ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-122/19 от 14.01.2019 Химкинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-122/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2019 г. г.о. Химки Московской области

Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Татарова В.А., при секретаре судебного заседания Такаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-122/2019 по исковому заявлению Химкинского городского прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области к Администрации г.о. Химки Московской области о признании незаконными и отмене постановлений, возмещении вреда, причиненного сносом защитных сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Химкинский городской прокурор Московской области, действующий в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, обратился в суд с иском в суд к Администрации г.о. Химки Московской области о признании незаконными и отмене постановлений, возмещении вреда, причиненного сносом защитных сооружений.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Установлено, что в реестр защитных сооружений гражданской обороны г.о. Химки включено 112 защитных сооружений. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в Московской области является Территориальное управление Росимущества в Московской области. В нарушении требований законодательства в отсутствие согласия собственника находящиеся в государственной собственности защитные сооружения гражданской обороны на основании решений Администрации г.о. Химки Московской области снесены вместе с многоквартирными домами, в подвальных помещениях которых они располагались. Выездными проверками установлено, что в настоящее время на месте снесенных защитных сооружений построены многоквартирные дома. В связи, с чем Химкинский городской прокурор Московской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области просит суд признать незаконным и отменить постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 02.02.2011 № 85 «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», постановление А. г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», постановление А. г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», постановление А. г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>», постановление А. г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>»; обязать А. г.о. Химки Московской области исполнить обязанности по возмещению вреда, причиненного сносом защитных сооружений, в натуре путем передачи ТУ Росимущества в Московской области защитных сооружений, имеющих характеристики не ниже указанных: противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 114 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 233 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 75 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 85 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 130 человек, площадью 65 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 140 человек, площадью 140 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 85 человек, площадью 50 кв.м.

В судебном заседании помощник Химкинского городского прокурора Чернова Н.А. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям, возражала против удовлетворения заявления ответчика о прекращении производства по делу, поскольку спор не носит экономический характер.

Истец - Территориальное управление Росимущества в Московской области представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.

Ответчик – представитель Администрации г.о. Химки Московской области ФИО1 в судебное заседание явился, ходатайствовал о прекращении производства по делу, ввиду подведомственности спора Арбитражному суду, кроме того представил письменные возражения по существу заявленных требований, согласно которым на основании заключений, проведенных в 2010 году, утвержденных постановлениями Администрации от 01.02.2011 № 67, от 13.04.2012 № 589, от 22.03.2005 № 292-р, дома с нежилыми помещениями признаны аварийными, подлежащими сносу. За администрацией г.о. Химки Московской области было закреплено право собственности на нежилые помещения, которые в рассматриваемом случае в качестве защитных сооружений гражданской обороны встроены в жилые дома и являются их неотъемлемой частью. В возведенных домах СМУ МОИС-1 имеются подвальные помещения, являются по своим техническим характеристикам укрытиями. Согласно расчету, предоставленного директором МБУ «ХимСПАС», составленного на основании «Отчета о проведении инвентаризации защитных сооружений в городском округе Химки в 2018 году» все виды коллективной защиты городского округа Химки Московской области обладают вместимостью 404,9 тысяч человек, при потребном количестве укрываемых 401,6 тысяч человек и обеспечивают 100,8 % укрытий гражданской обороны. Исполняя свою обязанность по обеспечению безопасных условий проживания жителей городского округа Химки Московской области, администрацией дома признаны аварийными, подлежащими сносу совместно с их неотъемлемой частью – защитными сооружениями гражданской обороны. Отмена постановлений, на основании которых уже совершены действия (новые дома введены в эксплуатацию) о сносе жилых домов не повлечет правовых последствий и не восстановит нарушенные права и законные интересы истца. Кроме того, спорные постановления были опубликованы в газете Химкинские новости и на официальном сайте администрации, что свидетельствует о том, что истцом подано исковое заявление по истечению 8 лет, то есть с пропуском исковой давности.

Третье лицо – представитель ГУ МЧС России по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, в адрес суда направил письменный отзыв, в соответствии с которыми в целях защиты законных интересов и имущественных прав Российской Федерации просил суд обязать ответчика исполнить обязанность по возмещению вреда, причиненного сносом защитных сооружений.

