ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12491/2021 от 04.03.2022 Прикубанского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2-3115/2022

65RS0018-01-2021-000437-72

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2022 г. г. Краснодар

Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Остапенко И.А.

секретаря судебного заседания Подставной В.С.

помощника судьи Прохоровой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Южно-Курильского района в интересах муниципального образования МО «Южно-Курильский городской округ» к Алеканкину Ивану Александровичу о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Южно-Курильского района в интересах муниципального образования МО «Южно-Курильский городской округ» обратился в суд с иском к Алеканкину Ивану Александровичу о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере .

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Южно-Курильского района проведена проверка по соблюдению законодательства о противодействии коррупции в МКУ «Центр развития физической культуры и спорта МО «Южно-Курильский городской округ», в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства. Проверкой установлено что Алеканкнн И.А. являясь исполняющим обязанности директора МКУ «Центр развития физической культуры и спорта» приказами от 29.05 2019 №№ 45,46,47 вопреки требованиям ст.ст. 10, 11, 13 Закона № 273, п. 2 Положения, п.п. 4.7, 4.8 Положения, ст. 191 ТК РФ неправомерно установил себе премию в размере 40% должностного оклада, чем неправомерно израсходовал денежные средства из бюджета муниципального образования в своих интересах. Согласно сведениям, представленным МКУ «Централизованная бухгалтерия отдела культуры» общая сумма полученных Алеканкиным И.А. бюджетных денежных средств, в результате подписания вышеприведенных приказов составила По информации мэра МО «Южно-Курильский городской окру» распорядительные акты о премировании Алеканкина И.Л. в указанный период не издавались, уведомление о наличии личной заинтересованности не поступало. Из информации МКУ «Центр развития физической культуры и спорта» следует, что данные выплаты произведены из бюджетных средств. Таким образом, Алеканкин И.Л. неоднократно лично принимал решение о начислении и выплате самому себе денежного вознаграждения в нарушение установленного порядка, при этом уведомление о наличии личной заинтересованности, при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, представителю нанимателя (работодателя) не направлял, мер по недопущению и урегулированию конфликта интересов, не принимал. Поскольку учреждение не является коммерческой организацией, все имущество, в том числе и денежные средства на праве собственности принадлежат МО «Южно-Курильский городской округ», то незаконные действия Алеканкина И.А. привели к его неосновательному обогащению, а также нанесению ущерба бюджету муниципальному образованию в размере , в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.

Истец – Прокурор Южно-Курильского района Попов А.Е. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик Алеканкин И.А. судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте проведения судебного разбирательства, причин уважительности неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела ходатайства не поступало.

Представитель третьего лица – Администрации МО «Южно-Курильского городского округа» в судебное заседание не явился, причин уважительности неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела ходатайства не поступало.

Третье лицо – МКУ «Центр развития физической культуры и спорта МО «Южно-Курильский городской округ» в судебное заседание не явился, в судебное заседание представителя не направил, извещен, о причинах неявки не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные доказательства, материалы дела, суд приходит к выводу о наличии достаточных правовых и объективных оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из положений вышеприведенных норм закона, определяющих общие принципы участия прокурора в гражданском процессе, следует, что прокурор вправе обратиться с заявлением в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее (Закон № 273), организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.3 Закона 273, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнения требований ст. 10 и 11 Закона №273, а также ст. 13.3 Закона №273, постановлением мэра Южно-Курильского района от 22.09.2019 №175 утверждено Положение о порядке сообщения руководителями муниципальных учреждений (предприятий), о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в соответствии с п. 2 которого, руководители муниципальных учреждений (предприятий) обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по урегулированию конфликта интересов.

Как установлено судом, прокуратурой Южно-Курильского района проведена проверка по соблюдению законодательства о противодействии коррупции в МКУ «Центр развития физической культуры и спорта МО «Южно-Курильский городской округ».

В ходе проверки установлено, что Алеканкнн И.А. являясь исполняющим обязанности директора МКУ «Центр развития физической культуры и спорта» приказами от 29.05 2019 №№ 45,46,47 вопреки требованиям ст.ст. 10, 11, 13 Закона № 273, п. 2 Положения, п.п. 4.7, 4.8 Положения, ст. 191 ТК РФ неправомерно установил себе премию в размере 40% должностного оклада, чем неправомерно израсходовал денежные средства из бюджета муниципального образования в своих интересах.

Согласно сведениям, представленным МКУ «Централизованная бухгалтерия отдела культуры» общая сумма полученных Алеканкиным И.А. бюджетных денежных средств, в результате подписания вышеприведенных приказов составила

По информации мэра МО «Южно-Курильский городской окру» распорядительные акты о премировании Алеканкина И.Л. в указанный период не издавались, уведомление о наличии личной заинтересованности не поступало.

Из информации МКУ «Центр развития физической культуры и спорта» следует, что данные выплаты произведены из бюджетных средств.

МКУ «Центр развития физической культуры и спорта МО «Южно-Курильский городской окру» создано МО «Южно-Курильский городской окру».

Учредителем Учреждения является МО «Южно-Курильский городской округ».

Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Согласно п.п. 4.7, 4.8. Положения о системе оплаты труда работников муниципального казенного учреждения «Центр развития физической культуры и спорта», утвержденное приказом директора учреждения от 01.02.2019 № 9 конкретные размеры, порядок и условия выплаты премии, в том числе по итогам работы за определенный период устанавливаются локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников или коллективным договором учреждения.

С учетом вышеприведенных положений законодательства. администрация МО «Южно-Курильский городской округ» праве принимать решения о произведении дополнительных выплат директору Учреждения либо лицу, исполняющему ел» обязанности, при этом такой документ по состоянию на 29.05.2019 принят не был.

Использование в данном случае денежных средств затрагивает интересы и права неопределенного круга лиц, являющихся получателями бюджетных средств, ограничивая их право на получение денежных средств за счет бюджетного финансирования в объемах, предусмотренных бюджетным законодательством.

В соответствии со ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

В соответствии с ч. 4 ст. 137 ТК РФ и ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата, излишне выплаченная работнику, может быть взыскана только в случае, когда это связано с его неправомерными действиями, установленными судом.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 1104 ГК РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.

Исходя из смысла вышеназванных норм права следует, что обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии следующих фактов: приобретения имущества или сбережения имущества за счет другого лица, отсутствие правовых оснований для приобретения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке.

В силу положений ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Оснований для применения положений ст. 1109 ГК РФ в настоящем деле суд не усматривает, поскольку в рассматриваемой ситуации самовольное повышение руководителем бюджетного учреждения своей заработной платы посредством увеличения суммы стимулирующих выплат носят признаки неосновательного обогащения, а также нарушают требования законодательства о противодействии коррупции, указанные в исковом заявлении прямо запрещающие руководителю организации самостоятельно принимать решения об улучшении своего материального благосостояния без согласования данных вопросов с учредителем.

Увеличение и выплата премий в повышенном размере без согласования с учредителем являются в силу п. 1 ч. 10 ГК РФ следствием злоупотребления руководителем бюджетного учреждения своими правами.

По смыслу приведенной нормы права, обогащение может быть признано неосновательным в случае, когда отсутствуют предусмотренные законом правовые основания па приобретение или сбережение имущества.

Поскольку учреждение не является коммерческой организацией, все имущество, в том числе и денежные средства на праве собственности принадлежат МО «Южно-Курильский городской округ», то незаконные действия Алеканкина И.А. привели к его неосновательному обогащению, а также нанесению ущерба бюджету муниципальному образованию в размере .

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Южно-Курильского района в интересах муниципального образования МО «Южно-Курильский городской округ» к Алеканкину Ивану Александровичу о взыскании неосновательного обогащения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Южно-Курильского района в интересах муниципального образования МО «Южно-Курильский городской округ» к Алеканкину Ивану Александровичу о взыскании неосновательного обогащения – удовлетворить.

Взыскать с Алеканкина Ивана Александровича в бюджет МО «Южно-Курильский городской округ» сумму неосновательного обогащения в размере .

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Председательствующий: