№
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
по делу №
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 года г.Кириши
Киришский городской федеральный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Е.А. Мельниковой
с участием помощника прокурора Рендаковой К.А.
при секретаре Гороховой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Капустину М.А. об обязании ввести в эксплуатацию на постоянной основе энергоустановки,
УСТАНОВИЛ:
Киришский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Капустину М.А. об обязании ввести в эксплуатацию на постоянной основе энергоустановки, указывая, что Киришской городской прокуратурой по поручению прокуратуры Ленинградской области проведена проверка информации о несоблюдении застройщиком многоквартирного дома по адресу: <адрес>, законодательства о теплоснабжении в части отсутствия разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок. Проверкой установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, построен Капустиным М.А. для продажи. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по указанному адресу выдано администрацией МО Киришский муниципальный район ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГКапустиным М.А. в Тосненский отдел по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора поступили заявления о получении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок котельной (электрической и тепловой) по адресу: <адрес>. По результатам осмотра указанных объектов выявлен ряд грубых нарушений, указанных в актах осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, не позволяющих выдать разрешение на допуск в эксплуатацию электрической и тепловой энергоустановок по указанному адресу. До настоящего времени Капустиным М.А. нарушения, указанные в актах, не устранены, документы повторно в Тосненский отдел по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора не направлены. Информация о вводе в эксплуатацию энергоустановок котельной в указанном органе отсутствует. Между тем действующее законодательство в области технической эксплуатации тепловых энергоустановок допускает эксплуатацию последних исключительно после получения соответствующего разрешения от компетентного органа; до момента получения разрешения органа государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию использование энергоустановки не соответствует требованиям закона. В данном случае собственники помещений многоквартирного дома, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, не могут гарантировать безопасную эксплуатацию тепловой энергоустановки, что приводит к возникновению угрозы выхода тепловой энергоустановки из строя, невозможности подачи тепловой энергии (теплоносителя) на объект, несоответствию параметров микроклимата помещений заданным техническим условиям, установленным санитарным нормам температурных режимов, а также риску причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц. При этом, исходя из вышеприведенных норм, обязательства по получению разрешения на допуск в постоянную эксплуатацию тепловой энергоустановки объекта, в том числе по проведению пусконаладочных работ, отнесены на застройщика, коим в настоящем случае является ответчик. Обстоятельства теплоснабжения жилого дома при наличии временного допуска не исключают необходимости исполнения ответчиком названной обязанности. Судебные акты по требованиям об обязании совершить определенные действия должны быть исполнимыми, и эффективному исполнению судебных актов способствует срок исполнения, указанный в судебном акте. С учетом характера имеющихся недостатков и видов работ, необходимых для их устранения, полагаем, что трехмесячный срок с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу является разумным и достаточным для его исполнения. Просит обязать Капустина М.А. устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: получить разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок котельной и многоквартирного дома по адресу: <адрес> в органах государственного энергетического надзора.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор заявленные требования поддержал, против вынесения заочного решения не возражала.
Ответчик Капустин М.А. в судебное заседание не явился.
Судом принимались меры к его извещению путем направления судебного извещения по адресу регистрации согласно адресной справке. Почтовые конверты с судебными извещениями на судебные заседания ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ возвращены по истечении срока хранения.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
При таких обстоятельствах суд считает, что ответчик, не получающий почтовые отправления по адресу регистрации, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
В силу ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что сведения о дате и времени рассмотрения дела размещены на сайте Киришского городского суда Ленинградской области и являются общедоступными, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и в силу ч. 1 ст. 233 ГПК РФ вынести по делу заочное решение.
Представитель третьего лица Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, письменно уведомил суд том, что не возражает против удовлетворения исковых требований, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 ГПК РФ судопроизводство в РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 названного кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 22.1 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», п.3 «Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 января 2021 года №85, «Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства от 05 июля 2018 года №787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых акто Правительства РФ, п.36 «Правилами организации теплоснабжения в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 года №808 «Об организации теплоснабжения в РФ» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», гл.2.4 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утвержденных приказом Минэнерго России №115 от 24 марта 2003 года, получение разрешения на допуск в эксплуатацию на энергоустановки является обязательным.
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона №190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №307.
В соответствии с пунктом 42 Правил №307 до начала подачи тепловой энергии, теплоносителя заявитель предъявляет устройства и сооружения, созданные для подключения к системам теплоснабжения, для осмотра и допуска к эксплуатации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный энергетический надзор.