Третье лицо – представитель ООО «Химкинское СМУ МОИС-1» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, ранее в ходе разбирательства по делу просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, ввиду истечения срока исковой давности.

Третье лицо – представитель МП «ДЕЗ ЖКУ» ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просила отказать, поскольку спорные жилые дома и здание, неотъемлемой частью которых являлись спорные сооружения, были признаны аварийными и подлежали сносу, не были пригодными для использования по назначению.

Третье лицо – представитель МБУ «ХимСпас» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, причины неявки суду не известны.

Дело с учетом мнения участников процесса рассмотрено в отсутствие истца и третьих лиц в порядке п. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснение участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему:

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

В соответствии со ст. 2 данного закона одними из основных задач в области гражданской обороны являются предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

К вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны (пп. 28 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны.

На основании п. 2 указанного Порядка убежища, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, относятся к объектам гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях создают в мирное время объекты гражданской обороны, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 9 Порядка).

Изложенное свидетельствует о том, что создание, учет, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию защитных сооружений, расположенных в границах городского округа и находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующего органа местного самоуправления.

Как следует из материалов дела, что на основании распоряжения Администрации г.о. Химки Московской области от <№ обезличен> Выписки из Перечня объектов жилого фонда и нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность Химкинского района, утвержденного Постановлением Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992, Постановления Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992 г. городскому округу Химки на праве собственности принадлежало помещение, назначение: нежилое, общая площадь <данные изъяты> подвал, адрес объекта: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25.12.2009 сделана запись регистрации <№ обезличен>, выдано свидетельство серии 50-НД № 462545 от 25.12.2009.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии АБ <№ обезличен> от <дата>, на основании Постановления Главы Администрации Московской области <№ обезличен> от <дата>, Выписки из Перечня объектов жилищного фонда и нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность Химкинского района, утвержденного Постановлением Главы Администрации Московской области <№ обезличен> от <дата> зарегистрировано право собственности муниципального образования Химкинского района Московской области на нежилое помещение, общая площадь 650,70 кв.м., инв. <№ обезличен>, лит. А, объект <№ обезличен>, часть <№ обезличен>, по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации <№ обезличен>

Из свидетельства о государственной регистрации права серии <№ обезличен> от <дата> следует, что на основании Постановления Главы ФИО3 района Московской области <№ обезличен> от <дата>, Выписки из Перечня учреждений образований и дошкольного воспитания, передаваемых в муниципальную собственность Химкинского района Московской области, утвержденной Постановлением Главы ФИО3 района Московской области <№ обезличен> от <дата> за городским округом Химки зарегистрировано право собственности на здание, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь <данные изъяты>., инв. <№ обезличен>, лит. А, адрес: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации <№ обезличен>.

<дата> Муниципальному образованию Химкинского района Московской области на основании Постановления Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992, Выписки из Перечня объектов жилого фонда и нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность Химкинского района, утвержденного Постановлением Главы ФИО3 района Московской области <№ обезличен> от <дата>, выдано свидетельство о государственной регистрации права серии АБ <№ обезличен> на нежилое помещение, общая площадь 382,70 кв.м., инв. <№ обезличен>, лит. А, объект <№ обезличен>, часть <№ обезличен>, адрес: Московская область, г. Химки, <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации <№ обезличен>.

Согласно свидетельству серии АБ <№ обезличен> от <дата> право собственности муниципального образования Химкинского района Московской области на нежилое помещение, общая площадь 403,50 кв.м., инв. <№ обезличен>, лит. А, объект <№ обезличен>, часть. <№ обезличен>, адрес: Московская область, г. Химки, <адрес>, зарегистрировано на основании Постановления Главы А. Х.7о района Московской области <№ обезличен> от <дата>, Выписки из Перечня объектов жилищного фонда и нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность Химкинского района, утвержденного Постановлением Главы ФИО3 района Московской области <№ обезличен> от <дата>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> сделана запись регистрации <№ обезличен>

Согласно заключениям межведомственных комиссий: <№ обезличен> от <дата>, <№ обезличен> от <дата>, <№ обезличен> от <дата>, <№ обезличен> от <дата>, <№ обезличен> от <дата>, <№ обезличен> от <дата> и <№ обезличен> от <дата> дома, расположенные по адресам: г. Химки, <адрес>; г. Химки, <адрес>; г. Химки, <адрес>; г. Химки, <адрес>; Московская область, г. Химки <адрес>, признаны непригодными для дальнейшего проживания, под снос, соответственно.

