и априори является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на обустройство, содержание систем водоотведения является обязанностью органа местного самоуправления.

Обязанность по содержанию и обслуживанию бесхозяйной вещи возникает не с момента принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, а ранее, поскольку принятие мер по сохранности такого имущества требуется уже с момента его обнаружения.

Из материалов дела следует, что в настоящее время объект недвижимости (система наружного водоотведения) поставлен администрацией (правообладатель) на учет как бесхозяйное имущество в целях последующего обращения в суд с иском о признании на него права муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что не имеется оснований для дополнительного возложения на администрацию обязанности по обслуживанию и содержанию бесхозяйного объекта недвижимости, поскольку такая обязанность вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе ст. 225 ГК РФ.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о возложении на администрацию обязанности по обслуживанию и содержанию бесхозяйного объекта недвижимости - наружной сети водоотведения по адресу: , от ул. до коллектора в районе .

В соответствии со ст. 36 Устава (принят решением Тамбовской городской Думы от , зарегистрирован постановлением Думы от ) к полномочиям Администрации города относится управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами городской Думы; организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Постановлением Администрации от (ред. от ) «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения водоотведения городского округа - » определено ООО «РКС-Тамбов» гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения городского округа - . Зоной деятельности гарантирующей организации является территория городского округа - .

На основании решения Тамбовской городской от «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов холодного водоснабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности муниципального образования городской округ - » между муниципальным образованием городским округом - , от имени которого выступает администрация (Концедент), и ООО «Концессионные коммунальные системы» (Концессионер), а также субъектом Российской Федерации «» заключено Концессионное соглашение от (далее - концессионное соглашение) в отношении объектов холодного снабжения и водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в собственности муниципального образования городской округ - (т. 1 л.д. 40-45, 50-92).

ООО «Концессионные коммунальные системы» с изменило свое наименование на ООО «РКС-Тамбов».

В сведения о составе и описании Объекта Соглашения и (или) Иного имущества могут вноситься изменения в случае, в том числе, передачи Концедентом Концессионеру бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии со ст. 51 Федерального закона от № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в которой определены особенности заключения Концессионного соглашения, объектом которого являются в том числе и бесхозяйные объекты (пункт 11 Концессионного соглашения).

Согласно пункту 12 Концессионного соглашения внесение изменений в состав и описание объектов Соглашения и (или) иного имущества оформляется дополнительным соглашением к настоящему Соглашению, которое подписывается на основании решения Концедента об изменении состава Объекта Соглашения и (или) Иного имущества при условии получения согласия антимонопольного органа в установленным законодательством случаях.

Как следует из положения пунктов 21, 21.1 Концессионного соглашения, при выявлении бесхозяйных объектов (бесхозяйного имущества) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, эксплуатация таких объектов осуществляется Концессионером со дня подписания с уполномоченным органом местного самоуправления городского округа - передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Концедент обязуется не позднее чем через 6 месяцев с момента заключения Соглашения или с момента подписания передаточного акта, указанного в п. 21 Соглашения), обеспечить проведение в отношении технологически связанных бесхозяйных объектов водоснабжения и водоотведения кадастровых работ, обеспечить внесение сведений об объектах в ЕГРН, поставить их на учет как бесхозяйные. Концедент обязуется также обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на такие объекты не позднее, чем на третий рабочий день по истечении одного года с даты постановки бесхозяйного объекта водоснабжения и водоотведения на учет, в установленном порядке оформить право собственности, после чего передать их Концессионеру во владение и пользование с оформлением акта приема-передачи и включения в состав объекта Соглашения и (или) иного имущества путем оформления дополнительного соглашения. Государственная регистрация прав на недвижимое бесхозяйное имущество осуществляется в установленном законодательством порядке на основании заявления Концедента.

Согласно положений пунктов 132, 134, 138 Концессионного соглашения, последнее может быть изменено по соглашению сторон. Условия соглашения могут быть изменены по соглашению Сторон Соглашения на основании решения органа местного самоуправления (в случае изменения существенных условий Соглашения - Тамбовской городской Думой; в случае изменения условий, не являющихся существенными - Концедентом).

Для изменения условия Соглашения, в том числе условий, изменяемых по соглашению Сторон на основании решений органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении Концессионного соглашения, конкурсной документации, предложения о заключении Концессионного соглашения, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством.

Соглашение может быть изменено по требованию одной из сторон по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 13 Федерального закона от № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является РФ), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи, частью 7 статьи 5, частями 1, 3 и 4 статьи 20 и статьей 54 настоящего Федерального закона.

Согласно частью 3.8 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом которого является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

Таким образом, в случаях, установленных ч. 3.8 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях для изменения существенных условий концессионного соглашения требуется получение согласия антимонопольного органа.

Статье 43 Закона о концессионных соглашениях установлены особенности изменения условий концессионных соглашений, объектами которых являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего теплоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о концессионных соглашениях для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Указанное согласие требуется также в случае изменения условий концессионного соглашения по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 4 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее - Правила ), устанавливающие порядок получения согласия антимонопольного органа для изменений условий концессионного соглашения, а также основания для согласования либо отказа в согласовании внесения изменений в концессионное соглашение.

Подпунктом «е» пункта 2 Правил 368 установлены основания согласования антимонопольным органом изменений условий концессионного соглашения, которое осуществляется, в том числе, при выявление в соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях» в течение срока реализации концессионного соглашения технологически и функционально связанных с объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем бесхозяйных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющихся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.

При наличии оснований, указанных в п. 2 Правил , заявитель (концедент или концессионер) представляет в антимонопольный орган заявление о согласовании изменений условий концессионного соглашения и документы, предусмотренные пунктом 5 Правил .

Согласно подпункту «б» пункта 14 Правил антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения, если представленные документы не подтверждают возникновение оснований, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

При таких обстоятельствах, возможность включения бесхозяйного объекта в концессионное соглашение законодателем ставится в зависимость от добровольного волеизъявления сторон концессионного соглашения, а также от действий третьего лица (необходимо согласование изменений условий концессионного соглашения антимонопольным органом).

Исходя из этого, исполнение судебного акта ответчиками в случае удовлетворения требований прокурора будет поставлено в прямую зависимость от воли третьего лица (УФАС по ), на которое решением суда какие-либо обязанности возлагаться в рамках настоящего спора не могут.

С учетом приведенного порядка внесения изменений в условия концессионного соглашения, суд приходит к выводу о том, что на ответчиков не может быть возложена обязанность заключить совместными действиями дополнительное соглашение к концессионному соглашению, поскольку исполнение данной обязанности поставлено в зависимость от воли третьего лица, в связи с чем не имеется оснований для удовлетворения требования прокурора о возложении на администрацию заключить в срок до совместно с ООО «РКС-Тамбов» дополнительного соглашения по включению наружной сети водоотведения, расположенной по адресу: до коллектора в районе ул, в концессионное соглашение от .

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц о возложении на администрацию обязанности в срок до обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - наружную сеть водоотведения, расположенную по адресу: Тамбовская до коллектора в районе ул. , а также обязанности по обеспечению технического содержания и обслуживанию системы водоотведения с последующим заключением в срок до совместно с ООО «РКС-Тамбов» дополнительного соглашения по включению наружной сети водоотведения, расположенной по адресу: до коллектора в районе , в концессионное соглашение от - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Советский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено .

Судья О.С. Андреева