ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1247/17 от 14.06.2017 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2 – 1247\17

РЕШЕНИЕ

(заочное)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.06.2017г. г. Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Дубовицкого В.В. при секретаре Шишковой Г.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Росгвардии по Саратовской области к Кошелеву Л.А. о прекращении права собственности на оружие и разрешение на его принудительное уничтожение,

установил:

Управление Росгвардии по Саратовской области обратилось в суд с вышеуказанным иском и просит суд с учетом уточнений прекратить право собственности ответчика Кошелева Л.А., 18.10.1964 года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> на охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-81 калибра 12, № 9801084, которое не может ему принадлежать, и передать его на уничтожение в специализированный орган – ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания ГУ МВД России по Саратовской области» ( на склад вооружения). Требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 16 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016г. № 226- ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» к полномочиям войск национальной гвардии относится контроль за оборотом гражданского, служебного, наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Согласно 4.1 ст. 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган. В соответствии с ч.5 ст. 28 Федерального закона «Об оружии» должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях. Указывает, что в настоящее время в УМВД России по городу Саратову, в комнате для хранения изъятого вооружения продолжительное время хранится значительное количество единиц огнестрельного оружия, изъятого у граждан за различные нарушения требований действующего законодательства, регламентирующего оборот оружия, а также изъятого у владельцев, которые умерли. Согласно ч. 2 ст. 129 ГК РФ оружие относится к числу объектов, входящих в состав (ограниченного оборота), которым могут владеть лишь определенные лица по специальному разрешению, которое согласно ст. 13 ФЗ «Об оружии» - 1996 г., выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства. Указывает, что начальнику ОП № 6 в составе УМВД РФ по г. Саратову 14 мая 2013 года поступило заявление от гражданки Кошелевой Н.Ю. принять на временное хранение оружие ее мужа Кошелева Л.А.: охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-81 калибра 12 № 9801084. Данный вид оружия был помещен в комнату хранения оружия 15 мая 2013 года, о чем в материалах дела имеется копия квитанции № 60 на принятое оружие и боеприпасы, а также рапорт участкового уполномоченного полиции ОП № 6 в составе УМВД РФ по г. Саратову. В период времени с 15 мая 2013 года и по настоящее время гражданка Кошелева Н.Ю. в отдел ЛРР УМВД России по городу Саратову по вопросу продления, переоформления или сдачи на утилизацию вышеуказанное оружие не обращалась, дальнейшей судьбой оружия не интересовалась. Указывает, что оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия ДЧ ОП № 6 УМВД России по городу Саратову, в результате чего произошло ее переполнение. При этом бремя содержания оружия легло на УМВД России по городу Саратову. Хранение данного вооружения требует определенных материальных затрат, в частности, по поддержанию специального температурного режима и влажности в помещении, регулярного технического ухода (чистка, смазка). В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренные настоящим федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленным гражданским законодательством.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Федорова Н.Г. поддержала исковые требования, с учетом уточнений, и просит суд их удовлетворить.

Ответчик Кошелев Л.А. в суд не явился, в связи, с чем, учитывая согласие представителя истца, суд посчитал возможным рассмотреть возникший между сторонами спор в порядке заочного производства, предусмотренном ст.ст. 233-237 ГПК РФ.

Третье лицо Кошелева Н.Ю. в суд не явилась, о судебном заседании извещена, ходатайств об отложении слушании дела от нее в суд не поступало.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 16 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016г. № 226- ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» к полномочиям войск национальной гвардии относится контроль за оборотом гражданского, служебного, наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

Согласно 4.1 ст. 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган.

В соответствии с ч.5 ст. 28 Федерального закона «Об оружии» должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях.

Оружие - это специфический предмет собственности, владение которым
предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных
Федеральным законом «Об оружии» - 1996 г., постановлением Правительства РФ от 21.07.1998г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», Инструкцией по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД РФ от 12 апреля 1999 г. № 288 и другими нормативными актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 129 ГК РФ оружие относится к числу объектов, входящих в состав (ограниченного оборота), которым могут владеть лишь определенные лица по специальному разрешению, которое согласно ст. 13 ФЗ «Об оружии» - 1996 г., выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства.