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 19.01.1998 № 1/1 «О государственной программе Московской области «Реконструкция жилых домов первых массовых серий» и во исполнение распоряжения Губернатора Московской области от 27.04.2000 № 324-РГ О ходе реализации государственной программы Московской области «Реконструкция жилых домов первых массовых серий» на период до 2010 года» разработана Программа ликвидации ветхого аварийного жилищного фонда Химкинского района в 2000-2010 годах, предусматривающей ликвидацию ветхих аварийных жилых домов на территории Химкинского района, создание условий для осуществления реконструкции и модернизации жилых домов первых массовых серий, модернизация их инженерного оборудования, повышение комфортности жилищ.

С учетом социальной значимости ликвидации ветхого аварийного жилищного фонда Химкинского района постановлением Главы Химкинского района Московской области от 19.09.2000 № 807 одобрена программа ликвидации ветхого аварийного жилищного фонда Химкинского района в 2000-2010 годах.

Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от <дата><№ обезличен>-р утверждена «Градостроительная концепция реконструкции застройки квартала <№ обезличен> г. Химки».

Проект планировки жилой группы квартала <№ обезличен>, по адресу: Московская область, г. Химки, квартал <№ обезличен>, согласован и рекомендован к утверждению Главным управлением МЧС России по Московской области, что подтверждается представленным в материалы дела заключением <№ обезличен> от <дата> по разделу: «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций».

Судом установлено, что постановлением Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области» во исполнение договора о развитии застроенной территории от <дата>, на основании постановления Администрации г.о. Химки от <дата><№ обезличен> «Об утверждении заключения Межведомственной комиссии о признании жилого дома по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес> аварийным под снос» разрешен ЗАО «Химкинское СМУ МОИС-1» снос жилого <адрес> в г. Химки Московской области.

В соответствии с проектом планировки жилых домов и строительства стартового дома в составе жилой группы в квартале <№ обезличен> г. Химки, утвержденным постановлением Главы городского округа Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «Об утверждении Проекта планировки жилой группы в квартале <№ обезличен> с проектом строительства стартового дома в г. Химки Московской области», на основании распоряжения Главы Химкинского района Московской области от <дата><№ обезличен>-р «О сносе жилых домов <№ обезличен> и <№ обезличен> по <адрес>; №<№ обезличен>, 7/1, 9/2, 11, 13 по <адрес>, <№ обезличен> по <адрес>; нежилого здания <№ обезличен> по <адрес>; нежилых помещений в жилых домах: <№ обезличен> по <адрес>, <№ обезличен> и <№ обезличен> по <адрес> и возложении функций заказчика-застройщика» приняты постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», согласно которому ЗАО «Химкинское СМУ МОИС-1» разрешен снос жилого <адрес> в г. Химки Московской области, и постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе нежилого здания <№ обезличен> по <адрес> в г. Химки Московской области».

В связи с проведением мероприятий по сносу жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>, в соответствии с договором о развитии застроенной территории от <дата> и на основании постановления Администрации г.о. Химки от <дата><№ обезличен> «Об утверждении заключения Межведомственной комиссии о признании жилого дома по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>, аварийным под снос» Администрацией г.о. Химки Московской области принято постановление от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>».

В результате рассмотрения ходатайства о проведении мероприятий по сносу жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>, в соответствии с договором о развитии застроенной территории от <дата> и на основании постановления Администрации г.о. Химки от <дата><№ обезличен> «Об утверждении заключения Межведомственной комиссии о признании <адрес>, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес> аварийным, под снос» Администрацией г.о. Химки Московской области принято постановление от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>».

