ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1241/19 от 10.02.2020 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-62/2020

24RS0040-02-2019-001183-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года г. Норильск

Норильский городской суд (в районе Талнах) Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре Козиновой Е.В.,

с участием истца Счастье М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Счастье Миланы Евгеньевны к Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Счастье М.Е. обратилась в суд с иском с требованиями к Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» (АО «АК «НордСтар») о взыскании денежных средств за неиспользованные авиабилеты, приобретенные на имя Счастье М.Е., Кортес А.С., Радзивила Д.О. и оплату дополнительного багажа, а всего в размере 63 751 рубль 53 копейки; неустойки в размере 63 751 рубль 53 копейки; убытков в виде оплаты такси в размере 15 100 рублей; компенсации морального вреда в размере 1000 000 рублей; штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом, мотивируя следующим.

ДД.ММ.ГГГГ истцом были приобретены авиабилеты АО «АК «НордСтар» по маршруту Санкт-Петербург - Норильск, с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 25 минут рейсом Y7405 на свое имя - стоимостью 20 149 рублей 26 копеек, на дочь Кортес А.С. - стоимостью 20 149 рублей 26 копеек и на сына Радзивил Д.О. - , стоимостью 16 553 рубля 01 копейка. Также были приобретены три места перевозки дополнительного багажа по 2 300 рублей на каждый билет, общей стоимостью 6 900 рублей. Таким образом покупка авиабилетов вместе с перевозкой багажа составила 63 751 рубль 53 копейки.

ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 34 минуты истец с детьми Кортес А.С. и Радзивил Д.О. выехали из <адрес> в аэропорт Пулково. Регистрация на рейс была пройдена online, места забронированы. В аэропорт прибыли заблаговременно до вылета. Подойдя в аэропорту к стойке регистрации, выяснилось, что вес каждой сумки по отдельности не соответствует нормам перевозчика, поэтому пришлось делать пересортировку сумок с весом 23 кг каждая. После упаковки багажа, подойдя к стойке регистрации для дальнейшего оформления документов, сотрудники аэропорта отказалась принять багаж, пояснив, что до вылета рейса осталось 30 минут и в самолет их не посадят. Истец попросила пригласить представителя авиакомпании, но пояснили, что представителя ответчика в аэропорту «Пулково» нет.

Обменять билеты на другой рейс или вернуть денежные средства ответчик отказался.

Билеты на другие рейсы по маршруту <адрес> были с пересадками и по высокой цене. В связи с тем, что отпуск истца закончился и свободным временем она не располагала, приобрела билеты на рейс <адрес>, на такси приехала до железнодорожного вокзала, чтобы выехать в Москву поездом. Стоимость поездки на такси составила 1 100 рублей. Билеты на поезд в Москву не приобрела, так как их стоимость составляла от 20 000 рублей за каждый билет. Поэтому воспользовалась услугами такси, стоимость поездки от железнодорожного вокзала <адрес> до аэропорта «Домодедово» <адрес> составила 14 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истец направила в адрес ответчика претензию с требованием вернуть денежные средства за неиспользованные авиабилеты на нее и двух пассажиров, следовавших с ней, оплату дополнительного багажа, убытки в виде оплаты такси, но ответчик ее требования не удовлетворил.

В связи с нарушением прав истца как потребителя, обратилась в суд с настоящим иском.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Аэропорт «Пулково») и АО «Транспортная клиринговая палата».

