ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1269/23 от 07.12.2023 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2-1269/23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 7 декабря 2023г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Баранова С.А.,

при секретаре Андриановой А.А.,

с участием:

истца Ткачева Н.Н.,

представителя ответчика Мочаковой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТСЖ «У ОЗЕРА» в лице председателя правления Ткачева Н. Н.ча, члена ТСЖ «У ОЗЕРА» к ООО «Краснодартеплоэнерго» о признании действий (бездействий) незаконными и обязании произвести перерасчет по оплате жилищно-коммунальных услуг,

установил:

ТСЖ «У ОЗЕРА» в лице председателя правления, члена ТСЖ «У ОЗЕРА» Ткачева Н.Н., обратился в суд с иском к ООО «Краснодартеплоэнерго» о признании действий (бездействий) незаконными и обязании произвести перерасчет по оплате жилищно-коммунальных услуг. В обоснование заявленных исковых требований указал, что решением Советского районного суда г. Краснодара от 28.07.2022г. исковые требования собственников нежилых и нежилых помещений многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, удовлетворены и признаны незаконными действия АО «АТЭК»-«Краснодартеплоэнерго» по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, АО «АТЭК»-«Краснодартеплоэнерго» обязано с 01.01.2019г. по декабрь 2021г. произвести перерасчет оплаты за отопление и горячее водоснабжение; перерасчет платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, предоставленные собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, по адресу: <адрес> на общедомовые нужды. С января 2022г. оказание коммунальных услуг собственникам по отоплению и горячему водоснабжению многоквартирного дома по <адрес> осуществляет РСО ООО «Краснодартеплоэнерго», по договору передачи прав на эксплуатацию котельных от АО «АТЭК» к «Краснодартеплоэнерго». Несмотря на то, что потребитель коммунальных услуг не изменился, как и оборудование, входящее в состав общего имущества, а изменился исполнитель коммунальных услуг, ООО «Краснодартеплоэнерго» продолжает выставлять квитанции собственникам МКД. С января 2022г. ООО «Краснодартеплоэнерго» производит расчеты с собственниками многоквартирного дома по <адрес>, без учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета по отоплению жилых и нежилых помещений, что противоречит нормам действующего законодательства по следующим основаниям: в расчетах, согласно п. 354 от 06.05.2011г. приложение - 2) применяют формулу 18, применимую для многоквартирных домов, которые не имеют централизованного отопления, согласно п. 54, игнорируя тем самым решение Советского суда от 30.03.2017г., что данный многоквартирный дом имеет централизованное отопление и обязанность в расчетах применять согласно п. 42.1 формулу - 3.3 для МКД, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, согласно акту ввода; многоквартирный дом, который оборудован на 100% индивидуальными приборами учета по отоплению (акт ввода от 28.12.2013г. и решением Советского суда от 30.03.2017г. - лист № 7), руководство АО «АТЭК» для определения объема тепловой энергии для собственников помещений, которые не произвели замену индивидуальных приборов учета по истечении срока эксплуатации, но которые остаются оборудованными, применяют формулу, которая относится к помещениям не оборудованным индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, исходя из площади такого помещения (формула 3.7), и, как следствие, существенно искажает в сторону увеличения объем оказанных коммунальных услуг для всех собственников и позволяет получать РСО дополнительный доход из-за превышения объема коммунальных услуг, выставляемых собственникам и объему услуг, определяемым согласно показаниям коллективным приборам учета; в расчетах, согласно п.п. 1708 от 28.12.2018г. применяют формулу 3.1, применимую для определения объема потребленной тепловой энергии Vin в i- помещении собственниками; АО «АТЭК» Vin, - определяют, исходя из площади такого помещения, по формуле 3.7, которая имеет отношение к помещению, изначально не оборудованному индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (игнорируя факт, что МКД оборудован на 100% индивидуальными приборами, согласно акту ввода, так как, согласно п. 42.1 МКД должен быть оборудованным индивидуальными приборами, а не введенными в эксплуатацию), вместо выставления норматива с повышающим коэффициентом 1.5. для собственников, которые не произвели замену индивидуальных приборов учета по истечении срока эксплуатации. Применение неправомерных формул существенно искажают реальное потребление собственниками коммунального ресурса; расчеты производятся без учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета по отоплению жилых и нежилых помещений, установленных согласно проектной документации и, несмотря на то, что приборы введены в эксплуатацию в 2019г. после поверки, и, что в адрес ООО - «Краснодартеплоэнерго», как и в адрес ТСЖ «У ОЗЕРА», поступает ежемесячный отчет о суточном потреблении энергии по теплоснабжению, согласно общедомовым приборам и коллективным приборам тепловой энергии жилыми и нежилыми помещениями отдельно и независимо друг от друга, показания которых являются обязательными при определении объема получаемых коммунальных услуг собственниками. 