ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-122/2024 от 18.01.2024 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2-122/2024

Заочное решение

Именем Российской Федерации

18 января 2024 г. г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Беляковой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Сайфетдиновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области к ФИО1 о взыскании денежных средств,

установил:

Государственное казенное учреждение Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области (далее - ГКУ ТО «ЦСПН» Вышневолоцкого городского округа Тверской области) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных на основании социального контракта, в сумме 350000 руб.

В обоснование исковых требований указано, что между сторонами заключен социальный контракт по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности на период с 29 июня 2023 г. по 28 декабря 2023 г. ФИО1 произведена единовременная денежная выплата в сумме 350000 руб., в соответствии с программой социальной адаптации на основании социального контракта. В соответствии с пунктами 3.2.4 и 3.2.12 социального контракта ответчику необходимо было приобрести товары в рамках реализации мероприятий социального контракта и программы социальной адаптации для осуществления фото услуг, и предоставить документы, подтверждающие приобретение основных средств, заявленных в программе социальной адаптации (смета затрат), на основе бизнес-плана по созданию/развитию собственного дела. На 18 октября 2023 г. ФИО1 не представлено ни одного документа о приобретении основных средств, в связи с чем, установлен факт невыполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. На основании изложенного, согласно пунктам 2.2.8, 6.2.1, 6.2.4 социального контракта истцом расторг социальный контракт с ФИО1 с 18 октября 2023 г. в одностороннем порядке, в связи с чем не реализованные денежные средства подлежат возврату на основании п. 47 Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Тверской области. Истец просит взыскать с ответчика денежные средства, полученные на основании социального контракта, в сумме 350000 руб.

Представитель истца ГКУ ТО «ЦСПН» Вышневолоцкого городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, согласно ранее представленному заявлению просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, возражений относительно исковых требований не представил. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом положений части 3 статьи 167, части 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и форма социального контракта устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2.3 статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ).

Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (статья 8.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 2.1 статьи 10 Федерального закона № 178-ФЗ).

Постановлением Правительства Тверской области от 15 октября 2013 г. № 486-пп утвержден Порядок назначения и оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в Тверской области, в редакции постановления Правительства Тверской области от 12 апреля 2021 г. № 209-пп, действующей на дату заключения социального контракта (далее - Порядок).

Согласно пункту 12 Порядка государственная социальная помощь на основе социального контракта назначается на основании предложения комиссии по назначению и оказанию государственной социальной помощи, созданной при ГКУ по месту жительства либо по месту пребывания заявителя (далее - Комиссия).

Предложение о возможности оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта принимается Комиссией на основе программы социальной адаптации получателя, разрабатываемой на период действия социального контракта: по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - по форме согласно приложению 4 к Порядку (пункт 16).

Сроки и размеры денежной выплаты определяются с учетом мероприятий программы социальной адаптации получателя: при реализации мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности размер денежной выплаты получателю, заключившему социальный контракт на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе являющемуся самозанятым, - единовременно не более 350000 рублей на одного предпринимателя или самозанятого получателя для ведения предпринимательской деятельности, в том числе для закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований Федеральных законов от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (подпункт 2 пункта 24).

ГКУ оказывает получателю государственную социальную помощь на основе социального контракта после заключения социального контракта путем перечисления денежных средств на открытый ему в кредитной организации банковский счет. Денежные средства государственной социальной помощи на основе социального контракта используются получателем исключительно на мероприятия программы социальной адаптации (пункт 25).

ГКУ в одностороннем порядке расторгает социальный контракт и прекращает оказание государственной социальной помощи на его основе в случае невыполнения получателем мероприятий, предусмотренных его программой социальной адаптации (пункт 30).

Решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта принимается ГКУ с учетом предложения Комиссии, оформленного ее протоколом, о необходимости прекращения оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта. Решение о прекращении оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта оформляется приказом ГКУ (пункт 31).

Социальный контракт заключается между ГКУ и получателем (пункт 33).

Получатель ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в ГКУ одним из способов, указанных в пункте 6 Порядка, отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации (далее - отчет) в свободной форме с приложением копий документов, подтверждающих выполнение мероприятий программы социальной адаптации (пункт 38).

ГКУ в одностороннем порядке досрочно прекращает оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта путем расторжения социального контракта, в том числе при: 1) невыполнение получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; 2) нецелевом использовании денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта; 3) непредставление получателем в срок, установленный в социальном контракте, отчетов, и (или) представление получателем в отчетах недостоверной информации (сведений) о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (пункт 41).

Суммы ежемесячной денежной выплаты или единовременной денежной выплаты, необоснованно выплаченные получателю вследствие его злоупотребления (представления документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия сведений, необходимых для назначения государственной социальной помощи на основе социального контракта), а также в случае расторжения социального контракта по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 пункта 41 и пунктом 43 Порядка, подлежат возврату в областной бюджет Тверской области (пункт 46).

Возврат ежемесячной денежной выплаты или единовременной денежной выплаты осуществляется в следующем порядке: 1) в случае выявления необоснованной выплаты ГКУ в течение 5 рабочих дней со дня выявления данного факта направляет получателю посредством почтовой связи по адресу, указанному в заявлении, либо при наличии технической возможности посредством Единого портала требование о возврате суммы денежной выплаты; 2) требование о возврате денежной выплаты подлежит исполнению получателем в течение 30 дней со дня получения указанного требования; 3) в случае невыполнения в установленный срок получателем требования о возврате денежной выплаты ГКУ обеспечивает ее взыскание в судебном порядке (пункт 47).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 июня 2023 г. ФИО1 обратился в ГКУ ТО «ЦСПН» Вышневолоцкого городского округа Тверской области за предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта.

