ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-122/2023 от 15.08.2023 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело №2-122/2023(2-1669/2022)

УИД:28RS0023-01-2022-002475-66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тында 15 августа 2023 года

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Боярчук И.В.,

при помощнике судьи Пожидаевой А.М.,

с участием представителя истца ФИО1, действующей по доверенности ФИО2,

представителя ответчика администрации города Тынды, действующего по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Тынды о защите прав, связанных с трудовой деятельностью, компенсации морального вреда

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации города Тынды с учётом уточнений требований, просила признать незаконным распоряжение администрации города Тынды от 24.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах»: - в части указания в преамбуле слов «и руководствуясь Уставом города Тынды»; - в части указания в абзаце 1 пункта 1 слов «следующих должностных лиц Администрации города Тынды» как противоречащих пункту 3 части 6 статьи 55 Устава города Тынды; - в части указания в подпункте 1 пункта 1 слов «ФИО1 -главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде»; признать, что администрацией города Тынды путем принятия распоряжения администрации города Тынды от 24.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» нарушено право истца ФИО1, ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, на дополнительную оплату труда за расширение зон обслуживания, увеличения объема работ в соответствии с положениями, предусмотренными статьями 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации; признать незаконным распоряжение администрации города Тынды от 24.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» в той мере, в какой указанным распоряжением не предусматривается дополнительная оплата труда ФИО1, ответственному секретарю административной комиссии в городе Тынде, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, за расширение зон обслуживания, увеличения объёма работ в соответствии с положениями, предусмотренными статьями 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации; признать ФИО1, подвергнутой принудительному труду со стороны работодателя – администрации города Тынды, наделённой в соответствии со статьей 12 Закона Амурской области от 22 декабря 2008 года № 144-ОЗ «О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области» и частью 1 статьи 56 Устава города Тынды государственными полномочиями Амурской области по организационному обеспечению деятельности административных комиссий, образованных в соответствии с указанным Законом области; взыскать с администрации города Тынды в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей.

В обоснование исковых требований указала, что согласно распоряжению администрации города Тынды №42/14-к от 13.12.2019 «О назначении на должность муниципальной службы» был заключен договор №04 от 13.02.2019 между ФИО1 и администрацией города Тынды о выполнении истцом обязательств, связанных с прохождением муниципальной службы в администрации города Тынды. Обязанности и полномочия ответственного секретаря административной комиссии установлены Законом Амурской области от 22.12.2008 №144-ОЗ «О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области». 24 ноября 2022 года администрацией города Тынды было подписано распоряжение №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах», пп.1 п.1 которого нарушены права истца, т.к. вменяются работы, не связанные с её прямыми обязательствами и полномочиями, не предусмотрены в трудовом договоре №4 от 13.02.2019г.. Письменного согласия на выполнение дополнительной работы у неё не запрашивали, согласие в письменном виде не подписывала. Ссылаясь на положения ст.ст. 60, 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации, полагает, что её трудовые права нарушены, причинён моральный вред.

В судебное заседание извещенные надлежащим образом о дате и месте судебного заседания не явились: истец ФИО1, обеспечила явку своего представителя, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства юстиции Амурской области, возражений по иску не представили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее-ГПК РФ) суд с учётом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца ФИО1, действующая по доверенности ФИО2 на удовлетворении исковых требований с учётом уточнений настаивала в полном объёме по доводам искового заявления, дополнительно пояснив, что, оспариваемым распоряжением администрации города Тынды от 24.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» неправомерно истцу вменено расширение зоны обслуживания, тем самым увеличен объём работ, при этом ссылка на Устав города Тынды в преамбуле не основана на законе, так как согласно ст. 55 Устава города Тынды ответственный секретарь Административной комиссии, не относится к должностным лицам администрации города Тынды, соответственно указание в распоряжении «следующий должностных лиц администрации города Тынды» и «ФИО1- главный специалист- ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде» незаконно. Кроме того, указанным распоряжением нарушено право истца на оплату труда при расширении зон обслуживания путем увеличения объёма работы, при этом финансирование оплаты труда ФИО1 как ответственного секретаря административной комиссии осуществляется за счет субвенций из областного бюджета. Оплата труда муниципальных служащих регулируется как нормами Трудового кодекса РФ, так и нормативным правовым актом города Тынды от 18.12.2021 №40-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и иных должностных лиц местного самоуправления», принятого решением Тындинский городской Думы от 18.12.2021 №443-Р-ТГД-VII, статьёй 11 которого предусмотрены доплаты за работу, в том числе, при расширении зон обслуживания, и увеличения объёма работы. Поскольку в указанном распоряжении отсутствует указание на дополнительную оплату труда ФИО1, оно незаконно в той части, в которой не предусматривает дополнительную оплату ФИО1 за расширение зон обслуживания и увеличения объёма работы. Указанным распоряжением нарушено право ФИО1 на дополнительную оплату труда, так как она истца возложены иные трудовые обязанности, которые не предусмотрены трудовым договором и должностной инструкцией. По их мнению истец оспариваемым распоряжением подвергнута со стороны администрации города Тынды как работодателя принудительному труду. Изданием указанного распоряжения нарушены трудовые права ФИО1, так как после письменного отказа об исполнении возложенных на истца дополнительных работ, ей было предложено написать объяснительную, что свидетельствуют о намерении работодателя привлечь к дисциплинарной ответственности работника. В связи с чем ФИО1 вынуждена была обратиться в суд за защитой своих трудовых прав. Указанным распоряжением администрация города Тынды нарушила трудовые права ФИО1, чем причинила моральный вред.