В судебном заседании истец Счастье М.Е. на исковых требованиях настаивала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчик АО «АК «НордСтар», своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил письменные возражения и пояснения, в которых с требованиями истца не согласился, полагая их необоснованными, указывая, что на момент обращения истца на стойку регистрации на ее рейс после 21 часа 45 минут регистрация пассажиров и оформление багажа на данный рейс была закончена, в связи с чем сотрудники аэропорта обоснованно не оформили багаж по истечении установленного времени. АО «АК «НордСтар» и сотрудники аэропорта «Пулково» не отказывали истцу, пассажирам Кортес А.С. и Радзивил Д.О. в осуществлении перевозки, указанные пассажиры самостоятельно не прибыли на посадку в установленное время. Неявка пассажира на посадку расценивается в качестве добровольного отказа пассажира от перелета, что влечет невозможность возврата провозной платы согласно пп. 3 п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ. Вина АО «АК «НордСтар» в несении истцом убытков в размере стоимости провозной платы, а также причинно-следственная связь между действиями ответчика и несением истцом убытков отсутствует, поэтому требования истца о возврате провозной платы необоснованны. В связи с отказом от перевозки, истец была вправе получить возврат уплаченных денежных средств за отказ от дополнительных услуг, о чем на официальном сайте АО «АК «НордСтар» размещена информация о том, что необходимо заполнить форму заявления на возврат, создан специальный ресурс, содержащий определённые графы для введения необходимой информации. Между тем в установленном АО «АК «НордСтар» порядке (форма заявления, способ подачи) истец не обращалась с заявлением об отказе от дополнительных услуг и возврате стоимости по дополнительным услугам. Ввиду отсутствия соответствующего заявления с приложением необходимых документов, вина ответчика в невыплате денежных средств за отказ от дополнительной услуги не может считаться установленной. Истец имела возможность получить возврат денежных средств, оформив соответствующее заявление в установленном порядке. На поступившие от истца претензии, ответчик направил ответы с разъяснениями в установленные Воздушным кодексом РФ сроки - 30-дневный срок с момента поступления. Требования о взыскании стоимости услуг такси также необоснованны в связи с отсутствием вины ответчика, ввиду неявки истца на посадку на рейс, отсутствием причинно-следственной связи между действиями ответчика и несением истцом данных расходов. По указанным основаниям ввиду необоснованности основных требований о взыскании провозной платы и стоимости дополнительных услуг, требования о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа удовлетворению также не подлежат.

Третье лицо ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Аэропорт «Пулково») в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, просил о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя, направил письменные пояснения на требования истца, в которых указал об их необоснованности, пояснив, что ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» через официальный интернет-сайт рекомендует всем пассажирам прибыть в аэропорт заблаговременно с учетом времени, необходимого для прохождения предполетных процедур. Полагал, что истцом нарушены положения Федеральных авиационных правил в части заблаговременного прибытия к месту регистрации, и несоответствия допустимого веса предъявленных к регистрации мест багажа. Ответственность за неявку на посадку ко времени, установленному перевозчиком, лежит на пассажире. Допустимых доказательств своевременного прибытия к месту регистрации в аэропорту в нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представила. В аэропорту «Пулково» информирование пассажиров о статусах рейсов, в том числе о времени начала регистрации и посадки, номерах стоек регистрации и номере выхода на посадку осуществляется через информационные мониторы (автоматически при совершении определенных действий) и через акустическое оповещение по общей громкой связи в терминале.

Представитель третьего лица АО «Транспортная клиринговая палата» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, просил о проведении судебного разбирательства в их отсутствие, направил отзыв на требования истца, в котором указал, что АО «Транспортная клиринговая палата» осуществляет деятельность по предоставлению авиаперевозчикам стандартизированных услуг по организации продажи пассажирских авиаперевозок аккредитованными агентствами на бланках стандартных перевозочных документов и электронных билетах, а также по обеспечению взаиморасчетов между субъектами авиаперевозочного процесса по проданным перевозкам. С ООО «Вайт Тревел» заключен Стандартный договор от ДД.ММ.ГГГГ о продаже воздушных перевозок на рейсы перевозчиков, которое имеет статус уполномоченного агента и право на бронирование, продажу и возврат воздушных перевозок и дополнительных услуг перевозчика на внутренние и международные рейсы перевозчиков и их интерлайн-партнеров на электронных билетах, а также право на проведение расчетов в порядке и на условиях, определяемых договорами. Электронные билеты - , , на рейс АО «АК «НордСтар» были оформлены ДД.ММ.ГГГГ агентством ООО «Вайт Тревел» на аккредитованном сайте, также были оформлены электронные многоцелевые документы на услугу выбор места, и сверхнормативный багаж для пассажира Счастье М.Е. ДД.ММ.ГГГГ агентством ОООО «Норильское территориальное агентством воздушных сообщений» в пункте продаже по адресу: <адрес>, был оформлен многоцелевой документ на оплату сверхнормативного багажа для пассажира Кортес А.С. Согласно п. 91 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 года № 82, пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Согласно ст. 35 ГПК РФ участие стороны по делу в судебном заседании является ее правом, а не обязанностью.

