Дело № 2-68/2013
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
11 февраля 2013 года г. Колпашево
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Кузнецовой Е.А.,
с участием истца ФИО1, ее представителей ФИО2, действующего на основании доверенности, ФИО3, ФИО4, действующих на основании заявленного в судебном заседании устного ходатайства,
представителя ответчика – Администрации Колпашевского городского поселения ФИО5, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика МКУ «Имущество» ФИО6, действующего на основании Постановления Главы Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№,
представителя третьего лица ОАО «ТРК» ФИО7, действующего на основании доверенности
при секретаре Дубовцевой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Колпашевского городского поселения, Муниципальному казенному учреждению «Имущество» о признании решения незаконным, понуждении заключить договор, принять оплату и передать договор и акт приема-передачи имущества в регистрационный орган,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Колпашевского городского поселения, МКУ «Имущество», в котором с учетом дальнейших уточнений просила признать решение № Комиссии по проведению аукционов МО «Колпашевское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «отменить/аннулировать результаты торгов» недействительным (незаконным); обязать МКУ «Имущество» заключить с ФИО1 договор купли-продажи как с победителем торгов от ДД.ММ.ГГГГ, обязать принять оплату и передать договор и акт приема передачи имущества в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации права собственности.
В обоснование заявленных требования указала, что ДД.ММ.ГГГГ Протоколом № об итогах продажи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение» без объявления цены она была признана покупателем, поскольку предложила наибольшую цену приобретения. Указанный Протокол имеет силу предварительного договора, в котором были согласованы все существенные и необходимые с точки зрения сторон условия будущего догово имущества, приобретенного на аукционе содержится в Протоколе № об итогах продажи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение». ДД.ММ.ГГГГ между нею и ответчиком был подписан договор купли - продажи объекта, находящегося в собственности МО «Колпашевское городское поселение». Однако, ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил в ее адрес уведомление об отмене/аннулировании результатов торгов, ссылаясь на то, что договор купли - продажи был заключен с нарушением сроков, установленных законом. Однако аукцион был проведен без нарушения требований закона, и условий информационного сообщения о продаже муниципального имущества без объявления цены, размещенного в интернете и иных средствах массовой информации, права ни одного из участников торгов небыли нарушены, и жалоб не поступало. Порядок проведения торгов и заключения договора купли - продажи отвечает требованиям ч. 5, ст. 24 ФЗ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ст. 16, Приложения № к Постановлению администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ В дальнейшем, ответчик отказался от предоставления договора в орган, осуществляющий регистрацию для осуществления регистрации перехода права, а также отказался передать ей по акту приема - передачи имущество. Решение ответчика об отмене/аннулировании торгов нарушает ее права и законные интересы, является незаконным и необоснованным. После проведения торгов продавец обязан заключить с победителем догово договора купли-продажи в виде одного письменного документа, государственная регистрация перехода права и исполнение договора сторонами является второй частью продажи с торгов, ее оформлением. Следовательно, любая проблема в заключении и исполнении договора купли-продажи влечет не недействительность торгов, а обязанность продавца устранить возникшую проблему в оформлении сделки. Кроме того, Комиссия по проведению аукционов (конкурсов) не наделена полномочиями отменять или аннулировать результаты торгов. Согласно ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Порядок проведения приватизации был установлен ст. от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о продаже государственного имущества » объявления цены», определившими, что договор купли-продажи имущества заключается в течение 10 дней с даты подведения итогов продажи. В апреле 2012 г Постановление от ДД.ММ.ГГГГ. претерпело изменения, в силу которых договор купли-продажи имущества заключается не ранее, чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней со дня подведения итогов продажи, однако МО «Колпашевское городское поселение» данные изменения не учло. Тем не менее это не влечет недействительность торгов, так как ни одно заинтересованное лицо не обратилось с требованием о признании торгов недействительными.
