ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1267/19 от 02.01.2019 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 2-45/2020 (2-1267/2019)

УИД: 89RS0002-01-2019-002231-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 февраля 2019 года г. Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Когаева Г.Ю.,

при секретаре с/заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Акционерному обществу «Почта России» о компенсации морального вреда, взыскании штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Почта России» (далее – АО «Почта России») о компенсации морального вреда за нарушение сроков доставки почтовых отправлений в размере 120 000 рублей, взыскании штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 60 000 рублей.

Требования мотивированы тем, что ДД/ММ/ГГ им была направлена претензия в адрес ответчика о нарушении контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции. В ответе на указанную претензию ему было отказано в её удовлетворении, поскольку такие сроки почтовыми отделениями нарушены не были. Однако почтовые отправления с , были доставлены с нарушением контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции на 3 дня. Кроме того, указывает, что у почтовых отправлений направленных в Европейский Суд (Франция) имеются контрольные сроки доставки почтовой корреспонденции. Полагает, что в почтовых квитанциях (чеках) должны быть указаны сведения о весе почтовых отправлений (писем). Следовательно, ответчиком были нарушены его права, как потребителя почтовых услуг.

ФИО2, участие которого в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференц-связи, на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель АО «Почта России» в лице УФПС ЯНАО ФИО3, в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. В направленных суду возражениях полагает требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению, поскольку нарушений контрольных сроков доставки почтовой корреспонденции не установлено. Кроме того, отсутствуют доказательства причинения ФИО2 морального вреда.

Государственный орган, привлеченный судом для дачи заключения - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО (далее – Роспотребнадзор) представителя в суд не направило. В заключении по иску ФИО2 представитель Роспотребнадзора указал на то, что исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с непредставлением доказательств того, что ответчиком нарушены контрольные сроки доставки почтовой корреспонденции.

Выслушав истца, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно статье 19 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), Законом Российской Федерации от 07.02.2002 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), гражданским законодательством РФ, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Как следует из статьи 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Таким образом, взыскание компенсации морального вреда с оператора почтовой связи возможно только в случае установления его вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении услуги.

В иске ФИО2 просит суд взыскать компенсацию морального вреда, причиненного в результате нравственных страданий в связи с ненадлежащим оказанием услуг почтовой связи, выразившимся в нарушении сроков доставки почтовой корреспонденции.

В соответствие с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительными иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Исходя из положений норм статей 12, 15, 91 УИК РФ, пунктов 54, 58 главы XII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества только через администрацию исправительного учреждения.

В соответствии со статьей 4 Закона о почтовой связи отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно статье 2 Закона в целях регулирования отношений в области почтовой связи применяются следующие основные понятия (в том числе): услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги (ст. 16 указанного Закона).

Порядок доставки и вручения почтовых отправлений регламентируется Законом о почтовой связи, Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234 (далее – Правила № 234).

Согласно положениям статьи 16 Закона о почтовой связи, операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки, а качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данной услуги.

В силу положений статьи 34 Закона о почтовой связи за неисполнение или ненадлежащее обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недопоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257, утверждены нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции.

Как следует из материалов дела и было установлено судом, почтовое отправление - заказное письмо было принято ДД/ММ/ГГ в отделении почтовой связи Пермь 614085 вес 20 гр. (отправитель – ......), ДД/ММ/ГГ поступило в адресное отделение почтовой связи Лабытнанги (Харп 629420) (получатель – начальник ФКУ ИК-18) (срок пересылки составил 9 дней), вручено адресату ДД/ММ/ГГ (ДД/ММ/ГГ неудачная попытка вручения) (л.д. 24).

Почтовое отправление - заказное письмо было принято ДД/ММ/ГГ в отделении почтовой связи Пермь 614000 вес 34 гр. (отправитель – ФИО4), ДД/ММ/ГГ поступило в адресное отделение почтовой связи Лабытнанги (Харп 629420) (получатель ФИО2) (срок пересылки составил 9 дней), вручено адресату ДД/ММ/ГГ (ДД/ММ/ГГ неудачная попытка вручения) (л.д. 23).

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как указано в п. 6 Приказа Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют: а) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации исчисляются в календарных днях согласно приложению N 1 к нормативам в) между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня; г) между административным центром муниципального района, городского округа и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района или городского округа, - 3 календарных дня.

Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

Таким образом, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами ... и ... составляют 11 дней (...), фактически сроки доставки почтовых отправлений составили 9 дней.

Следовательно, почтовыми отделениями в данном случае нарушений требований законодательства регулирующего контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами, допущено не было.

Доводы истца о наличии в отношении международной регистрируемой письменной корреспонденции, контрольных сроков пересылки, являются обоснованными, однако нарушений указанных сроков при пересылке почтовых отправлений № ... и № ... не установлено.

Общие правила, применяемые к международной почтовой службе, регламентируются Всемирной почтовой конвенцией Всемирного почтового союза, принятой на Конгрессе в Женеве в 2008 году (далее - Конвенция ВПС).

Согласно пункту 2 статьи 20 Конвенции ВПС, контрольные сроки прохождения международного почтового отправления по территории той или иной страны, должны соответствовать утверждённым контрольным срокам для внутренних почтовых отправлений увеличенные на время, необходимое для таможенного оформления без учета дня поступления (импорта) на территорию Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Приказа Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" в отношении международной регистрируемой письменной корреспонденции в контрольные сроки включаются максимальное время пересылки международной письменной корреспонденции без учета времени, необходимого для обработки в месте международного почтового обмена, между объектом почтовой связи приема и местом международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции, либо между местом международного почтового обмена и объектом почтовой связи доставки в отношении входящей международной письменной корреспонденции.

Почтовое отправление - бандероль № ... было принято ДД/ММ/ГГ в отделении почтовой связи Лабытнанги (Харп) 629420 вес 122 гр. (отправитель – ФИО2), ДД/ММ/ГГ прибыло в сортировочный центр на границу России (Марушкинское 102975), ДД/ММ/ГГ вручено адресату Франция (ДД/ММ/ГГ неудачная попытка вручения) (л.д. 16).

Таким образом, максимальные контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами ...... составляют 11 дней (...), фактически срок доставки почтового отправления до сортировочного центра на границе России составил 4 дня.

Почтовое отправление - бандероль № ... было принято ДД/ММ/ГГ в отделении почтовой связи Лабытнанги (Харп) 629420 вес 218 гр. (отправитель – ФИО2), ДД/ММ/ГГ прибыло в сортировочный центр на границу России (Марушкинское 102975), ДД/ММ/ГГ вручено адресату ...... (ДД/ММ/ГГ неудачная попытка вручения) (л.д. 17-18).

Таким образом, максимальные контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между населенными пунктами ...... составляют 11 дней (... дня), фактически срок доставки почтового отправления до сортировочного центра на границе России составил 4 дня.

В ходе разрешения исковых требований не нашел подтверждения довод об отсутствии в почтовых квитанциях (чеках) сведений о весе почтовых отправлений (писем), поскольку истцом не было представлено соответствующих почтовых квитанций (чеков), а в имеющихся материалах дела отчетах об отслеживании почтовых отправлений такая информация имеется.

В результате рассмотрения иска доказательств совершения ответчиком каких-либо виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца, не добыто.

Таким образом, доводы истца, приведенные в подтверждение требований о нарушении личных неимущественных прав виновными действиями ответчика, суд находит неубедительными, не основанным на доказательствах и законе, что исключает удовлетворение заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО2 к Акционерному обществу «Почта России» о компенсации морального вреда, взыскании штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий ...

...

...

...

...

...