РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2014 года г.Москва
Таганский районный суд г.Москвы
в составе председательствующего судьи Антоновой Н.В.,
при секретаре Эльмурзаевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-123-14/9
по иску ФИО3, ФИО1 к Центральной акцизной таможне об обязании выдать паспорт транспортного средства без обязательного подтверждения соответствия техническому регламенту,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО3, ФИО1 обратились в Калужский районный суд Калужской области с иском к Центральной акцизной таможне об обязании выдать паспорт транспортного средства без обязательного подтверждения соответствия техническому регламенту, на автомобиль «Ауди А4» , 1996 года выпуска, принадлежащий ФИО3, ввезенный истцами в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выпущенный Калужским акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможни в свободное обращение по пассажирской таможенной декларации №. В обоснование своих требований истцы указывают, что истец ФИО1 является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается соответствующим свидетельством, в котором истец ФИО3 (муж) указан как член семьи участника Государственной программы. Истцами ФИО3, ФИО1 для личного пользования на территорию Российской Федерации из Латвии было ввезено транспортное средство - автомобиль «Ауди А4» , 2-ого экологического класса, принадлежащий ФИО3 Данный автомобиль не соответствовал требованиям технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Поскольку участники Государственной программы выделены из общего числа лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в отдельную категорию, обладающую более широким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства, ФИО3 обратился в Калужский акцизный таможенный пост с заявлением о выдаче ПТС на вышеуказанное транспортное средство. 16.09.2013г. № 43-16/0360 письмом ЦАТ, за подписью начальника Калужского акцизного таможенного поста, проинформировал ФИО3 о несоответствии экологического класса ввозимого автомобиля, а также о том, что действующее законодательство, регулирующее порядок выдачи ПТС, не содержит положений относительно отсутствия необходимости подтверждения соответствия ввозимого транспортного средства экологическому классу 4, уплаты утилизационного сбора членами семьи участника Государственной программы, однако предоставляет данное право участнику Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Истцы полагают, что в настоящее время Центральная акцизная таможня в лице Калужского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни создает им препятствия в реализации права собственности на указанное имущество, поскольку отказывает в выдаче паспорта транспортного средства (ПТС) и регистрации транспортного средства по месту жительства.
Ссылаясь на фактическое равенство прав участника Государственной программы и члена семьи участника Государственной программы, а также на то, что правовые отношения члена семьи участника Государственной программы в сфере подтверждения соответствия ввозимого транспортного средства техническому регламенту не урегулированы, истцы полагают, что следует применять нормы, регулирующее сходные отношения, либо необходимо исходить из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Так, вышеуказанный автомобиль был приобретён ФИО3, ФИО1 в 2010 г. в браке. В соответствии со ст.34 СК РФ, данный автомобиль должен считаться совместной собственностью супругов, следовательно 1/2 доля в праве собственности на данный автомобиль принадлежит ФИО1, участнику Государственной программы, которая освобождается от необходимости подтверждения соответствия ввозимого транспортного средства экологическому классу 4, уплаты утилизационного сбора (л.д. 4-10).
Определением Калужского районного суда Калужской области от 13.11.2013г. гражданское дело по иску ФИО3, ФИО1 к Центральной акцизной таможне об обязании выдать паспорт транспортного средства без обязательного подтверждения соответствия техническому регламенту передано по подсудности в Таганский районный суд г.Москвы (л.д. 52).
Определением Таганского районного суда г.Москвы от 23.12.2013г. настоящее гражданское дело принято к производству и назначено к судебному разбирательству (л.д. 54).
В судебном заседании истцы ФИО3, ФИО1 исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Центральной акцизной таможни по доверенности ФИО2 в судебном заседании, не соглашаясь с исковыми требованиями, просила отказать в удовлетворении исковых требований, представила письменный отзыв на иск, в обоснование которого указала, что, действительно, участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, выделены из общего числа лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в отдельную категорию, обладающую более широким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства. Исходя из положений Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609, освобождение от требований к экологическому классу предоставляется исключительно участнику Государственной программы. При этом льготы по уплате таможенных платежей предоставляются обеим категориям лиц. Учитывая п. 70 Положения, в случае несоответствия экологического класса ввозимых членами семьи участника Государственной программы транспортных средств (шасси) требованиям Технического регламента ПТС не выдаются. При этом Государственной программой предусмотрены права как участника Государственной программы, так и членов его семьи. Законодателем определены две категории лиц - участник Государственной программы и члены семьи участника Государственной программы, которые имеют различный правовой статус и, соответственно права и обязательства, как участника Государственной программы, так и членов его семьи. Кроме того, в соответствии с п. 59 Положения выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных п. 19 данного Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет. Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Согласно п. 6 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Таким образом, действующее законодательство, регулирующее порядок выдачи ПТС, не содержит положений относительно отсутствия необходимости подтверждения соответствия ввозимого транспортного средства экологическому классу 4, а также уплаты утилизационного сбора членами семьи участника Государственной программы. В свою очередь, таможенный орган принимает решения на основании нормативных правовых актов прямого действия. Таким образом, поскольку автомобиль принадлежит не ФИО1, как участнику Государственной программы, а её мужу ФИО3 - члену семьи участника Государственной программы, должностными лицами таможенного поста правомерно отказано в выдаче ПТС на данное транспортное средство.