Учитывая, что ответчик и третьи лица, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, определили для себя порядок реализации своих процессуальных прав, исходя из положений ст.ст. 35, 167 ГПК РФ, суд рассматривает дело в их отсутствие.

Выслушав истца, исследовав в полном объеме материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Статьей 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно с п. 2 ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.

В соответствии с п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, должен предусматривать норму бесплатного провоза багажа. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх нормы бесплатного провоза багажа также провоз этого багажа.

Норма бесплатного провоза багажа устанавливается перевозчиком и предусматривает количество мест багажа и вес багажа на одного пассажира воздушного судна. При этом норма бесплатного провоза багажа не может предусматривать менее чем десять килограммов на одного пассажира воздушного судна.

Перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

Пунктом 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным п. 2, если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

В соответствии с п. 6 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 года № 82 (далее – Общие правила перевозки пассажиров и багажа), перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать обязанности или их часть по договору воздушной перевозки лицу, осуществляющему от имени перевозчика бронирование, продажу и оформление перевозок на перевозочных документах (уполномоченный агент), лицу, оказывающему услуги по обслуживанию в зоне и зданиях аэровокзального комплекса убывающих и прибывающих пассажиров (обслуживающая организация) или другому лицу, в том числе другому перевозчику, являясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.

В соответствии с п. 77 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа.

Регистрация пассажиров может проводиться на сайте перевозчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (интернет-сайт перевозчика), позволяющем пассажиру самостоятельно осуществить регистрацию с предоставлением пассажиру посадочного талона в электронном виде (регистрация в электронной форме), в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта.

Пунктом 80 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, предусмотрено, что пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством РФ или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством РФ или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка (п. 81 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа).

Согласно п.п. 85-87 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, при регистрации и/или оформлении багажа, пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж, предназначенный для перевозки в качестве зарегистрированного багажа.

Перевозчик или обслуживающая организация обязаны указать в багажной квитанции, являющейся частью билета, удостоверяющей прием к перевозке багажа, количество мест и вес багажа.

При оформлении багажа пассажиру выдается часть (отрывной талон) номерной багажной бирки, а другая часть прикрепляется к каждому месту багажа, принятого перевозчиком к перевозке в багажном отсеке воздушного судна под ответственность перевозчика за сохранность таких вещей с момента их сдачи пассажиром до момента выдачи пассажиру.

В соответствии с п. 90 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.

Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру (п. 91 Общих правил перевозки пассажиров и багажа).

Пунктом 127 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, предусмотрено, что по просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), перевозчик обязан применить к этим пассажирам сумму норм бесплатного провоза багажа каждого из пассажиров. Между тем, объединение касается только норм бесплатного провоза багажа. Багаж оформляется на каждого пассажира индивидуально.

В соответствии с п. 226 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством РФ.

Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае: отмены или задержки рейса, указанного в билете; изменения перевозчиком маршрута перевозки; выполнения рейса не по расписанию; несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете; несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо смерти члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с п. 81 Правил времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа).

В силу п. 228 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или вынужденного изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, указанные в пункте 227 или пункте 41 настоящих Правил.

Пунктом 229 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки.

Согласно п. 232 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.

В соответствии с п. 234 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, договором воздушной перевозки пассажира, договором перевозки груза.

Правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов АО «АК «НордСтар», размещенными на официальном сайте www.nordstar.ru в разделе «Пассажирам» в п.п. 8.2.3, 8.2.8, 8.2.18 отражены аналогичные вышеприведенным условия прибытия пассажиров на регистрацию и посадку на рейс.