При этом аналогичное требование установлено действующими на настоящий момент «Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05 июля 2018 года №787.
Согласно п.2.4.11 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», зарегистрированных в Минюсте России 02 апреля 2003 года №4358, включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. На основании п.2.4.2 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», зарегистрированных в Минюсте России 02 апреля 2003 года №4358, допуск в эксплуатацию новых реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года №401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Требования к готовности к эксплуатации энергоустановки установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, зарегистрированными Минюстом России от 02 апреля 2003 года № 4358 (далее – Правила № 115), а также приказом Ростехнадзора от 07 апреля 2008 года № 212 (далее – приказ №212, действовавший на момент ввода МКД в эксплуатацию), и применяются к энергоустановке отдельно от требований к готовности к эксплуатации объекта теплоснабжения в целом.
При этом аналогичное требование установлено действующими правилами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 года №85.
В силу требований пунктов 2.4.2, 2.4.11 Правил № 115 допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора (Ростехнадзора), включение в работу тепловых энергоустановок проводится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу) тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 2.4.4 Правил № 115 перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемо-сдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом.
Таким образом, допуск в эксплуатацию и подключение тепловых сетей без разрешения органов государственного энергетического надзора (Ростехнадзора) является нарушением требований Правил № 115.
С учетом положений части 1, пунктов 6 - 8 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пусконаладочные работы по характеру и назначению являются одним из завершающих этапов нового строительства, подтверждают пригодность объекта строительства к использованию.
При этом аналогичное требование установлено п. 17 действующих «Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. № 85 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на допуск в эксплуатацию энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок, согласно п. 17 Правила № 85 предъявляются следующие документы: акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя в случае подключения (технологического присоединения) объекта теплоснабжения, теплопотребляющей установки к тепловым сетям, утвержденная программа прогрева и пуска в эксплуатацию объекта теплоснабжения (для объекта теплоснабжения), акты испытаний и опробования технических устройств, систем инженерно-технического обеспечения (индивидуальных испытаний оборудования и функциональных испытаний отдельных систем, не требующих подключения объекта, оборудования к внешней тепловой сети), документы, оформленные по результатам проведенных пусконаладочных работ с подключением объекта, оборудования к внешней тепловой сети (акты, протоколы пусконаладочных работ, в случае если их проведение требуется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, а также документацией изготовителя).
В судебном заседании установлено и документально подтверждено, результатами проведенной проверки, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, построен Капустиным М.А. для продажи. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного жилого дома по указанному адресу выдано администрацией МО Киришский муниципальный район ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГКапустиным М.А. в Тосненский отдел по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора поступили заявления о получении разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок котельной (электрической и тепловой) по адресу: <адрес>. По результатам осмотра указанных объектов выявлен ряд грубых нарушений, указанных в актах осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, не позволяющих выдать разрешение на допуск в эксплуатацию электрической и тепловой энергоустановок по указанному адресу.
До настоящего времени Капустиным М.А. нарушения, указанные в актах, не устранены, документы повторно в Тосненский отдел по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора не направлены. Информация о вводе в эксплуатацию энергоустановок котельной в указанном органе отсутствует.
Учитывая, что в данном случае невыполнение требований законодательства затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц, в связи с чем, на основании ст.45 ГПК РФ Киришский городской прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Выступая в защиту неопределенного круга лиц, прокурор руководствуется тем, что ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей застройщиком приводит, как указано выше, к возникновению угрозы выхода тепловой энергоустановки из строя, невозможности подачи тепловой энергии (теплоносителя) на объект, несоответствию параметров микроклимата помещений заданным техническим условиям, установленным санитарным нормам температурных режимов, а также риску причинения вреда жизни и здоровью третьих лиц, что подтверждается письмом Ростехнадзора.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которые основываются на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 ГК РФ, в их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Обязание Капустина М.А. исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением.
При установленной в судебном заседании совокупности юридически значимых обстоятельств, суд считает заявленные истцом требования обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.
Суд учитывает то обстоятельство, что гражданский процесс строится на принципе состязательности сторон. Однако ответчик, не являясь в судебное заседание, не воспользовался правом представлять доказательства в обоснование своих возражений, если бы таковые были.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Капустину М.А. об обязании ввести в эксплуатацию на постоянной основе энергоустановки удовлетворить.
Обязать Капустина М.А. получить разрешение на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок котельной и многоквартирного дома по адресу: <адрес> в органах государственного энергетического надзора.
Ответчик вправе подать в Киришский городской суд Ленинградской области заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Судья