22.04.2022г. ТСЖ «У ОЗЕРА» в лице председателя подало заявку, принятую ООО «Краснодартеплоэнерго» на ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета подогрева холодной воды до горячей (установленный на трубопроводе холодной воды перед теплообменником, учитывающим общий объем холодной воды, подогретой для нужд в многоквартирном доме, согласно проектной документации, согласованной с АО «АТЭК». Письмом ООО «Краснодартеплоэнерго» от 21.04.2022г. № 543 отказано в воде в эксплуатацию и пломбирование коллективного (общедомового) прибора учета подогрева холодной воды до горячей жилых и нежилых помещений, по показаниям которых, согласно Постановлению Правительства № 354 от 06.05.2011г., и производятся расчеты собственникам многоквартирного дома, оборудованного индивидуальными и коллективными (общедомовыми) приборами учета подогрева холодной воды до горячей за потребленную энергию. Считает действия ответчика незаконными. Просит суд признать действия ООО «Краснодартеплоэнерго» по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение, а также по изменению в одностороннем порядке условий договора по теплоснабжению и горячему водоснабжению, заключенного с собственниками многоквартирного дома по <адрес> в г. Краснодаре, заключающимся в не начислении собственникам оплаты по горячему водоснабжению на общедомовые нужды потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме и принуждении руководства ТСЖ «У ОЗЕРА» к заключению договора по горячему водоснабжению на общедомовые нужды с января 2022г., незаконными и обязать произвести перерасчеты за оказанные услуги, в соответствии с законодательством РФ и в дальнейшем производить расчеты, согласно законодательству РФ. Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с 01.01.2022г. произвести перерасчет оплаты за отопление собственникам жилых помещений, которые по окончании межповерочного интервала индивидуальных приборов, не произвели их замену, согласно п. 81.12, считать вышедшими из строя, при этом, оставаясь считаться установленными (оборудованными), согласно установленного норматива потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов (п. 60 Постановления правительства 354 от 06.05.2011г.). Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с 01.01.2022г., произвести перерасчет оплаты за отопление собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по <адрес>, исходя из определения, что все жилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, согласно п. 42.1 и п. 43 по формулам 3.3 приложения № 2 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011г. на основании показаний индивидуальных и (или) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии по отоплению и в дальнейшем производить расчеты, согласно данному приложения № 2 по формуле 3.3. расчеты производить в Гкал., включая приборы, производящие измерение в Дж. Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с 01.01.2022г. произвести перерасчет оплаты за отопление нежилым помещениям, исходя из определения, что в многоквартирном доме по <адрес> все нежилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, согласно п. 42.1 и п. 43 по формулам 3 приложения № 2 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011г. на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии для нежилых помещений и в дальнейшем производить расчеты, согласно данному приложению № 2 по формуле. Считать коллективный (общедомовой) прибор учета подогрева холодной воды до горячей жилых и нежилых помещений, согласно п. 81.2 Постановления Правительства от 06.05.2011г. № 354, замененного после окончания межповерочного срока эксплуатации, введенным в эксплуатацию с 29.04.2022г. Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» произвести незамедлительно опломбирование коллективного (общедомового) прибора учета подогрева холодной воды до горячей (установленный в ИТП на трубопроводе холодной воды перед теплообменником, учитывающимй общий объем холодной воды, подогретой для нужд ГВС в многоквартирном доме, согласно проектной документации, согласованной с АО «АТЭК», согласно заявки от 22.04.2022г. Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с января 2022г. произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную собственникам жилых и нежилых помещений, исходя из показаний индивидуального прибора учета водоснабжения и энергии, затрачиваемой на подогрев холодной воды до горячей, определяемой по показаниям общедомового прибора учета теплоносителя и по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета по отоплению жилых и нежилых помещений, в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний таких приборов учета за расчетный период и в дальнейшем производить расчеты, согласно данному приложению по формуле 1. Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с января 2022г. произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную собственникам жилых и нежилых помещений на общедомовые нужды, (исходя из определения, что многоквартирный дом, по адресу: <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета подогрева холодной воды до горячей жилых и нежилых помещений), по показаниям: коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, затрачиваемой на подогрев холодной воды до горячей, показаний индивидуальных приборов учета горячей воды собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и общей энергии в Гкал., затраченной на подогрев холодной воды до горячей, в соответствии с формулой 10,12 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний таких приборов учета за расчетный период и в дальнейшем производить расчеты, согласно приложению № 2 по формуле 10,12. Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с 01.01.2022г. выставлять платежные документы за оказанные услуги, в соответствии с п. 69 Постановления Правительства 354 от 06.05.2011г. с указанием: объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя; показаний индивидуальных приборов по отоплению и горячему водоснабжению; размера повышающего коэффициента, предусмотренного п. 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу; общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению. Взыскать с ООО «Краснодартеплоэнерго» в пользу Ткачева Н.Н. сумму государственной пошлины в размере 6 000 руб.

В судебном заседании Ткачев Н.Н. поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании Мочакова Н.С., представитель по доверенности ООО «Краснодартеплоэнерго», возражала против заявленных требований, просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно ст. 147 ЖК РФ, руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

На основании ст. 149 ЖК РФ, председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.

Согласно п. 8.1 Устава, общее собрание членов товарищества является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном настоящим Уставом.

В соответствии со ст. 147 ЖК РФ, руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества.

На основании п. 9.1 Устава, правление товарищества является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества. Руководство деятельностью товарищества осуществляет правление товарищества.

Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

К исковому заявлению приложен Устав ТСЖ «У ОЗЕРА», принятый общим собранием членов ТСЖ «У ОЗЕРА» протоколом № 9 от 09.09.2015г., согласно которому:

п. 2.1 основными видами деятельности товарищества являются:

представление интересов собственников и владельцев помещений в отношениях с третьими лицами по вопросам деятельности товарищества (п. 9);

п. 3.5 товарищество обязано:

представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

В соответствии с протоколом № 10 от 26.12.2015г. общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома, по адресу: <адрес>, выбран собственник <адрес> – председатель правления ТСЖ «У ОЗЕРА» Ткачев Н.Н., на период исполнения обязанностей председателя правления, - представителем от собственников помещений многоквартирного жилого дома для подачи исковых заявлений от имени собственников к ресурсоснабжающим, обслуживающим, управляющим организациям, а также представлении законных интересов собственников в судебных, государственных органах власти и органах местного самоуправления.

Согласно протоколу № 26 от 05.07.2022г. общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного жилого дома, председателем правления ТСЖ «У ОЗЕРА» избран Ткачев Н.Н., собственник <адрес>, сроком на 2 года с 05.07.2022г. по 05.07.2024г., согласно Уставу ТСЖ ему предоставлены следующие полномочия: принимать на работу и увольнять рабочих и служащих; заключать договоры от имени ТСЖ «У ОЗЕРА»; распоряжаться банковскими счетами; представлять интересы ТСЖ «У ОЗЕРА» в государственных и административных органах, а также, в судах всех уровней.

Таким образом, председатель правления ТСЖ «У ОЗЕРА» Ткачев Н.Н. в данном споре представляет интересы всех собственников многоквартирного дома по <адрес> и как собственник <адрес> данном доме.

В судебном заседании установлено, что решением Советского районного суда г. Краснодара от 28.07.2022г. исковые требования собственников нежилых и нежилых помещений многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, удовлетворены и признаны действия АО «АТЭК»-«Краснодартеплоэнерго» по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенных по адресу: <адрес>, незаконными, АО «АТЭК»-«Краснодартеплоэнерго» обязано с 01.01.2019г. по декабрь 2021г. произвести перерасчет оплаты за отопление и горячее водоснабжение; перерасчет платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, предоставленные собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, по адресу: <адрес> на общедомовые нужды.

На основании протокола № от 17.06.2014г. создано ТСЖ «У ОЗЕРА». При ТСЖ у компании наступает «автоматическая» обязанность статуса исполнителя коммунальных услуг, в результате чего, у той или иной организации возникают соответствующие обязанности по предоставлению коммунальных ресурсов потребителям и последующей оплате за коммунальные ресурсы (определение от 06.07.2015г. № 310-КГ14-8259).