Исходя из содержания приведенных правовых норм, учитывая заявленные требования, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков, является установление причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями в виде отказа истца от вылета в пункт назначения согласно приобретенному билету.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрела через агента ООО «Вайт Тревел» электронные авиабилеты на рейс Y7405 на ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 25 минут по маршруту Санкт-Петербург - Норильск, осуществляющего перевозчиком - ответчиком АО «АК «НордСтар» билеты на себя и детей - на свое имя - Счастье М.Е. стоимостью 20 149 рублей 26 копеек, в том числе стоимость провозной платы - 19 362 рублей, НДС авиакомпании – 1 743 рубля 36 копеек, НДС ТКП – 30 рублей 83 копейки, вознаграждение агента – 774 рубля 37 копеек, сбор за финансовую транзакцию – 12 рублей 89 копеек, забронировано место 10D; на дочь Кортес А.С. стоимостью 20 149 рублей 26 копеек, в том числе размер провозной платы - 19 362 рублей, НДС авиакомпании – 1 743 рубля 36 копеек, НДС ТКП – 30 рублей 83 копейки, вознаграждение агента – 774 рубля 37 копеек, сбор за финансовую транзакцию – 12 рублей 89 копеек, забронировано место 10Е; на сына Радзивил Д.О. (ребенок до 12 лет), стоимостью 16 553 рубля 01 копейка, в том числе размер провозной платы – 15 854 рубля, НДС авиакомпании – 1 424 рубля 45 копеек, НДС ТКП – 30 рублей 83 копейки, вознаграждение агента – 688 рублей 42 копейки, сбор за финансовую транзакцию – 10 рублей 59 копеек, забронировано место 10F (л.д. 11-16). Приобретение авиабилетов было оплачено банковской картой Visa Clаssic******5634 (л.д. 17).

Таким образом, между истцом, членами ее семьи и ответчиком были заключены договоры воздушной перевозки. Приобретение истцом авиабилетов свидетельствует о согласии с условиями договора перевозки, в том числе с правилами перевозчика.

Согласно стандартному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ответчиком и ЗАО «Транспортная клиринговая палата», уполномоченным агентом АО «АК «НордСтар», выполняющим функции по бронированию, продаже и оформлению перевозок на рейсах АО «АК «НордСтар», АО «Транспортная клиринговая палата» вправе передавать указанные функции иным субагентам установлено.

Как следует из маршрут-квитанций , , на имя истца и ее детей на рейс Y7405 за ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Санкт-Петербург – Норильск в них указана норма провоза багажа на одного пассажира – 23 кг, а также ручная кладь – 10 кг.

ДД.ММ.ГГГГ истцом к своему авиабилету оформлена услуга по перевозке дополнительного места багажа стоимостью 2 300 рублей (л.д. 29) и ДД.ММ.ГГГГ на имя дочери Кортес А.С. к авиабилету оформлена услуга по перевозке дополнительных 2 мест багажа стоимостью 4 600 рублей (л.д. 28).

ДД.ММ.ГГГГ в 02 часа 36 минут по московскому времени Счастье М.Е., Кортес А.С., Радзивил Д.О. прошли процедуру online-регистрации и получили посадочные талоны.

В соответствии с условиями Стандартного соглашения ИАТА о наземном обслуживании от ДД.ММ.ГГГГ в аэропорту «Пулково» <адрес>, ответчик АО «АК «НордСтар» поручила выполнение функций по проведению регистрации пассажиров и оформление багажа ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Аэропорт «Пулково») (л.д. 53-57).

Из представленных ответчиком и третьим лицом в материалы дела сведений следует, что время вылета рейса Y7405 по маршруту Санкт-Петербург – Норильск за ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 25 минут, регистрация открыта заранее не менее чем за 03 часа до вылета и была окончена за 40 минут до вылета, то есть в 21 час 45 минут. Время начала посадки на указанный рейс в 22.00 часа, окончание посадки в 22 часа 15 минут.