Суд, выслушав истцов, представителя ответчика Центральной акцизной таможни, исследовав материалы дела, считает исковые требования ФИО3, ФИО1 подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст.129 ГК РФ (п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ) законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Согласно ст. 153 Таможенного кодекса, пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза. Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. (в ред. Протокола от 16.04.2010).
В силу ст. 150 Таможенного кодекса, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В судебном заседании установлено, что согласно копии свидетельства (оригинал обозревался в судебном заседании), серия №, выданного 06.12.2012г. Представительством ФМС России в Латвийской Республике, ФИО1, 14.07.1963г.р., является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в графе «сведения о членах семьи» истец ФИО3, 10.01.1961г.р., заявлен как муж (л.д. 18-22).
20.08.2013г. ФИО3 на Калужский акцизный таможенный пост Калужской области Российской Федерации в отношении транспортного средства «Ауди А4» , 1996 года выпуска, ввезенного в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, была подана пассажирская таможенная декларация №.
20.08.2013г. на таможенный пост поступило заявление ФИО3 на имя заместителя начальника таможенного поста с просьбой рассмотреть вопрос о выдаче паспорта транспортного средства на автомобиль, выпущенный в свободное обращение по пассажирской таможенной декларации №.
Согласно ответа Центральной акцизной таможни от 16.09.2013г. №, за подписью начальника Калужского акцизного таможенного поста, порядок выдачи паспортов транспортных средств определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23.06.2005 г. № 496/192/134. В соответствии с п. 57 Положения паспорта выдаются таможенными органами, в том числе, после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза. Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 26.11.2009 № 956 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609», оформление паспортов транспортного средства в отношении автомобильной техники производится при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609. П. 14 Технического регламента установлено с 1.01.2010г. на территории РФ введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания – экологического класса 4. На основании представленных ФИО3 документов, информации содержащейся в базе данных ОТТС, размещенной на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, сроки введения директив ЕС, легковой автомобиль «Ауди А4» , технические характеристики которого соответствуют характеристикам транспортного средства, на которое выдано ОТТС №, на дату производства соответствовал 2 экологическому классу. Согласно п. 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента паспорта не выдаются. В соответствии с положениями п.п. б п. 4 Технического регламента действие данного технического регламента не распространяется на автомобильную технику, ввозимую на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. П. 6 Государственной программы установлено, что в Государственной программе используются основные понятия, в том числе: б) участник Государственной программы - соотечественник достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участник Государственной программы установленного Правительством РФ образца; в) член семьи участника Государственной программы – лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся, в том числе супруга (супруг). Согласно п. 18 Государственной программы участнику Государственной программы выдается свидетельство установленного Правительством РФ образца сроком на три года. По истечении срока действия свидетельств соотечественник теряет статус участника Государственной программы а члены его семьи, указанные в свидетельстве, - статус членов семьи участника Государственной программы. Таким образом, участник Государственной программы и члени семьи участника Государственной программы имеют различный правовой статус и соответственно права и обязательства, как участника Государственной программы так и членов его семьи. Кроме того, в соответствии с п. 59 Положения выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных п.19 данного Положения, таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет. Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора подтверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012г. № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств». Согласно п. 6 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в РФ осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Таким образом, в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими соблюдение требований по экологическому классу автомобилей, а также по порядку уплаты утилизационного сбора, участники Государственной программы выделены из общего числа лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в отдельную категорию, обладающую более широким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, никем не оспорены и не опровергнуты.