<дата> в адрес Главы г.о. Химки Московской области направлены протесты на постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе нежилого здания <№ обезличен> по <адрес> в г. Химки Московской области», на постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>» с требованиями о приведении постановлений в соответствие с федеральным законодательством.

В ответах Администрации г.о. Химки от <дата><№ обезличен>исх-15970, 132исх-15969, 132исх-15966, 132исх-15968, 132исх-15967 на протесты Химкинского городского прокурора указано, что сооружения снесены при строительстве новых объектов, а также, в связи с их непригодным состоянием. Данный факт зафиксирован и отражен в инвентаризационной ведомости в результате работы инвентаризационной комиссии г.о. Химки по выполнению распоряжения Губернатора Московской области от <дата><№ обезличен>-РГ «О проведении инвентаризации защитных сооружений». На данных местах построены в введены в эксплуатацию многоквартирные дома. На территории г.о. Химки Московской области находится 98 защитных сооружений гражданской обороны, состоящих на учете в Территориальном управлении Росимущества в Московской области, что является достаточным количеством для выполнения мероприятий гражданской обороны.

В представленных в материалы дела уведомлениях об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от <дата> указаны основные характеристики и зарегистрированные права на объекты недвижимости:

- вид объекта: нежилое помещение, адрес: Московская область, г. Химки, <адрес>, кадастровый номер отсутствует, защитное сооружение гражданской обороны, правопритязания отсутствуют;

- вид объекта: нежилое помещение, кадастровый номер отсутствует, адрес: Московская область, г. Химки, <адрес>, защитное сооружение гражданской обороны, правопритязания отсутствуют;

- вид объекта: нежилое помещение, кадастровый номер отсутствует, адрес: Московская область, г. Химки, <адрес>, защитное сооружение гражданской обороны, правопритязания отсутствуют;

- назначение: административно-хозяйственные объекты, наименование: нежилое помещение, адрес: Московская область, г. Химки, <адрес>, площадь 382,7 кв.м.; данные о правообладатели отсутствуют;

- вид объекта: нежилое помещение, кадастровый номер отсутствует, адрес: Московская область, г. Химки, <адрес>, защитное сооружение гражданской обороны, правопритязания отсутствуют.

В силу п. 1.2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата><№ обезличен> статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Так, из представленных документов, в частности, паспорта убежища (ПРУ) <№ обезличен> следует, что МП ПТО ГХ принадлежит противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: г. Химки, <адрес>, введенное в эксплуатацию 1955 г., вместимостью 150 человек, общей площадью <данные изъяты> общим объемом <данные изъяты>

В акте проверки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. <№ обезличен> от <дата> комиссией установлено, что фактически по адресу: г. Химки, <адрес>, инв. <№ обезличен>, защитного сооружения не существует, снесено и подлежит снятию с учета как не существующее.

Согласно паспорту убежища (ПРУ) <№ обезличен>, объект, расположенный по адресу: г. Химки, <адрес>, введенный в эксплуатацию 1949 г., вместимостью 150 человек, общей площадью <данные изъяты> общим объемом <данные изъяты>. принадлежит ЖСКО НПО им. С.А. Лавочкина. Акт проверки содержания в материалы дела не представлен.

Паспорт убежища (ПРУ), расположенного по адресу: г. Химки, <адрес>, сторонами в материалы дела не представлен, судом не добыт.

В паспорте убежища (ПРУ) <№ обезличен> указано, что МП ПТО ГХ принадлежит противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: г. Химки, <адрес>, введенное в эксплуатацию 1953 г., вместимостью 130 человек, общей площадью <данные изъяты> общим объемом <данные изъяты>

В акте проверки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. <№ обезличен> от <дата> комиссией установлено, что фактически по адресу: г. Химки, <адрес>, инв. <№ обезличен>, защитного сооружения не существует, снесено с ветхим зданием и подлежит снятию с учета как не существующее.

Из паспорт убежища (ПРУ) <№ обезличен> следует, что ПТО ГХ принадлежит противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: г. Химки, <адрес>, введенное в эксплуатацию 1953 г., вместимостью 140 человек, общей площадью <данные изъяты>., общим объемом <данные изъяты>

В акте проверки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. <№ обезличен> от <дата> комиссией установлено, что фактически по адресу: г. Химки, <адрес>, инв. <№ обезличен>, защитного сооружения не существует, снесено с ветхим зданием и подлежит снятию с учета как не существующее.