О необходимости прибыть в аэропорт заблаговременно и о том, что регистрация на внутренние рейсы заканчивается за 40 минут до времени отправления рейса истец была проинформирована путем указания в посадочных талонах при online, в том числе о времени, необходимом для оформления багажа, предполетного досмотра, паспортного контроля.

На электронных билетах истца имеется отметка о том, что билет при неявке на рейс является невозвратным.

Из пояснений истца следует, что по прибытию в аэропорт «Пулково» она обратилась на стойку регистрации рейса Y7405 по маршруту Санкт-Петербург – Норильск за ДД.ММ.ГГГГ, при взвешивании багажа сотрудники аэропорта пояснили ей, что вес каждой сумки по отдельности превышал допустимые нормы провоза багажа, установленных авиакомпанией - был свыше 23 кг. В связи с чем, истец произвела пересортировку багажа, после чего вновь обратилась на стойку регистрации, однако сотрудником аэропорта на стойке регистрации ей было отказано в регистрации ввиду того, что до вылета рейса осталось 30 минут.

Учитывая, что время вылета рейса истца Y7405 в 22 часа 25 минут, следовательно, окончание регистрации и оформления багажа, согласно п. 81 указанных Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, в 21 час 45 минут, следовательно, истец обратилась на стойку регистрации за 30 минут до времени отправления воздушного судна, то есть в 21 час 55 минут, спустя 10 минут после окончания регистрации.

Таким образом, судом установлено, что истец обратилась на стойку регистрации для регистрации багажа после окончания регистрации на рейс Y7405.

Следовательно, действия сотрудников аэропорта не противоречили требования п. 91 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, предусматривающим, что пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа, может быть отказано в перевозке данным рейсом.

Из представленных в дело сведений видно, что АО «АК «НордСтар», а также сотрудники аэропорта не отказывали истцу и ее детям - пассажирам Кортес А.С. и Радзивил Д.О. в осуществлении перевозки рейсом Y7405 за ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства также подтверждает и сама истец, указывая на то, что на стойке регистрации ей было отказано в оформлении багажа, но не в перевозке ей и ее детей. Между тем истец отказалась от услуг ответчика по договору воздушной перевозки ввиду отказа ей в оформлении багажа на стойке регистрации в связи с опозданием оформления багажа.

При этом, из обстоятельств, установленных судом, следует, что препятствий для посадки на рейс без багажа, у истца и ее детей, прошедшей online-регистрацию и получивших через online посадочные талоны, не имелось. Как следует из показаний истца, она не оставила багаж, так как там находились все ее вещи. Таким образом, проследовать для посадки в воздушное судно без багажа истец отказалась, что подтверждается ее собственными пояснениями, несмотря на то, что посадка в самолет началась с 22.00 часов и у истца имелось необходимое время для посадки.

ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 25 минут по московскому времени пассажиры Счастье ME., Кортес А.С., Радзивил Д.О. были разрегистрированы в связи с неявкой на посадку.

Исходя из вышеприведенных положений закона и установленных судом обстоятельств следует, что каких-либо нарушений условий договора воздушной перевозки, требований закона и Федеральных авиационных правил со стороны ответчика АО «АК «НордСтар» допущено не было, поскольку необходимая информация о предоставляемой услуге по договору воздушной перевозки была доведена до истца в полном объеме, ответчиком выполнены предусмотренные договором обязательства, при этом воспользоваться перелетом истец с детьми отказались, поскольку в связи с поздним прибытием на регистрацию их багаж не был своевременного зарегистрирован. Таким образом, отказ истца и ее детей от договора воздушной перевозки в силу положений пункта 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, предусматривающего исчерпывающий перечень, не был вынужденным.

