ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1233/2016 от 14.04.2016 Первомайского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2016 года <адрес>

Первомайский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Коржевой М.В.,

при секретаре Щербиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов РФ к

ООО «Мортранс» о

запрете пользования, возложении обязанности

с участием третьих лиц ООО «Торговый дом «Владивосток», Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» в лице Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»

УСТАНОВИЛ

Приморский транспортный прокурор, действуя в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с заявлением к ООО «Мортранс» о запрете пользования причалом, возложении обязанности освободить причал, указав, что Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ответчиком законодательства о федеральной собственности при эксплуатации портового гидротехнического сооружения - <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, с целью размещения (стоянка, швартовка и отстой) морского судна <данные изъяты> В ходе проверки было установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р Причал является федеральной собственностью и передан ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения. ДД.ММ.ГГГГ между ФГУП «Росморпорт» в лице Филиала и ООО «Мортранс» заключен договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ФГУП «Росморпорт» в лице филиала оказывает ООО «Мортранс» услуги платной стоянки (отстоя) судов у причала . Срок действия данного договора с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, договор не продлевался, дополнительные соглашения не заключались. Филиалом в адрес ООО «Мортранс» неоднократно направлялись письма об освобождении причал , которые были получены ответчиком, однако ответчик продолжает использовать причал для отстоя морского судна <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года. Указанное судно в соответствии с договором бербоут - чартера от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ответчику на праве аренды. В соответствии с п. 1.4 данного договора ООО «Мортранс» своими силами производит управление транспортом и его техническую эксплуатацию, однако разрешительные документы (договор аренды и др.) у ответчика на эксплуатацию причала отсутствуют. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ответчику запрещена эксплуатация причала, также на него возложена обязанность в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить причал от морских судов <данные изъяты> Таким образом, ООО «Мортранс» осуществляет деятельность по стоянке и отстою судов, принадлежащих обществу, без надлежаще оформленных правоустанавливающих документов на базе объекта федерального имущества – причала . Доказательств, подтверждающих направление документов, необходимых для оформления спорного причала в аренду, ООО «Мортранс» не представлено. В соответствии с пп. 2.1 и 2.2 Устава ФГУП «Росморпорт» и положения о Дальневосточном бассейновом филиале ФГУП «Росморпорт» предприятие в лице филиала создано в целях получения прибыли, в том числе от сдачи в аренду закрепленного за предприятием имущества, а также обеспечения стоянки судов на якоре у причалов. Отсутствие (не заключение) договора аренды причала создает опасность причинения вреда водному объекту и земельному участку, прилегающим к причалу , в связи с отсутствием установленных земельным и водным законодательством и договором аренды конкретных прав и обязанностей участника земельных отношений. Осуществление ответчиком деятельности с использованием портового гидротехнического сооружения при отсутствии разрешительной документации (договора аренды) ведет к бесконтрольному использованию объекта капитального строительства, опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению интересов государства и неопределенного круга лиц в части права на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Просили суд запретить ответчику осуществлять пользование причалом № <данные изъяты>, расположенный по адресу: переправа Чуркинская, <адрес>, обязать ответчика в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу освободить причал от морского судна «<данные изъяты>

В судебном заседании помощник прокурора на исковых требованиях настаивал в полном объеме, дал пояснения по иску как изложено выше, дополнительно пояснил, что прокурору известно о финансовых трудностях ответчика, однако это не может являться основанием к отказу в иске. Позиция ответчика непонятна, с одной стороны, им не на что содержать судно, оно утрачивает свои судоходные функции, им негде и не на что его отстаивать, с другой стороны, договор аренды они не расторгают, судно собственнику не возвращают. Ответчику неоднократно предлагалось убрать судно от федерального имущества к причалу, находящемуся в личной собственности, однако никаких действий не последовало. Данное судно бесконтрольно, оно может затонуть, причинить вред окружающей среде, кроме того, в связи с тем, что оно безосновательно занимает причал, РФ несет убытки, причал невозможно сдать в аренду для получения прибыли, кроме того, он изнашивается от использования, восстанавливать его также будет РФ. Просил требования удовлетворить в полном объеме, пояснил, что если ответчик не сможет самостоятельно исполнить решение суда, они будут обращаться за принудительным исполнением.