Из ответа ТУ Росимущества в Московской области от <дата><№ обезличен> о направлении информации о ЗС ГО следует, что демонтаж (снос) сооружений был произведен до проведения инвентаризации 2013-2014 г.г., но по каким-то непонятным основаниям ЗС ГО (уже на тот момент не существующие по факту объекты ГО) были внесены в инвентаризационную опись сотрудниками ГУ МЧС России Московской области, сведения о которых были предоставлены в Территориальное управление для постановки (внесения сведений) на учет в реестр федерального имущества.

Каких-либо доказательств того, что Территориальным управлением предпринимались действий по направлению обращений о предоставлении распорядительных актов (постановлений и т.п.) органа (Администрации), принявшего решение о сносе данных ЗС, либо других документов, содержащих сведения о вышеуказанных ЗС ГО (включая их принадлежность) с указанием причины и даты демонтажа, суду не представлено.

Доводы истца о том, что выполнение мероприятий по сносу не относится к компетенции органа местного самоуправления в связи с тем, что объекты ЗС ГО на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» отнесены к федеральной собственности, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в указанном постановлении объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» прямо не указаны.

Пункт 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения 1 к Постановлению № 3020-1 относит исключительно к федеральной собственности защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период. Убежища и противорадиационные укрытия к объектам связи или инженерной инфраструктуры не относятся, что подтверждается, в том числе, и классификацией объектов гражданской обороны, приведенной в п. 2 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», а также ГОСТом Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327.

Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (п. 1.2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583). Такая документация на объект, ранее располагавшийся по адресу: г. Химки, <адрес>, не оформлена, в соответствии с названным Приказом, решения о снятии иных ЗС ГО с учета в установленном порядке не принимались.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 - Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.

В ходе содержания защитного сооружения гражданской обороны необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения (п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время).

Помещения защитного сооружения гражданской обороны должны быть сухими, температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации (п. 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны). Перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов (п. 5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны). В защитном сооружении должна быть вся необходимая проектная и эксплуатационная документация (п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Как следует из материалов дела, состояние спорных объектов не отвечало требованиям, установленным Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, и Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575.

При проверке противопожарного состояния жилых домов 2009 г. по адресам: <адрес>, Химкинским отделом Государственного пожарного надзора УГПН МЧС РФ по МО установлено, что жилые дома по указанным адресам находятся в неудовлетворительном противопожарном состоянии: электропроводка, электрооборудование эксплуатируется с нарушениями «Правил устройства электроустановок», длительное время не проводился ремонт силовой и осветительной электросети, допускается соединение электропроводов с помощью механической скрутки, эксплуатация временных участков электросети, не представлены замеры сопротивления изоляции электроприборов и заземляющих устройств, отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители), помещения не оборудованы автономными пожарными извещателями.

Из ответа ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в г. Химки, <адрес> от <дата><№ обезличен> следует, что жилые <адрес>, <№ обезличен> по <адрес>, <№ обезличен> по <адрес>, <№ обезличен> по <адрес>, не соответствуют требованиям п. 9.2 СанПин 2.<дата>-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и сооружениям».

Обстоятельства того, что спорные объекты гражданской обороны, испрашиваемые прокурором, требовали ремонта никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались.

При этом, каких-либо мер, направленных на сохранение объектов гражданской обороны, не предпринимались.

Доказательств соответствия состояния снесенных ПРО требованиям законодательства в области гражданской обороны, а равно и соответствие заявленного возмещения вреда, причиненного сносом защитных сооружений (ПРУ), путем передачи Территориальному Управлению Росимущества в натуре объектом, с заявленными характеристиками, реальному объему необходимых для приведения в должное состояние мероприятий истцом не представлено.

Защитные сооружения гражданской обороны - ПРО, расположенные по адресу: г. Химки, <адрес>; г. Химки, <адрес>; г. Химки, <адрес>; г. Химки, <адрес>, в установленном законом порядке с учета не сняты.

