УИД 23RS0014-01-2019-001175-58 К делу № 2-1266/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2019 года ст. Динская Краснодарского края
Динской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующей Неженской Е.С.,
при секретаре Хохловой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кицаева Т.Г. к АО «Авиакомпания «Якутия» о взыскании компенсации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кицаева Т.Г. в интересах несовершеннолетних дочерей: Кицаева Я.И. и Кицаева С.И. обратилась в суд с иском к АО «Авиакомпания «Якутия», в котором просит суд взыскать с АО «Авиакомпания «Якутия» в её пользу как законного представителя дочерей, компенсацию в размере 500 евро в рублевом эквиваленте на день исполнения решения суда; неустойку в размере 15 евро за каждый день, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до даты вынесения судебного решения, в рублевом эквиваленте; штраф в размере 50% от присужденной суммы.
В обоснование иска указано, что Кицаева Т.Г. является законным представителем своих дочерей: Кицаева Я.И. и Кицаева С.И. На имя представляемых лиц, истцом были заключены с авиакомпанией «Якутия» два договора о воздушной перевозке. Авиакомпания нарушила свои обязательства по перевозке пассажиров из Праги в Краснодар, указанные нарушения выразились в задержке рейса, таким образом, компания нарушила положения абз 4. п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации. Время вылета, указанное в билете -11 часов 10 минут, но рейс был осуществлен только в 20 часов 00 минут. Соответственно задержка составила 8 часов 50 минут. Дважды истцом отправлялись обращения в авиакомпанию «Якутия» за предоставлением справки о задержке рейса. В первый раз ответ не был получен, во второй было получено положение о порядке предоставления справок. Справка о задержке рейса по истечении срока на ее изготовление получена не была. Также неоднократно истцом были предприняты попытки связаться с авиакомпанией «Якутия» по телефону по поводу указанной справки, но ответа она также не получила. ДД.ММ.ГГГГ в адрес авиакомпании истцом была направлена претензия с требованием о выплате компенсации. В адрес ответчика истцом была направлена претензия, в ответ на которую получен ответ с пожеланием отправлять следующую претензию на имя именно генерального директора ответчика. Направлена повторная претензия, на имя генерального директора. В связи с вышеизложенным истец была вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истец не явилась, о слушании дела извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика АО «Авиакомпания «Якутия» в судебное заседание не явился, к извещению которого судом принимались надлежащие меры, сведений о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил. Требование суда о предоставлении отзыва и доказательств не исполнил.
В соответствии с п.1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63, 64 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, основываясь на нормах п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, учитывая мнение участников процесса, суд определил рассмотреть настоящее дело на основании положений ч. 1 ст.233 ГПК РФ в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 784 ГК РФ определены общие положения о перевозке, согласно которым перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Как предусмотрено статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
На основании статьи 792 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно пункту 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России, вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ, в том числе в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
Как следует из материалов дела, Кицаева Т.Г., является законным представителем своих дочерей: Кицаева Я.И. и Кицаева С.И.. На имя представляемых лиц, Кицаева Т.Г. были заключены с авиакомпанией «Якутия» два договора о воздушной перевозке, что подтверждается двумя электронными билетами и посадочными талонами, на рейс R3764 по маршруту Прага-Краснодар с датой вылета 29/07/2018. Время вылета, указанное в билете -11 часов 10 минут, но рейс был осуществлен только в 20 часов 00 минут. Соответственно задержка составила 8 часов 50 минут.
Авиакомпания нарушила свои обязательства по перевозке пассажиров из Праги в Краснодар, указанные нарушения выразились в задержке рейса, таким образом, компания нарушила положения абз 4. п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Таким образом, возникшие между истцом и ответчиком правоотношения, регулируются, в том числе указанным законом Российской Федерации.
Согласно ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Согласно ст. 29 этого же закона потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Таким образом, суд относит к убыткам, денежные средства, потраченные истцами на приобретение других авиабилетов, так как в случае, ожидания рейса истцы могли бы не успеть на другой рейс.