В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании, поддерживая исковые требования, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ были произведены торги, было восемь участников, после окончания торгов были подведены результаты, конверт с большей ценой предложила ФИО1, комиссия рассмотрела итоги и признала Л.В. победителем и вручила уведомление о победе. После этого по просьбе Администрации был заключен договор купли-продажи на второй день. И затем администрация поселения сообщила, что итоги торгов аннулируются, вынесено решение № об аннулировании торгов и по почте истцу направлено уведомление о том, что итоги торгов аннулированы и договор считается ничтожным. При проведении торгов нарушений не было выявлено, но из восьми претендентов никто жалоб не подавал.
Представители истца ФИО3 и ФИО4 в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель ответчика Администрации Колпашевского городского поселения ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что ни Администрация Колпашевского городского поселения, ни МКУ «Имущество» не являются собственниками спорного имущества, требования о заключении договора не могут быть предъявлены к этим юридическим лицам. Администрация Колпашевского городского поселения в соответствии с Уставом является органом, который имеет полномочия по распоряжению имуществом МО «Колпашевское городское поселение». МКУ «Имущество» было поручено организовать проведение торгов Администрацией поселения. При подписании договора купли-продажи имущества от имени собственника – МО «Колпашевское городское поселение» выступал директор МКУ «Имущества», действуя на основании доверенности. Действия статьи 448 ГК РФ не распространяются на процедуру приватизации имущества путем продажи без объявления цены, поскольку данная процедура не является торгами, а Гражданский кодекс регулирует положения именно торгов и конкурсов. Считает, что решение комиссии обоснованно по тем основаниям, что собственник имущества делегировал комиссии полномочия по определению порядка проведения торгов и по подведению их итогов. Тем самым собственник вправе определить и устранить выявленные нарушения закона, в целях соблюдения законности проведения процедуры продажи имущества и соблюдения прав граждан и других лиц, участвовавших в торгах. В извещении о проведении торгов были указаны вводящие в заблуждение сведения о проведении продажи без объявления цены. Поэтому комиссией было принято решение об аннулировании результатов торгов, тогда как договор, заключенный по результатам торгов с нарушением Федерального закона №, а именно с нарушением срока заключения договора, является ничтожным.
Представитель ответчика МКУ «Имущество» ФИО6, действующий на основании Постановления Главы Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, поддерживая доводы, изложенные представителем Администрации Колпашевского городского поселения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска – ОАО «ТРК» ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, и, соглашаясь с доводами представителей ответчиков, поддержал представленные письменные возражения, суть которых сводится к следующему. Продажа муниципального имущества без объявления цены должна проводиться строго в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации). В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о приватизации не допускается заключение договора по результатам торгов, продажи без объявления цены ранее, чем через десять рабочих дней со дня размещения протокола об итогах проведения продажи государственного или муниципального имущества на сайтах в сети «Интернет». В нарушение указанной нормы Закона о приватизации, извещение о продаже имущества без объявления цены содержало иные сведения, а именно указание на то, что договор купли-продажи должен быть заключен в течение 10 дней с даты подведения итогов продажи имущества. Договор № купли-продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности МО «Колпашевское городское поселение», был заключен между МО «Колпашевское городское поселение» (в лице МКУ «Имущество») и ФИО1 уже ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что процедура торгов была произведена с нарушением действующего законодательства ОАО «ТРК», являясь одним из участников торгов, выступило с требованием об отмене/аннулировании результатов торгов по продаже электрических сетей МО «Колпашевское городское поселение». ДД.ММ.ГГГГ комиссия по проведению аукционов (конкурсов), утвержденная Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения рассмотрела результаты состоявшихся торгов и приняла правильное и обоснованное Решение об отмене/аннулировании результатов торгов. Действующим законодательством не предусмотрен запрет на принятие Комиссией по проведению аукционов (конкурсов) решений об аннулировании результатов торгов в случае выявления самостоятельно в своих действиях нарушений действующего законодательства. При принятии Решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене/аннулировании результатов торгов Комиссия руководствовалась принципами разумности и добросовестности, недопустимости ущемления прав и охраняемых законом интересов заинтересованных лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно части 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, а также по совершению с ним сделок регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, водным, лесным законодательством.
В соответствии со статьями 131, 151, 164 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, т.е. имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а управляют муниципальной собственностью согласно ст. 131 Конституции органы местного самоуправления.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125, 215 ГК РФ).