На протяжении всего периода с момента принятия спорных постановлений от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, от <дата>, от <дата><№ обезличен>, от <дата><№ обезличен>, Территориальное управление не совершало действий, направленных на снятие с учета ЗС ГО, которое не пригодно к восстановлению, снесено, и потребность в эксплуатации которого отсутствует.

Установлено то, что заинтересованные лица по данному гражданскому делу не оспаривали решения Межведомственной комиссии относительно признания спорных строений, неотъемлемой частью которых являлись ЗС ГО, аварийными и подлежащими сносу.

Согласно прецедентной позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в постановлении от 06 декабря 2011 г. № 7097/10 по делу «Гладышева против России», любое вмешательство в собственность должно не только быть законным и иметь законную цель, но и удовлетворять требованиям пропорциональности. Должен быть установлен справедливый баланс между потребностями, вытекающими из общих интересов общества, и необходимостью защиты основных прав человека. Необходимый баланс не будет достигнут, если заинтересованное лицо несет индивидуальное и чрезмерное бремя. Кроме того, именно государство обладает исключительной компетенцией по определению условий и процедур, в порядке которых оно отчуждает свои активы лицам, которые, как оно считает, имеют на это право, а также обладает исключительной компетенцией по осуществлению надзора за соблюдением этих условий. Риск совершения ошибки органом государственной власти должно нести государство, и эти ошибки не должны исправляться за счет заинтересованного лица.

После сноса ветхих зданий осуществлена застройка территории высотными зданиями, которые сданы в эксплуатацию, заселены жильцами.

В связи, с чем отмена постановлений Администрации г.о. Химки о сносе жилых домов и нежилого здания не приведет к восстановлению нарушенного права.

Отказывая в удовлетворении требований истца об обязании ответчика исполнить обязанность по возмещению вреда, причиненного сносом защитных сооружений, в натуре путем передачи ТУ Росимущества в Московской области защитных сооружений в виде противорадиационных укрытий, суд исходит из того, что в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В связи, с чем Администрация г.о. Химки Московской области, как муниципальное образование, не наделена полномочиями по созданию объектов гражданской обороны в мирное время.

Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2017 № 444 РС территория городского округа Химки не относится к группам по гражданской обороне и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 18.07.2017 № 605/25-С является безопасным районом.

Согласно требованиям СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне (СНиП 2.01.51-90) наращивание фонда укрытий осуществляют за счет планирования в мирное время и строительства в период мобилизации и военное время быстровозводимых укрытий, приспособлений для укрытий подвальных, цокольных и первых этажей существующих зданий и сооружений различного назначения, а также подземных пространств городом.

В соответствии письмом МБУ «ХимСпас» от 28.11.2018 № 348, в Отчете о проведении инвентаризации защитных сооружений в городском округе Химки в 2018 году указано, что все виды средств коллективной защиты городского округа Химки обладают вместимостью 404,9 тыс. человек при потребном количестве укрываемых 401,6 тыс. человек и обеспечивают на 100,8 % укрытие указанного количества человек, о чем представлено приложение № 7 «Сведения об обеспеченности ЗС ГО и заклубленными помещениями подземного пространства в городском округе Химки».

Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.

Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 15, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснялось, что в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Аналогичная правовая позиция впоследствии нашла отражение в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».

Согласно разъяснению, содержащемуся в указанном выше пункте, при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Таким образом, срок исковой давности подлежит исчислению с момента, когда его исполнительно-распорядительный орган (Территориальное управление Росимущества в Московской области) узнал или должен был узнать о нарушении прав и выбытии недвижимого имущества.

В ходе разбирательства по делу представителем Администрации г.о. Химки Московской области заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.

В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п. 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Росимущество наделено полномочиями проводить в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначать и проводить документальные и иные проверки юридических лиц в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества. Ведение учета объектов федеральной собственности в хронологии их возникновения и пользования (в том числе балансового учета) иных лиц, а также обеспечение передачи данной информации в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, является обязанностью Территориального Управления Росимущества в соответствии с Типовым положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374.

Указанная обязанность как способ реализации одной из функций учета состояния, владения и распоряжения федеральными объектами является длящейся, не зависит от момента возникновения такого объекта и первоначального, а также производных прав на него, и соответствует объему компетенционных прав указанной службы.