В судебном заседании представитель ответчика администрации города Тынды по доверенности ФИО3 возражал по заявленным исковым требованиям, по доводам, изложенным в письменном отзыве, из которых следует, что в соответствии с заключенным с истцом трудовым договором № 04 от 13.02.2019 муниципальный служащий подчиняется непосредственно мэру города Тынды. Следовательно, представителем нанимателя (работодателем) для истца является мэр города Тынды (лицо его замещающее). Основные права и обязанности работника предусмотрены ст. 21 Трудового кодекса РФ. Обязанность добросовестно исполнять свои трудовые обязанности предполагает и контроль со стороны работодателя за исполнением этих обязанностей. Контроль за добросовестным исполнением работником трудовых обязанностей возложен на мэра города Тынды (лицо его замещающее). Работодатель может осуществлять контроль в разных формах, в том числе требовать от работника составление планов, предоставления отчетов, объяснений и т.д. в связи с исполнением им трудовых (служебных) обязанностей. Истец кроме того является муниципальным служащим, на которого в соответствии со ст. 11 ТК РФ действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Права и обязанности муниципальных служащих, порядок прохождения муниципальной службы на федеральном уровне регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" статьей 12 которого предусмотрено, что муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией; на региональном уровне Законом Амурской области от 31.08.2007 N 364-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области", на местном уровне – нормативным правовым актом города Тынды от 08.09.2016 №34-НПА «О муниципальной службе в городе Тынде», принятым решением Тындинской городской Думы от 08.09.2016 №454-Р-ТГД- VII, согласно ст. 6 которого основным документов, регламентирующим деятельность муниципального служащего в структуре органа местного самоуправления города, является должностная инструкция. На истца как на главного специалиста – ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде разделом II должностной инструкции возложены ряд должностных обязанностей, в рамках исполнения которых от истца были запрошены объяснения. В исковом заявлении ни одно из оснований, предусмотренных ст. 391 ТК РФ не приведено, не указано какие права, законные интересы были нарушены, в чём это заключается, какие последствия в части трудовых прав истец претерпел, какие его права будут восстановлены в случае удовлетворения исковых требований. Не представлено доказательств, свидетельствующих об объёме и характере причинённых истцу нравственных и физических страданий. Также пояснил, что изданное распоряжение № 461р от 24.11.2022 носит, по сути информационный характер, оно не было обязательно к исполнению лицами, в нём указанными. ФИО1 как ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде, является должностным лицом администрация города Тынды, возложение на неё обязанности размещения информации в ГИС ГПМ (в том числе сопоставления информации о начисленных и информации о внесении платы по штрафом) не увеличило объём работы истца, так как ранее всю информацию ФИО1 предоставляла на бумажном носителе. В связи с чем в данном случае нет оснований для установления доплаты. При этом ФИО1 отказалась осуществлять данную деятельность, она данную функцию не исполняла, что не повлекло для истца никаких последствий дисциплинарного характера. Полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объёме

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно статье 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Исходя из пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе административное и административно-процессуальное законодательство.

На основании положений статьи 132 Конституции Российской Федерации и статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления могут быть переданы государственные полномочия на основании закона субъекта Российской Федерации.

Создание и функционирование административных комиссий для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных этими законами неразрывно связано с осуществлением функций субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности.

В силу ч. 6 ст. 3 Закона Амурской области от 22.12.2008 N 144-ОЗ "О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области" численный и персональный состав административной комиссии утверждается Губернатором области по представлению главы муниципального образования. Утверждение численного и персонального состава административной комиссии оформляется постановлением Губернатора области, которое подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов области.

Постановлением Губернатора Амурской области от 16.04.2021 N 81 "Об утверждении составов административных комиссий" утверждён состав административной комиссии в городском округе городе Тынде (пп.26 п.1), в который входит ФИО1- главный специалист административной комиссии в городе Тынде.

Полномочия ответственного секретаря административной комиссии закреплены в статье 6 Закона Амурской области от 22.12.2008 N 144-ОЗ.

Так, ответственный секретарь административной комиссии:

осуществляет делопроизводство в административной комиссии, в том числе принимает и регистрирует поступающие в административную комиссию документы и материалы, готовит их для рассмотрения на заседании комиссии;

извещает членов административной комиссии и участников производства по делам об административных правонарушениях о времени и месте заседания административной комиссии;

учитывает явку членов административной комиссии на ее заседания;

подписывает протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении;

ведет и подписывает протокол заседания административной комиссии;

обеспечивает хранение поступающих в административную комиссию документов и материалов, а также решений административной комиссии;

исполняет поручения административной комиссии.

В силу ст. 12 вышеуказанного Закона Амурской области органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями Амурской области по организационному обеспечению деятельности административных комиссий, образованных в соответствии с настоящим Законом (далее - государственные полномочия).

Согласно ч.1 ст. 56 Устава города Тынды администрация города Тынды наделяется государственными полномочиями по организационному обеспечению деятельности административных комиссий в порядке, установленном законом Амурской области.

В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона Амурской области от 22.12.2008 N 144-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций из областного бюджета.

Судом установлено, что распоряжением администрация города Тынды №42/14-к от 13.02.2019, подписанным мэром города Тынды ФИО4, ФИО1 назначена на старшую должность муниципальной службы категории «Специалисты» - главным специалистом – ответственным секретарем административной комиссии в городе Тынде.

На основании указанного распоряжения 13 февраля 2019 года мэром города Тынды ФИО4, действующей на основании Устава города Тынды от имени администрация города Тынды и ФИО1 заключен трудовой договор №04 с муниципальным служащим администрации города Тынды, согласно которому ФИО1 приняла на себя обязанность исполнять должностные обязанности по должности – главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде – старшая должность муниципальной службы категории «Специалисты», а представитель нанимателя взял на себя обязательство обеспечить муниципальному служащему замещение должности муниципальной службы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», своевременно и в полном объёме выплачивать денежное содержание и предоставлять социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Тынды и настоящим трудовым договором.

Согласно разделу II указанного трудового договора, муниципальный служащий обязан, в том числе, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, соблюдать установленные в администрации правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.

Распоряжением администрации города Тынды № 461р от 24.11.2022г., определены должностные лица администрации города Тынды, уполномоченные на размещение информации в ГИС ГМП (в том числе сопоставление информации о начислениях и информации о внесении по штрафам, в том числе ФИО1- главный специалист - ответственные секретарь административной комиссии в городе Тынде.

24.11.2022г. истец ФИО1 на имя главы администрации г. Тынды направила служебную записку, из которой следует, что ознакомившись с распоряжением администрации города Тынды № 461р от 24.11.2022г., ставит в известность, что в соответствии с ч.1 ст. 56 Устава, администрация наделяется государственными полномочиями по организационному обеспечению деятельности административных комиссий в порядке, предусмотренном законом Амурской области. Учитывая, что в распоряжении указан дополнительный объём работ, который ответственный секретарь административной комиссии не обязан и не уполномочен выполнять, считает, что это дополнительные обязанности и увеличение объёма работы, которые должны оплачиваться дополнительно и только с её письменного согласия, руководствуясь ст. 60.2 ТК РФ отказывается от выполнения дополнительного объёма работ указанного в распоряжении.

30 ноября 2022 года на имя ФИО1 направлено письменное уведомление за подписью и.о. главы администрации г. Тынды ФИО5, в котором указано на необходимость предоставления письменного объяснения по факту отказа исполнения распоряжения администрации города Тынды от 24.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах», с которым ФИО1 ознакомлена 01.12.2022г..

