УИД 91RS0023-01-2023-001474-55
Дело № 2-154/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 17 января 2024 года.
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2024 года.
17 января 2024 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи - Ильичевой Н.П.
при секретаре - Кирильчук Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Черноморское, Черноморского района, Республики Крым гражданское дело, по исковому заявлению Администрации Черноморского района Республики Крым к Леман Олегу Викторовичу, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, о понуждении иностранного гражданина совершить отчуждение земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Глава администрации Черноморского района Республики Крым Писарева Н.С. обратилась в суд с иском к Леман О.В., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, о понуждении иностранного гражданина совершить отчуждение земельного участка.
Свои требования, мотивируя тем, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21.07.2023 № КУВИ-001/2023-167743600 за ответчиком Леман Олегом Викторовичем зарегистрирован земельный участок кадастровый №, общей площадью 1000 +/- 11 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов. Согласно Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201 изменен перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26. Вместе с тем, данным Указом Президента перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, дополнен практически всеми муниципальными образованиями Республики Крым, в том числе и муниципальным образованием Черноморский район Республики Крым, в состав которого входит Новосельское сельское поселение на территории которого и расположен земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, принадлежащий Ответчику. Согласно ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Поскольку муниципальное образование Черноморский район Республики Крым включено в перечень приграничных территорий Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, вступившим в силу 20.03.2020, то срок установленный в п. 1 ст.238 Гражданского кодекса Российской Федерации, исчисляется, начиная с 20.03.2020. Поскольку, очевидно, что у Ответчика был вариант самостоятельного прекращения права собственности на земельный участок под кадастровым номером 90:14:090101:580, общей площадью 1000 +/- 11 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, который не может находиться у него в собственности, как у гражданина иностранного государства, однако из имеющихся у администрации Черноморского района Республики Крым данных, со стороны Ответчика, необходимые действия не были предприняты: отчуждение земельного участка в предусмотренный законом срок не произведено, также Ответчиком не предоставлены документы подтверждающие переход права собственности на земельный участок другому лицу, ровно, как и подтверждения получения гражданства Российской Федерации, тогда данный земельный участок подлежит отчуждению на основании решения суда, так как в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В связи с чем, имущество подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы, либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Просит произвести отчуждение земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью 1000 +/- 11 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, принадлежащий на праве собственности Леман Олегу Викторовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путём реализации с публичных торгов, установив начальную стоимость объекта недвижимости, с последующей выплатой бывшему собственнику вырученной суммы, за вычетом понесённых расходов, связанных с организацией торгов.
Определением суда от 14.12.2023 ответчику Леман О.В., место жительства которого не установлено, назначен адвокат.
В судебное заседание представитель истца Администрации Черноморского района Республики Крым не явилась, подала в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, исковые требования поддерживает.
В судебное заседание ответчик Леман О.В. не явился, место проживания не установлено.
Представитель Леман О.В. – адвокат Ганиченко О.В., ознакомившись с заявлением представителя истца о рассмотрении дела без участия представителя истца, подала в суд заявление о рассмотрении дела без её участия, просила отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что позиция ответчика ей не известна.
В судебное заседание представитель Администрации Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым не явился, извещен надлежаще, заявлений не подавал.
Суд считает возможным рассматривать дело без сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до установления Президентом Российской Федерации указанного в п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.
Согласно ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 44 Земельного Кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201 в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» внесены изменения: а) дополнить разделом следующего содержания: «Республика Крым 44.1. Муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым; 44.2. Муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым; 44.3. Муниципальное образование Кировский район Республики Крым; 44.4. Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым; 44.5. Муниципальное образование Ленинский район Республики Крым; 44.6. Муниципальное образование Нижнегорский район Республики Крым; 44.7. Муниципальное образование Раздольненский район Республики Крым; 44.8. Муниципальное образование Сакский район Республики Крым; 44.9. Муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым; 44.10. Муниципальное образование Советский район Республики Крым; 44.11. Муниципальное образование Черноморский район Республики Крым….».
Согласно информации, предоставленной Госкомрегистром от 05.12.2023 № 43-11/2142, в ЕГРН имеются сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, за Леман Олегом Викторовичем, на основании Договора купли-продажи земельного участка ВТВ 236289 от 18.12.2012, Государственного акта о праве собственности на земельный участок ЯД № от ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация права: собственность №90/090/2018-1 от 04.09.2018 (л.д.51).
Согласно Выписке из ЕГРН от 21.07.2023 правообладателем земельного участка с кадастровым номером № (ранее присвоенный кадастровый учетный №), площадью 1000+/-11 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования: размещение дачных домов и садовых домов; расположенного по адресу: <адрес>, является Леман Олег Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>, паспорт гражданина Украины серия МК №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> (л.д. 8-14).
Согласно информации, предоставленной МВД по Республике Крым от 08.12.2023 № 70/12375/3, сведений о приобретении гражданства Российской Федерации, о документировании паспортом гражданина Российской Федерации в отношении Леман Олега Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированным по месту жительства/пребывания не территории Российской Федерации не значится (л.д. 52).
Если в собственности лица оказалось имущество, которое в соответствии с законодательством РФ не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года (в данном случае с момента вступления в силу Указа Президента РФ № 201) в срок до 20.03.2021.
На основании вышеизложенного, иностранные граждане, обладающие земельными участками в пределах соответствующих приграничных территорий на праве собственности, в срок до 20.03.2021 не лишены были права на их отчуждение в рамках правового поля по своему усмотрению.
Как установлено выше, согласно пп. 44.11 Перечня приграничных территорий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26, муниципальное образование Черноморский район Республики Крым является приграничной территорий, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками; на основании изложенного, спорный земельный участок, принадлежащий Леман О.В., должен быть отчужден в установленном Российским законодательством порядке.
Порядок отчуждения такого имущества определен в ст. 238 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Поскольку муниципальное образование Черноморский район Республики Крым включено в перечень приграничных территорий Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 201, вступившим в силу 20.03.2020, то срок, установленный в п. 1 ст. 238 ГК РФ, исчисляется, начиная с 20.03.2020.
В соответствии с п. 2 ст. 238 ГК РФ, в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12.11.2019 № 2970-0 указал, что в силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК РФ), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 1 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в ч. 1 ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующе» территории, и в ч. 1 ст. 36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч.ч.1, 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности у иностранных граждан. Собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия, имущество подлежит принудительной продаже по решению суда.
Судом установлено, что Леман Олег Викторович имел достаточно времени для самостоятельного прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, который не может находиться у него в собственности, как у гражданина иностранного государства; однако согласно предоставленным доказательствам, которые были исследованы судом, со стороны Леман О.В. необходимые действия не были предприняты, а именно: отчуждение земельного участка в предусмотренный законом срок не произведено, также у суда отсутствуют доказательства получения Леман О.В. гражданства Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 449.1 ГК РФ, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом (п.2 ст. 449.1 ГК РФ).
Порядок проведения публичных торгов, регламентирован положениями ст.448 ГК РФ.
На основании вышеприведенных норм права, суд полагает возможным определить начальную продажную стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации. Спорный земельный участок расположен на территории муниципального образования – Черноморский район Республики Крым.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление, Администрации Черноморского района Республики Крым к Леман Олегу Викторовичу, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Новосельского сельского поселения Черноморского района Республики Крым, о понуждении иностранного гражданина совершить отчуждение земельного участка, удовлетворить.
Произвести отчуждение земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, принадлежащего на праве собственности гражданину иностранного государства Леман Олегу Викторовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путём реализации с публичных торгов, установив начальную стоимость объекта недвижимости, с последующей выплатой бывшему собственнику вырученной суммы, за вычетом понесённых расходов, связанных с организацией торгов.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым, через Черноморский районный суд, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Н.П. Ильичева