63RS0№-54 Резолютивная часть Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Борисовой Е.А., при секретаре Гафиятуллиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о защите авторских прав, взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным использование ФИО2 автореферата диссертации на соискание учёной степени доктора наук «Методическая система формирования креативной компетенции студентов - филологов педагогического вуза» ФИО1 без ссылки на автора указанного автореферата. Обязать ФИО2 прекратить использовать, без ссылки на автора автореферата диссертации кандидата педагогических наук ФИО1 на соискание учёной степени доктора педагогических наук: «Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза». Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (литература, уровень общего и профессионального образования). Обязать ФИО2 опубликовать вступившее в законную силу решение суда в СМИ: периодическом печатном издании Поволжский педагогический вестник, изъять из библиотек, в том числе и электронных библиотек текст статьи «Методика формирования креативной компетентности студентов - филологов: современное состояние и перспективы разработки» (автор — ФИО2). Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1 денежную компенсацию за нарушение авторских исключительных прав в размере 50 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 500 рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Е.А. Борисова 63RS0№-54 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Борисовой Е.А., при секретаре Гафиятуллиной А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о защите авторских прав, взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 о защите авторских прав, взыскании денежной компенсации и компенсации морального вреда, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. при подготовке к публикации в периодическом печатном издании научного журнала «Имидж» статьи «Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования», истице стало известно о нарушении её авторских прав, в результате проверки статьи на антиплагиат. Старшим методистом РИЦ ФИО3 истице было предложено повысить процент уникальности с 75% до желательных 80%, с приведением источников, на которые делается наибольшая ссылка. В периодическом издании Поволжский педагогический вестник 2013г. № была опубликована статья «Методика формирования креативной компетентности студентов – филологов: современное состояние и перспективы разработки», посвященная вопросу формирования креативной компетентности студента-филолога, обоснованию методов, приемов и способов формирования данной компетентности. Автор ФИО2, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи, и методики их преподавания, Поволжский государственной социально-гуманитарной академии. Указанная статья содержит в более 50% компиляцию автореферата диссертации кандидата педагогических наук ФИО1 на соискание ученой степени доктора педагогических наук: «Методическая система формирования креативной компетенции студентов-филологов педагогического вуза». Специальность 13.00.02-теория и методика обучения и воспитания (литература, уровень общего и профессионального образования). Защита состоялась ДД.ММ.ГГГГ. в РГПУ им. А.И. Герцена. Автореферат опубликован в сети интернет URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005029672.pdf. Опубликованная под авторством ФИО2 статья содержит сведения, которые не соответствуют действительному положению дел, так как указанная тема была разработана истицей под руководством научного руководителя доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ ФИО4: Начало было положено защищённой в ДД.ММ.ГГГГ году в Институте образования взрослых РАО (Санкт-Петербург) под её руководством диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук «Формирование готовности студентов педагогического вуза к развитию творческих способностей учащихся». Опубликовано в сети интернет по адресу: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21331552. Одно из положений данной диссертации, а именно: методика развития литературно-творческих способностей школьника - стала впоследствии одним из составляющих ядра понятия «креативная компетентность студента-филолога». ФИО2 не указала имени автора цитированного автореферата, использованного при публикации в периодическом печатном издании Поволжский педагогический вестник ДД.ММ.ГГГГ г. № статьи «Методика формирования креативной компетентности студентов - филологов: современное состояние и перспективы разработки», чем нарушила авторское и правила, установленные ст. 1274 ГК РФ. С ДД.ММ.ГГГГ года в круг научных интересов истицы вошли проблемы креативности личности, креативности и творчества, компетенций и компетентностей, профессиональной компетентности учителя-словесника, креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза, креативной компетентности педагога. Велись научные эксперименты в данном направлении. В ДД.ММ.ГГГГ годах была смоделирована методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов, проведены констатирующий и формирующий эксперименты по теме диссертации. В ДД.ММ.ГГГГ годах были систематизированы результаты теоретического и эмпирического исследования, завершён контрольный эксперимент. На этом этапе уточнялись теоретические и практические выводы (что отражено в публикациях этого периода времени, указано в прилагаемом списке работ). В ДД.ММ.