В окончательной форме изготовлено 25.01.2022 года
УИД: № Дело № 2-54/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 19 января 2022 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.А.,
при секретаре Ошиваловой С.В.,
с участием: старшего помощника Камышловского межрайонного прокурора Девяткова Д.А.,
представителя
представителя ответчика ФИО1,
представителей третьих лиц ФИО2, действующей по доверенности от 14.12.2021 № 01-08/917, ФИО3, действующей по доверенности от 12.01.2022 № 6, ФИО4, действующего по доверенности № 5 от 12.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора к Муниципальному казенному учреждению дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа Камышловского района об исполнении предписания Счетной палаты Свердловской области от 26.11.2018 о возврате в бюджет Свердловской области суммы незаконно использованных средств областного бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Камышловский межрайонный прокурор в интересах Свердловской области обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа Камышловского района (далее – МКУ ДО ДЮСШ) об исполнении предписания Счетной палаты Свердловской области от 26.11.2018 о возврате в бюджет Свердловской области суммы незаконно использованных средств областного бюджета в размере 4 506 157 руб. 79 коп. В обоснование иска указано, что Камышловский межрайонной прокуратурой рассмотрено обращение Счетной палаты Свердловской области от 14.07.2021 №01-08/462 по вопросу неисполнения предписания от 26.11.2018 №01-09/1179 МКУ ДО ДЮСШ. Установлено, что Администрацией муниципального образования Камышловский муниципальный район с Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключены соглашения от 20.10.2016 №12 ФС «О предоставлении и использовании субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Камышловский муниципальный район для софинансирования строительства объекта муниципальной собственности физической культуры и массового спорта» (далее – Соглашение №12 ФС от 20.10.2016), от 28.04.2017 №1 ФС «О предоставлении и использовании субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Камышловский муниципальный район для софинансирования строительства объекта муниципальной собственности, включая малобюджетные физкультурно-спортивные объекты шаговой доступности» (далее – Соглашение №1 ФС от 28.04.2017). Строительно-монтажные работы по строительству 1-й очереди лыжероллерной трассы лыжной базы детско-юношеской спортивной школы по <адрес><адрес> (далее по тексту – Объект) начаты в 2016 году в рамках государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 №1296 –ПП. Соглашением №12 ФС от 20.10.2016 предусмотрено выделение за счет средств областного бюджета субсидии в размере 15 000,0 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств местного бюджета предусмотрен в размере 1 667,0 тыс. рублей. Объект строительства: «Лыжероллерная трасса лыжной базы ДЮСШ по <адрес> в <адрес> (трасса № 1)». Согласно платежного поручения от 22.12.2016 №1343 Министерством финансов Свердловской области в казну администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район перечислены денежные средства в размере 15 000 000 руб. Соглашением №1 ФС от 28.04.2017 предусмотрено предоставление субсидии в размере 15 467, 0 тыс. руб. Объем финансирования за счет средств местного бюджета предусмотрен в размере 1724,2 тыс. руб. Согласно платежного поручения от 18.12.2017 № 964 Министерством финансов Свердловской области в казну администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район перечислены денежные средства в размере 15 467 000 руб. Согласно подпункту 18 пункта 2.3 и пункту 3.3 Соглашения на 2017 год муниципальной образование Камышловский муниципальный район обязуется обеспечить ввод в эксплуатацию спортивного объекта в 2017 году в ином случае обеспечивает исполнение требований по возврату средств областного бюджета. Счетной палатой Свердловской области в 2018 году проведено контрольное мероприятие «Проверка использования бюджетных средств, выделенных в 2016 и 2017 годах на строительство и реконструкцию спортивных объектов муниципальной собственности, включая малобюджетные физкультурно-спортивные объекты шаговой доступности, и на оснащение оборудованием спортивных площадок в муниципальных общеобразовательных организациях» на объекте МКУ ДО ДЮСШ. В ходе проведения контрольного мероприятия, Счетной палатой Свердловской области выявлены нарушения бюджетного законодательства. В соответствии с решением коллегии Счетной палаты Свердловской области от 19.11.2018 в адрес директора Учреждения ФИО1 направлено предписание от 26.11.2018 № 01-09/1179, согласно которому Учреждение в срок до 01.03.2019 обязано принять меры к устранению выявленных нарушений или осуществить возврат в областной бюджет незаконно использованных средств в сумме 4 506 157, 79 руб. и проинформировать Счетную палату Свердловской области о выполнении Предписания. Предписание получено Учреждением 11.12.2018, что подтверждается уведомлением о вручении. В настоящее время Предписание не исполнено. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2019 по делу №А60-42966/2019 Учреждению отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия Счетной палаты Свердловской области, выразившегося в не предоставлении информации по письменному обращению заявителя, признании незаконным и подлежащим отмене предписания Счетной палаты Свердловской области от 26.11.2018 № 01-09/1179. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2020 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная и кассационные жалобы – без удовлетворения. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2020 № 309-ЭС20-12034 Учреждению отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Кроме того, в связи с неисполнением Предписания Счетной палаты Свердловской области, постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Камышловского судебного района Свердловской области от 15.11.2016 директор Учреждения ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. Проверкой исполнения муниципального контракта от 26.09.2016 № 0.2016.265278 (далее -Контракт № Ф.2016.265278), заключенного с ООО «Водолей» на выполнение работ по строительству объекта «Лыжероллерная трасса лыжной базы ДЮСШ по <адрес> в <адрес> (трасса №)», установлено незаконное использование Учреждением средств областного бюджета на общую сумму 4 506 157,79 руб. в нарушение статей 309, 720 Гражданского кодекса, статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 10.4 Контракта № Ф.2016.265278 (пункт 4.45 Классификатора нарушений, выявляемых Счетной палатой Свердловской области в ходе внешнего государственного финансового контроля, введенного в действие приказом председателя Счетной палаты Свердловской области от 02.06.2017 № 01-04/22), связанное с приемкой и оплатой работ, не предусмотренных сметной документацией на сумму 655 303,19 руб. и оплатой невыполненных работ на сумму 3 850 854,60 руб. Счетной палатой Свердловской области Учреждению предписано возвратить в бюджет Свердловской области 4 506 157,79 рублей в срок до 01.03.2019. Поскольку по настоящее время Учреждением указанная сумма денежных средств не возвращена, бюджету Свердловской области причинен ущерб в размере 4 506 157,79 руб. Просит обязать МКУ ДО ДЮСШ Камышловского района в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу исполнить в полном объеме предписание Счетной палаты Свердловской области от 26.11.2018 № 01-09/1179, а именно осуществить возврат в бюджет Свердловской области сумму незаконно использованных средств областного бюджета в размере 4 506 157, 79 руб.
Определением суда от 14.12.2021 в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Камышловского муниципального района.
В судебном заседании прокурор иск уточнил в части предоставления срока исполнения решения суда в течение 3-х месяцев, дополнив, что факт неисполнения предписания Счетной палаты установлен вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда, постановлением мирового судьи о привлечении директора ДЮСШ ФИО1 к административной ответственности по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ. Поскольку факт неисполнения предписания установлен, просит обязать ответчика вернуть денежные средства областного бюджета в размере 4 506 157,79 руб. в бюджет Свердловской области. Приостановление гражданского дела до рассмотрения уголовного дела невозможно, поскольку расследования уголовного дела по факту мошенничества в отношении ООО «Водолей» не имеет отношения к предмету настоящего спора о возврате в бюджет незаконно использованных денежных средств. Кроме того, ответчик вправе обратиться с регрессным иском к лицу, виновность которого будет установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Представитель третьего лица Счетной Палаты Свердловской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что Счетная палата не имеет полномочий на обращение в суд с настоящим иском в случае неисполнения предписания объектами контроля. Право прокурора на обращение с иском в интересах государственного органа следует из положений гражданского процессуального законодательства. Несмотря на принятые и вступившие в законную силу судебные акты предписание Счетной палаты о возвращении в областной бюджет денежных средств с 2018 года не исполнено. Оснований для приостановления производства по делу не имеется, поскольку расследование уголовного дела по факту мошенничества не относится к предмету спора. Все доводы, изложенные в экспертном заключении, были предметом оценки Арбитражных судов, и не были приняты во внимание. Как следует из проекта бюджета, утвержденного Думой Камышловского муниципального района на 2022 год, денежные средства в размере 4 506 157, 79 руб. уже заложены в бюджет на 2022 год.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку на данный момент в рамках уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, возможно, собраны сведения, которые опровергают и подвергают переоценке сведения, ставшие основанием для вынесения вышеуказанного предписания Счетной палаты Свердловской области. СО МО МВД России «Камышловский» установлены лица из числа работников ООО «Водолей», совершившие преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 159 УК РФ при выполнении муниципального Контракта от 26.09.2016 № Ф.2016.265278. Более подробная информация по вопросам, имеющим отношению к данному спору, содержится в уголовном деле и нуждается в изучении, поскольку возможно двойное взыскание по данному делу и по результатам расследования уголовного дела. Кроме того, учреждение не обладает финансовой самостоятельностью и полностью финансируется за счет средств муниципального бюджета. На сегодняшний день в учреждении отсутствуют денежные средства в указанном в иске размере. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Администрации Камышловского муниципального района ФИО3 в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что по итогам рассмотрения и исполнения Предписания, в целях информирования о выполнении Предписания, Учреждением в адрес Счетной палаты Свердловской области было направлено информационное письмо № 58 от 28.02.2019. Также в целях недопущения необоснованного и неправомерного взыскания из бюджета муниципального образования в пользу областного бюджета средств в сумме 4506157,79 руб. при исполнении альтернативной части предписания, в связи с изменениями обстоятельств - принятием учреждением мер к устранению выявленных нарушений и поступлением в контрольно-счетный орган информации и документов, не исследуемых в ходе проведения контрольного мероприятия и исключающих необходимость взыскания средств - в Счетную палату Свердловской области для рассмотрения в установленном порядке, Учреждением было направлено письмо № 108 от 11.04.2019 с просьбой внести соответствующие изменения в Предписание от 26.11.2018, исключив в абзаце 4 предписания требование об осуществлении возврата в областной бюджет незаконно использованных средств в сумме 4506157,79 руб. Вышеуказанное Предписание обязывает Учреждение принять меры по устранению выявленных нарушений (при этом не конкретизирует их) или осуществить возврат в областной бюджет незаконно использованных средств субсидии в сумме 4506157,79 рублей, так как, по мнению Счетной палаты Свердловской области, нарушения связаны с приемкой и оплатой работ, не предусмотренных сметной документацией, а также оплатой невыполненных работ в рамках исполнения муниципального контракта от 26.09.2016 года №Ф.2016.265278, заключенного Учреждением с ООО «Водолей», а именно: работ, не предусмотренных сметной документацией, приятых по акту выполненных работ КС-2 от 11.12.2017 года №1 в сумме 655 303,19 рублей; работ по повторному разравниванию и уплотнению скального грунта, принятых по строкам 4, 5 акта выполненных работ КС-2 от 25.04.2018 года №9 и строкам 5, 6 акта выполненных работ КС-2 от 23.07.2018 года №10, в общей сумме 383 546,75 рублей; работ по устройству основания из скального грунта, принятых по актам выполненных работ КС-2 от 25.04.2018 года №9 и от 23.07.2018 года №10 в общей сумме 3 467 307,85 рублей. Счетной палатой Свердловской области было предписано принять меры по устранению вышеуказанных выявленных нарушений и в качестве альтернативного действия предписано осуществить возврат средств в областной бюджет. Исковые требования Камышловской межрайонной прокуратуры содержат лишь требования о возмещении (взыскании) материального ущерба и заключаются в обязании Учреждения осуществить возврат в бюджет Свердловской области средств областного бюджета, что ограничивает Учреждение в выборе предусмотренного Предписанием действия по его исполнению. Вместе с тем, Администрация Камышловского муниципального района, признана потерпевшим по уголовному делу № 12001650013000325, возбужденному СО МО МВД России «Камышловский» 16.07.2020 по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, по факту совершения в период с 26.09.2016 по 16.05.2019 неустановленными лицами из числа работников ООО «Водолей» при исполнении муниципального контракта от 26.09.2016 № Ф.2016.265278 хищения, путем обмана, денежных средств на сумму 1 383 582,55 рублей, чем МКУ ДО ДЮСШ Камышловского района причинен ущерб в особо крупном размере. Таким образом, предусмотренные Предписанием обстоятельства (нарушения) в настоящее время органом, осуществляющем предварительное следствие, классифицированы как хищение, совершенное иными лицами путем обмана посредством составления фиктивных документов при исполнении муниципального контракта с причинением ущерба Учреждению и муниципальному образованию, что исключает обязанность исполнения Предписания по возврату средств в областной бюджет за счет средств бюджета Камышловского муниципального района ввиду отсутствия вины Учреждения в причинении указанного вреда (ущерба) интересам Свердловской области. С учетом того, что основной целью внесения предписания является устранение выявленных нарушений, а само по себе предписание в целях его исполнимости может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона, а также с учетом того, что в настоящее время в пределах предоставленной гражданским, уголовно-процессуальным и иным законодательством компетенции приняты все возможные меры по устранению выявленных нарушений, предусмотренных Предписанием, то есть Предписание фактически исполнено и отсутствует предмет исковых требований, то исполнение альтернативной части Предписания по возврату в бюджет Свердловской области средств областного бюджета до завершения разбирательства по уголовному делу может повлечь нарушение охраняемых законом прав и интересов участников уголовного судопроизводства и иных лиц, в том числе, необоснованное взыскание за счет средств бюджета Камышловского муниципального района. При этом обстоятельства совершения правонарушений, являющихся