В связи с отказом управляющей компанией на передачу документации для управления многоквартирным домом и передаче технической документации, 31.04.2015г. ТСЖ «У ОЗЕРА» не могло оказывать коммунальные услуги, в связи с чем, собственниками жилых и нежилых помещений принято решение, которое оформлено протоколом № 6 от 09.09.2014г., о непосредственной форме управления в отношении энергоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения. Протокол общего собрания предоставлен АО «АТЭК»-«Краснодартеплоэнерго», и после юридической проверки на соответствие законодательства, с 01.05.2015г. ОАО «АТЭК», являясь исполнителем коммунальных услуг, с каждым собственником многоквартирного дома, по адресу: <адрес>, заключило договоры по отоплению и горячему водоснабжению на индивидуальные и общедомовые нужды, выставив собственникам многоквартирного дома счета за коммунальный ресурс, согласно Постановлению правительства № 354 от 06.05.2011г. По состоянию на 29.11.2022г. и ни одна из сторон, не предприняли действий по их изменению.

В случае согласия собственников перезаключить договор на оказание коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению с другой РСО (ООО «Краснодартеплоэнерго»), то согласно ч. 1 ст. 540 ГК РФ, случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети, (а именно с 01.05.2015г).

Федеральным законом № 176-ФЗ от 29.06.2015г. внесены изменения в ЖК РФ, согласно ст. 154 - стоимость коммунальных услуг на ОДН включена в состав платы содержание и ремонт, то есть в 2015г. показатель ОДН переведен из категории коммунальных услуг в категорию жилищных.

Федеральный закон 176-ФЗ от 29.06.2015г. вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых ей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

В соответствии с ч. 17 ст. 12 Федерального закона 176-ФЗ, договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона 176-ФЗ между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и РСО, в том числе, при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.

Согласно ч. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно п. 17 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011г., с учетом изменений, согласно ФЗ № 176-ФЗ, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случае наличия заключенных с ними договоров, предусмотренных ч. 17 ст. 12 ФЗ от 29.06.2015г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», - до отказа одной из сторон от исполнения договора.

С января 2022г. оказание коммунальных услуг собственникам по отоплению и водоснабжению многоквартирного дома по <адрес> осуществляет - РСО ООО «Краснодартеплоэнерго» по договору передачи прав на эксплуатацию котельных от АО «АТЭК»-«Краснодартеплоэнерго». Несмотря на то, что потребитель коммунальных услуг не изменился, как и оборудование, входящее в состав общего имущества, а только изменился исполнитель коммунальных услуг, ООО «Краснодартеплоэнерго» продолжает выставлять квитанции собственникам МКД с нарушением действующего законодательства, а именно:

в расчетах, согласно п. 354 от 06.05.2011г. приложение - 2) применяют формулу 18, применимую для многоквартирных домов, которые не имеют централизованного отопления, согласно п. 54, игнорируя тем самым решение Советского суда от 30.03.2017г., что данный многоквартирный дом имеет централизованное отопление и обязанность в расчетах применять согласно п. 42.1 формулу - 3.3 для МКД, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, согласно акта ввода;

многоквартирный дом, который оборудован на 100% индивидуальными приборами учета по отоплению (акт ввода от 28.12.2013г. и решением Советского суда от 30.03.2017г. - лист № 7), руководство АО «АТЭК» для определения объема тепловой энергии для собственников помещений, которые не произвели замену индивидуальных приборов учета по истечении срока эксплуатации, но которые остаются оборудованными, применяют формулу, которая относится к помещениям не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения формула 3.7, и как следствие, существенно искажает в сторону увеличения объем оказанных коммунальных услуг для всех собственников и позволяет получать РСО дополнительный доход из-за превышения объема коммунальных услуг, выставляемых собственникам и объему услуг, определяемым согласно показаниям коллективным приборам учета;

в расчетах, согласно п.п. 1708 от 28.12.2018г. применяют формулу 3.1 - применимую для определения объема потребленной тепловой энергии Vin в i- помещении собственникам; АО «АТЭК» Vin, - определяют исходя из площади такого помещения по формуле 3.7, которая имеет отношение к помещению, изначально не оборудованному индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета (игнорируя факт, что МКД оборудован на 100% индивидуальными приборами согласно акта ввода, так как, согласно п. 42.1 МКД должен быть оборудованный индивидуальными приборами, а не введенными в эксплуатацию), вместо выставления норматива с повышающим коэффициентом 1.5. для собственников, которые не произвели замену индивидуальных приборов учета по истечении срока эксплуатации. Применение неправомерных формул существенно искажают реальное потребление собственниками коммунального ресурса, потребленного на ОДН;

расчеты производятся без учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета по отоплению жилых и нежилых помещений, установленных согласно проектной документации и несмотря на то, что приборы введены в эксплуатацию в 2019г. после поверки, и, что в адрес ООО - «Краснодартеплоэнерго», как и в адрес ТСЖ «У ОЗЕРА», поступает ежемесячный отчет о суточном потреблении энергии по теплоснабжении, согласно общедомовым приборам и коллективным приборам тепловой энергии жилыми и нежилыми помещениями отдельно и независимо друг от друга, показания которых являются обязательными при определении объема получаемых коммунальных услуг собственниками и отказался вводить их в эксплуатацию, согласно поданной заявки, что привело к существенному искажению реально потребленной каждым собственником тепловой энергии, затраченной на отопление и горячее водоснабжение.

Согласно СНиП 41-02-2003, система централизованного теплоснабжения это система, состоящая из одного или нескольких источников теплоты, тепловых сетей (независимо от диаметра, числа и протяженности наружных тепло проводов) и потребителей теплоты. В данном случае собственники потребляют в качестве теплоносителя от централизованного источника для нужд отопления его водоснабжения.

Согласно техническим условиям № 45 на теплоснабжение 16-ти этажного жилого дома, литер 37, утвержденного ОАО «Краснодартеплоэнерго», источником теплоснабжения принят ТЭЦ через тепловые сети «ТЭЦ-Черемушки» по независимой схеме теплоснабжения.

При децентрализованной системе теплоснабжения (автономной котельной), являющейся общедомовым имуществом, государственному (региональному, муниципальному) регулированию не подлежит, соответственно, никем не утверждаются и АО «АТЭК»-«Краснодартеплоэнерго» к таким системам отношения не имеет, так как основным видом деятельности которого является:

обеспечение работоспособности и исправности теплоэнергетического оборудования, в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение технического обслуживания, ремонта, наладки, технического перевооружения и реконструкции теплоэнергетического оборудования, зданий и сооружений котельных и ЦТП (центральных тепловых пунктов),

производство, транспортировка, реализация тепловой энергии в виде отопления, горячей воды и пара по установленным тарифами от собственных источников (ТЭЦ) по тарифам, утвержденным департаментом цен и тарифов Краснодарского края.

Размер платы за отопление и горячее водоснабжение, получаемые от крышной или пристроенной котельной, а также размер платы за содержание и ремонт такой котельной, являющейся общедомовым имуществом, устанавливают собственники дома на своем общем собрании по предложению исполнителя – ТСЖ или управляющей компании.

Согласно проектной документации, дом по <адрес> оборудован общедомовыми и коллективными приборами учета тепла отдельно для жилых и нежилых помещений, а также индивидуальными приборами учета тепла жилых помещений. Учет потребляемого тепла ведется ООО «Краснодартеплоэнерго» для каждой категории собственников отдельно (жилых и нежилых помещений). Дом оборудован приборами учета холодного и горячего водоснабжения.

Сотрудники ООО «Краснодартеплоэнерго» нарушили п. 42.1 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011г. п. 42.1, в расчетах с собственниками за услугу по отоплению, игнорировав, принятые от них показания индивидуальных приборов, которые введены в эксплуатацию на законном основании.

Согласно п. 42.1 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011г., размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, согласно п. 42(1) и п. 43 Правил определяется по формуле 3(3). Как следует из данного Постановления, для расчетов оплаты по данной формуле достаточно, чтобы многоквартирный дом был оборудован коллективными (общедомовыми) приборами и в котором жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Расчеты за услугу по отоплению, согласно занимаемой площади по Постановлению Правительства № 354, законно только в отношении нежилых помещений, которые оборудованы коллективным прибором учета и не оборудованы индивидуальными приборами учета за услугу по отоплению, согласно проектной документации, согласованной с ООО «Краснодартеплоэнерго» на многоквартирный дом по <адрес>.

Постановление Правительства № 354 п. 42.1 не предусматривает учет суммарных показаний коллективных (общедомовых) приборов учета», установленных отдельно для помещений (жилых/нежилых) многоквартирного дома и имеющих самостоятельные системы теплоснабжения.

Многоквартирный дом по <адрес>, согласно проектной документации, оборудован двумя коллективными (общедомовыми) приборами учета, а именно: ВКТ -7 сет. 021 № 125526 (по нежилым помещениям), ВКТ -7 02 сет. 013 № 15102 (по жилым помещениям). Узлы учета имеют собственный заводской номер, индивидуальные пломбы, поверены и допущены ОАО «АТЭК» в эксплуатацию. Приборы учета определяют потребление тепловой энергии независимых систем теплопотребления, которые самостоятельно подключаются (отключаются) от системы теплоснабжения, имеют различные температурные режимы и различные режимы потребления энергоресурса, следовательно, начисление платы по статье «отопление», с учетом суммарного двух коллективных приборов учета тепловой энергии является незаконным, потому что нарушаются законные права и интересы собственников и нежилых помещений, поскольку будет производиться непропорционально потребление энергии, в связи с тем, что тепловые узлы (№ 125526 и № 115102) в многоэтажном жилом доме являются самостоятельными объектами учета теплоснабжения.

Согласно п. 42.1 Постановления Правительства 354 от 06.05.2011г., необходимо применять отдельно для жилых и нежилых помещений, как и объем общедомовых нужд по отоплению, который определяется, согласно правилам, как разность между показанием по коллективному прибору и суммой индивидуальных приборов всех жилых или нежилых помещений, с учетом п. 60 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011г.

На основании п. 60 Постановления Правительства 354 от 06.05.2011г., плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных п.п. «а» и п.п. «в» п. 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных п.п. «б» п. 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, либо истечения срока его эксплуатации.

В силу п. 81 (12) Постановления Правительства 354 от 06.05.2011г., прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных п. 80 (1) настоящих Правил.

Из вышеизложенного следует, что индивидуальные приборы по истечению межповерочного интервала считаются вышедшими из строя, но не перестают быть оборудованными и к такому прибору при начислении платы по отоплению применяется п. 60 Постановления Правительства № 354 - норматив с повышающим коэффициентом равному 1.5.

22.04.2022г. ТСЖ «У ОЗЕРА» в лице председателя подало заявку, принятую ООО «Краснодартеплоэнерго» на ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета подогрева холодной воды до горячей (установленный в ИТП на трубопроводе холодной воды перед теплообменником, учитывающим общий объем холодной воды, подогретой для нужд ГВМ в многоквартирном доме, согласно проектной документации, согласованной с АО «АТЭК».

Письмом ООО «Краснодартеплоэнерго» от 21.04.2022г. № 543 отказано в воде в эксплуатацию и пломбирование коллективного (общедомового) прибора учета подогрева холодной воды до горячей жилых и нежилых помещений, по показаниям которых, согласно Постановлению Правительства № 354 от 06.05.2011г. и производятся расчеты собственникам многоквартирного дома, оборудованного индивидуальными и коллективными (общедомовым) прибором учета подогрева холодной воды до горячей за потребленную энергию.

Согласно п.81 (2) Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011, если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления допуска прибора учета к эксплуатации и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных п. 81 (1) настоящих Правил, прибор учета считается допущенным к эксплуатации с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным п. 81 настоящих Правил.

Отказ в воде общедомового прибора учета, оборудованного, согласно техническим условиям ОАО «Краснодартеплоэнерго», нарушает законодательство РФ, согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, по факту начисления собственникам многоквартирного дома по <адрес> за потребление коммунального ресурса по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, выставляя счета не согласно показаниям общедомовым приборам, а согласно нормативу, игнорируя факт наличия общедомового прибора учета объема подогрева холодной воды до горячей жилых и нежилых помещений (ВСХ-40), установленный перед вводом в теплообменник.

Согласно приказу РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017г. № 3/2017-нп, нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями и водоотведением, вступившие в силу с 01.06.2017г., отсутствуют.

Применение данного норматива (при отсутствии приборов учета) потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно приказу № 3/2017-нп от 18.05.2017г., подтверждается информацией, размещенной на сайте АО «АТЭК».

Заявление представителя ответчика о необходимости в расчетах применять формулу 18, согласно п. 54 Постановления правительства № 354, применимую для многоквартирных домов, которые не имеют централизованного отопления, суд не принимает во внимание по следующим основаниям:

Согласно п. 54 Постановления правительства № 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем, исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Согласно п.2 Правил № 124, "коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления), используемые для предоставления потребителям коммунальных услуг, а также холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Правила № 124 в п. 2 исходят из того, что тепловая энергия, как коммунальный ресурс может использоваться только для целей приготовления коммунальной услуги, но не для содержания общего имущества (для содержания общего имущества может использоваться только горячая вода, являющаяся самостоятельным видом коммунального ресурса).

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными.

Теплоноситель – жидкое или газообразное вещество, применяемое для передачи тепловой энергии.

Коммунальный ресурс принадлежит ресурсоснабжающей компании, становится коммунальной услугой при входе в дом и приобретается управляющей компанией у ресорсоснабжающей организации. А потребители (жители дома) приобретают коммунальную услугу (воду) у управляющей компании (исполнителя коммунальных услуг).

Принципиальное отличие заключается в том, что коммунальные ресурсы – это материя (вода, энергия, газ), а коммунальные услуги – деятельность по доставке коммунальных ресурсов внутридомовым инженерным сетям.

Коммунальный ресурс в виде теплоносителя (предварительно согласованная холодная вода, согласно СНиП подается в элеваторный узел и путем смешивания с паром или кипятком жидкость доводится до требуемой температуры + 80 -150 С) с помощью насосов поступает по тепловым сетям в ИТП многоквартирного дома, который оборудован теплообменниками для отопления и горячего водоснабжения, не поступает во внутренние инженерные сети в виде теплоносителя, а на входе в дом отдает свою энергию и по магистральным сетям отправляется обратно на теплогенерирующее предприятие для повторного использования.

Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) – это устройство, предназначенное для транспортировки тепловой энергии от тепловой сети (ТЭЦ, ЦТП, котельной) к внутридомовым системам: отопление, ГВС – горячее водоснабжение, вентиляция. Располагается, как правило, в подвальном или техническом помещении дома в котором располагаются теплообменники. ИТП оборудован приборами учета тепла на отопление и горячее водоснабжение, в соответствии с требованиями Правил учета и тепла и теплоносителя (п. 9 технических условий № 45, выданными ОАО «Краснодартеплоэнерго» на теплоснабжении многоквартирного дома).

Теплообменник – техническое устройство, предназначенное для передачи тепла между нагретой средой и холодной.

В МКД коммунальная услуга ГВ предоставляется за счет теплой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения от поставщика коммунального ресурса.

Поскольку тепловая энергия в МКД не производится, ОДПУ, фиксирующий объем поставляемой готовой тепловой энергии, не может рассматриваться в качестве прибора учета коммунального ресурса, используемого при производстве тепловой энергии.

В данном случае, поставщик коммунального ресурса выставляет к оплате счета за поставленные Гкал., а не за кубометры, а управляющая организация не вырабатывает на общедомовом оборудовании тепловую энергию.

В соответствии в абз. 5 п. 54 Правил № 354, размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 или 20 (1) приложения № 2 к указанным Правилам, как сумма 2-х составляющих:

произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;

произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс.

Ввиду того, что в теплообменнике тепловая энергия в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению не производится, следовательно, ОДПУ, фиксирующий объем поставляемой готовой тепловой энергии, не может рассматриваться в качестве прибора учета коммунального ресурса, используемого при производстве тепловой энергии.

В данном случае поставщик коммунального ресурса выставляет к оплате счёта за поставленные Гкал., не за кубометры, а управляющая организация не вырабатывает на общедомовом оборудовании тепловую энергию (Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 23.12.2020г. № 306-ЭС20-19892).

Согласно письму Минстроя России от 08.10.2019г. № 35704-01704, в случае, если ИТП не используется для производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а используется в качестве теплообменника, то применяются формулы, используемые для расчета платы за отопление, предоставляемое централизованно.

Также, каждый производитель обязан согласовать тариф на ГВС и отопление. При самостоятельном производстве коммунальной услуги управляющая организация не обязана защищать свои тарифы, поскольку они установлены и согласованы для той РСО, которая производит и поставляет коммунальный ресурс.

ОДН - это общедомовые нужды, то есть категория расходов, включающая в себя те средства, которые идут на обслуживание территорий и помещений дома, общего пользования, которые не имеют приборов учета. Эти расходы включают в себя: воду, электричество, все, что относится к общедомовому потреблению.

ОДПУ ТСЖ «У ОЗЕРА», фиксирующий объем поставляемой готовой тепловой энергии от РСО, не может использовать ее в качестве коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества, так как тепловая энергия не относится к общедомовому потреблению.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, доказательства по деду, суд находит правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при подаче иска оплачена сумма государственной пошлины в размере 6 000 руб., что подтверждается платежным поучением от 05.08.2022г. № 2534.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая размер удовлетворенны исковых требований, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования ТСЖ «У ОЗЕРА» в лице председателя правления Ткачева Н. Н.ча, члена ТСЖ «У ОЗЕРА» к ООО «Краснодартеплоэнерго» о признании действий (бездействий) незаконными и обязании произвести перерасчет по оплате жилищно-коммунальных услуг – удовлетворить.