ГГГГ годах был проведён отсроченный эксперимент по формированию креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза, то есть наблюдение за самостоятельной работой выпускников в общеобразовательной школе, прошедших обучение по разработанной истицей, методической системе формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза. Были сделаны выводы об эффективности разработанной системе формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза. Сама идея «креативной компетентности» принадлежит научному руководителю истицы ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ гг). Именно под её руководством в работе истицы доказана состоятельность понятия «креативная компетентность студента-филолога», и впервые в российском образовании было введено в педагогический тезаурус данное понятие, дано его определение и сущностные характеристики, условия формирования, доказана его самостоятельность по отношению к понятию «профессиональная компетентность», эффективность его формирования. Дано определение «креативная компетентность педагога», что отражено в публикации «Креативная компетентность педагога» //Профессиональное образование. //Столица. - ДД.ММ.ГГГГ -№. - С.27-28. Публикация ВАК по адресу в сети интернет: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12974812 и других, представленных в списке истицей публикаций. Работа ФИО1 была выполнена в докторантуре (2005-2009) на кафедре социально-гуманитарного образования государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт - Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО), где работала научный руководитель истицы ФИО4, там же прошла предзащиту, защищена в РГПУ им. А.И. Герцена 22 сентября 2010 года. Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что право авторства истицы было нарушено, нанесен ущерб деловой репутации по причине присвоения авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности, ФИО1 просила суд признать незаконным использование ФИО2 автореферата диссертации на соискание учёной степени доктора наук Методическая система формирования креативной компетенции студентов - филологов педагогического вуза ФИО1 без ссылки на автора указанного автореферата; обязать ФИО2 прекратить использовать, без ссылки на автора автореферата диссертации кандидата педагогических наук ФИО1 на соискание учёной степени доктора педагогических наук: «Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза». Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (литература, уровень общего и профессионального образования); обязать ФИО2 опубликовать вступившее в законную силу решение суда в СМИ: периодическом печатном издании Поволжский педагогический вестник, изъять из библиотек, в том числе и электронных библиотек текст статьи «Методика формирования креативной компетентности студентов - филологов: современное состояние и перспективы разработки» (автор — ФИО2); взыскать с ФИО2 в пользу истицы денежную компенсацию за нарушение авторских исключительных прав в размере 50 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 500 рублей. ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть исковое заявление в её отсутствие, иск поддержала в полном объеме. ФИО2 в судебное заседание не явилась, предоставила заявление о рассмотрении иска в её отсутствие, требования просила удовлетворить. Изучив материалы дела, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. при подготовке к публикации в периодическом печатном издании научного журнала «Имидж» статьи «Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования», истице стало известно о нарушении её авторских прав, в результате проверки статьи на антиплагиат. Старшим методистом РИЦ ФИО3 истице было предложено повысить процент уникальности с 75% до желательных 80%, с приведением источников с наибольшей ссылкой. Так, в периодическом издании Поволжский педагогический вестник ДД.ММ.ГГГГ. № была опубликована статья «Методика формирования креативной компетентности студентов – филологов: современное состояние и перспективы разработки», посвященная вопросу формирования креативной компетентности студента-филолога, обоснованию методов, приемов и способов формирования данной компетентности. Автор ФИО2, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи, и методики их преподавания, Поволжский государственной социально-гуманитарной академии. Указанная статья содержит в более 50% компиляцию автореферата диссертации кандидата педагогических наук ФИО1 на соискание ученой степени доктора педагогических наук: «Методическая система формирования креативной компетенции студентов-филологов педагогического вуза». Специальность 13.00.02-теория и методика обучения и воспитания (литература, уровень общего и профессионального образования). Защита состоялась ДД.ММ.ГГГГ. в РГПУ им. А.И. Герцена. Автореферат опубликован в сети интернет URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01005029672.pdf. Опубликованная под авторством ФИО2 статья содержит признаки некорректного заимствования сведений из автореферата, разработанного истицей под руководством научного руководителя доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ ФИО4: Начало было положено защищённой в 1997 году в Институте образования взрослых РАО (Санкт-Петербург) под её руководством диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук «Формирование готовности студентов педагогического вуза к развитию творческих способностей учащихся». Опубликовано в сети ИНТЕРНЕТ по адресу: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21331552. Одно из положений данной диссертации, а именно: методика развития литературно-творческих способностей школьника - стала впоследствии одним из составляющих ядра понятия «креативная компетентность студента-филолога». ФИО2 не указала имени автора цитированного автореферата, использованного при публикации в периодическом печатном издании Поволжский педагогический вестник ДД.