ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-124 от 31.03.2010 Оловяннинского районного суда (Забайкальский край)

                                                                                    Оловяннинский районный суд Забайкальского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Оловяннинский районный суд Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-124/10г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2010 года п. Ясногорск

Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Полетовой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по о иску Еренковой Елены Викторовны, Соботюк Евгении Валерьевны, Беляевой Натальи Владимировны, Григель Оксаны Александровны, Шеметовой Любови Викторовны, Першиной Веры Васильевны, Бессоновой Маргариты Александровны, Акименко Натальи Витальевны, Шитиковой Галины Александровны, Плотниковой Людмилы Александровны, Бекетовой Екатерины Егоровны, Колотовкиной Ларисы Владимировны, Болотовой Оюны Николаевны, Жуковой Александры Владимировны к ГУ КЭЧ района Степь о признании действий незаконными и понуждении к исполнению обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском о признании незаконными действий ГУ КЭЧ района Степь, выразившихся в воспрепятствовании осуществлению права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и понуждении ответчика устранить указанные нарушения путем перерасчета платы за предоставляемые коммунальные услуги с учетом скидки в период с декабря 2006 года по день вынесения решения и уменьшения размера платы за коммунальные услуги на величину скидки в последующем.

Определением суда от 16.02.2010 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечена войсковая часть 62286-2 ст.Степь - правопреемник войсковой части 21818 ст.Степь, в подведомственности которой находился детский сад №3 ст.Степь.

В судебном заседании представитель заявителей по доверенностям Моцар А.М. требования поддержал, суду пояснил, что все истцы являются педагогическими работниками детского сада №3 ст.Степь, который, согласно Распоряжения Правительства РФ, относится к государственным детским дошкольным образовательным учреждениям. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» истцы не должны оплачивать расходы, связанные с отоплением занимаемой жилой площади, освещением и платой за наем жилья. Однако КЭЧ ст.Степь с 2006 года отказывается предоставлять соответствующие коммунальные услуги бесплатно и начисляет плату в полном объеме. Полагает, что отказ в применении льгот пед.работникам является неправомерным, поскольку наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования. Таким образом, Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки по предоставлению льгот, тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

Представитель ответчика ГУ КЭЧ района Степь по доверенности Намжилова в судебном заседании не участвовала, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В предыдущем судебном заседании 16.02.2010г., с требованиями истцов не согласилась, суду пояснила, что КЭЧ района Степь предоставляет льготы по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам на основании договора. Предоставление льгот осуществляется за счет средств бюджета края. Детский сад №3 ст.Степь в реестр муниципальных учреждений не включен, является структурным подразделением воинской части и финансируется за ее счет. До 2006 года, когда поступали дотации, льготы педагогическим работникам предоставлялись, после того, как поступление дотаций прекратилось, начисление платы за коммунальные услуги пед.работникам производится в полном объеме.

Представитель третьего лица в/части 62286-2 ст.Степь в судебном заседании не участвовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав представителя истцов, исследовав доводы ответчика, письменные доказательства, суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что истцы в настоящее время работают воспитателями в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида эмоционально-нравственного и эстетического развития воспитанников» №3 Оловяннинского района (Устав ДОУ №3 л.д.78-95/, которое, согласно Распоряжению Правительства РФ от 30.09.2005 года №1554-р, отнесено к федеральному государственному дошкольному образовательному учреждению, постоянно проживают на ст.Степь Оловяннинского района Забайкальского края. Отопление жилых помещений производится с помощью тепловой энергии в горячей воде, которую поставляет ГУ КЭЧ района Степь. Истцы имеют право на льготу в силу п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании».

В соответствии с пунктами «е», «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Пунктом 30 ст. 16 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» дополнен предложением следующего содержания: размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу требований ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления, в соответствии со статьей 160 ЖК РФ, компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что федеральное законодательство сохраняет предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации лишь передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.

Таким образом, как в соответствии с ранее действовавшим, так и действующим в настоящее время федеральным законодательством право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. «г» ч.1 ст.18 Закона Читинской области «Об образовании» №98-ЗЧО от 01.10.1997г. (в ред. от 09.12.2008г.), действовавшим в оспариваемый период, педагогическим работникам учреждений образования области, независимо от статуса и организационно-правовых форм учреждения, гарантируется право на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Указанные льготы предоставляются организациями независимо от форм собственности и индивидуальными предпринимателями, обеспечивающими предоставление данных услуг.

Возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот на жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), освещение организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется за счет средств областного бюджета по фактически произведенным и документально подтвержденным ими расходам в порядке, устанавливаемом законом области.

Таким образом, из смысла положений абзаца 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и Закона Читинской области «Об образовании» № 98-ЗЧО следует, что расходы, возникающие в связи с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (отопления и освещения), предусмотренных п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», педагогическим работникам образовательных учреждений, независимо от статуса и организационно-правовых форм, проживающим в сельских населенных пунктах, возмещаются организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, а не лицам, наделенным непосредственно действующим правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Обязанность по оплате услуг отопления в полном размере на педагогических работников, проживающих в сельской местности, с правом на последующее получение компенсационных выплат, федеральным законодательством не возложена. Поэтому, действия ответчика, выразившиеся в воспрепятствовании осуществлению права истцов на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением, и начислением платы за коммунальные услуги в полном объеме, являются незаконными.

В силу требований ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.

Законом Забайкальского края от 18.12.2009 года №319-ЗЗК внесены изменения в Закон Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае», который дополнен ст.5.1, предусматривающей меры социальной поддержки педагогических работников в ином порядке, нежели это было предусмотрено ранее действовавшим Законом области. Вышеназванный Закон вступил в законную силу 31.12.2009 года.

Суд, считает возможным удовлетворить требования истцов об устранении нарушения их прав путем перерасчета платы за предоставляемые коммунальные услуги с учетом скидки за период 2006-2009гг.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Еренковой Елены Викторовны, Соботюк Евгении Валерьевны, Беляевой Натальи Владимировны, Григель Оксаны Александровны, Шеметовой Любови Викторовны, Першиной Веры Васильевны, Бессоновой Маргариты Александровны, Акименко Натальи Витальевны, Шитиковой Галины Александровны, Плотниковой Людмилы Александровны, Бекетовой Екатерины Егоровны, Колотовкиной Ларисы Владимировны, Болотовой Оюны Николаевны, Жуковой Александры Владимировны к ГУ КЭЧ района Степь о признании действий незаконными и понуждении к исполнению обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Государственного учреждения «Квартирно-эксплуатационная часть района Степь», выразившиеся в воспрепятствовании осуществлению права педагогических работников Еренковой Елены Викторовны, Соботюк Евгении Валерьевны, Беляевой Натальи Владимировны, Григель Оксаны Александровны, Шеметовой Любови Викторовны, Першиной Веры Васильевны, Бессоновой Маргариты Александровны, Акименко Натальи Витальевны, Шитиковой Галины Александровны, Плотниковой Людмилы Александровны, Бекетовой Екатерины Егоровны, Колотовкиной Ларисы Владимировны, Болотовой Оюны Николаевны, Жуковой Александры Владимировны на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности.

Обязать ГУ КЭЧ района Степь произвести перерасчет платы за предоставляемые коммунальные услуги с учетом льготы в период с декабря 2006 года по декабрь 2009 года.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение 10 дней.

Судья Сафонова Е.В.