Не соглашаясь с отказом Центральной акцизной таможни в лице Калужского акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни в выдаче паспорта транспортного средства (ПТС) и регистрации транспортного средства по месту жительства, истцы ФИО3, ФИО1 в ходе судебного заседания указали, что указанная норма, содержащаяся в подпункте «б» пункта 4 Списка, на которую ссылается ответчик, не соответствует основным принципам, содержащимся в Государственной программе, так как государство, гарантируя, в частности, в п. 44 участнику Государственной программы и членам семьи участника Государственной программы освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе транспортного средства, не должно создавать различные условия для последующей выдачи паспорта транспортного средства для участников Государственной программы и для членов семьи участника Государственной программы. При этом, в подпункте «в» ч. 6 Государственной программы указано, что совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе. Таким образом, участником Государственной программы мог стать только один из истцов. Но при этом участником Государственной программы мог стать любой. В связи с тем, что ФИО3 работал, а сбор документов требовал больших временных затрат, в связи с чем истцы приняли решение, что участником Государственной программы станет ФИО1, а муж будет членом семьи участника Государственной программы. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Согласно ст. 6 ГК РФ, в случаях, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон к таким отношениям, если такое не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), а при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Таким образом, исходя того, что правовые отношения члена семьи участника Государственной программы в сфере подтверждения соответствия ввозимого транспортного средства техническому регламенту не урегулированы, следует применять нормы, регулирующее сходные отношения, либо исходить из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Вышеуказанный автомобиль был приобретён ФИО3, ФИО1 в 2010 г., то есть уже в браке. Таким образом, в соответствии со ст.34 Семейного кодекса РФ, данный автомобиль должен считаться совместной собственностью супругов, так как фактически 1/2 доля в праве собственности на данный автомобиль принадлежит ФИО1, то есть участнику Государственной программы. Таким образом, отказ Калужского акцизного таможенного поста от выдачи паспорта транспортного средства нарушает не только права ФИО3, но и права ФИО1, которая является участником Государственной программы.
Суд не может согласиться с доводами истцов по следующим основаниям.
В п. 3 постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.1999 г. № 8-П отражено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ, осуществляются перемещающим их лицом в соответствии тем или иным таможенным режимом, который оно вправе в любое время выбрать или изменить на другой. Свободный оборот товаров, ввезенных в таможенную территорию РФ, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений тарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», главой 45 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Как ранее установлено судом, ФИО1, являясь участником Государственной программы, переселилась вместе с мужем ФИО3 из Латвии на постоянное место жительство в Российскую Федерацию и ввезла на территорию Российской Федерации транспортное средство, собственником которой является ее муж - член семьи участника Государственной программы.
В целях содействия в реализации права соотечественников, постоянно проживающих в иностранных государствах, на возвращение в РФ, Указом Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.
В соответствии с подп. «а» п. 19 Государственной программы участник Государственной программы и члены его семьи имеют право на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Иные освобождения, в том числе в области технического регулирования, данным нормативным актом не предусмотрены.
Понятия участника Государственной программы и членов семьи участника Государственной программы закреплены в пункте 6 Государственной программы.
Условия, соблюдение которых необходимо для получения льготы в виде освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении автомобиля, ввозимого на территорию Таможенного союза лицом, переселяющимся на постоянное место жительство в государство-член Таможенного союза, установлены пунктом 24 Приложения 3 к Соглашению.
Таким образом, при соблюдении условий, установленных п. 24 Приложения 3 к Соглашению, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются как участникам Государственной программы, так и членам их семьи.
Порядок выдачи паспортов транспортных средств определен Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 года № 496/192/134.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на таможенные органы возложена дополнительная функция по выдаче паспортов транспортных средств.
В соответствии с п. 57 Положения паспорта выдаются таможенными органами в том числе после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п. 4 Положения ПТС выдаются собственникам транспортных средств либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами на законных основаниях.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 26.11.2009 № 956 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 12.10.2005 № 609», оформление паспортов транспортного средства в отношении автомобильной техники производится при документальном подтверждении ее соответствия требованиям к экологическому классу, действующим на момент оформления паспорта, или требованиям к более высокому экологическому классу в соответствии с требованиями технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 № 609.
П.14 Технического регламента установлено, что с 1 января 2010 на территории Российской Федерации введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания -экологический класс 4.
С 01.01.2014г. на территории РФ введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания - экологический класс 5.
Согласно п. 70 Положения в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента, паспорта не выдаются.
