ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1270/2015 от 09.02.2016 Гвардейского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2-36/2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Гвардейский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи: Вераксич И.Н.,

при секретаре: Греченюк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО10 об обязании назначения единоличным исполнительным органом иного лица, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> исключении сведений из единого государственного реестра юридических лиц,

Установил:

ФИО2 обратилась с иском к ответчику ФИО10 в лице его учредителей об обязании назначения генеральным директором ФИО10 иного лица, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> об обязании исключить из единого государственного реестра юридических лиц сведения о ФИО2 как о генеральном директоре ФИО10

При этом указала, что ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения ее как генерального директора прекращены, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке. 03.07.2012г. она была принята на должность муниципального служащего- главного специалиста по управлению муниципальным имуществом отдела имущественных и земельных отношений администрации МО « <адрес>», где работала на момент обращения с иском в суд.

01.09.2015г. в администрацию <адрес> поступило представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Как оказалось в ходе проведения прокуратурой проверки было установлено, что в ЕГРЮЛ содержится запись об истице, как о единоличном исполнительном органе <адрес> Такая запись об истице, фактически является препятствием для продолжения прохождения службы в качестве муниципального служащего, в связи с чем она вынуждена обратиться с иском в суд.

ФИО2 в судебное заседание не явилась, в письменном сообщении просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддержала, представила сведения о направлении 04.02.2016г. учредителям <адрес> претензии о принятии мер к внесению изменений в ЕГРЮЛ в части назначения нового генерального директора <адрес> В судебном заседании 12.01.2016г. ФИО2 также пояснила, что в настоящее время не является муниципальным служащим, работает юристом в ЗАО « <адрес>», не желает чтобы в ЕГРЮЛ были сведения о ней как о генеральном директоре <адрес> иным способом исключить данные сведения она не имеет возможности, так как учредители по этому вопросу с ней на контакт не идут.

Представители ФИО10учредители ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, письменных возражений не представили.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>- ФИО8 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, в письменном возражении на исковое заявление, с иском не согласилась указывая, что с 1.01. 2002г. в РФ действует заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц. Для внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе юридического лица необходимо представить документы в соответствии с п.2 ст. 17 Закона №129-ФЗ., т.е. заявление по форме N Р14001от нового руководителя <адрес> и одновременном прекращении полномочий прежнего руководителя. Инспекция не вправе самостоятельно вносить записи в ЕГРЮЛ и вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Суд, исследовав представленные доказательства и, дав им оценку, считает исковые требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном Законом N 14-ФЗ, уставом общества и его внутренними документами (п. 1 ст. 37 Закона N 14-ФЗ). Решение общего собрания участников фиксируется в протоколе (п. 6 ст. 37 Закона N 14-ФЗ).

День вступления в должность нового генерального директора должен быть указан не ранее дня, следующего за днем прекращения трудового договора с прежним генеральным директором.

Если участники общества приняли решение об избрании нового генерального директора до истечения срока трудового договора предыдущего, то они должны сначала принять решение о досрочном прекращении полномочий прежнего генерального директора и только после этого - решение об избрании на эту должность нового директора с указанием даты его вступления в должность (пп. 4 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).

После принятия решения с генеральным директором необходимо заключить трудовой договор, поскольку ст. 16 Трудового кодекса РФ определяет, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.

Подпункт "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) предусматривает, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В силу п.2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ -В случае изменения лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (генерального директора), необходимо внести соответствующие изменения в единый государственный реестр юридических лиц. Для этого в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В соответствии с п. 5 ст. 5 данного Закона юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента смены генерального директора (вступления в должность) обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО10 ОГРН (ИНН ) с ДД.ММ.ГГГГ является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и поставлено на налоговый учет 17.11.2010г..Основной вид деятельности- управление эксплуатацией жилого фонда. Учредителями общества являются физические лица: 45% доли в уставном капитале принадлежит ФИО5, 45% -ФИО6 и 10%- ФИО9.

Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица- ФИО2-генеральном директоре ООО « Новый дом» внесены 17.11.2010г., что следует из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.09.2015г.(л.д.20-29)

Согласно записям в трудовой книжке ФИО2 была принята на должность генерального директора <адрес> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, уволена на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ - по собственному желанию в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком в возрасте до 14 лет –ст. 77 п.3 ТКРФ (л.д.16-18) Записи в трудовой книжке удостоверены только печатью <адрес> без ссылки на решения общего собрания учредителей.

Поводом для обращения ФИО2 с указанным иском в суд явилось представление прокуратуры <адрес> от 01.09.2015г. исх. ж-2015 на имя главы <адрес> об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, поскольку с 03.07.2012г. ФИО2 оставаясь по сведениям из ЕГРЮЛ генеральным директором ООО « <адрес> была принята по срочному трудовому договору на муниципальную должность- главным специалистом по управлению муниципальным имуществом отдела имущественных и земельных отношений, архитектуры и строительства администрации <адрес>что запрещено законом.( л.д.19).

Вместе с тем, доказательств того, что ФИО2 перед подачей иска в суд, обращалась к учредителям Общества с просьбой о внесении изменений в государственный реестр в отношении нее, как лица имеющего право действовать от имени Общества без доверенности, истцом не представлено. Ее устные обращения к учредителям Общества не подтверждены по причине неявки последних в судебное заседание. В связи с чем, исходя из анализа приведенных норм права и имеющиеся в материалах дела доказательств в их совокупности, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований в части понуждения учредителей ФИО10 назначить единоличным исполнительным органом ФИО10 иное лицо не имеется.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

На основании п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;

в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Закон не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в государственный реестр таких сведений. Поэтому с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу п. 3 ст. 40 Федерального закона N 14-ФЗ не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом единоличном исполнительном органе (генеральном директоре).

Данный вывод подтверждается и в Письме Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 03-01-11/3-64.

Подписывать представляемое в налоговый орган заявление по форме N Р14001 должен новый руководитель организации.

Таким образом, для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, необходимо представить в установленном порядке документы, предусмотренные п.2 ст. 17 Федерального закона №129-ФЗ и заявление по форме N Р14001,подписанное новым руководителем Общества.

Поскольку порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ о руководителе законодательством урегулирован, для внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе необходимо обращение в регистрирующий орган уполномоченного лица, в данном случае избранного общим собранием учредителей нового генерального директора. Иного порядка закон не предусматривает. При этом в любом случае при изменении содержащихся в государственном реестре сведений, ранее внесенные сведения сохраняются.

Соответственно не имеется законных оснований и для обязания межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> исключить сведения из ЕГРЮЛ о ФИО2 как о генеральном директоре ФИО10 поскольку с 01.07.2002г. законодательством предусмотрен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается ограниченными возможностями регистрирующих (налоговых) органов по принятию решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц. Инспекция не вправе самостоятельно вносить записи в Единый государственный реестр юридических лиц, как не вправе вмешиваться и в хозяйственную деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требованийФИО2 об обязании ФИО10 в лице его учредителей назначить единоличным исполнительным органом иное лицо и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> исключить сведения из ЕГРЮЛ о ФИО2 как о генеральном директоре ФИО10 отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд <адрес> в течение месяца,со дня изготовления решения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения – 15.02.2016г..

Судья: Вераксич И.Н.

Копия верна

Судья: Вераксич И.Н.