28 июня 2023 г. ГКУ ТО «ЦСПН» Вышневолоцкого городского округа Тверской области утверждена программа социальной адаптации (по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности), согласно которой дата начала действия контракта 29 июня 2023 г., дата окончания действия контракта - 28 декабря 2023 г.; сумма единовременной выплаты - 350000 руб. (июль 2023 г.); утверждена смета затрат на сумму 350000 руб.

Согласно бизнес-плану в качестве обоснования запрашиваемой суммы ФИО1 указал на необходимость приобретения расходных фотокамеры профессиональной - 160000 руб., ноутбука - 50000 руб., комплекта студийного счета - 29990 руб., внешнего накопителя памяти - 7000 руб., монопода - 7599 руб., штатива - 8999 руб., МФУ - 44012 руб., чехлы для фотоаппарата и ноутбука 2 шт. - 5000 руб., наборы для очистки матрицы фотоаппарата - 2000 руб., кольцевая лампа - 8000 руб., вспышка для камеры - 20000 руб., набора отражателей - 5130 руб., фон бумажный - 2270 руб., всего 350000 руб.; обучение на фотографа - 30000 руб.

28 июня 2023 г. ГКУ ТО «ЦСПН» Вышневолоцкого городского округа Тверской области принято решение о предоставлении ФИО1 материальной социальной помощи в виде денежной выплаты по социальному контракту в сумме 350000 руб.

29 июня 2023 г. между сторонами заключен социальный контракт по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, согласно которому предметом контракта является предоставление Получателю (ФИО1) государственной социальной помощи в целях его социальной адаптации и преодоления трудной жизненной ситуации (по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности).

По условиям контракта Получатель обязан: встать на учет в налоговом органе на территории Тверской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (п.3.2.1); представить ГКУ документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (п.3.2.2); приобрести в период действия Контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в ГКУ подтверждающие документы (п. 3.2.3); представлять в ГКУ документы, подтверждающие приобретение в период действия Контракта основных средств, для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, ведения КФХ или в целях самозанятости (п. 3.2.4); использовать приобретенные основные средства исключительно для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, ведения КФХ или в целях самозанятости (п.3.2.5); осуществлять предпринимательскую деятельность (в качестве индивидуального предпринимателя, КФХ или самозанятого) в течение срока действия Контракта с предоставлением в ГКУ сведений об осуществлении указанных видов деятельности (п.3.2.6); уведомить ГКУ в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации и предпринимательской деятельности в период действия Контракта (п.3.2.9); возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, ведения КФХ или деятельности в качестве самозанятого (в случае ее прекращения в период действия Контракта по собственной инициативе) (п.3.2.10); ежемесячно представлять в ГКУ документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации (п.3.2.12).

Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта осуществляется в виде единовременной денежной выплаты в сумме 350000 руб. (п.4.1).

Социальный контракт расторгается в следующих случаях: невыполнения Получателем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (пп. 6.2.1 п. 6.2); нецелевого использования денежных средств при выполнении обязательств в рамках Контракта (пп. 6.2.2 п. 6.2).

ФИО1 зарегистрирован 29 июня 2023 г. в налоговом органе (Межрайонная ИФНС России № 3 по Тверской области) в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

Факт получения социальной помощи в виде денежной выплаты по социальному контракту в сумме 350000 руб., ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Из представленного в суд акта проверки деятельности граждан в рамках социального контракта от 12 октября 2023 г., следует, что проверить приобретенные товары в рамках социального контракта не представляется возможным. ФИО1 по адресу регистрации отсутствует, на телефонные звонки не отвечает. Со слов соседей уехал на заработки на Сахалин.

4 октября 2023 г. ФИО1 направлено уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих факт приобретения основных средств по социальному контракту.

Поскольку ответчик документы, подтверждающие факт приобретения основных средств, не представил, 18 октября 2023 г. истцом в его адрес направлено уведомление о расторжении социального контракта в одностороннем порядке, возврате денежных средств, полученных по социальному контракту, в сумме 350000 руб.

До настоящего времени указанное требование ответчиком не исполнено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Судом установлено, что ответчик не исполнил условия социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности от 29 июня 2023 г., а именно не приобрел оборудование согласно программе социальной адаптации, не представил документы, подтверждающие расходование денежных средств по их целевому назначению - на приобретение указанного оборудования, что является основанием для расторжения социального контракта и возникновения у ответчика обязанности возвратить денежные средства, выплаченные на основании социального контракта государственной социальной помощи, в сумме 350000 руб.

С учетом изложенного, исковые требования ГКУ ТО «ЦСПН» Вышневолоцкого городского округа Тверской области к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных на основании социального контракта, подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в сумме350000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Истцом заявлено требование имущественного характера, государственная пошлина по которому составляет 6700 руб.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, истцом оплата государственной пошлины при подаче иска не производилась, с ответчика в доход бюджета муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6700 руб.

Руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области к ФИО1 о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, паспорт: <данные изъяты> в пользу Государственного казенного учреждения Тверской области «Центр социальной поддержки населения» Вышневолоцкого городского округа Тверской области (ОГРН <***>) выплаченную единовременную денежную выплату на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в рамках социального контракта в сумме 350000 (триста пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, паспорт: <данные изъяты> в доход бюджета муниципального образования Вышневолоцкий городской округ Тверской области государственную пошлину в сумме 6700 (шесть тысяч семьсот) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий Н.В. Белякова

УИД 69RS0006-01-2023-003048-82