В силу положений ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Местная администрация как юридическое лицо действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Положения приведенного Федерального закона и п. 3 ст. 8 Устава Колпашевского городского поселения, принятого решением Совета Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Устав), относят владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения к вопросам местного значения, обеспечение которых, в силу положений ст.ст. 7, 44, 48 Устава возложено на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселения – Администрацию Колпашевского городского поселения.
В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№–ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ст. 15, 17 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Муниципального образования «Колпашевское городское поселение», принятого решением Совета Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, возмездное отчуждение муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц производится форме приватизации. Продажа объектов собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение» осуществляется в соответствии законодательством РФ о приватизации и с программой приватизации муниципального имущества на очередной финансовый год, утверждаемой Советом Колпашевского городского поселения (п.п. 1, п. 1 ст. 4 Положения). При приватизации муниципального имущества используются способы приватизации, предусмотренные действующим законодательством в области приватизации муниципального имущества.
Согласно ст. 8, п. 3 ст. 16 приведенного Положения при отчуждении муниципального имущества путем приватизации, продавцом выступает собственник имущества в лице Администрации Колпашевского городского поселения.
Причем, в соответствии с ч. 3 ст. 4 названного выше Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Муниципального образования «Колпашевское городское поселение» полномочия (часть полномочий) местной администрации в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом на основании Постановления Администрации Колпашевского городского поселения может осуществлять уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом, создаваемый (определяемый) Администрацией Колпашевского городского поселения (п.п.11 п. 2 ст. 4, ст. 5 Положения).
На основании ст. 4 приведенного Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Муниципального образования «Колпашевское городское поселение»ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Колпашевского городского поселение МКУ «Имущество» определено уполномоченным органом по управлению муниципальным имуществом.
Постановлением Главы Колпашевского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке и условиях приватизации муниципального имущества в МО «Колпашевское городское поселение». Продавцом муниципального имущества от имени Администрации Колпашевского городского поселения поручено выступать МУ «Имущество» (п. 4, 9 Положения).
В соответствии с ст. 16 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества в МО «Колпашевское городское поселение» и п. 4 ст. 17 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Муниципального образования «Колпашевское городское поселение» способы отчуждения муниципального имущества в собственность физических и (или) юридических лиц устанавливаются программой приватизации.
Способы приватизации муниципального имущества, одним из которых является продажа муниципального имущества без объявления цена, определены в ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ст. 33 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества в МО «Колпашевское городское поселение».
Решением Совета Колпашевского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Программа приватизации (продажи) имущества, находящегося в собственности МО «Колпашевское городское поселение» и приобретения имущества в собственность МО «Колпашевское городское поселение» на 2012 года» была изложена в новой редакции. В частности в программу приватизации (продажи) муниципального имущества внесены комплексы сооружений электроснабжения (э/линии, ТП), расположенные в , учтенные в реестре муниципальной собственности под №№ с с 6-1-1 по 6-1-282, (являющиеся спорным имуществом в рамках настоящего гражданского дела), для приватизации путем продажи без объявления цена, в 4 квартале 2012 года.
Решение об отчуждении муниципального имущества в собственность других лиц, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Муниципального образования «Колпашевское городское поселение» оформляется постановлением Администрации Колпашевского городского поселения. Соответствующим постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено решение об отчуждении приведенного выше имущества (комплексы сооружений электроснабжения (э/линии, ТП), расположенные в , учтенные в реестре муниципальной собственности под №№ с с 6-1-1 по 6-1-282). Организация приватизации указанного имущества была поручена МКУ «Имущество».
Реализуя приведенные муниципальные акты, МКУ «Имущество» было размещено информационное сообщение о продаже муниципального имущества, из которого следует, что МКУ «Имущество» от имени собственника Муниципального образования «Колпашевское городское поселение» организует и проводит ДД.ММ.ГГГГ в 10 час торги: продажу муниципального имущества без объявления цены, включенного в программу приватизации имущества, находящегося в собственности МО «Колпашевское городское поселение» на 2012 года, являющегося предметом спора в рамках настоящего гражданского дела. Ранее имущество выставлялось на торги в форме аукциона, закрытого по форме предложений о цене имущества и посредством публичного предложения. Торги были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок. Согласно размещенному информационному сообщению, договор купли-продажи муниципального имущества, являющегося предметом торгов, с победителем торгов подлежит заключению в течение 10 дней с даты подведения итогов продажи имущества, которое состоится ДД.ММ.ГГГГ.