признать действия ООО «Краснодартеплоэнерго» по начислению платы за отопление и горячее водоснабжение, а также по изменению в одностороннем порядке условий договора по теплоснабжению и горячему водоснабжению, заключенного с собственниками многоквартирного дома по <адрес> в г. Краснодаре, заключающимся в не начислении собственникам оплаты по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, и принуждении руководства ТСЖ «У ОЗЕРА» к заключению договора по горячему водоснабжению на общедомовые нужды с января 2022г. незаконными и обязать произвести перерасчеты за оказанные услуги, в соответствии с законодательством РФ и в дальнейшем производить расчеты, согласно законодательству РФ.

Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с 01.01.2022г. произвести перерасчет оплаты за отопление собственникам жилых помещений, которые по окончании межповерочного интервала индивидуальных приборов, не произвели их замену, согласно п. 81.12, считать вышедшими из строя, при этом, оставаясь считаться установленными (оборудованными), согласно установленного норматива потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов (п. 60 Постановления правительства 354 от 06.05.2011г.).

Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с 01.01.2022г., произвести перерасчет оплаты за отопление собственникам жилых помещений в многоквартирном доме по <адрес>, исходя из определения, что все жилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, согласно п. 42.1 и п. 43 по формулам 3.3 приложения № 2 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011г. на основании показаний индивидуальных и (или) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии по отоплению и в дальнейшем производить расчеты, согласно данному приложения № 2 по формуле 3.3. расчеты производить в Гкал., включая приборы, производящие измерение в Дж.

Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с 01.01.2022г. произвести перерасчет оплаты за отопление нежилым помещениям, исходя из определения, что в многоквартирном доме по <адрес> все нежилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, согласно п. 42.1 и п. 43 по формулам 3 приложения № 2 Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011г. на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии для нежилых помещений и в дальнейшем производить расчеты, согласно данному приложению № 2 по формуле 3.

Считать коллективный (общедомовой) прибор учета подогрева холодной воды до горячей жилых и нежилых помещений, согласно п. 81.2 Постановления Правительства от 06.05.2011г. № 354, замененного после окончания межповерочного срока эксплуатации, введенным в эксплуатацию с 29.04.2022г.

Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» произвести незамедлительно опломбирование коллективного (общедомового) прибора учета подогрева холодной воды до горячей (установленный в ИТП на трубопроводе холодной воды перед теплообменником, учитывающий общий объем холодной воды, подогретой для нужд ГВС в многоквартирном доме, согласно проектной документации, согласованной с АО «АТЭК», согласно заявки от 22.04.2022г.

Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с января 2022г. произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную собственникам жилых и нежилых помещений, исходя из показаний индивидуального прибора учета водоснабжения и энергии затрачиваемой на подогрев холодной воды до горячей, определяемой по показаниям общедомового прибора учета теплоносителя и по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета по отоплению жилых и нежилых помещений, в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний таких приборов учета за расчетный период и в дальнейшем производить расчеты, согласно данном приложению по формуле 1.

Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с января 2022г. произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную собственникам жилых и нежилых помещений на общедомовые нужды, (исходя из определения, что многоквартирный дом, по адресу: <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета подогрева холодной воды до горячей жилых и нежилых помещений), по показаниям: коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, затрачиваемой на подогрев холодной воды до горячей, показаний индивидуальных приборов учета горячей воды собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома и общей энергии в Гкал., затраченной на подогрев холодной воды до горячей, в соответствии с формулой 10,12 приложения № 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний таких приборов учета за расчетный период и в дальнейшем производить расчеты, согласно приложению № 2 по формуле 10,12.

Обязать ООО «Краснодартеплоэнерго» с 01.01.2022г. выставлять платежные документы за оказанные услуги, в соответствии с п. 69 Постановления Правительства 354 от 06.05.2011г. с указанием:

объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя;

показаний индивидуальных приборов по отоплению и горячему водоснабжению;

размера повышающего коэффициента, предусмотренного п. 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу;

общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

Взыскать с ООО «Краснодартеплоэнерго» в пользу ТСЖ «У ОЗЕРА» в лице председателя правления Ткачева Н. Н.ча сумму государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара С.А. Баранов

Мотивированное решение изготовлено 12.12.2023г.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара С.А. Баранов