В соответствии с п. «а» частью 1 статьи 3 Постановления №261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС «Общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов» данное постановление распространяет свое действие на пассажиров, отправляющихся из аэропортов, расположенных на территории Европейского Союза.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Постановления №261/2004 Европейского парламента и Совета ЕС «Общие правила компенсации и помощи пассажирам в случае отказа в посадке и отмены либо долговременной задержки рейсов» дня пассажиров предусмотрена компенсация в размере 250 Евро для полетов дальностью до 1500 км.
Суд Европейского Союза в решениях от 19 ноября 2009 года С-402/07 и С-432/07 установил, что компенсация, предусмотренная статьей 7 Постановления №261/2004 распространяется также и на пассажиров, чей рейс был задержан более чем на 3 часа (ч.2 п. 73 решения).
Соответственно за задержку рейса авиакомпания должна выплатить истцу как законному представителю несовершеннолетних компенсацию в размере 500 евро, из расчёта 250 евро на каждого пассажира, что составляет в рублях по курсу на момент вынесения решения суда 73,01 * 500 = 36 505 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона о защите прав потребителей срок оказания услуги может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено оказание услуги или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к оказанию услуги.
Срок начала оказания услуг перевозки ответчиком был определен с 11 часов 10 минут до 15 часов 25 минут ДД.ММ.ГГГГ. Фактически срок окончания оказания услуги перевозки ответчиком был перенесен на 20 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги - сроки начала и (или) окончания оказания услуги и (или) промежуточные сроки оказания услуги или во время оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе в том числе поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов.
На основании статьи 31 Закона о защите прав потребителей требования потребителя о возмещении расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования (пункт 1).
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона (пункт 3).
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей в случае нарушения установленных сроков оказания услуги или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором об оказании услуг не определена - общей цены заказа.
Из материалов дела следует, что истцом дважды отправлялись обращения в авиакомпанию «Якутия» за предоставлением справки о задержке рейса. В первый раз ответ не был получен, во второй было получено положение о порядке предоставления справок. Справка о задержке рейса по истечении срока на ее изготовление получена не была. ДД.ММ.ГГГГ в адрес авиакомпании истцом была направлена претензия с требованием о выплате компенсации, что подтверждается почтовой квитанцией, ответ получен не был.
В адрес ответчика истцом была направлена претензия, в ответ на которую получен ответ с пожеланием отправлять следующую претензию на имя именно генерального директора ответчика. Направлена повторная претензия, на имя генерального директора.
АО «Авиакомпания «Якутия» не исполнила обязанность по уплате 500 евро после получения претензии. Претензия была вручена ДД.ММ.ГГГГ. Разумный срок исполнения 20 дней. Соответственно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате 500 евро АО «Авиакомпания «Якутия» должны выплатить 3% от данной суммы, что составляет 15 евро в день. 73,01 * 15 = 1095,15 рублей в день. Срок просрочки с ДД.ММ.ГГГГ на день вынесения решения суда составляет 196 дней. 196 * 1095,15 = 214 649,4 рублей.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присуждённой судом в пользу потребителя.
При установленных судом обстоятельствах в пользу истца подлежит взысканию штраф за неисполнение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 125 577,2 рублей (251154,4/ 50%).
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6967 рублей 31 копейку.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
ЗАОЧНО РЕШИЛ:
Исковое заявление Кицаева Т.Г. к АО «Авиакомпания «Якутия» о взыскании компенсации, удовлетворить.
Взыскать с АО «Авиакомпания «Якутия» в пользу Кицаева Т.Г. убытки в размере 36 505 рублей, неустойку в размере 214 649,4 рублей, штраф в размере 125 577,2 рублей, а всего 376 731 рубль 60 копеек.
Взыскать с АО «Авиакомпания «Якутия» в пользу государства государственную пошлину в размере 6967 рублей 31 копейку.
Разъяснить ответчику, что он вправе в течение семи дней со дня вручения ему копии решения подать заявление в Динской районный суд о пересмотре заочного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Динской районный суд Краснодарского края.
Судья
Динского районного суда Е.С. Неженская