При этом данные о систематизированном учете таких объектов предполагаются имеющимися с учетом наличия соответствующих прав и обязанностей у правопредшественников службы - Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерства имущественных отношений в лице его структурных подразделений.

Учитывая, что постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе здания <№ обезличен> по <адрес> в г. Химки Московской области», постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>», постановление Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен>«О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>», являются официальными и общедоступными документами, суд приходит к выводу о том, что лицо, в чьих интересах подано настоящее исковое заявление, должно было знать о нарушении своих прав в момент вынесения спорного постановления, следовательно, срок исковой давности истек.

Кроме того, отсутствие спорных ЗС ГО должно было быть обнаружено по итогам проведения инвентаризации на территории Российской Федерации, в том числе и Московской области в 2013-2014 г.г.

Доводы Территориального управления о том, что сведения для внесения в РФИ как фактически существующих ЗС ГО были предоставлены ГУ МЧС России по Московской области, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку ГУ МЧС России по Московской области 11.12.2006 был согласован раздел «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в составе проекта планировки жилой группы в квартале № 12 г. Химки Московской области.

С момента принятия спорных постановлений и сноса аварийных сооружений ни истец, ни иные органы публичной власти не проявляли себя в качестве представителей собственника убежища и форме, необходимой для результативного и своевременного обеспечения его интересов.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что Российская Федерация, полагая себя собственником спорного защитного сооружения, на протяжении более чем 10 лет проявляла интерес к данному имуществу, учитывала его в качестве объекта федеральной собственности.

Данное поведение лица, не осуществляющего непосредственное владение принадлежащим ему имуществом, не соответствует разумному и предусмотрительному поведению собственника.

Тогда как, как ответчиком, так и иные органами власти проводились мероприятия по признанию данных строений аварийными, расселению жильцов, принятию и утверждению проекта планировки жилой группы квартала № 12, строительству и вводу в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, регистрации прав собственности, которые истцом в установленном законом порядке не были оспорены.

При этом Администрация г.о. Химки Московской области в соответствии с требованиями закона обеспечила надлежащую легитимацию указанных выше мероприятий.

Таким образом, исковые требования заявлены за пределами срока исковой давности, что в силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Между тем, действующее гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает возможности преодоления срока исковой давности путем обращения в правоохранительные или надзорные органы, в том числе, в прокуратуру, а участие прокурора в гражданском процессе ограничено полномочиями, предоставленными ему гражданско-процессуальным законодательством, которыми прокурор не наделен возможностью восстанавливать сроки исковой давности.

В соответствии с абз. 2 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 134 настоящего Кодекса.

Химкинский городской прокурор Московской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, указанный спор не носит экономического характера, не связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью, направлен на исполнение законодательства в сфере гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

В связи с изложенным, ходатайство представителя Администрации г.о. Химки Московской области о прекращении производства по делу является необоснованным и удовлетворению не подлежит, так как данный спор не подсуден арбитражному суду.

Исходя из установленных судом юридически значимых обстоятельств по делу, учитывая приведенные требования действующего законодательства РФ, суд приходит к выводу, что исковые требования Химкинского городского прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области к Администрации г.о. Химки Московской области о признании незаконными и отмене постановлений, возмещении вреда, причиненного сносом защитных сооружений удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Химкинского городского прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области к Администрации г.о. Химки Московской области о признании незаконными и отмене постановления Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», постановления Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», постановления Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого <адрес> в г. Химки Московской области», постановления Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>», постановления Администрации г.о. Химки Московской области от <дата><№ обезличен> «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, <адрес>», обязании исполнить обязанности по возмещению вреда, причиненного сносом защитных сооружений, в натуре путем передачи ТУ Росимущества в Московской области защитных сооружений, имеющих характеристики не ниже указанных: противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 114 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 233 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 75 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 85 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 130 человек, площадью 65 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 140 человек, площадью 140 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 85 человек, площадью 50 кв.м. - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления.

Мотивированное решение суда изготовлено: 21.01.2019.

Судья В.А. Татаров