Итоги проведенных торгов: продажи муниципального имущества без объявления цены, были подведены ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по проведению аукционов (конкурсов), состав которой утвержден Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации продажи имущества на аукционе», и изложены в протоколе № об итогах продажи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение» без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ.
Протокол № об итогах продажи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение» без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ подписан членами указанной комиссии и победителем торгов – ФИО1 - выявленным комиссией по итогам рассмотрения предложений о цене приобретения имущества.
Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Протокол о результатах приватизационных процедур при наличии победителя оформляется на основании предложений, сделанных победителем и принятых продавцом, что является подтверждением согласованной воли сторон и отвечает признакам договора, изложенным в п. 1 ст. 420 ГК РФ. Причем, применительно к порядку заключения договора купли-продажи в порядке приватизации при применении установленных законом способов приватизации можно сделать вывод, что протокол о результатах проведенных приватизационных процедур не имеет силу основанного договора, а является предварительным договором, содержание и форма которого соответствует положениям ст. 429 ГК РФ.
В то же время, названная комиссия юридическим лицом не является. Будучи создана на основании Постановления Администрации Колпашевского городского поселения, является ее структурным подразделением. Какие-либо нормативные акты, в том числе и муниципальные, регулирующие порядок и цели создания, состав и правомочия такой комиссии, отсутствуют. В муниципальных актах, регулирующих, в том числе правомочия Администрации Колпашевского городского поселения в части распоряжения муниципальным имуществом, правом подведения итогов торгов по продаже муниципального имущества и подписания соответствующих протоколов об итогах торгов, созданная Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации продажи имущества на аукционе» Комиссия по проведению аукционов (конкурсов) не наделена.
В соответствии с п. 5 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ О приватизации государственного и муниципального имущества" подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Согласно п. 10. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549 "Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены" решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества по результатам рассмотрения представленных документов принимает продавец.
Однако, в соответствии с положениями ст. 174 ГК РФ в случае, если при совершении сделки орган юридического лица, чьи полномочия ограничены учредительными документами последнего по сравнению с тем, как они определены в законе, вышел за пределы этих ограничений, такая сделка может быть признана недействительной судом в случае, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.
Таким образом, несмотря на то, что, реализуя правомочия по принятию решения по итогам проведенных торгов: продажи муниципального имущества без объявления цены, предоставленные продавцу такого имущества, комиссия по проведению аукционов (конкурсов) соответствующими правами не обладала, при отсутствии требований о признании названного выше протокола № об итогах продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего силу предварительного договора, недействительным, оснований сомневаться легитимности подписанного протокола у суда не имеется.
При этом суд полагает возможным учесть, что в силу ст. 4.2. Устава МКУ «Имущества» (утв. Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№), выступающего в спорных правоотношениях от имени МО «Колпашевское городское поселение» как в качестве продавца муниципального имущества, так и в качестве организатора торгов, на основании приведенных выше нормативных актов, наделяющих его соответствующими полномочиями, от имени МКУ «Имущество» без доверенности действует директор Учреждения. Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ на должность директора МКУ «Имущество» назначен ФИО6, являющийся членом Комиссии по проведению аукционов (конкурсов), и подписавший протокол № об итогах продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
В дальнейшем, реализуя приведенные полномочия, действуя в качестве директора МКУ «Имущество» от имени и в интересах МО «Колпашевское городское поселение», ФИО6 и победитель торгов без объявления цены, проходивших ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 подписали договор № от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи объекта, находящегося в собственности МО «Колпашевское городское поселение».