Однако в соответствии с пунктом 71 Положения требования по экологическому классу не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах «а» - «г» пункта 4 Технического регламента, в том числе, на автомобильную технику, ввозимую на территорию РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Следовательно, исходя из положений Технического регламента, освобождение от требований к экологическому классу предоставляется исключительно участнику Государственной программы. При этом льготы по уплате таможенных платежей предоставляются обеим категориям лиц.
Учитывая пункт 70 Положения, в случае несоответствия экологического класса ввозимых членами семьи участника Государственной программы транспортных средств (шасси) требованиям Технического регламента ПТС не выдаются.
При этом Государственной программой предусмотрены права как участника Государственной программы, так и членов его семьи.
Законодателем определены две категории лиц - участник Государственной программы и члены семьи участника Государственной программы, которые имеют различный правовой статус и, соответственно права и обязательства, как участника Государственной программы так и членов его семьи.
Кроме того, в соответствии с п. 59 Положения выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных п.19 данного Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
Правила взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».
Согласно п. 6 ст. 24.1. ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается, в том числе в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
В соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими соблюдение требований по экологическому классу автомобилей, а также по порядку уплаты утилизационного сбора, участники Государственной программы выделены из общего числа лиц, переселяющихся на постоянное место жительства, в отдельную категорию, обладающую более широким объемом освобождений от требований, предъявляемых таможенными органами при выдаче паспортов на транспортные средства.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее порядок выдачи ПТС, не содержит положений относительно отсутствия необходимости подтверждения соответствия ввозимого транспортного средства экологическому классу 4, а также уплаты утилизационного сбора членами семьи участника Государственной программы.
На основании изложенного, в связи с тем, что автомобиль принадлежит не ФИО1, как участнику Государственной программы, а её мужу ФИО3 - члену семьи участника Государственной программы, должностными лицами таможенного поста правомерно отказано в выдаче ПТС на данное транспортное средство.
При этом доводы истцов о применении положений ст. 6 ГК РФ к спорным правоотношениям, суд отклоняет, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с положениями статьи 6 ГК России в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 ГК России отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Согласно п.п. 1,2 ст. 2 ГК России гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 3 статьи 2 ГК России установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В подпунктах «а» - «г» пункта 4 Технического регламента указан исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых не применяются требования Технического регламента.
Технический регламент утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и применяется в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ.
Таможенный орган при выдаче ПТС на транспортные средства руководствуется, в том числе нормативно-правовыми актами в области технического регулирования.
Соответственно, при непредставлении документов, подтверждающих соблюдение условий, установленных п.п. 70, 71 Положения, основания для выдачи ПТС на транспортное средство, несоответствующее требованиям экологического класса, установленных Техническим регламентом, отсутствуют.
Применение в данном случае норм, регулирующих сходные отношения, противоречит положениям п. 3 ст. 2 ГК России, подпунктам «а» - «г» пункта 4 Технического регламента.
Учитывая, что в пункте 4 Технического регламента не поименованы члены семьи участника Государственной программы, соответственно выдача ПТС на транспортные средства, принадлежащие на праве собственности данной категории лиц, возможна только на автомобили, соответствующие требованиям Технического регламента.
Также суд отклоняет доводы истцов о том, что в силу того, что автомобиль является совместной собственностью истцов как супругов, и фактически 1/2 доля в праве собственности на данный автомобиль принадлежит ФИО1, ПТС на автомобиль должен быть выдан без обязательного подтверждения соответствия техническому регламенту, как не законные и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, поскольку собственником автомобиля является истец ФИО3, раздел совместно нажитого имущества истцами не произведен, а кроме того, автомобиль является неделимым имуществом, его собственником может быть только одно лицо (при разделе совместно нажитого имущества с выплатой компенсации доли другому сособственнику).
В соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования либо возражения. Доказательства представляются сторонами.
Вместе с тем, иных доказательств в обоснование заявленных исковых требований истцами суду не представлено, а судом в ходе рассмотрения дела добыто не было.
Таким образом, из анализа указанных выше норм и фактических обстоятельств, установленных судом в ходе судебного разбирательства, следует, что действия Центральной акцизной таможни являются законными, обоснованными и соответствующими действующему законодательству, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3, ФИО1 к Центральной акцизной таможне об обязании выдать паспорт транспортного средства без обязательного подтверждения соответствия техническому регламенту суд не находит, и отказывает в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в иске ФИО3, ФИО1 к Центральной акцизной таможне об обязании выдать паспорт транспортного средства без обязательного подтверждения соответствия техническому регламенту - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение 1 месяца.
Судья: