ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1253/2016 от 21.12.2016 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-1253/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2016 года п. Ванино

Судья Ванинского районного суда Хабаровского края Прилепская Н.А.,

с участием представителя истца ст. помощника Ванинского транспортного прокурора Шахназаровой Е.А.,

представителей ответчика ОАО «Ванинский морской торговый порт» Гавриленко А.С., действующего на основании доверенности от 20.12.2016 г. № 318/2016, Голубевой А.Ю., действующей на основании доверенности от 11.01.2016 г. № 65/16,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГУП «Росморпорт» Эскиной В.В., действующей на основании доверенности от 30.09.2016 года, и Ляхова Г.В., действующего по доверенности от 07.12.2016 года,

при секретаре Никулиной Е.А.,

рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Ванинского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ОАО «Ванинский морской торговый порт» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Ванинский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к ОАО «Ванинский морской торговый порт» о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указал, что Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федерального имущества), ОАО «Порт Ванино», в ходе которой установлено следующее. ОАО «Порт Ванино» на основании договора аренды от 01.03.2010 №29/ДО-10 арендует находящееся в федеральной собственности и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт» недвижимое имущество - причал № 7, расположенный на территории морского порта Ванино по адресу: ул. Железнодорожная, 1, п. Ванино, Хабаровский край. В ходе проведения проверки установлено, что по результатам последнего освидетельствования причала № 7 специализированной организацией ОАО «ДНИИМФ» физический износ причала № 7 определен 20%. Согласно извещению ОАО «ДНИИМФ» об изменении режима эксплуатации причала № 7 и необходимости выполнения ремонтных работ от 01.09.2016, указанное гидротехническое сооружение признано годным к эксплуатации, но с условием выполнения ОАО «Порт Ванино» в отношении него ремонтных работ. Кроме того, восстановление проектного профиля отпорной призмы в соответствии с проектной документацией - предписано выполнить ОАО «Порт Ванино» в течение года с момента выдачи указанного извещения. Генеральным директором ОАО «Порт Ванино» Прищеповым И.И. по результатам указанного контрольно - инспекторского обследования ГТС утвержден план ремонта гидротехнических сооружений на 2016 год. Проверкой установлено, что из запланированных к проведению в первом, втором и третьем кварталах 2016 года ремонтных работ ОАО «Порт Ванино» в нарушение п. 12, п. 183, п. 184, п. 223, п. 224 Технического регламента текущий ремонт надстройки причала № 7 и колесоотбойного бруса (3 квартал 2016г.) не выполнило, а восстановление проектного профиля отпорной призмы в соответствии с проектной документацией даже не запланировано. Таким образом, ОАО «Порт Ванино» в нарушение установленных норм и правил эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта не запланировало ремонтные работы, необходимые провести в течение года с момента выдачи извещения, а также не реализовывает ремонтные работы, запланированные на 2016 год, что в свою очередь приводит к сокращению срока необходимой долговечности конструкции и создает угрозу для безопасной эксплуатации данного объекта, продолжая его использовать. Проверкой установлено, что в октябре 2016 года на указанном причале проводились погрузочные работы. Непроведение ОАО «Порт Ванино» ремонтно - восстановительных работ в отношении причала № 7 создает реальную угрозу ухудшения технического состояния данного гидротехнического сооружения, что может повлечь разрушение федерального недвижимого имущества. Просит обязать ОАО «Порт Ванино» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонтные работы в отношении причала № 7, а именно: текущий ремонт надстройки и колесоотбойного бруса; восстановление проектного профиля отпорной призмы в соответствии с проектной документацией.

Представитель истца ст.помощник Ванинского транспортного прокурора Шахназарова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, при этом пояснила, что не возражает против установления срока исполнения решения суда в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Представители ответчика ОАО «Ванинский морской торговый порт» Голубева А.Ю. и Гавриленко А.С. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве ответчика.

Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГУП «Росморпорт» Эскина В.В. и Ляхов Г.В. в судебном заседании заявленные Ванинским транспортным прокурором исковые требования поддержали в полном объеме, полагали их обоснованными по основаниям, изложенным в иске.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно ст. 126 ГК РФ, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 612 ГК РФ, Арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

При обнаружении таких недостатков арендатор вправе по своему выбору:

потребовать от арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков имущества, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков имущества;

непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом арендодателя;

потребовать досрочного расторжения договора.

Арендодатель, извещенный о требованиях арендатора или о его намерении устранить недостатки имущества за счет арендодателя, может без промедления произвести замену предоставленного арендатору имущества другим аналогичным имуществом, находящимся в надлежащем состоянии, либо безвозмездно устранить недостатки имущества.

Если удовлетворение требований арендатора или удержание им расходов на устранение недостатков из арендной платы не покрывает причиненных арендатору убытков, он вправе потребовать возмещения непокрытой части убытков.

Согласно ст.ст. 4,5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов; причал - портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны: осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов;

Условия и механизм технической эксплуатации портовых сооружений определены «Правилами технической эксплуатации портовых сооружений акваторий. РД 31.35.10-86», утвержденными Минморфлотом СССР 05 августа 1987 года, проведение предупредительного ре­монта определено Ведомственным положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений на морском транспорте, утвержденным распоряжением Министра транспорта Российской Федерации от 26.10.2004 № ВР-82-р.

В соответствии с п. 3.1.6. РД 31.35.10-86 ГТС не должны иметь такого физического износа, который бы препятствовал их нормальной эксплуатации или приводил в дальнейшем к разрушению отдельных элементов сооруже­ний.

Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» устанавливает обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей, предусмотренных настоящим техническим регламентом (пункт 1 Технического регламента).

Согласно п. 12 Технического регламента, объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.

Согласно п. 183 Технического регламента, эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 184 - 198 настоящего технического регламента.

В соответствии с пп. «г» п. 184 Технического регламента обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться, в том числе, посредством своевременного проведе­ния в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий.

Согласно п. 186 Технического регламента техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безо­пасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безо­пасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гид­рометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных при­родных явлений гидрометеорологического характера.

Согласно п. 223 и п. 224 Технического регламента, для сохранения и восстановления технических и эксплуатационных характеристик объекта инфраструктуры морского транспорта, подвергшегося физическому износу в процессе его технической эксплуатации, следует планировать и реализовывать ремонтные работы (текущий и капитальный ремонт). К капитальному ремонту относятся работы, в процессе которых производится восстановление, замена или защита основных конструкций, обеспечивающих прочность, устойчивость и долговечность сооружения в целом или его частей.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от04 мая 2006г.на праве хозяйственного ведения у ФГУП «Росморпорт» имеется причал №7 инв. 3368 в п. Ванино Ванинского района, о чем в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2006г., сделана запись регистрации №27-27-07/003/2006-440.

01.03.2010г., между ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Ванинский морской торговый порт» заключен договор аренды №29/ДО-10, предметом которого в том числе является причал №7, инв. №3368, площадью 5287,5 кв.м., сроком на 49 лет (л.д.83-95).

Согласно вышеуказанным правовым нормам, основной обязанностью арендодателя по договору аренды является обязанность передать имущество арендатору в надлежащем состоянии, годным для эксплуатации, в надлежащий срок с принадлежностями и необходимыми документами.

01.03.2010г., стороны подписали Акт сдачи-приемки имущества по договору аренды №29/ДО-10, согласно содержанию которого следует, что объект соответствует техническим условиям.

Причал №7 п. Ванино, арендатору был передан в надлежащем состоянии, в надлежащий срок, с прилагаемыми документами. Данные обстоятельства подтверждаются представленными доказательствами, и сторонами не оспаривались.

На основании Свидетельства о готовности сооружения к эксплуатации сооружения признают годным к эксплуатации сроком на 5 лет с последующим освидетельствованием в 2015 г.

Согласно Акту освидетельствования гидротехнического сооружения, находящегося в порту Ванино от 01.09.2015 г., экспертПечурин А.А., в период с 02.07.2015 г. по 04.07.2015г., провел освидетельствование гидротехнического сооружения стоящего на балансе Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт», по результатам которого сделал заключение о том, что причал № 7 признан годным к эксплуатации, с указанием перечня ряда ремонтных работ, в частности эксперт указал что необходимо:

- в течение года восстановить проектный профиль отпорной призмы в соответствии с проектной документацией;

- восстановить грунтонепроницаемость шпунтовой стенки;

- навесить недостающие отбойные устройства;

- выполнить текущий ремонт надстройки и колесоотбойного бруса;

- на 42,5м засыпать провал;

- очистить дно от посторонних предметов.

В соответствии с п. 2.2.1, п. 2.2.16 договора аренды арендатор обязан использовать объекты недвижимости (причалы) в соответствии с установленными законодательством нормами и правилами технической эксплуатации, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт объектов, в том числе ремонт, в соответствии с документами, составляющими пополняемую часть паспорта гидротехнического сооружения.

Согласно п. 2.2.7 Договора аренды Арендатор обязан соблюдать на объектах требования контролирующих и надзорных органов, отраслевых правил и норм, а также стандартов Арендодателя и арендуемых им Объектов.

В соответствии с декларацией о годности гидравлического сооружения к эксплуатации, подписанной представителем балансодержателя и представителем арендатора, причал №7 соответствует требованиям Положения о техническом контроле СтП РМП 31.01-2007 и признан годным к эксплуатации при изменении режима эксплуатации. Срок действия декларации определен сторонами до01.07.2017г.

Согласно п. 2.2.16 Договора аренды, арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт, капитальный ремонт Объектов, в том числе ремонт, в соответствии с документами, составляющими пополняемую часть паспорта гидротехнического сооружения. (л.д.89).

Из материалов дела следует, что генеральным директором ОАО «Порт Ванино» Прищеповым И.И. по результатам контрольно-инспекторских обследований ГТС утвержден план ремонта гидротехнических сооружений на 2016г., которым был определен срок проведения ремонта арендуемого объекта на 3 квартал 2016 г. (л.д. 15-26).

Согласно акту приемки выполненных работ по ремонту пирса №3 и причала №7 от 21.07.2016 г., выполнена заделка мест разрушения плит канала промпроводок причала №7 металлическими пластинами – 3.4 кв.м. (л.д.55).

Однако, ОАО «Ваниснкий морской торговый порт» текущий ремонт надстройки причала № 7 и колесоотбойного бруса (3 квартал 2016г.) не выполнило, а восстановление проектного профиля отпорной призмы в соответствии с проектной документацией - не запланировало, что подтверждается актом проверки от 02.11.2016г., проведенной Ванинской транспортной прокуратурой (л.д.6-7), письмом директора Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» от 28.10.2015 г. № С-5/259 с требованием о надлежащем исполнении п. 2.2.16 Договора аренды (л.д.27-28); письмом директора Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» от 18.12.2015 г. № С-5/284 с требованием о надлежащем исполнении п. 2.2.16 Договора аренды (л.д.29-30), письмом директора Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» от 01.07.2016 г. № С-5/163 о несоблюдении сроков выполнения ремонтных работ, утвержденных планом ремонта ГТС (л.д.31), письмом и.о. директора Ванинского филиала ФГУП «Росморпорт» от 27.10.2016 г. № С-5/257 о нарушении сроков выполнения ремонтных работ, утвержденных планом ремонта ГТС (л.д.32-34).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что, исковые требования Ванинского транспортного прокурора к ОАО «Ванинский морской торговый порт» об обязании провести ремонтные работы на причале № 7 подлежат удовлетворению, поскольку непроведение ремонтно - восстановительных работ в отношении причала № 7 создает реальную угрозу ухудшения технического состояния данного гидротехнического сооружения, что может повлечь разрушение федерального недвижимого имущества.

Доводы представителей ответчика о том, что освидетельствованием ОАО «ДНИИМФ» причала №7 от 01.09.2015 года ОАО «Порт Ванино» рекомендовано провести ремонтные работы по устранению выявленных недостатков до 2020 года, в связи с чем считают требования транспортного прокурора необоснованными, несостоятельны.

Как следует из ответа заместителя генерального директора по ПИ АО «ДНИИМФ» на запрос Ванинского транспортного прокурора, целью выполнения ремонтных работ, указанных в извещениях, является восстановление эксплуатационных свойств причала. Выполнение ремонтных работ является обязательным. Если в извещении нет ограничения по срокам выполнения ремонтных работ (на введение срока влияет дефект, весомость элемента, где расположен данный дефект и степени влияния его на несущую способность конструкции сооруже­ния), то срок, в течение которого должны быть выполнены ремонтные работы, составляет 5 лет.

Согласно извещению от 21.07.2010 года об изменении режима эксплуатации и необходимости выполнения ремонтных работ на причале № 7 ОАО «ДНИИМФ» предлагалось повести следующие ремонтные работы: восстановить грунтонепроницаемость шпунтовой стенки; выполнить ремонт надстройки; навесить недостающие отбойные устройства; отремонтировать плиты перекрытия канала промпроводок; убрать посторонние предметы со дна.

Однако при освидетельствовании причала № 7 от 01.09.2015 года ОАО «ДНИИМФ» установлено, что недостатки, указанные в извещении от 21.07.2010 года, не были устранены ответчиком, в связи с чем в извещении от 01.09.2015 года повторно было рекомендовано выполнить те же самые ремонтные работы.

Кроме того, в извещении от 01.09.2015 года ОАО «ДНИИМФ» предложило в течение года восстановить проектный профиль отпорной призмы в соответствии с проектной документацией.

Таким образом, ответчиком ОАО «Порт «Ванино» на протяжении более пяти лет не выполняются ремонтные работы, указанные в извещениях ОАО «ДНИИМФ» от 21.07.2010 и от 01.09.2015 года, что приводит к ухудшению технического состояния данного гидротехнического сооружения, что может повлечь разрушение федерального недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах, требования Ванинского транспортного прокурора об обязании ОАО «Порт Ванино» проведения текущего ремонта причала № 7, подлежат удовлетворению.

Исходя из того, что решение суда должно быть исполнимо, руководствуясь ст.204ГПК РФ, а также учитывая мнение сторон и необходимость проведение экологической экспертизы, суд считает целесообразным установить срок для исполнения решения суда ответчиком в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с ответчика ОАО «Порт Ванино» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в бюджет Ванинского муниципального района Хабаровского края в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Ванинского транспортного прокурора Ванинского транспортного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ОАО «Ванинский морской торговый порт» о понуждении к совершению действий,удовлетворить.

Обязать ОАО «Порт Ванино» в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонтные работы в отношении причала № 7, а именно: текущий ремонт надстройки и колесоотбойного бруса; восстановление проектного профиля отпорной призмы в соответствии с проектной документацией.

Взыскать с ОАО «Ванинский морской торговый порт» в бюджет Ванинского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья Прилепская Н.А.

Мотивированное решение

изготовлено 23.12.2016г.

Копия верна:

Судья Прилепская Н.А.