Тем не менее, совершить действия по исполнению указанной сделки, в том числе в части ее регистрации, МКУ «Имущество» отказалось, направив ФИО1 уведомление, из которого следует, что в нарушение ч. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не допускающей заключение договора по результатам торгов, продажи без объявления цены ранее чем через десять дней со дня размещения протокола об итогах проведения продажи государственного или муниципального имущества, договор № был заключен на второй день со дня размещения результатов торгов на официальном сайте в соответствии со сроком его заключения, указанном в извещении о проведении торгов. В связи с указанием в извещении сведений, не соответствующих федеральному закону, процедура торгов является незаконной. А потому, в соответствии с положениями ст. 166, 168 ГПК РФ заключенный между сторонами договор является ничтожной сделкой и не порождает у ее сторон прав и обязанностей. В этой связи организатором торгов принято решение об отмене/аннулировании результатов торгов.
Действительно, в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п. 16 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены» договор купли-продажи муниципального имущества без объявления цены заключается не ранее чем через 10 рабочих дней со дня размещения протокола об итогах проведения продажи государственного или муниципального имущества на сайтах в сети "Интернет".
Приведенные положения законодательства явились основанием для принятия комиссией по проведению аукционов (конкурсов), утвержденной Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, решения № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что результатом проведенных ДД.ММ.ГГГГ торгов явилось заключение ДД.ММ.ГГГГ между победителем ФИО1 и МО «Колпашевское городское поселение» в лице МКУ «Имущество» договора № купли-продажи электрических сетей и земельных участков, находящихся в собственности МО «Колпашевское городское поселение». Однако, извещение о продаже указанного имущества без объявления цены содержало сведения, противоречащие законодательства, а именно указание на то, что договор купли-продажи должен быть заключен в течение 10 дней с даты подведения итогов продажи имущества, что создает дискриминационные условия для участников торгов и приводит к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В то же время, ни комиссия по проведению аукционов (конкурсов), не наделенная какими-либо правомочиями в установленном законом порядке, ни Администрация Колпашевского городского поселения, выступающая от имени МО «Колпашевское городское поселение» в правоотношениях по распоряжению муниципальным имуществом, ни МКУ «Имущество», обладающего в рамках исследуемых правоотношений полномочиями продавца муниципального имущества и организатора торгов, правом отмены либо аннулирования результатов торгов в рамках приватизационных процедур, в том числе продажи муниципального имущества без объявления цены, не обладают.
Из положений ст. 445, 448 ГК РФ следует, что заключение договора с победителем торгов является для организатора торгов обязательным. Действующее гражданское законодательство не предусматривает оснований для отказа организатора торгов от заключения договор с лицом, выигравшим торги.
Публичные торги являются одним из способов заключения договора. В ст.ст. 447-449 ГК РФ закреплен императивный порядок, в соответствии с которым должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. В настоящем случае принятие оспариваемого истцом решения № и уведомление истца об отмене/аннулировании результатов торгов, является ничем иным как односторонним отказом от исполнения обязательства, недопустимость которого установлена ст. 310 ГК РФ.
Нарушения закона, допущенные при проведении торгов, в соответствии со ст. 449 ГК РФ и ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" могут являться основанием для признания таких торгов недействительными по иску заинтересованного лица. Недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, в данном случае зависит от признания недействительными самих торгов.
Однако требований о недействительности торгов посредством продажи муниципального имущества МО «Колпашевское городское поселение» без объявления цены, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ, заявлено не было.
При таких обстоятельствах суд полагает установленным, что оспариваемое истцом Решение № комиссии по проведению аукционов (конкурсов) от ДД.ММ.ГГГГ в данном случае не только вынесено не уполномоченным лицом с превышением своих полномочий, но и в отсутствие установленных законом оснований для обсуждения разрешенного этим решением вопроса. Исковые требования данной части подлежат удовлетворению.
Разрешая иск в части понуждения МКУ «Имущество» к заключению договора с истцом, как победителем торгов, проведенных ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает необходимым учесть следующее.
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон) продажа государственного или муниципального имущества оформляется договором купли-продажи, обязательными условиями которого являются условия, в соответствии с которыми имущество приобретается покупателем.
