№2-125/2021
36RS0005-01-2020-002735-08
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Советский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Нефедова А.С.,
при секретаре Тарасовой О.В.,
с участием представителей истца ФИО1 и ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Советского района города Воронеж» к ФИО4 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально КУ ВО «УСЗН Советского района г.Воронеж» обратилось в суд с иском к ФИО4 о взыскании суммы неосновательного обогащения, указывая в обоснование заявленных требований на то, что ФИО4 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> 01.05.2017 года по 31.05.2020 года. На основании предоставленного пакета документов и руководствуясь ст. 159 Жилищного Кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации № от 14.12.2005 года «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» было вынесено решение о назначении ФИО5 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Для получения субсидии заявителем предоставляются документы, подтверждающие доходы всех членов его семьи и учитываемые при решении вопроса о размере предоставляемой субсидии (п.8 «д» Правил). При подаче документов на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, заявителя ставят в известность о том, что он несет ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 Заявления). ФИО4 была ознакомлена с установленными правилами предоставления субсидии и дала согласие на проведение проверки достоверности предоставленных заявителем сведений. В каждом заявлении на предоставлении субсидии ФИО4 после ознакомления с текстом поставила свою подпись и дату ознакомления. В июле 2019 года в КУВО «УСЗН Советского района г. Воронежа» была установлена база Федеральной налоговой службы. У отдела субсидий появилась возможность по каналам системы межведомственного электронного взаимодействия получать сведения о доходах физических лиц по справкам 2-НДФЛ. В ходе проверки установлено, что заявителем были предоставлены недостоверные сведения о доходах заявителя ФИО4. В состав семьи заявителя входит, прописанная по адресу: <адрес>, её дочь ФИО3. ФИО3 имеет 3 детей в возрасте до 18 лет (многодетная семья). Для расчета субсидии установлен стандарт максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15% для многодетных семей и 10% для многодетных семей со среднедушевым доходом меньше совокупной величины прожиточного минимума (Решение Воронежской городской Думы №-Ш от 24.11.2010). Процент максимально допустимой доли собственных расходов на оплату ЖКУ для многодетных семей распространяется на всех членов семьи, прописанных по одному адресу и получающих совместно субсидию на оплату ЖКУ. Многодетной семье выдается удостоверением на одного из родителей, который имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных законодательство Воронежской области. Удостоверение многодетной семьи № было выдано 13.09.2013 г. на имя ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес>. По вышеуказанному адресу оформлена субсидия (заявитель- ФИО10), где ФИО9, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 являются членами семьи заявителя, и получают субсидию на оплату ЖКУ по пониженному проценту (15%) максимально допустимой доли собственных расходов на оплату ЖКУ. Таким образом, многодетная семья получает одну социальную меру поддержки по двум адресам одновременно. На основании вышеуказанного, по адресу <адрес> ( заявитель- ФИО4) был сделан перерасчет субсидии со стандартом максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг- 22%. По окончании периода предоставления субсидии было произведено сравнение выплаченной суммы субсидии с начисленными суммами субсидий по стандарту. За период с 01.05.2017 по 31.10.2017 года сумма переплаты составила 4 696, 72 руб., за период с 01.11.2017 по 30.04.2018 года сумма переплаты составила 3 711, 33 руб., за период с 01.06.2018 по 30.11.2018 года сумма переплаты составила 5 938, 83 руб., за период с 01.12.2018 по 31.05.2019 года сумма переплаты составила 20 511, 19 руб., за период с 01.06.2019 по 30.11.2019 года сумма переплаты составила 17 350, 87 руб. Общая сумма переплаты по всем периодам предоставления субсидии на оплату ЖКУ составила 52 208,94 руб. (4 696,72 руб. + 3 711,33 руб.+5 938,83 руб. + 20 511,19 руб. + 17 350,87). В связи с чем просил взыскать с ФИО4, сумму необоснованного обогащения в размере 52208 руб. 94 коп. в доход бюджета Воронежской области.
Впоследствии представитель истца уточнил исковые требования, в окончательном варианте которых просил взыскать с ФИО4 сумму необоснованного обогащения в размере 47869 руб. 84 коп. в доход бюджета Воронежской области. В обоснование уточненного иска указал на то, что общая сумма переплаты по всем периодам предоставления субсидии на оплату ЖКУ составила: 357,61 + 3 711,33 + 5 938,84 + 20 511,19 + 17 350,87 = 47 869,84 рублей.
Представители истца КУ ВО «УСЗН Советского района г.Воронеж» по доверенности ФИО1 и ФИО2 уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик ФИО4, извещенная надлежащим образом, в суд не явилась, обеспечила явку своего представителя ФИО3, которая возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты Воронежской области, извещенный надлежащим образом, в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 и статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Для возникновения обязательства из неосновательного обогащения необходимо наличие совокупности следующих обстоятельств: возрастание или сбережение имущества приобретателя; убытки потерпевшего, за счет которых обогатился приобретатель; отсутствие надлежащего правового основания для наступления указанных имущественных последствий.
Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
Как установлено судом, ФИО4 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в периоды с мая 2017 года по октябрь 2017 года, с ноября 2017 по апрель 2018 года, с июня 2018 года по ноябрь 2018 года, с декабря 2018 года по май 2019 года, с июня 2019 года по ноябрь 2019 года на основании заявлений от 18.04.2017 года, 30.10.2017 года, 29.05.2018 года, 14.12.2018 года, 23.05.2019 года и соответствующих решений уполномоченного органа.
Данные обстоятельствами подтверждаются персональными делами получателя субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении ФИО4 за соответствующие периоды, которые обозревались судом в ходе судебного заседания.
В персональных делах получателя субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении ФИО4 за периоды с июня 2018 года по ноябрь 2018 года, с декабря 2018 года по май 2019 года, с июня 2019 года по ноябрь 2019 года имеются решения от 12.03.2020 года КУВО «УСЗН Советского района», которыми ФИО4 отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с предоставлением получателем субсидии неполных и (или) заведомо недостоверных сведений.
Основанием для принятия таких решений послужил межведомственный ответ Федеральной налоговой службы о предоставлении ФИО4 недостоверных сведений о доходах в 2018 году и в 2019 году.
Так согласно справкам о доходах физических лиц 2-НДФЛ и копии трудовой книжки на имя ФИО4, ответчик с 23.10.2017 года по 29.06.2018 года работала в ООО «Фрезениус Нефрокеа», а с 23.07.2018 года по 17.02.2020 года работала в БУЗ ВО «ВГКБСМП №1» (л.д. 51, 52, 53, 54-55, 56-57, 58-59, 69-70, 100-101, 102-103, 104-105).
В обоснование своих доводов сторона истца ссылается также на то, что ФИО4 для расчета субсидии в соответствии с Решением Воронежской городской Думы от 24.11.2010 N 272-III установлен стандарт максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15% как для многодетных семей, поскольку в состав семьи заявителя входит, прописанная по адресу: <адрес>, её дочь ФИО3, имеющая 3 детей в возрасте до 18 лет (многодетная семья). При этом удостоверение многодетной семьи № было выдано 13.09.2013 г. на имя ФИО9, проживающего по адресу: <адрес>. По вышеуказанному адресу оформлена субсидия (заявитель- ФИО10), где ФИО9, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 являются членами семьи заявителя, и получают субсидию на оплату ЖКУ по пониженному проценту (15%) максимально допустимой доли собственных расходов на оплату ЖКУ. Указывают на то, что многодетная семья получает одну социальную меру поддержки по двум адресам одновременно. Поэтому истцом произведен по адресу <адрес> (заявитель- ФИО4) перерасчет субсидии со стандартом максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг- 22%.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истцом произведены перерасчеты субсидии исходя из данных, полученных из налогового органа о размере дохода ФИО4 (л. д. 129-133).
Согласно данным расчетам за период за период с 01.06.2018 по 30.11.2018 года сумма переплата составила 5 938, 83 руб., за период с 01.12.2018 по 31.05.2019 года сумма переплата составила 20 511, 19 руб., за период с 01.06.2019 по 30.11.2019 года сумма переплата составила 17 350, 87 руб. (л.д.131-133). Общая сумма переплаты по указанным периодам составила 43800 рублей 90 копеек.
Согласно ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Во исполнение ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила N 761), в соответствии с которыми заявитель (получатель субсидии) несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов (п. п. 8, 14). Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (пп. "в" п. 60 Правил N 761).
При наличии условий, указанных пп. "в" п. 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 61 Правил N 761).
В силу пункта 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 49 Правил предоставления субсидий необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761, предусмотрено, что совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.
Исходя из указанных норм права, ответчик ФИО4 обязана была сообщить истцу о своих доходах.
Принимая во внимание, что был установлен факт недостоверности предоставленных ФИО4 сведений в части своих доходов при обращении за получением субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для обращения с иском в целях возврата полученной ответчиком субсидии.
Доводы представителя ответчика о том, что в действиях ФИО4 отсутствует недобросовестность при предоставлении документов для получения субсидии, суд отклоняет, поскольку ответственность за достоверность предоставленных сведений и документов несет лицо, обратившееся за субсидией, в данном случае ответчик.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО4, обращаясь в КУ ВО «УСЗН Советского района г.Воронеж» с заявлениями о предоставлении ей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.06.2018 года по 30.11.2019 года предоставляла истцу недостоверную информацию о своих доходах, не указывая сведения о месте своей работы.
В адрес ответчика направлялись истцом письма, в которых ФИО4 предлагалось явиться в отдел по предоставлению субсидий на оплату ЖКУ по Советскому району г.Воронежа для получения решения о возврате субсидии в добровольном порядке. (л.д. 38, 39), которые ответчиком были оставлены без удовлетворения.
Согласно представленным истцом расчетам (л.д.131-133), сумма переплаты ответчику субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.06.2018 года по 30.11.2019 года составила в размере 43800 рублей 90 копеек (5 938,84+20511,19+17350,87).
Суд принимает во внимание расчеты, представленный истцом, считает их правильным, поскольку он подтверждаются материалами дела.
Поскольку правовых оснований для начисления и выплаты за период с 01.06.2018 года по 30.11.2019 года денежной суммы в размере 43800 рублей 90 копеек ответчику не имелось, учитывая недобросовестность ответчика, заключающуюся в предоставлении недостоверных сведений о своих доходах, а также то, что доказательств уплаты задолженности ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в указанной части.
Таким образом, с ответчика в доход бюджета Воронежской области подлежит взысканию 43800 рублей 90 копеек.
Кроме того, истец просит также взыскать переплату за период с 01.05.2017 по 31.10.2017 года в сумме 357,61 рубль и за период с 01.11.2017 по 30.04.2018 года в сумме 3 711, 33 руб..
При этом в судебном заседании представители истца не смогли обосновать основания взыскания данной суммы в качестве неосновательного обогащения.
Доказательств тому, что в указанные периоды ответчиком предоставлялись недостоверные сведения относительно своих доходов и доходов членов ее семьи, суду не предоставлено. Напротив, в судебном заседании представители истца указали на то, что за периоды с 01.05.2017 по 31.10.2017 года и с 01.11.2017 по 30.04.2018 года ответчик предоставляла достоверные сведения относительно своих доходов и доходов членов семьи.
Довод стороны истца о том, что сумма 4068 рублей 94 копейки (357,61+ 3 711, 33) является суммой неосновательного обогащения, поскольку ФИО4 неверно производился расчет субсидии как многодетной семье, не является основанием для удовлетворения иска в указанной части.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 в периоды с 01.05.2017 по 31.10.2017 года и с 01.11.2017 по 30.04.2018 года были предоставлены достоверные сведения относительно сведений о своих доходах. Также ФИО4 предоставлена достоверная информация относительно членом своей семьи, в частности были также предоставлены сведения в отношении дочери ФИО3, ее супруга ФИО11 и их несовершеннолетних детей, что они имеют статус многодетной семьи, что удостоверение многодетной семьи было выдано на имя ФИО9, проживающего по адресу: <адрес>, что по вышеуказанному адресу оформлена субсидия на оплату ЖКУ по пониженному проценту (15%) максимально допустимой доли собственных расходов на оплату ЖКУ (заявитель- ФИО10), то есть то, что многодетная семья получает одну социальную меру поддержки по двум адресам одновременно.
КУ ВО «УСЗН Советского района г.Воронеж» проанализировало данную информацию и на основании этих сведений приняло решения № Z39_2017-05-12_177 от 12.05.2017 года и № Z39_2017-11-08_33 от 08.11.2017 года, которыми предоставило субсидию ФИО4 в периоды с 01.05.2017 по 31.10.2017 года и с 01.11.2017 по 30.04.2018 года с установлением стандарта максимально допустимой доли собственных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 15% как для многодетных семей.
Таким образом денежные средства в размере 4068 рублей 94 копейки выплачены ФИО4 за периоды с 01.05.2017 по 31.10.2017 года и с 01.11.2017 по 30.04.2018 года во исполнение указанных решений КУ ВО «УСЗН Советского района г.Воронеж», которые не отменялись, недействительными не признавались, при этом счетная ошибка при начислении субсидии не допускалась.
С учетом изложенного денежные средства в размере 4068 рублей 94 копейки, выплаченные ФИО4 за периоды с 01.05.2017 по 31.10.2017 года и с 01.11.2017 по 30.04.2018 года не могут быть признаны суммой неосновательного обогащения, и соответственно данная сумма не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения в бюджет Воронежской области.
Таким образом, исковые требования в части взыскания в качестве суммы неосновательного обогащения 4068 рублей 94 копейки, выплаченные ФИО4 за периоды с 01.05.2017 по 31.10.2017 года и с 01.11.2017 по 30.04.2018 года, удовлетворению не подлежат.
Поскольку при подаче искового заявления истец от уплаты государственной пошлины освобожден, а в соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1514 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования казенного учреждения Воронежской области «Управление социальной защиты населения Советского района города Воронеж» к ФИО4 о взыскании суммы неосновательного обогащения удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО4 в доход бюджета Воронежской области сумму неосновательного обогащения в размер 43800 /сорок три тысячи восемьсот/ рублей 90 копеек.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ФИО4 в доход местного бюджета госпошлину в размере – 1514 /одна тысяча пятьсот четырнадцать/ рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Советский районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.С. Нефедов
Мотивированное решение составлено 07.04.2021 года
№2-125/2021
36RS0005-01-2020-002735-08