предметом разбирательства по уголовному делу, в том числе, размер причиненного Учреждению и муниципальному образованию имущественного вреда (ущерба), а также виды и объем работ по муниципальному контракту от 26.09.2016 № Ф.2016.265278, заключенному Учреждением с ООО «Водолей», при исполнении которых совершено хищение путем обмана, известны истцу. Прокурор при рассмотрении обращения Счетной палаты Свердловской области от 14.07.2021 № 01-08/462, которое послужило основанием для подачи иска, вправе после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции предъявить в порядке статьи 44 УПК РФ гражданский иск к лицу, чьими действиями причинен имущественный вред, в том числе в защиту интересов Свердловской области. Кроме того, Учреждение в соответствии с уставом является казенным учреждением, не имеет расчетных счетов в кредитных организациях, все его финансовые операции осуществляются через лицевой счет, открытый в финансовом органе муниципального образования. При этом любое взыскание средств с Учреждения осуществляется только за счет средств бюджета Камышловского муниципального района. В соответствии со статьей 123.22 ГК РФ Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества - учредитель (муниципальное образование). Учреждение финансируется исключительно из бюджета Камышловского муниципального района, платных услуг не оказывает, собственных доходов не имеет, в том числе от иной приносящей доход деятельности, и соответственно не имеет возможности самостоятельно исполнить Предписание. Принудительное взыскание средств с Учреждения затрагивает интересы муниципального образования, признанного потерпевшим по уголовному делу, а заявленное прокурором требование противоречит правовому принципу возмещения имущественного ущерба. Кроме того, поданное прокурором исковое заявление об обязании Учреждения осуществить возврат в бюджет Свердловской области средств областного бюджета в сумме 4 506 157,79 рублей обладает всеми признаками искового заявления о возмещении (взыскании) материального ущерба, к которому применимы нормы п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 1064 ГК РФ. При этом в исковом заявлении изложены обстоятельства, не основанные на требовании о возмещения (взыскания) материального ущерба, и какие-либо доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, не представлены, вместе с тем Учреждение не является причинителем вреда. Таким образом, заявленное Камышловской межрайонной прокуратурой требование не основано на фактических обстоятельствах дела, и доказательств причинения Учреждением вреда (ущерба) интересам Свердловской области в сумме 4506157,79 рублей истцом не представлено. В нарушение ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации Счетной палатой Свердловской области, как органом внешнего государственного финансового контроля, выявившим в ходе контрольного мероприятия нарушение бюджетного законодательства, в случае неустранения бюджетного нарушения, указанного в представлении, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания срока исполнения представления, уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу не направлено. Иск об обязании Учреждения, являющегося казенным учреждением, финансируемым исключительно из бюджета Камышловского муниципального района, и не имеющим собственных доходов, в том числе от иной приносящей доход деятельности, осуществить возврат в бюджет Свердловской области средств областного бюджета в сумме 4 506 157,79 рублей, не соответствуют бюджетному законодательству Российской Федерации. Требования Камышловского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку на данный момент в рамках уголовного дела, возможно, собраны сведения, которые опровергают и подвергают переоценке сведения, ставшие основанием для вынесения вышеуказанного предписания Счётной палаты Свердловской области. СО МО МВД России «Камышловский» установлены лица из числа работников ООО «Водолей», совершившие правонарушение при выполнении муниципального Контракта от 26.09.2016 № Ф.2016.265278. Полагают, что органами предварительного следствия произведена оценка обстоятельств, которая отличается от оценки, отраженной в Предписании Счётной палаты Свердловской области. Уголовное дело не возбуждено в отношении работников ДЮСШ, следовательно, отсутствует вина МКУ ДО ДЮСШ Камышловского района в действиях, повлекших вынесение Предписания, что исключает обязанность по возврату использованных средств областного бюджета в размере 4506157,79 руб. О назначении судебного разбирательства и вынесении приговора по данному делу сведений на данный момент не имеется, в связи с чем рассмотрение настоящего дела на данный момент представляется преждевременным в силу принципа преюдиции приговора. Рассмотрение настоящего гражданского дела и расследование уголовного дела идет одновременно, удовлетворение иска по рассматриваемому делу создаст угрозу двойного взыскания по одним и тем же работам по контракту № Ф.2016.265278 и объемам, стоимости работ и суммам, что является не допустимым и нарушает установленный законодательством правовой принцип возмещения имущественного ущерба. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица ФИО4 в судебном заседании доводы представителя третьего лица ФИО3 поддержал.