Подписанный сторонами Договор № от ДД.ММ.ГГГГ содержит все необходимые условия, предусмотренные ч. 1 ст. 554 Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении объекта недвижимости, все необходимые условия договора купли-продажи государственного или муниципального имущества, предусмотренные ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". В том числе от имени МО «Колпашевское городское поселение», являющегося собственником передаваемого имущества, правомерно выступило МКУ «Имущество» в лице директора. Соответствующие полномочия продавца муниципального имущества переданы МКУ «Имущество» приведенными выше муниципальными актами.
В то же время, при заключении сторонами указанного договора были нарушены императивные положения п. 5 ст. 32 приведенного Федерального закона, исключающие возможность его заключения до истечения 10 рабочих дней со дня размещения протокола об итогах проведения продажи муниципального имущества на сайтах в сети "Интернет". Указанный порок сделки в соответствии со ст. 168 ГПК РФ влечет ее ничтожность.
Поскольку в силу положений ст. 167 ГПК РФ недействительная сделки является таковой с момента ее совершения и не влечет каких-либо юридических последствий, тогда как подписанный сторонами протокол № об итогах продажи имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Колпашевское городское поселение» без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ является документом, удостоверяющим право истца на заключение договора купли-продажи этого имущества, заключение такого договора являться обязанностью продавца имущества, от исполнения которой ответчики отказываются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
На основании приведенных положений гражданского законодательства и установленных совокупностью исследованных доказательств обстоятельств, суд полагает необходимым требования истца в части понуждения к заключению договора удовлетворить. При этом, при определении субъекта ответственности во внимание должны быть приняты приведенные выше муниципальные нормативные акты МО «Колпашевское городское поселение» в части вопросов распоряжения муниципальной собственностью, в частности являющейся предметом продажи без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что как организатором проведенных торгов, так и продавцом муниципального имущества в данном случае являлось МКУ «Имущество».
В то же время, согласно пп. 3, 4 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" право собственности на приобретаемое государственное или муниципальное имущество переходит к покупателю в установленном порядке после полной его оплаты с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со дня государственной регистрации перехода права собственности на такое имущество. Основанием государственной регистрации такого имущества является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества.
Подлежащий применению в данном случае порядок оплаты приобретенного имущества и передачи его покупателю определен гл. IV Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положений об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены". В частности денежные средства в счет оплаты приватизируемого федерального имущества в размере предложенной покупателем цены приобретения направляются в установленном порядке в федеральный бюджет на счет, указанный в информационном сообщении о проведении продажи имущества, в сроки, указанные в договоре купли-продажи имущества, но не позднее 30 рабочих дней со дня его заключения. В свою очередь продавец обеспечивает получение покупателем документации, необходимой для государственной регистрации сделки купли-продажи имущества и государственной регистрации перехода права собственности, вытекающего из такой сделки.
То есть, основанием для перечисления денежных средств в счет оплаты приобретенного по результатам продажи без объявления цены муниципального имущества является заключенный сторонами договор купли-продажи этого имущества, определяющий порядок внесения платежей. Кроме того, заключенный договор и соответствующий передаточный акт, обязанность предоставления которых продавцом покупателю установлена приведенным выше Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены, являются основанием для регистрации права собственности на приобретенные объекты муниципальной собственности. В связи с чем требования истца о понуждении ответчика принять оплату по договору и передать в регистрирующий орган договор и акт приема передачи имущества до момента заключения такого договора преждевременны и при разрешении настоящего гражданского дела удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать п. 1 Решения № от ДД.ММ.ГГГГ Комиссии по проведению аукционов (конкурсов) Муниципального образования «Колпашевское городское поселение» об отмене/аннулировании результатов торгов, незаконным.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Имущество» заключить с ФИО1 по итогам торгов: продажи муниципального имущества Муниципального образования «Колпашевское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол Комиссии по проведению аукционов (конкурсов) Муниципального образования» Колпашевское городское поселение» №) договор купли-продажи муниципального имущества.
В остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья: Е.А. Кузнецова
Мотивированный текст решения изготовлен 15 февраля 2013 года.
Судья: Е.А. Кузнецова