1 декабря 2022 года ФИО1 предоставила на имя и.о. главы администрации г. Тында письменное объяснение, в котором указала о предоставлении служебной записки с пояснениями и ссылками на нормативные акты. Поскольку требуя объяснительные, работодатель пытается привлечь её к дисциплинарной ответственности, обратилась в суд за защитой своих прав и интересов.

В силу статей 15, 16, 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.Рассмотрение индивидуального трудового спора, согласно ст. 391 ТК РФ входит в компетенцию суда, который в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, исходя из обстоятельств дела, проверяет соблюдение норм трудового законодательства, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.В силу части 7 статьи 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", согласно которой, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. В силу ч.1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что вопреки доводам представителя ответчика, в данном случае имеет место индивидуальный трудовой спор, ФИО1, полагая, что её трудовые права нарушены, и работодатель предпринимает меры к привлечению её к дисциплинарной ответственности, обратилась в суд за защитой трудовых прав. Рассматривая исковые требования о признании незаконным распоряжения администрации города Тынды от 24.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах»: - в части указания в преамбуле слов «и руководствуясь Уставом города Тынды»; - в части указания в абзаце 1 пункта 1 слов «следующих должностных лиц Администрации города Тынды» как противоречащих пункту 3 части 6 статьи 55 Устава города Тынды; - в части указания в подпункте 1 пункта 1 слов «ФИО1 -главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде» суд приходит к выводу о том, что они подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлена структура органом местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 29 Устава города Тынды глава муниципального образования город Тынды - мэр города Тынды является органом местного самоуправления.

Согласно ч. 1, 3 ст. 46 Устава города Тынды мэр города Тынды является высшим должностным лицом города Тынды, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Мэр города Тынды является главой администрации города Тынды.

В силу ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В соответствии со ст. 100 Устава города Тынды мэр города Тынды как руководитель администрации города Тынды в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Амурской области, Уставом города Тынды, нормативными правовыми актами Тындинской городской Думы, издает постановления администрации города Тынды по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области, а также распоряжения администрации города Тынды по вопросам организации работы администрации города Тынды. Постановления и распоряжения администрации города Тынды вступают в силу со дня подписания мэром города Тынды, если иное не предусмотрено соответствующим правовым актом.

Следовательно, мэр города Тынды в пределах своих полномочий подписал распоряжение администрации города Тынды от 24.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах», и указание в преамбуле слов «и руководствуясь Уставом города Тынды» в данном случае обоснованно.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что в этой части исковые требования не полежат удовлетворению.

При этом суд исходит из того, что в силу части 6 статьи 55 Устава города Тынды должностными лицами администрации города Тынды являются: первый заместитель и заместители главы администрации города Тынды в случае временного исполнения обязанностей главы администрации города Тынды; руководители отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации города Тынды со статусом юридического лица и их заместители в случае временного исполнения обязанностей вышеуказанных руководителей; иные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления.

Истец ФИО1 как главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде не относится к должностным лицам администрации города Тынды, так как не наделена исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления.

Следовательно, указание в распоряжении администрации города Тынды от 24.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» - в части в абзаце 1 пункта 1 слов «следующих должностных лиц администрации города Тынды» противоречит положению пункта 3 части 6 статьи 55 Устава города Тынды, и указание в подпункте 1 пункта 1 слов «ФИО1 -главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде» не основано на законе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в этой части исковые требования подлежит удовлетворению.

Рассматривая исковые требования о признании, что администрацией города Тынды путем принятия распоряжения администрации города Тынды от 24.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» нарушено право истца ФИО1, ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, на дополнительную оплату труда за расширение зон обслуживания, увеличения объема работ в соответствии с положениями, предусмотренными статьями 60.2, 151 ТК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Статьей 11 нормативного правового акта города Тынды от 18.12.2021 №40-НПА «Об установлении размеров и условий оплаты труда муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и иных должностных лиц местного самоуправления», принятого решением Тындинский городской Думы от 18.12.2021 №443-Р-ТГД-VII, предусмотрены доплаты за работу, в том числе при расширении зон обслуживания, и увеличения объёма работы муниципальным служащим.