Из представленных ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (Аэропорт «Пулково») сведений следует, что информация о регистрации и посадке пассажиров на рейс Y7405 за ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась как на информационном табло, так и по громкой связи. Так, о начале регистрации с указанием стоек было сообщено в 16 часов 25 минут, о скором окончании регистрации в 21 час 35 минут, о том, что регистрация окончена в 21 час 46 минут, о начале посадки у выхода D10 в 22 часа 03 минуты, о скором окончании посадки в 22 часа 06 минут, об окончании посадки на рейс в 22 часа 16 минут. Даная информация истцом не опровергнута. Возражения истца относительно отсутствия такой информации по громкой связи в аэропорту ничем не подтверждены. Несогласие истца с указанными сведениями, не свидетельствует само по себе об их отсутствии, поскольку фактов о том, что иные пассажиры рейса Y7405 за ДД.ММ.ГГГГ в виду отсутствия информации в аэропорту - на табло и по громкой связи, не смогли зарегистрироваться на указанный рейс и вылететь в пункт назначения, подтверждающих тем самым тот факт, что не было обеспечено своевременное информирование в аэропорту о прохождение предполетных процедур, суду не представлено.

Истцом каких-либо достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что ее отказ и отказ членов ее семьи от перевозки являлся вынужденным, также не представлено. Судом установлено, что истец и члены ее семьи поздно прибыли на регистрацию багажа, от перевозки без багажа не согласились, при этом в перевозке истцу и членам ее семьи ответчиком отказано не было.

Достоверных доказательств тому, что истец Счастье М.Е. и члены ее семьи по вине ответчика не смогли оформить и сдать багаж, прибыть на посадку на рейс не имеется, в связи с чем суд приходит к выводу, что услуга по договору воздушной перевозке не была оказана истцу и ее детям по причине их добровольного отказа от перевозки, поскольку последние не явились к месту посадки на борт воздушного судна до окончания посадки на рейс, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возмещении ответчиком стоимости билетов Y7405 за ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Доводы истца о том, что в аэропорту «Пулково» ей пришлось переформировывать свой багаж таким образом, чтобы каждая сумка соответствовала нормам провоза багажа – 23 кг, поэтому она повторно явилась на стойку регистрации за 30 минут до вылета воздушного судна, не свидетельствуют о виновных действиях ответчика, поскольку условия о перевозке, в том числе о норме провоза багажа, являются обязательными, информация о нормах провоза багажа – до 23 кг содержится в маршрут-квитанциях, а также на официальном сайте АО «АК «НордСтар» в сети Интернет, сведения об окончании регистрации за 40 минут до вылета также являлись доступными и были предоставлены истцу.

Согласно вышеприведенных положений п. 80 Общих правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, на пассажира возлагается обязанность заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа, что подразумевает достаточное время необходимое для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, прохождения досмотра, выполнения требований различного видов контроля, предусмотренными законодательством РФ, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Доказательств тому, что истец при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась, заблаговременно и за достаточное время для прохождения необходимых предполетных процедур явилась для регистрации багажа, суду не представлено. Также не представлено доказательств тому, что истец явилась на стойку регистрации багажа до окончания регистрации, то есть до 21 часа 45 минут.

Факт сортировки истцом багажа не свидетельствует об увеличении временных затрат для прохождения оформления багажа и того, что истец и члены ее семьи могли быть объективно лишены возможности вовремя явиться для регистрации и посадки. Изложенные истцом в качестве препятствий для своевременной явки для регистрации обстоятельства должны были повлечь массовое, а не единичное опоздание пассажиров на рейс, однако, наличие массового опоздания пассажиров на рейс не имело места, доказательств тому не представлено.

Ответственность за своевременную явку на рейс нормами воздушного законодательства возложена на пассажира. При этом, длительная процедура прохождения предполетного контроля и оформления багажа не является уважительной причиной опоздания на рейс, поскольку данные условия являются обязательными и заблаговременное прибытие пассажира для прохождение данной процедуры, с учетом различных ситуаций, возложено на него.

Достоверных доказательств тому, что истец и ее дети по вине ответчика не зарегистрировали багаж на указанный рейс, суду представлено не было.

Учитывая, что время начала посадки на выбранный истцом и ее детьми рейс – 22.00 часа, время вылета – 22 часа 25 минут, окончание посадки в 22 часа 15 минут, суд исходит из того, что истец имела возможность явиться на посадку на рейс без багажа, так как была зарегистрирована online и имела посадочные талоны. Между тем на посадку истец и ее дети не явились.