Представитель третьего лица ФГУП «Росморпорт» в лице Дальневосточного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, поддержала данные им пояснения, указала, что они выходили на проверку, судно по-прежнему стоит у пирса без каких-либо законных оснований.

Представитель ответчика, она же представитель третьего лица ООО «Торговый дом Владивосток» в судебном заседании против удовлетворения требований возражала, факт отсутствия оснований для пользования причалом, нахождение судна «Турист» в отстое на указанном причале, не отрицала, однако полагала, что поскольку ответчик в настоящее время находится в тяжелом материальном положении, о чем прокурору достоверно известно, постольку у них нет возможности переставить судно и исполнить решение суда не добровольно, не принудительно, в связи с изложенным просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Обсуждая заявление Приморского транспортного прокурора по существу, суд учитывает положения ст. 209 ГК РФ, в соответствии с которой собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

Согласно п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р Причал является федеральной собственностью, передан ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения; в соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Вместе с тем, в рамках проверочных мероприятий Приморской транспортной прокуратуры установлено, что причал фактически выбыл из владения ФГУП «Росморпорт», в нарушение вышеуказанных требований законодательства, то есть в отсутствие соответствующих правоустанавливающих документов (договора аренды и др.) на право пользования названный причал эксплуатирует ответчик для размещения (стоянки, швартовки и отстоя) морского судна «Турист», без заключенного в установленном порядке договора.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Кроме того, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ; часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской МЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, и плата за пользование водным объектом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии ст. 51 Бюджетного кодекса РФ относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Не заключение (не оформление) документов на право пользования причала договора пользования водным объектом, и, как следствие, невнесение платы за пользование федеральной собственностью, причиняет убытки государству.

Осуществление ответчиком деятельности по использованию причала при отсутствии разрешительной документации сопряжено с нарушением вышеприведенных норм материального права, а также исключительного права собственника по пользованию и распоряжению указанным имуществом.

В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ст.ст. 295 и 296 ГК РФ передача государственными унитарными предприятиями и учреждениями прав владения и (или) пользования в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться по согласию (заданию) собственника такого имущества.

Согласно п/п б п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, указанных в пунктах 1 и 1.1 вышеуказанного Постановления, за исключением предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации, осуществляет согласование с учетом предложений федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, сделок с недвижимым имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, в том числе передачи его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.

Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка сдачи в аренду федерального имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта» установлено, что договор аренды федерального имущества, расположенного в морском порту, находящегося в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта, в обязательном порядке согласовывается с Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Согласно имеющегося в материалах дела договора на оказание услуг ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФГУП «Росморпорт» в лице Филиала и ООО «Мортранс», ФГУП «Росморпорт» в лице филиала оказывало ООО «Мортранс» услуги платной стоянки (отстоя) судов у причала . Срок действия данного договора с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, после ДД.ММ.ГГГГ договор не продлевался, дополнительные соглашения не заключались. Таким образом, договор оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ прекратил свое действие ДД.ММ.ГГГГ.

Филиалом в адрес ООО «Мортранс» неоднократно направлялись письма об освобождении причал , которые были получены ответчиком, однако ответчик продолжает использовать причал для отстоя морского судна <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации, а в судебном заседании установлено нарушение ООО «Мортранс» требований закона, влекущее нарушение прав указанных лиц, законных оснований для использования причина у ответчика не имеется, заявление Приморского транспортного прокурора подлежит удовлетворению. При этом довод представителя ответчика, который также является представителем третьего лица ООО «Торговый дом Владивосток», об отсутствии у ответчика денежных средств для исполнения решения, ревизионного значения для дела не имеет, основанием к отказу в иске не является.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого обязанность освобождения причала должна быть исполнена ответчиком, и полагает достаточным срок предложенный прокурором срок в тридцать дней.

С учетом вышеизложенного суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от их уплаты пропорционально удовлетворенным требованиям. Таким образом, в силу ст. 98, 103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета пошлина в размере 600 руб. 00 коп..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Требования Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также интересов РФ удовлетворить в полном объеме.

Запретить ООО «Мортранс» осуществлять пользование причалом , расположенным по адресу: переправа Чуркинская, <адрес>.

Обязать ООО «Мортранс» освободить причал , расположенный по адресу: переправа Чуркинская, <адрес> от морского судна «<данные изъяты> в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Мортранс» в доход местного бюджета государственную пошлину 600 (шестьсот) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: М.В. Коржева