В рассматриваемом случае, возлагая на ФИО1 распоряжением от 24.11.2022 №461р выполнения иных обязанностей, которые не предусмотрены должностной инструкцией и трудовым договором, администрация города Тынды, фактически расширила зону обслуживания и увеличила объём работ муниципального служащего. Письменного согласия от ФИО1 работодатель не получил, оплату за увеличение объёма работы не предусмотрел.

В связи с чем, суд полагает, что исковые требования в этой части обоснованы, и полежат удовлетворению.

При этом то обстоятельство, что в тексте оспариваемого распоряжения от 24.11.2022 №462р не предусмотрена дополнительная оплата ФИО1 за расширение зон обслуживания, увеличения объёма работ, не свидетельствует о его незаконности, поскольку оплата дополнительных работ может быть предусмотрена иными локальными правовыми актами работодателя.

При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным распоряжения администрации города Тынды от 24.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» в той мере, в какой указанным распоряжением не предусматривается дополнительная оплата труда ФИО1, ответственному секретарю административной комиссии в городе Тынде, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, за расширение зон обслуживания, увеличения объёма работ в соответствии с положениями, предусмотренными статьями 60.2, 151 ТК РФ суд не усматривает, в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Согласно положениям ст. 4 ТК РФ принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с: нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

При этом, поскольку судом установлено, что фактически в день издания распоряжения №461р 24.11.2022г. ФИО1 письменно выразила несогласие с данным актом, и отказалась от его исполнения, с момента издания распоряжения и до настоящего времени ФИО1 указанный в нём объём работ не выполняет, о чем в судебном заседании подтвердили стороны, оснований для признания истца подвергнутой принудительному труду со стороны работодателя – администрации города Тынды, отсутствуют, в этой части суд полагает, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

ФИО1 в исковом заявлении указала о том, что действиями ответчика по изданию оспариваемого распоряжения, нарушены её трудовые права, в связи с чем ей причинён моральный вред, который оценивает в 250 000 рублей.

На основании статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объёма и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац четвертый пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

С учетом приведенных положений закона, при определении размера компенсации морального вреда, подлежащего компенсации истцу, суд учитывает объём и характер причинённых ФИО1 в связи с расширением зоны обслуживания и увеличением объёма работ муниципального служащего, нравственных страданий, степень вины работодателя, требования разумности и справедливости, принимая во внимание, что истец фактически возложенные на неё работы не выполняла, при этом для защиты своих трудовых прав была вынуждена писать служебную записку и объяснительную, суд полагает, что заявленные требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению в размере 10 000 рублей.

На основании вышеизложенного, исковые требования ФИО1 к администрации города о защите прав, связанных с трудовой деятельностью, компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГр., СНИЛС ) к администрации города Тынды (ИНН ) о защите прав, связанных с трудовой деятельностью, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение администрации города Тынды от 23.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» в части указания в абзаце 1 пункта 1 слов «следующих должностных лиц администрации города Тынды» как противоречащих пункту 3 части 6 статьи 55 Устава города Тынды и в части указания в подпункте 1 пункта 1 слов «ФИО1 -главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде».

Признать, что администрацией города Тынды путем принятия распоряжения администрации города Тынды от 23.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» нарушено право истца ФИО1, ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, на дополнительную оплату труда за расширение зон обслуживания, увеличения объема работ в соответствии с положениями, предусмотренными статьями 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации.

Взыскать с администрации города Тынды (ИНН ) в пользу ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ.р., СНИЛС ) в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований о признании незаконным распоряжение администрации города Тынды от 23.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» в части указания в преамбуле слов «и руководствуясь Уставом города Тынды»; признании незаконным распоряжение администрации города Тынды от 23.11.2022 №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» в той мере, в какой указанным распоряжением не предусматривается дополнительная оплата труда ФИО1, ответственному секретарю административной комиссии в городе Тынде, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, за расширение зон обслуживания, увеличения объёма работ в соответствии с положениями, предусмотренными статьями 60.2, 151 Трудового кодекса Российской Федерации; признании ФИО1 подвергнутой принудительному труду со стороны работодателя – администрации города Тынды, наделённой в соответствии со статьей 12 Закона Амурской области от 22 декабря 2008 года № 144-ОЗ «О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области» и частью 1 статьи 56 Устава города Тынды государственными полномочиями Амурской области по организационному обеспечению деятельности административных комиссий, образованных в соответствии с указанным Законом области, взыскании компенсации морального вреда в большем размере – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Амурский областной суд через Тындинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Боярчук

Решение в окончательной форме принято 16 августа 2023 года