Факт своевременной явки истца и членов ее семьи для регистрации багажа и посадки достоверными доказательствами не подтвержден.

В тоже время неявки пассажиров к выходу на посадку на рейс до ее окончания не свидетельствует о виновности действий перевозчика.

Доводы истца об отсутствии представителя ответчика при ее повторном обращении на стойку регистрации судом отклоняются, поскольку из установленных обстоятельств по делу следует, что представитель ответчика обязан находиться у стойки регистрации до окончания регистрации на рейс, затем находиться у выхода на посадку, соответственно, при обращении истца на стойку регистрации по ее окончании, представитель ответчика отсутствовал, что также подтверждается сведениями, представленными ООО «АЭРОЛАЙН», осуществляющим по договору с ответчиком от ДД.ММ.ГГГГ представительские услуги в аэропорту «Пулково» <адрес>, об обязанности контролировать процесс регистрации и посадки пассажиров, сообщать обо всех нестандартных ситуациях, и отсутствии обращений пассажира Счастье М.Е. при проведении процедуры регистрации на рейс Y7405 за ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку нарушений ответчиком прав истца и ее детей как потребителей судом установлено не было, требования истца о взыскании с ответчика стоимости билетов по маршруту Санкт-Петербург - Норильск, являются необоснованными.

Из представленных ответчиком сведений следует, что истец в соответствии с установленным заявительным порядком не обращалась с заявлением к ответчику о возращении оплаты за дополнительный багаж. По поступившей ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика АО «АК «НордСтар» претензии истца о возврате денежных сумм, в том числе стоимости услуг по перевозке дополнительного багажа, без приложения предусмотренных документов, а также без указания банковских реквизитов, ДД.ММ.ГГГГ истцу был направлен ответ об отсутствии оснований для возврата провозной платы в связи с неявкой пассажиров на рейс; по вопросу возврата провозной платы и иных денежных средств ДД.ММ.ГГГГ отправлен ответ о невозможности рассмотрения претензии без документов, подтверждающих личность, подтверждающих право на получение денежных сумм по авиабилетам на имя Кортес А.С. и Радзивил Д.О.

Согласно п.1 ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлен уполномоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Обязанность по выплате денежной суммы при одностороннем отказе, в силу ст. 310 Гражданского кодекса РФ возникает при осуществлении права на односторонний отказ от исполнения обязательств в результате соответствующего изменения или расторжения (п. 2 ст. 450.1 Гражданского кодекса РФ).

Как следует из установленных судом обстоятельств, истец не обращалась к ответчику в установленном порядке с требованием о возврате стоимости услуг по перевозке дополнительного багажа на сумму 6 900 рублей, не смотря на направленные в ее адрес разъяснения о таком порядке, при этом ответчик не отказывал истцу в возврате указанных средств.

Однако как установлено судом, в связи с возникшим спором, ответчик добровольно ДД.ММ.ГГГГ произвел возврат оплаты стоимости дополнительного багажа на сумму 6900 рублей, что подтверждается платежными документами. Следовательно, правовых оснований для взыскания с ответчика указанных расходов истца, судом не установлено. При этом утверждения ответчика о неполучении истцом указанных сумм не опровергнуты.

Поскольку в удовлетворении основных требований истца отказано ввиду отсутствия нарушений со стороны ответчика, как производные не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и штрафа.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из того, что в судебном заседании не нашли подтверждения обстоятельства того, что убытки в виде затрат на проезд истцом услугами такси от аэропорта «Пулково» до железнодорожного вокзала <адрес> в сумме 1 100 рублей и стоимости поездки от Железнодорожного вокзала <адрес> до аэропорта «Домодедово» <адрес> в размере 14 000 рублей были понесены истцом по вине ответчика, правовых оснований для удовлетворении иска в части взыскания убытков в указанном размере у суда также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Счастье Миланы Евгеньевны к Акционерному обществу «Авиакомпания «НордСтар» о защите прав потребителей, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Иванова

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2020 года