Суд, с согласия истца, считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы дела № 5-379/2019, суд приходит к следующему.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно ст. 34 БК РФ правовой режим расходования бюджетных средств получателями бюджетных средств основывается на принципе эффективности использования бюджетных средств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов (п.3 ст. 219 БК РФ), которые в силу ст. 72 БК РФ должны заключаться с учетом положений БК РФ.
Заключение получателями бюджетных средств контрактов не влечет за собой изменения правового режима расходования бюджетных средств, установленного бюджетным законодательством, а использование получателями бюджетных средств при выполнении обязательств по контракту не является основанием для прекращения существующих бюджетных правоотношений.
Установлено, что Администрацией муниципального образования Камышловский муниципальный район с Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключены соглашения от 20.10.2016 №12 ФС «О предоставлении и использовании субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Камышловский муниципальный район для софинансирования строительства объекта муниципальной собственности физической культуры и массового спорта» (далее – Соглашение №12 ФС от 20.10.2016), от 28.04.2017 №1 ФС «О предоставлении и использовании субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования Камышловский муниципальный район для софинансирования строительства объекта муниципальной собственности, включая малобюджетные физкультурно-спортивные объекты шаговой доступности» (далее – Соглашение №1 ФС от 28.04.2017).
Строительно-монтажные работы по строительству 1-й очереди лыжероллерной трассы лыжной базы детско-юношеской спортивной школы по <адрес><адрес> (далее по тексту – Объект) начаты в 2016 году в рамках государственной программы «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 №1296 –ПП.
Соглашением №12 ФС от 20.10.2016 предусмотрено выделение за счет средств областного бюджета субсидии в размере 15 000,0 тыс. рублей. Объем финансирования за счет средств местного бюджета предусмотрен в размере 1 667,0 тыс. рублей. Объект строительства: «Лыжероллерная трасса лыжной базы ДЮСШ по <адрес> в <адрес> (трасса №)». Согласно платежного поручения от 22.12.2016 №1343 Министерством финансов Свердловской области в казну администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район перечислены денежные средства в размере 15 000 000 рублей 00 копеек.
Соглашением №1 ФС от 28.04.2017 предусмотрено предоставление субсидии в размере 15 467, 0 тыс. руб. Объем финансирования за счет средств местного бюджета предусмотрен в размере 1724,2 тыс. рублей. Согласного платежного поручения от 18.12.2017 №964 Министерством финансов Свердловской области в казну администрации муниципального образования Камышловский муниципальный район перечислены денежные средства в размере 15 467 000 рублей 00 копеек.
Согласно подпункту 18 пункта 2.3 и пункту 3.3 Соглашения на 2017 год муниципальной образование Камышловский муниципальный район обязуется обеспечить ввод в эксплуатацию спортивного объекта в 2017 году в ином случае обеспечивает исполнение требований по возврату средств областного бюджета.
Счетной палатой Свердловской области в 2018 году проведено контрольное мероприятие «Проверка использования бюджетных средств, выделенных в 2016 и 2017 годах на строительство и реконструкцию спортивных объектов муниципальной собственности, включая малобюджетные физкультурно-спортивные объекты шаговой доступности, и на оснащение оборудованием спортивных площадок в муниципальных общеобразовательных организациях» на объекте МКУ ДО ДЮСШ. В ходе проведения контрольного мероприятия, Счетной палатой Свердловской области выявлены нарушения бюджетного законодательства.