ММ.ГГГГ г. № статьи «Методика формирования креативной компетентности студентов - филологов: современное состояние и перспективы разработки». Работа ФИО1 была выполнена в докторантуре (2005-2009) на кафедре социально-гуманитарного образования государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт - Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО), где работала научный руководитель истицы ФИО4, там же прошла предзащиту, защищена в РГПУ им. А.И. ГерценаДД.ММ.ГГГГ. Публикация ВАК по адресу в сети интернет: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12974812. Указанные обстоятельства подтверждаются списком публикаций научных трудов ФИО1 по проблеме Нормирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза, креативной компетентности педагога, креативности личности, развитии литературно-творческих способностей. Согласно письму ФГБОУ «Самарский государственный социально - педагогический университет» от ДД.ММ.ГГГГ№ публикация статьи ФИО2 была произведена без надлежащей проверки, истице принесены извинения. Согласно п. 2 ст. 1225 ГК РФ интеллектуальная собственность охраняется законом. В соответствии со статьей 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается этим Кодексом. В соответствии с пунктом 1 статьи 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении. В соответствии со ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. В силу ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 настоящего Кодекса, считается его автором, если не доказано иное. В соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса РФ допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 98 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» при применении норм пункта 1 статьи 1274 Гражданского кодекса РФ, определяющих случаи, когда допускается свободное использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, необходимо иметь в виду следующее: а) положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ допускается возможность цитирования любого произведения, в том числе фотографического, если это произведение было правомерно обнародовано и если цитирование осуществлено в целях и в объеме, указанных в данной норме; б) под периодическим печатным изданием, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, в котором допускается воспроизведение названных в этом подпункте статей и иных произведений, понимаются газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). Поскольку воспроизведение статей в сетевом издании или в иной указанной в абзаце третьем статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» форме периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), не являющейся периодическим печатным изданием, охватывается правомочием на доведение соответствующих произведений до всеобщего сведения, такое воспроизведение также подпадает под случай свободного использования произведений, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 1301 ГК РФ, в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения. В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При указанных обстоятельствах, учитывая, что истицей были предоставлены доказательства авторства автореферата диссертации «Методическая система формирования креативной компетенции студентов-филологов педагогического вуза», ФИО2 при публикации статьи «Креативная компетентность педагога – новый вектор развития образования» не указала имени автора цитированного автореферата, цитирование произведено в объеме, не оправданном целью цитирования, суд приходит к выводу о том, что авторское право ФИО1 является нарушенным, в связи с чем, требования ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым, в частности, относятся расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы. В связи с указанным с ФИО2 в пользу ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3 500 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным использование ФИО2 автореферата диссертации на соискание учёной степени доктора наук «Методическая система формирования креативной компетенции студентов - филологов педагогического вуза» ФИО1 без ссылки на автора указанного автореферата. Обязать ФИО2 прекратить использовать, без ссылки на автора автореферата диссертации кандидата педагогических наук ФИО1 на соискание учёной степени доктора педагогических наук: «Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза». Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (литература, уровень общего и профессионального образования). Обязать ФИО2 опубликовать вступившее в законную силу решение суда в СМИ: периодическом печатном издании Поволжский педагогический вестник, изъять из библиотек, в том числе и электронных библиотек текст статьи «Методика формирования креативной компетентности студентов - филологов: современное состояние и перспективы разработки» (автор — ФИО2). Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1 денежную компенсацию за нарушение авторских исключительных прав в размере 50 000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 500 рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Е.А. Борисова Копия верна Судья |