Также, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и государства.

Факт наличия в собственности оружия сам по себе не является основанием для его безграничного владения, пользования и распоряжения. Если оружие было изъято у собственника при владении, пользовании, распоряжении за нарушения требований действующего законодательства, то отказ собственника устранить нарушения, а также его бездействие при устранении конкретных предписаний сотрудников органов внутренних дел по устранению данных нарушений свидетельствует о том, что собственник отказался от своих прав на оружие.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться оружием только на основании Закона, и его действия не должны противоречить требованиям правовых актов.

Судом установлено, что начальнику ОП № 6 в составе УМВД РФ по г. Саратову 14 мая 2013 года поступило заявление от гражданки Кошелевой Н.Ю. принять на временное хранение оружие принадлежащее Кошелеву Л.А., охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-81 калибра 12 № 9801084. Данный вид оружия был помещен в комнату хранения оружия 15 мая 2013 года, о чем в материалах дела имеется копия квитанции № 60 на принятое оружие и боеприпасы, а также рапорт участкового уполномоченного полиции ОП № 6 в составе УМВД РФ по г. Саратову. В период времени с 15 мая 2013 года и по настоящее время ответчик и третье лицо в отдел ЛРР УМВД России по городу Саратову по вопросу продления, переоформления или сдачи на утилизацию вышеуказанное оружие не обращалась, дальнейшей судьбой оружия не интересовалась.

Оружие в течение продолжительного времени находится в комнате хранения оружия ДЧ ОП № 6 УМВД России по городу Саратову, в результате чего произошло ее переполнение. При этом бремя содержания оружия легло на УМВД России по городу Саратову. Хранение данного вооружения требует определенных материальных затрат, в частности, по поддержанию специального температурного режима и влажности в помещении, регулярного технического ухода (чистка, смазка). В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренные настоящим федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия, находятся на хранении в органе внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленным гражданским законодательством.

Кошелевой Н.Ю. направлено предписание о принятии мер по продлению, переоформлению или сдаче для утилизации оружия в срок до 05.01.2017 года, о чем свидетельствует ее подпись о получении предписания 05.12.2016 года, но до указанного срока гражданка Кошелева Н.Ю. в отдел ЛРР так и не явилась.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об оружии» - 1996 г. должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданам Российской Федерации и должностным лицам предписания об устранении этих нарушений.

При неисполнении данных предписаний согласно ст. 28 ФЗ «Об оружии» - 1996 г., должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, вправе обращаться в суд с заявлениями о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему.

В соответствии с п. 82 главы 14 Постановления Правительства от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» изъятое или конфискованное оружие направляется на реализацию или уничтожение.

Данное оружие не имеет культурной ценности, так как не включено в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и не подпадает в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также не является старинным (антикварным) оружием.

Таким образом, на основании ст. 238 ГК РФ возникли обстоятельства, при которых оружие в силу закона не может принадлежать ответчику. Учитывая тот факт, что изъятое оружие является оружием, находившимся в употреблении, а специализированные магазины по реализации оружия не относятся к числу государственных учреждений, на которые возлагается обязанность по приему подержанного оружия и последующей его реализации, а также, учитывая, что данное оружие не относится к предметам исторической и культурной ценности, что бы могло препятствовать его уничтожению, в связи с чем, целесообразно данное оружие уничтожить.

Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199,237 ГПК РФ, суд

решил:

Прекратить право собственности Кошелева Л.А. 18.10.1964 года рождения на охотничье гладкоствольное ружье ИЖ – 81 калибра 12, № 9801084.

Передать охотничье гладкоствольное ружье ИЖ – 81 калибра 12, № 9801084 на уничтожение в специализированный орган – ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания ГУ МВД России по Саратовской области» (на склад вооружения).

Ответчик в праве подать в суд вынесший решение заявление об его отмене в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова.

Председательствующий: В.В. Дубовицкий