Проверкой исполнения муниципального контракта от 26.09.2016 №0.2016.265278 (далее Контракт № Ф.2016.265278), заключенного с ООО «Водолей» на выполнение работ по строительству объекта «Лыжероллерная трасса лыжной базы ДЮСШ по <адрес> в <адрес> (трасса №)», установлено незаконное использование Учреждением средств областного бюджета на общую сумму 4 506 157,79 руб. в нарушение статей 309, 720 Гражданского кодекса, статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 10.4 Контракта № Ф.2016.265278 (пункт 4.45 Классификатора нарушений, выявляемых Счетной палатой Свердловской области в ходе внешнего государственного финансового контроля, введенного в действие приказом председателя Счетной палаты Свердловской области от 02.06.2017 № 01-04/22), связанное с приемкой и оплатой работ, не предусмотренных сметной документацией на сумму 655 303,19 руб. и оплатой невыполненных работ на сумму 3 850 854,60 руб., из них:
1) в отсутствие обоснования произведенных затрат по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) (далее — КС-2) от 11.12.2017 № 1 по расценке ФССЦпг0З-21-01-040 «Перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера, на расстояние: до 40 км 1 класс груза» Учреждением принята стоимость перевозки 4465,87 тонн груза (скального грунта), не предусмотренных сметной документацией (как прошедшей государственную экспертизу в сентябре 2014 года, так и откорректированной в марте 2018 года). Завышение стоимости работ составляет 655 303,19 рублей.
Работы оплачены в полном объеме на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-З) (далее — КС-З) от 11.12.2017 № 1 платежным поручением от 22.12.2017 № 959 за счет средств областного бюджета.
2) позицией 19 локальной сметы № 2 учтена стоимость работ по устройству 11 430 куб. метров подстилающего слоя из скального грунта по расценке ТЕРИ-04-001-04 «Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня», включающей в себя стоимость комплекса работ, содержащего подготовку основания и основные работы:
-планировка и прикатка земляного полотна с поливом водой;
-россыпь и разравнивание материалов;
-уплотнение россыпей с поливкой водой.
При выполнении работ, предусмотренных расценкой ТЕР27-04-001-04, получается готовое основание, не требующее дополнительного уплотнения.
При этом в позициях 21, 22 локальной сметы № 2 дополнительно учтена стоимость уплотнения 1 1 430 куб. метров грунта по расценкам ТЕРШ -02-001-02 «Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу 25 т на первый проход по одному следу при толщине слоя 30 см» и ТЕРТ-02-001-08 «На каждый последующий проход по одному следу добавлять к расценке 01-02-001-02» с коэффициентом 13. Расценки ТЕРО1-О2-ОО1-О2, ТЕРО 1-02-001-08 включают в себя стоимость следующих работ:
- разравнивание грунта перед уплотнением;
- уплотнение грунта.
Работы по повторному разравниванию и уплотнению 11 430 куб. метров скального грунта приняты Учреждением по строкам 4, 5 КС-2 от 25.04.2018 № 9, строкам 5, 6 КС-2 от 23.07.2018 № 10. Завышение стоимости работ составляет 383 546,75 рублей.
Работы оплачены на основании КС-З от 25.04.2018 № 9, от 23.07.2018 № 10 платежными поручениями от 25.04.2018 № 275, от 24.07.2018 № 506 за счет средств областного бюджета.
3) в соответствии с рабочей документацией на строительство лыжероллерной трассы, основание из скального грунта (в уплотненном состоянии) без учета стартовой площадки, составляет 35 041 куб. метров.
По актам КС от 23.12.2016 № 2, от 28.12.2016 № 3, от 05.05.2016 № 4, от 16.11.2017 № 5, от 06.12.2017 № 6, от 25.04.2018 № 9, от 23.07.2018 № 10 Учреждением приняты работы по устройству 44 630 куб. метров основания из скального грунта, что превышает объем, предусмотренный рабочей документацией, на 44 630-35 041.
Работы по устройству основания из скального грунта в объеме 9589 куб. метров приняты по КС-2 от 25.04.2018 № 9, от 23.07.2018 № 10. Завышение стоимости работ по устройству 9589 куб. метров основания составляет 3 467 307,85 рублей.
Работы оплачены в полном объеме на основании КС-З от 25.04.2018 № 9, от 23.07.2018 № 10 платежными поручениями от 25.04.2018 № 275, от 24.07.2018 № 506 за счет средств областного бюджета.
Согласно п.5.5 Соглашения №12 ФС от 20.10.2016 при выявлении Министерством или органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нарушений условий, установленных для предоставления субсидии, фактов предоставления недостоверных сведений и документов для получения субсидии, нецелевого использования бюджетных средств субсидия подлежит бесспорному возврату и взысканию.
Счетная палата Свердловской области провела в отношении МКУ ДО ДЮСШ Камышловского района контрольное мероприятие «Проверка использования бюджетных средств, выделенных в 2016 и 2017 годах на строительство и реконструкцию спортивных объектов муниципальной собственности, включая малобюджетные физкультурно- спортивные объекты шаговой доступности, и на оснащение оборудованием спортивных площадок в муниципальных общеобразовательных организациях».
В ходе контрольного мероприятия счетной палатой выявлено незаконное использование учреждением средств областного бюджета на общую сумму 4 506 157,79 руб., связанных с приемкой и оплатой работ, не предусмотренных сметной документацией; оплатой невыполненных работ; установлены нарушения требований законодательства о закупках, пункта 10.4 государственного контракта № Ф.2016.265278.
Данные нарушения отражены в акте проверки от 06.11.2018 № 02-1.16- 18-25/1231. В соответствии с решением коллегии Счетной палаты Свердловской области от 19.11.2018 в адрес директора Учреждения ФИО1 направлено Предписание от 26.11.2018 №01-09/1179, согласно которому Учреждение в срок до 01.03.2019 обязано принять меры к устранению выявленных нарушений или осуществить возврат в областной бюджет незаконно использованных средств в сумме 4 506 157, 79 рублей и проинформировать Счетную палату Свердловской области о выполнении Предписания. Предписание получено Учреждением 11.12.2018, что подтверждается уведомлением о вручении. В настоящее время Предписание не исполнено.
МКУ ДО ДЮСШ Камышловского района направило в адрес счетной палаты письмо от 11.04.2019 № 108 о внесении изменений в предписание от 26.11.2018, предложив исключить в абзаце 4 требование об осуществлении возврата незаконно использованных средств, реквизиты для возврата средств; приостановить действие предписания до рассмотрения данного письма.
Ввиду отсутствия ответа счетной палаты на письмо, а также считая незаконным предписание от 26.11.2018 № 01-09/117, учреждение обратилось в арбитражный суд с иском о признании незаконным бездействия Счетной палаты Свердловской области, признании незаконным и подлежащим отмене предписания Счетной палаты Свердловской области от 26.11.2018 №01-09/1179.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.10.2019 по делу №А60-42966/2019 Учреждение отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия Счетной палаты Свердловской области, выразившегося в не предоставлении информации по письменному обращению заявителя, признании незаконным и подлежащим отмене предписания Счетной палаты Свердловской области от 26.11.2018 №01-09/1179.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2020 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 14.05.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная и кассационные жалобы – без удовлетворения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2020, в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации МКУ ДО ДЮСШ Камышловского района отказано.
Судебными актами установлено, после составления акта проверки учреждение представило пояснения от 12.11.2018 № 170, которые частично приняты руководителем контрольного мероприятия, а 19.11.2018 составлен отчет № 02- 1.16-18-21/1329. Пояснения учреждения от 12.11.2018 № 170, а впоследствии письмо от 11.04.2019 № 108, направленное в адрес счетной палаты, не содержали в себе мер по устранению выявленных нарушений, а излагали доводы, на основании которых учреждение оспаривало факты и доводы, изложенные в акте и в предписании. Учреждение настаивало, что завышение стоимости работ по вмененным ему эпизодам исполнения государственного контракта отсутствует и не влечет возврата средств субсидии в областной бюджет. Такие действия свидетельствовали об уклонении учреждения от исполнения предписания, что повлекло принятие счетной палатой мер по привлечению к административной ответственности соответствующего должностного лица. В связи с неисполнением Предписания Счетной палаты Свердловской области, постановлением мирового судьи судебного участка №2 Камышловского судебного района Свердловской области от 15.11.2016 директор Учреждения ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Поскольку Предписание Счетной палаты Свердловской области соответствует требованиям действующего законодательства, вынесено в пределах полномочий счетной палаты по внешнему государственному финансовому контролю, в том числе, за целевым использованием бюджетных средств, и в пределах полномочий по аудиту в сфере закупок, Счетной палатой Свердловской области Учреждению предписано возвратить в бюджет Свердловской области 4 506 157, 79 рублей в срок до 01.03.2019. Однако, по настоящее время Учреждением указанная сумма денежных средств не возвращена, в связи с чем, бюджету Свердловской области причинен ущерб в размере 4 506 157,79 руб.
Доводы стороны ответчика о приостановлении производства по делу в связи с наличием в производстве следственных органов уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ, не соответствуют положениям статьи 215 ГПК РФ, в соответствии с которым суд приостанавливает производство по делу только в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве. В данном случае в производстве суда уголовное дело отсутствует. Как следует из справки МО МВД России «Камышловский» производство предварительного следствия по уголовному делу № 12001650013000325, возбужденному СО МО МВД России «Камышловский» 16.07.2020 по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, не окончено. Связь между рассматриваемым спором и уголовным делом отсутствует, поскольку предписанием установлено незаконное использование бюджетных средств ответчиком, а предметом расследования по уголовному делу является хищение денежных средств лицами ООО «Водолей» при выполнении муниципальных контрактов. Сам факт признания Администрации Камышловского муниципального района потерпевшим по уголовному делу по факту хищения денежных средств на сумму 1 383 582,55 руб. лицами из числа ООО «Водолей» при выполнении муниципальных контрактов от 26.09.2016 и от 16.05.2019 на выполнение работ по строительству объекта «лыжероллерная трасса лыжной базы ДЮСШ» не опровергает законность вынесенного в отношении МКУ ДО ДЮСШ предписания и обязанность последнего вернуть в областной бюджет незаконно использованные денежные средства. При этом ответчик не лишен права обратиться с регрессными требованиями к лицу, признанному виновным в совершении хищения средств областного бюджета.
Доводы ответчика об отсутствии финансовой самостоятельности ответчика опровергаются положениями Устава МКУ ДО ДЮСШ, согласно п. 1.6 Устава спортивная школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, бюджетную смету, самостоятельный баланс, лицевые счета в Финансовом управлении администрации МО Камышловский муниципальный район, печать, штампы, бланки со своим наименованием, приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (л.д. 51-83 том 2). Доводы об отсутствии ущерба противоречат установленным обстоятельствам, поскольку в нарушении п.5.5 Соглашения № 12 ФС от 20.10.2016 при установленном факте нецелевого использования бюджетных средств субсидия подлежит бесспорному возврату и взысканию в областной бюджет. Субсидиарная ответственность третьего лица в данных правоотношениях не свидетельствует о нарушении прав ответчика указанным предписанием и не влияет на обязанность ответчика его исполнить.
Представленное третьим лицом Заключение строительно-технической экспертизы объекта «лыжероллерная трасса лыжной базы ДЮСШ по <адрес> в <адрес>», выполненное ООО «Уральская строительная экспертиза» от 25.12.2019, в соответствии с которой произведенные работы по муниципальному контракту являлись обоснованными, противоречат установленным проверкой Счетной палаты обстоятельствам, которые были предметом проверки Арбитражных судов первой и апелляционной инстанции и Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу ч. 2 ст. 209 этого же кодекса после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Аналогичные разъяснения даны в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении".
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон и возмещению причиненного ущерба.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
С учетом положения приведенных норм, невозвращение в бюджет денежных средств, использованных не по целевому назначению, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Свердловской области, влияет на формирование расходов бюджета, и предоставляют прокурору, действующему в интересах Свердловской области, право обратиться в суд с настоящим иском.
С учетом вышеприведенных норм и установленных обстоятельств, суд полагает исковые требования об исполнении предписания Счетной палаты Свердловской области от 26.11.2018 о возврате в бюджет Свердловской области суммы незаконно использованных средств областного бюджета подлежащими удовлетворению.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 руб., от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Камышловского межрайонного прокурора к Муниципальному казенному учреждению дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа Камышловского района об исполнении предписания Счетной палаты Свердловской области от 26.11.2018 о возврате в бюджет Свердловской области суммы незаконно использованных средств областного бюджета, удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа Камышловского района в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу исполнить в полном объеме предписание Счетной палаты Свердловской области от 26.11.2018 № 01-09/1179, а именно осуществить возврат в бюджет Свердловской области сумму незаконно использованных средств областного бюджета в размере 4 506 157, 79 рублей.
Взыскать с Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа Камышловского района в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Л.А. Афанасьева